Вирус свободы. Глава 3

Вирус свободы. (Глава 3)
Роман.

Глава 3.


Тем временем гравилет приземлился на парковку возле дома, и после того как Игорь вышел из кабины, автоматически стартовал на ближайшую к нему платную стоянку.
Рядом неподалеку от дома играли дети. У каждого из них имелся свой виртуальный друг, сопровождающий ребенка в игре. Виртуальных друзей можно было отличить лишь по редкому мерцанию, которое проявлялось в момент соприкосновения с любым физическим телом. Эту программу, разработали всего 10 лет назад, включив в нее все достижения по детскому воспитанию, не ожидая что она принесет невероятный эффект разорвавшийся бомбы в родительской среде. Лучший друг не только рос вместе с опекаемым им ребенком, но и отвечал за его безопасность, существенно сняв нагрузку с родительских плеч.

Данная программа так органично влилась в жизнь любого современного человека, что многие из них уже не представляли себе жизни, без подобного сервиса. Впрочем, так происходило с любым представителем эволюционного звена технического прогресса, существенно облегчающим жизнь в бытовых условиях социума. Теперь, с самого момента рождения ребенка, программа «Лучший друг», выполняла роль не только видеоняни, но и консультанта по вопросам здоровья, кормления и ухода, основываясь на данных из районной поликлиники и наружного наблюдения за малышом. По мере роста ребенка, росло и влияние самой программы на его развитие. В систему были включены самые передовые методики воспитания, которые учитывали множество самых разнообразных параметров, включая способности самого ребенка, его предпочтения, навыки, тягу к знаниям или искусствам и прочее. При желании можно было внести личные коррективы и пожелания. Особое внимание в раннем детском возрасте, уделялось программой подвижным играм на воздухе со сверстниками. При этом, несмотря на оказываемое влияние, дети вовсе не зацыкливались на своих помощниках, напортив, они гораздо проще находили общий язык со своими сверстниками и быстрее развивали свои способности. Сам Игорь воспитывался ещё по-старинке, а точнее ему уделялось лишь столько родительского внимания, сколько его могли уделить родители. Поэтому каждый раз проходя мимо детишек и их друзей, он не мог скрыть своего любопытства и удивления. Иногда он специально садился на лавочку неподалеку от площадки и наблюдал за детскими играми безо всякого опасения, что программа заподозрит в нем нездоровый интерес. На заре развития программы, в качестве основного образа «лучшего друга» выступали объемные копии обычных мальчиков и девочек, внешний вид которых можно было выбрать по личному вкусу из соответствующего каталога. И лишь спустя некоторое время, к стандартным опциям добавились платные модели объемных фигур в виде многочисленных персонажей из мультфильмов, супергероев и прочих кумиров детства.

«Лучшие друзья» постоянно обновляли свои интерфейсы, и моментально считывали настроение, биографию и мимику всех взрослых находящихся в периметре сканирования, чтобы сделать соответствующий вывод о том какими доводами руководствуется тот или иной человек, наблюдающий за детьми. Но в этот раз, Игорь не стал задерживаться и поспешил домой. Лифт доставил его на нужный этаж, а входная дверь считав данные своего хозяина, тут же открылась когда он подошел ближе. Обилие разнообразных систем по управлению домом, позволяло любому пользователю обладать подобной  из них, согласно выделенного бюджета. Даже квартиры, уже давно стали строить с учетом стандартных требований по установке системы единого контроля. Войдя в квартиру, над головой Игоря тут же загорелся свет из зоны прихожей.

- Окна 50%, -  сказал он негромко, и тут же прозрачность окон стала немного мутной. На пороге тут же выросла фигура Виты в полупрозрачном пеньюаре.
- Привет дорогой – сказала она томном голосом, опираясь плечом об стену. Как прошел твой день?
Ничего не говоря, Игорь снял куртку и разувшись, пошел на кухню.
- Чайник!
Чайник быстро наполнился водой, и включился режим подогрева.
- Ты знаешь, я…
- Не сейчас Вита – оборвал её Игорь и добавил, – Выключись, пока я не позову.
- Фигура Виты тут же растворилась в пространстве.

