Иранская лань. Ускользающая красота

К исходу грозной эпохи Второго междуцарствия на севере Египта царили азиаты (гиксосы). В это время у дам из дворца в моду вошли удивительные диадемы с точёными головками газелей на обруче. В руках С. Олдреда побывал один такой золотой венец из Эль-Салахии (район, близкий древнему Аварису, столице гиксосов): на его ободке с розетками-звёздами, между двух голов газелей явно сидела голова оленя – с саблевидными, как у козерога, но не витыми, а колючими рожками (музей Метрополитен, № 68.136.1). Уже и после основания империи новые владыки Египта, дети победителей гиксосов, не в силах были отречься от азиатской эстетики и та вошла в бурный синтез с исконной культурой. В элегантных диадемах с газелями в свет выходили не только иноземные жёны фараона, но фрейлины – так, в этих венцах были показаны дочери землемера Менны, носившие титулы придворных дам.

За границей с этим мотивом у хананеян был издревле связан образ бога войны Решепа (у месопотамцев – Нергала), носившего шлем, увенчанный как раз рогами или целой головой газели, пустынного обитателя. У египтян газель была посвящена богине Анукет, хозяйке первого порога на Ниле, что с лихвой оправдало пристрастие знатных египетских дам к идеям бывших врагов, в делах высокой моды вышедших искусителями. В лирике эпохи фараонов образ газели или лани, преследуемой гончими, был неразрывно связан с образом юной прелестной девушки, за которой «охотится» любовный рок. Но при этом совершенно ясно, что с ланями, в отличие от газелей, на охоте египтянин сталкивался до обидного редко. А всё потому, что олень в династическое время был такой же экзотикой, что и жираф или слон. До сих пор учёные не сошлись в едином мнении о том, мог ли олень обитать в Египте до фараонов.

П. Хоулиган пеняет на то, что не было найдено ни одного его наскального изображения, Ч. Китагава такой пример всё же нашёл, и притом на крайнем юге Египта. Но нет смысла отрицать, что этих свидетельств, пусть и явных, ничтожно мало. Тем не менее, есть гипотеза о том, что во время крупной волны миграции часть оленей могла по Суэцкому перешейку пройти в Африку даже вплоть до Судана, но эта малая популяция явно обитала там недолго и исчезла без следа. В своё время была даже попытка отнести этих древних и ныне забытых гостей к особому виду – лань Шафера (Dama schaeferi), но эту идею так и не признали в научных кругах. С.Дж. Харрис считает, что диадема гиксосской эпохи была декорирована головою благородного (красного) берберского оленя (Cervus elaphus barbarus), а цветы на обруче она ассоциирует с полевыми лилиями, и считает, что обладательницу редкого, изысканного убора могли звать ранней формой имени «Сусанна» («Лилия»).

То, в чём мы видим цветы, могло быть и звёздами на самом деле, но на лилии это не похожи вовсе, скорее уж на венчики персеи, кувшинки или нарцисса (всё это росло в Египте в древние времена). А. Страндберг, П. Хоулиган, Ч. Китагава и другие учёные уверены, что в подавляющем большинстве случаев олени на древних памятниках и в виде украшений изображают до сих пор распространённую в ближневосточном регионе иранскую лань (Dama dama mesopotamica). В текстах эпохи фараонов она названа «хенен», и, что забавно, её рога в знаменитом папирусе Эберса рекомендованы как лекарство от головной боли. А живых оленей требовали себе знатные охотники, хозяева заповедников, вольеров и зверинцев. И, стало быть, независимо от того, сколь призрачна теория о кратком пребывании оленей в доисторическом Египте, в качестве живой дани из Азии они туда попадали ещё во времена пирамид.

На сегодняшний день учтено не менее 30 случаев, когда олень был представлен в египетском искусстве – это очень стилизованные, часто стереотипные, а иногда и выполненные с ужасными ошибками изображения. Не раз бывало так, что мастер, в своей жизни видевший разве что рога оленя, с ними представлял «хененет» – самок (что возможно лишь у северных, полярных оленей) и малых оленят (так что можно было решить, что это карликовая порода оленя)! К удивительным выводам можно прийти при виде сцен, в которых люди не травят оленей псами и не поражают их стрелами, а куда-то ведут без особого принуждения, точно ручных животных. В богатых номах такое явление было, вероятно, возможно, если кто-то на подвластных ему просторах разводил оленей в стаде и время от времени слугам требовалось возвращать в загон заблудшую лань.

У иранской лани, как и у дальневосточного оленя-цветка густая россыпь серебристо-белых пятен на красноватой шкурке. По Диодору поздние египтяне любили представлять бога Осириса в плаще из оленьей шкуры, в которой видели подобие неба, усеянного звёздами. В холке этот вид выше европейской лани (Dama dama dama), но рога, которые неизменно носят щеголеватые «кавалеры», не такие ветвистые, хоть и толще, мощнее. И, быть может, из-за этого египтяне изображали оленьи рога совсем так же, как бодливое орудие им знакомого козерога, но при этом с колючками, а то и как две палки с шипами. То, что об олене очень многие египтяне знали лишь понаслышке как о райском, сказочном создании вроде Серебряного копытца, нет сомнения, но определённо в Египте, особенно в древности, могли быть пригодные для его хотя бы и временного обитания регионы. С XVI –го по XIX-й века уже н.э. дикие лани жили в Вади-Натрун, и примерно в это же время оленей встречали в Алжире, Тунисе и Ливии.