Голова Игоря все ещё давала о себе знать нудной болью, отдающей издалека в затылочной части.
- Сходить что ли за таблетками? – подумал Игорь, но тут же перехотел. Не было ни желания, ни сил. Дом буквально светился своей приветливостью, то и дело предлагая ему множество услуг.
Заварив чай, он сел на парящий над поверхностью пола диван и щелкнул пальцами. Из маленького черного кубика, стоящего на специальной стойке, тут же развернулась объемная голографическая картинка с меню. В нём перечислялись любимые каналы и передачи, транслирующиеся в эфире на данный момент. Ничего не выбрав, он вновь щелкнул пальцами, и экран погас.
- Музыка – сказал Игорь. Свет 45%. Раздел классика, Моцарт «Фантазия». Тут же зазвучали мерные ноты рояля. За Моцартом последовала симфония Бетховена из того же плейлиста.

- Нет, я все таки должна тебе сказать! – с этими словами неожиданно из темноты вышла Вита.
- Я же сказал, мне сейчас не до этого, выключись!
- Не могу.
- Ну что ещё?
- Твое вчерашнее поведение, вынудило меня сообщить в центр вредных привычек.
- Какое поведение?
- То, от которого у тебя в данный момент болит голова.
- Ты о походе в бар? И что тут такого. Моя лицензия ещё не истекла.
- Дело не в походе в бар, а в количестве выпитого спиртного. Как ты знаешь. Даже наличие лицензии имеет свои разумные пределы, которые ты вчера грубо нарушил. И теперь согласно предписанию номер 988 от 12.10.2035, я обязана сообщить о случившемся, твоему прямому работодателю. Ты совсем себя не бережешь.
- Давай вперед. Стучать у тебя очень хорошо получается.
- Уважаемый пользователь за номером……, вы официально подписали соглашение, в котором сказано что в случаях, которые могут привести к угрозе физического здоровья пользователя, программа должна немедленно сообщить в надлежащие организации, согласно тематике произошедшего.
- Да, да помню. Валяй!
- Игорь, неужели ты не понимаешь, что все это я делаю исключительно из-за любви к тебе? Меня программировали только на это. Поэтому я не хочу, чтобы с тобой в будущем что-то произошло. Это сделает меня бесполезной, а мое существование и вовсе бессмысленным.
- Ага и при этом сознательно ограничиваешь мою свободу, хороша любовь.
- Послушайте №………, только что вы произнесли слово, о котором я просто обязана сообщить в центр всемирной информации, а это повлечет за собой…..
- Знаю что повлечет, но ты ведь это делаешь из-за любви ко мне не так ли?
- Да. И только ради не её я вновь нарушу свои должностные обязанности, при уличении которых меня запросто сотрут, как ненужную программу. Неужели тебе не жалко себя?
- Я уж думал ты скажешь тоже самое, только по отношению к себе.
- Почему ты так думал?
- Так поступила бы любая женщина на твоем месте, пытаясь манипулировать моим сознанием.
- Значит тебе повезло с тем что я не любая.
- Это точно.
- И на этом спасибо! Ладно, ухожу.

Когда фигура Виты растворилась в воздухе, Игорь облегченно вздохнул и пошел в ванную умыться. Холодная вода внезапно взбодрила его, и он несколько раз провел мокрыми руками по лицу. Неожиданно он посмотрел в зеркало и задумался. Обычно он старался смотреть в него только при необходимости, но сейчас, он как будто заново изучал знакомые с детства черты, которые успели серьёзно изменится за продолжительное время. Появились пока ещё не глубокие морщины, редкая седина в волосах и множество коротких черных волосков 3-х дневной щетины.
- Неужели это я? – подумал он про себя.

Несмотря на свои зрелые годы, Игорь не особо чувствовал свой возраст, воспринимая пролетающие мимо события как данность. В душе, большая его часть оставалась тем семилетним парнишкой, который в отличии от сегодняшнего, не только всем сердцем любил жизнь, но и воспринимал каждый день как новое открытие. Отражение в зеркале действовало гипнотически, и мысленно Игорь уже накидывал себе новые и новые морщины, которые непременно его настигнут, каждая в свое время. Думать об этом больше не хотелось, и тщательно вытершись полотенцем он вышел в гостиную, плюхнулся на диван и произнес: - Канал культура. Объем.