И в Дельте, и в трёх указанных странах климат ближе средиземноморскому. Те олени, которых в наше время до XIX-го века видели на севере Африки ввезли туда финикийцы, а может быть и римляне. Об оленях из Вади Натрун трудно заявить что-то определённое, но при раскопках в Дельте, в Кантире, с 1980 г. было найдено 35 оленьих скелетов. В Кантире когда-то была столица египетской империи, основанная фараоном Рамсесом II; она, конечно, далека от ливийской пустыни и Вади-Натрун, но ясно, что там был центр по разведению оленей. Вид этих оленей за древностию лет бывает установить сложно, но в подавляющем большинстве случаев это совершенно точно иранская лань. Точно мираж или пустынная химера, которых любили изображать в гробницах номархов, лань для слишком многих была не более чем мечтой. В зале редкостей и чудес миров флоры и фауны в храме Карнака её, как это ни странно, нет, зато есть банальная газель.

В Азии их тоже видели не особенно часто по причине исключительной робости этих созданий. Их обычная среда – дубовые и фисташковые леса, маквис, и ведь было время когда дубы росли в окрестностях Фив, пусть и по прихоти людей. Лани довольно активны днём в хитросплетениях своих любимых кустарников, а к вечеру они тайно ускользают в непролазные тростниковые плавни, где и отдыхают. Раз в год самец иранской лани сбрасывает свою ветхую корону и растит к августу новую, «золотую», чтобы биться на очередном турнире. Уже к марту на свет появляются их оленята, и они особенно хрупки и беззащитны перед лицом хищников и охотников. Запечатлеть ускользающую красоту лани очень неловкой от восторга рукой смогло слишком мало египетских художников, к тому же, вызывает подозрение «разорванность» этих эпизодов: от позднединастической эпохи до середины XVIII-й династии, а затем, несмотря на царский олений парк в Дельте – глухое молчание, и вдруг мы снова видим лань в гробнице последней четверти IV-го века до н.э. (эпоха Лагидов, Петосирис).

Долгий интервал «забвения» ланей обычно связывают с тем, что мирские сцены при украшении гробниц потеряли на какое-то время свою актуальность, уступив место религии и мистике, а образцов светского искусства до нашего времени не так-то много осталось. До середины XX-го века, к слову, считалось, что от иранской лани остались «рожки да ножки» не только в Египте (где она не автохтонна), но и в родных краях в Палестине и Месопотамии. Но затем в глухих болотистых долинах Двуречья всё же удалось обнаружить одно их стадо. С тех пор на возрождение этого вида брошены большие силы, и из устроенных питомников оленей расселяют по разным восточным заповедникам (например, в иранском Мазендеране или на израильской горе Кармель) или отсылают в зоопарки, в том числе и европейские (например, в Германию).

На снимке: золотая диадема с декором в виде цветов (или звёзд), голов газелей и оленя. Эпоха 2-го междуцарствия в Египте (ок. 1648–1540 гг. до н.э.). XV-я (гиксосская) династия. Вероятное место находки — Восточная Дельта, оплот гиксосов. Музей искусств Метрополитен (США, Нью-йорк). Галерея 111. Рег. № 68.136.1.

Источники:

Китагава Чиори. О присутствии оленей в Древнем Египте: анализ остеологической хроники/On the presence of deer in Ancient Egypt: analysis of the osteological record by Chiori Kitagawa. Article in The Journal of Egyptian Archaeology 94(1): 209-222 • January 2008

Китагава Чиори. Статус лани в Древнем Египте: автохтонный обитатель или интродуцент?/The status of fallow deer in Ancient Egypt: autochthonous or introduced ? By Chiori Kitagawa (Institut f;r Pal;oanatomie und Geschichte der Tiermedizin, Ludwig Maximilians-Universit;t, M;nchen, Kaulbachstr. 37, 80539 M;nchen, Allemagne, e-mail: kchiori@hotmail.com). Travaux de la Maison de l’Orient et de la M;diterran;e № 49. Archaeozoology of the Near East. VIII. Actes des huiti;mes Rencontres internationales d’Arch;ozoologie de l’Asie du Sud-Ouest et des r;gions adjacentesProceedings of the eighth international Symposium on the Archaeozoology of southwestern Asia and adjacent areas. Tome II, edited by Emmanuelle Vila, Lionel Gourichon, Alice M. Choyke, Hijlke Buitenhuis.

Хоулиган П. Несколько замечаний об оленях в Древнем Египте/Some Remarks on Deer (Cervidae) in Ancient Egypt. Patrick F. Houlihan. The Journal of Egyptian Archaeology. Vol. 73 (1987), pp. 238-243 (6 pages)

Страндберг Аза. Газель в искусстве Древнего Египта: изображения и значение./Strandberg, ;sa. 2009. The Gazelle in Ancient Egyptian Art. Image and Meaning. Uppsala Studies in Egyptology 6. 262 pages, 83 figures. Published by the Department of Archaeology and Ancient History, Uppsala University. xviii +262 pp.

Харрис Стефани Джоан. Трактовка символики древнеегипетских диадем; символика и иконография как зеркало статуса женщины/Диссертация на соискание степени Магистра искусств./Stephanie Joan Harris. Decoding Ancient Egyptian diadems: symbolism and iconography as a means of interpreting feminine identity. Submitted in accordance with the requirements for the degree of Master of arts in the subject Ancient Near Eastern studies at the University of South Africa. Supervisor: Professor P.S. Vermaak. February 2018

Скалдина Оксана, Слиж Евгений. «Красная книга Земли». Litres, 5 сент. 2017 г. Стр. 146 – 147

Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. Изд-во иностранной литературы, Москва, 1958 г. Пер. с англ. Б.Н. Савченко. Общая редакция и вступительная статья проф. В.И. Авдиева /Ancient Egyptian materials and industries by A. Lucas. London, 1948 (third edition, revised/третье издание)

© Екатерина Боталова


Рецензии