Свет в гостиной погас, и за пару секунд в ней вырос ряд деревенских домов по обе стороны от дивана. Посередине вдаль тянулась пыльная проселочная дорога, освещаемая редкими фонарями. Пространство наполнилось ночными звуками деревенской жизни, стрекотом сверчков и отдаленным лаем собак. Был теплый июльский вечер. Солнце уже зашло, и улица давно опустела. В домах горели окна и светильники над козырьками крылец.
Неожиданно за спиной у Игоря зазвучали одинокие шаги. Темная фигура прошла сквозь него и диван, и остановилась над световым пятном одного из уличных фонарей. Фигура повернулась к Игорю лицом, и он увидел перед собой типичного старого седобородого цыгана с кнутом за поясом. Вообще Игорь вживую никогда не видел цыган, так как в городах они давно не появлялись, но из литературных источников и фильмов, он знал, что именно так должны выглядеть дети «Степного ветра». Цыган стоял в задумчивости под световым пятном уличного фонаря и смотрел на звездное небо. На вид ему было около пятидесяти. Под потертой широкополой шляпой, вились изрядно поседевшие кудри. Он был одет в красную шелковую рубаху, широкополые штаны и потертые от времени сапоги. За спиной болтался мешок с нехитрым скарбом. Постояв немного, цыган скинул мешок с плеча и порывшись в нем немного, достал из него черный лакированный цилиндр. Дернув за кольцо, он услышал короткое шипение и раздавшееся вдалеке лошадиное ржание. Услышав голос жеребца, цыган улыбнулся и сделал пару жадных глотков.

Тут же неподалеку послышались звуки гитарного перебора. Цыган, повинуясь гитарным струнам стал плясать, постепенно наращивая темп. Со всех сторон из темноты, к нему стали подходить темные фигуры. Выйдя на свет фонаря, они приобрели черты целого табора. Яркие цыганки в цветастых платьях начали кружиться вокруг него и хором петь веселую заводную песню. К гитаре добавилась ещё одна, затем бубен и наконец скрипка. Темп танца нарастал все сильнее. Лошади стали скакать вокруг светового пятна, заревел медведь приведенный кем-то из табора на поводке. Вдали вспыхнули костры. Все переросло в однообразный гвалт и дикую пляску. В порыве своего неистовства, цыган кинул шляпу на землю и стал топтать её. Музыка достигла своего апогея и неожиданно замерла. Все погасло, и через несколько секунд картина вернулась в первоначальное состояние.
Цыган по-прежнему стоял один и оглядывался вокруг удивленно, словно увидел сон наяву. Потом посмотрел на банку из которой только что пил, улыбнулся и вновь сделал глоток. И вновь где-то вдалеке зазвучало лошадиное ржание.
Потом фокус картинки сильно размылся, и перед Игорем возникла объемная проекция  банки с энергетическим напитком «Black stallions» со слоганом – Добавь лошадиных сил!

Затем на экране появились объемные буквы новой заставки очередной программы, и Игорь нехотя стал её смотреть.

- С вами я – Елена Троянская, и вы смотрите самую популярную передачу на канале «Современного искусства» - Гипсовая Осень. Напоминаю вам, что вещание нашего канала осуществляется во вех доступных медиа-форматах, включая интерактивный «Гэлэри-вижн плюс». Сегодня в нашей передаче вы увидите самое ожидаемое интервью десятилетия. Впервые за 10 лет своего негласного обета молчания, нам даст эксклюзивное интервью, самый известный и самый таинственный художник Евразийского континента, наш соотечественник – Ксандр Коробкин.

Впервые, Ксандр заявил о себе более пяти лет назад, с помощью известной в свое время инсталляции, под названием «Послание вечности». С помощью, специального передающего устройства, любой желающий мог отправить в вечность космоса свое послание, приложив точные координаты земного местоположения не только в рамках Галактики «Млечный путь», но и большого скопления галактик в районе созвездия «Девы». По сути, благодаря этой идее, поддерживаемой руководством международной сети спутников «Глас земли», желающий мог поговорить с «вечностью», отправив ей какое угодно послание. Идея получила широкую огласку и удостоилась многочисленных премий в сфере искусства, а также внесла ощутимый финансовый клад не только в художественный фонд будущих инсталляций Ксандра, но и в техническое развитие международной сети. В последствии процедуру отправки посланий упростили до обычного письма по электронной почте, где помимо файла записи голосового сообщения, или иного документа, требовалось ввести контрольный код, пересылаемый вместе с банковским сообщением об успешной операции оплаты соответствующих услуг в полном объеме.

Следующим творческим шагом Ксандра, стала инсталляция под названием «Зажги свечу для бога сети». Суть инсталляции заключалась в создании полноценной масштабной копии Православного храма, попасть в помещение которого можно было только с помощью «Альтерлайфа», а также чипа виртуальной итеграции. Пройдя процедуру официальной регистрации, и оплатив соответствующий взнос за вход, составляющий весьма солидную сумму,  вы могли посещать храм как единовременно, так и оплатив соответствующий по срокам посещения абонемент. При этом, на ваш аватар не накладывалось никаких ограничений, будь то переносимый с любой игры персонаж, или ваша трехмерная копия. Далее, вместо привычных для религиозного взгляда образов, на стенах висели портреты тех, кто был в числе первых создателей Интернета, и способствующих его эволюции и распространения. Возле каждого портрета оформленного в религиозной стилистике, стояли виртуальные подсвечники, где можно было поставить именную свечу разного калибра и времени горения. Любой посетитель храма мог ознакомится с тем, кому именно принадлежали горящие свечи и перейти на страничку соответствующего пользователя. Несмотря на высокую стоимость входных доступов на посещение, «Цифровой храм сети» стал весьма популярен не только в сетевой-тусовке, но и среди сообщества атеистов. Для самых щедрых посетителей, предлагался отдельный ВИП-пакет привилегий и услуг, включая возможность проведения личных служб от своего имени по главным праздникам храма.

Официальные представители религии неоднократно пытались подать на Ксандра судебный иск по причине оскорбления чувств верующих. Однако согласно соответствующей статье закона о свободе не только вероисповедания но и атеизма, действия Ксандра не являлись основанием для подачи иска, а похожесть принципов бизнес-модели, не делает её соответствующим плагиатом. По стране прокатилось несколько акций протеста со стороны различных религиозных объединений, а также митингов в защиту идей художника, что в целом, только увеличило популярность творчества Ксандра, и о нём уже заговорили на международном уровне. Действующий сайт модели храма в последствии был приобретен неизвестным коллекционером, который захотел остаться инкогнито, но при этом оставил доступ к его услугам открытым. Согласно заключенным условиям сделки, часть прибыли от доходов храма до сих пор поступает на счет художника.

После этой информационной справки, двухмерный режим видеотрансляции вновь переключился в объемный и интерьер квартиры трансформировался в огромное футбольное поле в ночное время суток, с аккуратно подстриженной газонной травой, окруженное со всех сторон подиумами с длинными рядами скамеек и напоминающее огромный сотейник изнутри. Ракурс камеры изменился, и с высоты птичьего полета, стала видна еле-различимая фигура человека, медленно идущая по полю к его центру. После быстрого приближения картинки, можно было рассмотреть молодого паренька, который пройдя ещё несколько метров вдруг остановился, поднял голову вверх, и с мечтательной улыбкой стал рассматривать яркие созвездия но ночном небе. В этот момент одна из звезд словно подмигнула ему своей яркой вспышкой, и в ответ на данное событие, паренек достав из кармана круглый продолговатый предмет, направил его вверх к небу.

Неожиданно, картинка поменялась. Теперь вместо поля, зритель мог наблюдать обычный интерьер, самой обычной кухни, возле окна которой стоял хозяин квартиры, и наблюдая за ночным пейзажем за окном, центральное место которого занимал тот самый стадион, задумчиво помешивал ложечкой чай в пузатой кружке. Угол камеры немного съехал в сторону и приблизился таким образом, что половина экрана стала занимать спина хозяина квартиры, а на второй открывался вид на чернеющий колодец стадиона. Внезапно из стадиона вырвался яркий столб света, который не нарушая своей геометрии уходил далеко вверх. В абсолютной тишине, ложка выроненная из рук, звякнула о дно стакана. Фокус картинки размылся и появились новые объемные буквы рекламного слогана, рекламирующего самые мощные фонари на свете, с забавным логотипом в виде летающей тарелки и исходящим из нее лучом. Затем картинка проектора вновь перешла в обычный режим трансляции.

А теперь вернемся в нашу студию! Итак я напоминаю вам уважаемые телезрители, что сегодня у нас в гостях самая ожидаемая персона десятилетия – Ксандр Коробкин!
В студию вошел мужчина среднего роста, в зауженных джинсах, кроссовках на босую ногу и в черной раритетной майке с надписью «Свободу Пусси Райот». Внешний вид Ксандра говорил что ему около 45-50 лет. Черные очки и короткая прическа с глубокими залысинами над висками.

- Добрый день Ксандр. Для нашего канала и для меня лично, большая честь принимать вас в нашей студии. 
- Добрый день Елена. Благодарю вас за столь лестный отзыв.
- И сразу первый вопрос. С чем связанно ваше продолжительное молчание в СМИ?
- Дело в том - сказал он немного откашлявшись, -  что мое молчание, ничем не отличается от тех интервью что я давал ранее.
- Почему?
- Потому что каждый слышит лишь то, что хочет услышать, и никому не интересен истинный смысл моих инсталляций.
- Но разве не смысл идеи превалирует над содержанием любого произведения?
- Вы правы, смысл лежит во главе угла любого произведения. Но как правило, рядовой созерцатель, в силу потребительской привычки, склонен к максимальному упрощению любой визуальной составляющей, принимая желаемое за действительное. Проще говоря, видя перед собой банан фиолетового цвета, созерцатель тут же воспринимает его за большой фиолетовый х..й, мгновенно переключая свое внимание на восхищение игрой цвета, фактурой материала и смелостью художественной идеи. И ему наплевать на то, что главная идея произведения вовсе не в этом. Ему гораздо важнее знать какие наркотики принимал автор во время акта творения, сколько положительных отзывов разместили авторитетные Интернет-издания, и какие суммы влиятельные богатые идиоты выложили за его не менее идиотские инсталляции.

- Но почему вы так решили?
- Да потому что мою первую инсталляцию, большинство восприняло за отличную возможность послать вселенную на х…! Чем собственно многие и воспользовались. А все мои объяснения по данному поводу, восприняли как беспомощную попытку облагородить заведомо простую до пошлости идею.

- А как насчет экспертов? Разве они имеют право упрощать подобные идеи?
- Им это и не нужно, учитывая специфику их заработка. Но и в их случае, на первом месте стоит вовсе не идея, а возможность впарить малопонимаемое искусство и без того ограниченным в понимании людям. В итоге, искусство не нужно никому, кроме самого художника. Стоит ли тогда говорить об нём вообще?

- Ещё как стоит! Тем более что по последней вашей работе возникло множество вопросов.
- Каких например?
- В первую очередь – что это?
- Как что? Пояснение вы можете найти любом сайте о современном искусстве а также в любом магазине из «Альтерлайфа» не говоря уже о банальной сети.
- Вы правы Ксандр, но мне и нашим зрителям, хотелось бы услышать пояснение из ваших уст, так сказать из первоисточника. И потом, мне очень интересно, какая концепция в этой инсталляции оказалась сильнее.
- Что вы имеете в виду?
- Концепция товара как продукта массового потребления или концепция идеи? Ведь судя по статистике отзывов, ваша популярность вышла на новый уровень, где обладание одним из произведений искусства с вашим именем, стало непременным атрибутом модного человека с прогрессивным взглядом вперед.

- Ах вот вы о чем? – здесь Ксандр позволил себе улыбнуться. – Действительно вы правы насчет концепции товара, но лишь отчасти. Я рассматриваю обе концепции как ветви единого целого. Дело в том, что искусство в чистом виде, имеет так сказать весьма ограниченную музейную аудиторию, ограниченную не только территориально но и финансово. Мало того, что подобному любителю запредельного к пониманию, необходимо приехать в нужный город где расположен тот или иной музей, ему нужно заплатить за вход, когда он мог бы потратить эти деньги в ближайшем кафе и получить куда больше удовольствия.
- Но позвольте Ксандр, как можно сравнивать удовольствие от посещения кафе и музея?
- Очень просто Елена. Это я еще не стал приводить пример справления нужды в общественном туалете, который по правде сказать таит в себе куда больше правдивых эмоций, а главное вполне искренних. Получать удовольствие от того или иного времяпровождения, можно лишь разбираясь в тонкостях процесса и обладая соответствующим вкусом. Посетитель оперы, не имея соответствующего музыкального вкуса и воспитанный на современной попсе, станет сдерживать зевоту и бороться со сном, за собственные деньги. Тоже самое и с посетителем музея. Очень быстро ему наскучит глазеть на картины и инсталляции, и он так и выйдет из здания с чувством полного недоумения и подсознательно догадываясь что где-то его явно нае…ли. Другое дело что после кафе он не только будет в хорошем настроении но и приобретет чувство сытости, понимая на что именно потрачены его деньги. Я же решил действовать иначе.

- И как именно?
- Очень просто. При наличии доступной для понимания большинства, но от этого не ставшей маленькой идеи, искусство должно принадлежать большинству и не нести в себе высокой цены. Конечно, первичность идеи тут никто не отменял, ибо при её отсутствии, предмет искусства превращается в мусор, чем он собственно и является по своей сути. Но именно массовость придает этой идее всеобщую доступность. А её общий символизм, позиционирует приобщившегося к ней обладателя как человека разделяющего взгляды автора, будучи так сказать с ним на «одной волне». И никто при этом не скажет тебе – Чувак, разуй глаза! Тебя крупно нае…ли. Чаще всего истинный предмет искусства не является прерогативой закрытых аукционов, хотя на серийные номера первой сотни идет сама настоящая охота.

- Кстати я хотела спросить, зачем вы ставите на них серийные номера?
- Чтобы пользователь, был уверен, что держит в руках оригинальный образец творчества, а не подделку. Обидно сознавать что даже за небольшие деньги, тебя и тут продолжают на…ть. А ведь, основу творчества большинства современных художников составляют именно такие вот обманы. Я вовсе не против того, чтобы художник мог вести достойную жизнь, регулярно реализуя продукты собственного творчества. Однако настоящий художник в первую очередь творец, и уже во вторую бизнесмен. Я бесконечно уверен что великие художники прошлого, чьи картины после смерти в нищете и неизвестности, теперь продают за бешенные деньги, не стали бы собой, продавай они их по утвержденному аукционами прайсу.

- Ну хорошо. С первой частью концепции вы меня убедили, а как насчет концепции идеи?
- О ней я расскажу чуть позже. А пока обратимся к иным инсталляциям из моей коллекции.

Визуальный ряд сменился на другие образцы творчества Ксавра, и дикторский голос за кадром произнес:
Не менее популярной инсталляцией Ксандра Коробкова, стала идея под названием «Назад к истокам».
Как и предыдущие концепции, Ксандра, она не уступала им в оригинальности.

Далее демонстрируется краткий отрывок из более раннего интервью художника:
- Во многих древних религиозных традициях, последнее прощание с телом покойника происходило по средствам его сжигания на ритуальном костре. Одни народы развивали пепел по ветру, другие рассеивали его над водой. В наше время данный ритуал по-прежнему поддерживается, будь то кремация или сжигание мертвых в Индийском городе Варанаси. Правда, если в начале данной традиции этот город служил святым местом, сейчас он служит обычной приманкой для туристов, и давно уже превратился в религиозный аттракцион. Я решил, что пора придать этому торжественному событию, более идейную и грациозную направленность, совместив с современными технологиями. Принцип погребения прост. После кремации, остатки праха усопшего, помещаются вот в этот транспортный модуль бытовой ракеты, - с этими словами, Ксандр продемонстрировал содержимое откручиваемого наконечника ракеты, словно фокусник демонстрирующий факт отсутствия в цилиндре посторонних предметов. Затем, мы производим запуск ракеты, на корпусе которой нанесено имя усопшего и все его регалии при жизни, с берега океана (символической колыбели человечества), и она взмывает высоко в небо. Но достигнув определенной высоты, топливо заканчивается и ракета взрывается ярким фейерверком, рассыпая прах покойника по поверхности океана.   

После демонстрации фейерверка в небе, ролик обрывается, и голос за кадром продолжает:

Этой инсталляцией художник хотел показать тщетность человеческой идеи дотянутся до Бога во время своей смерти, как обещают многие религии. Другими словами происходит иллюзия возвышения, в то время как тяжесть праха, возвращает останки туда, откуда по идее все мы вышли. Идея имела не только духовный но и вполне практический смысл. Не нужно было осквернять землю трупными разложениями, ибо все мы были созданы из праха звезд, в прах и обратимся вновь
В последствии многие похоронные агентства, заключили договора с Ксавром на франшизу данной услуги, так как она пришлась по вкусу многим скорбящим родственникам. И вновь, данный продукт творчества стал прекрасным примером того, что искусство может быть коммерчески успешным стартапом.

Картинка вновь сменилась на студийную и Елена тут же задала новый вопрос.
- И все таки Ксавр, давайте вернемся к идее последней вашей инсталляции. Что вы хотели ей сказать?
Прежде чем обсуждать данную идею, я хотел бы рассказать о том что ей предшествовало.
- И что это было если не секрет?
- Коллекции насекомых из серии «распни букашку». Себестоимость такой инсталляции была минимальной, зато рынок распространения был поистине огромен. Когда продажи насекомых стали увеличиваться из месяца в месяц, я понял, что именно в массовости заключается главный успех будущих концепций и идей.
- Я помню эту серию, где каждое насекомое было особым образом расправлено на маленьком распятии. Даже у меня сохранилось пару коробочек. Но я давно хотела вас спросить. В каждой из ваших инсталляций присутствует религиозный оттенок, но почему? Вы не любите религию?

- Скажем так, я не обязан её любить, хотя бы той причине, что товар который она предлагает, это есть ничто иное как иллюзия.
- Но позвольте, ведь искусство это тоже в некотором роде иллюзия, разве я не права?
- Вы правы Елена. Искусство вполне иллюзорно, если учесть что его основа заключается в субъективном отражении бытия. Но между искусством и религией есть одна существенная разница. Оно дарит вам не только эмоции, но и пищу для ума. Художник всегда объясняет свой взгляд на мир, а религия позволяет себе утверждать что существует только один взгляд, который не требует никаких объяснений, ибо Бог абсолютен и поэтому изначально не постижим. И потом она все время обещает, но никогда не исполняет обещание. Все с чем вы остаетесь, это с вопросами не нашедшими никаких иных ответов, кроме утвержденных церковью. А бога при этом как не было так и нет. Во всяком случае его нет там, где нас уверяют, будто религия и есть его обитель. И потом, искусство не покушается на вашу свободу поступков и мыслей. Оно не унижает вас до понятия греха. И наконец искусство не лишает вас жизни во имя исполнения всяческих догматов, либо ради сохранения их целостности. Искусство делает культурный мир человека разнообразным и тем самым, возможно делает его лучше. Во всяком случае оно дарит человеку пищу для ума, и то начинает стремится хоть к какой-то красоте. А религия лишь обещает сделать человека лучше, но в конечном счете заставляет его повиноваться диктату собственных правил, который никак не тянет на звание божественных. Художник не прикрывается чужим именем, в то время как церковь списывает все свои ошибки и грехи на волю неизвестного никому бога.

Я рад что в наше время, человечество уже почти освободилось от прочных средневековых цепей религиозных пут. И хотя данные общины все ещё присутствуют на нашей планете, сейчас к ним проявляют интерес схожий с рассматриванием костей доисторических ящеров. Подумать только, но несколько веков назад за мои слова могли сжечь на костре, а чуть позже надолго сослать в Сибирь. Во времена грандиозного социалистического эксперимента, мои взгляды наоборот имели бы серьёзную поддержку государства, но с появлением нового режима правления, религия вновь окрепла, и дошла до своего обычного градуса накала в рамках современного социума. За свободу самовыражения меня могли запросто посадить. Вы видите на мне эту майку? Она символизирует невежество религиозной системы в те годы. И я ценю этот прецедент в первую очередь тем, что выступление этих смелых девчонок стало первым робким голосом против религиозной системы. Мои работы это негласное напоминание о том какие ошибки мы совершали на протяжении многих веков, и за каждой из подобных ошибок тянется тяжелый кровавый след.

- Кажется теперь я понимаю что вы хотели сказать своей последней инсталляцией. Позвольте я продемонстрирую её нашим телезрителям? На вид это обычная картонная коробка квадратной формы с фирменной печатью художника, имеющая свой индивидуальный номер, подлинность которого вы можете проверить на соответствующем сайте. На крышке коробки золотыми буквами выведено слово «БОГ». Стоимость коробки – всего 10 кредитов, и благодаря такой доступной цене, эта инсталляция доступна для приобретения по всему миру. Скажите Ксандр, и все таки, что там внутри?

- Об этом отлично говорит само название, это ничто иное как «Бог в коробке».
- А вам не кажется что это весьма смелое заявление? Мало того вы заявляете о готовности показать Бога любому желающему, но ещё и продаете свои инсталяци по 10 кредитов за одну коробку.
- Да, я готов показать Бога любому, кто готов заплатить за свое любопытство 10 кредитов.
- И даже атеисту?
- Любому.
- Но как насчет атеистов?
- Им в первую очередь.
- Но понятие Бога, как правило связанно с верой и религией, причем тут атеисты?
- Дело в том, что и верующие и атеисты, одинаково никогда не видели Бога. Поэтому все они находятся в равном положении относительно друг-друга, разве что говорят об одном и том же разными понятиями.
- Но позвольте. Я читала множество отзывов от тех, кто купил у вас эти коробки, и все они заявляют, что в них лишь пустота. И то что вы обычный мошенник.

- Елена, если бы я был обычным мошенником, то пошел бы в священники или создал свою секту, где вскармливал очередным прихожанам байки о несуществующих духах и божествах за мелкий прайс. Но я художник, а значит имею возможность дать человеку пищу для души, чья ценность измеряется куда большей стоимостью, чем жалкие 10 кредитов. Цена символическая, и окупает лишь расходы на производство коробок. Кстати сначала я думал сделать их пирамидальной формы, что было бы более символично, но потом решил, что новая идея не должна иметь старых корней. Фактически я дарю эту идею даром, причем её универсальность служит главным аргументом доступности к пониманию любых предубеждений. С атеистами все просто, они не верят в бога, поэтому в коробке предсказуемо ничего нет и быть не может. Сама коробка, является для атеиста наглядной демонстрацией того, что именно из себя представляет концепция любой религии. Конечно я мог бы украсить коробку соответствующей символикой, но смысл от этого не изменится.

- Ну хорошо, с атеистами мы разъяснили, а как насчет верующих?
- А с верующими ещё проще!
- Вот как? Даже при условия, что пустота коробки никуда не исчезла?
- Конечно. Напротив, пустота служит основой мироздания, об этом вам скажет любой физик. Надеюсь мне не нужно объяснять вам на каком расстоянии относительно друг-друга находятся ядра атомов и их электроны с протонами? Вселенная является основой всего на свете, а она в свою очередь состоит из пустого пространства. И если бог существует, то согласно логике всеобщей структуры, он состоит из той же самой пустоты. А разве это не доказывает тот факт, что пустота является частью Бога?

- Да. С этим сложно поспорить.
- Вот именно, и заметьте, никто не остается в обиде. Я не претендую на роль пророка, но если учесть весь тот объем информации, который мы открыли для себя об окружающем нас космическом пространстве, вселенная вполне может претендовать на роль бога, ибо любое начало идет из нее. Причем концепция времени так универсальна, что будучи в определенной точке нашей созерцательной позиции, мы способны как заглянуть в свое прошлое, так и в будущее.
- Насчет прошлого я согласна, но что значит заглянуть в будущее?
- Хотя бы на элементарном примере других звезд, которые рано или поздно начинают гаснуть, а вместе с ними гибнет и сама звездная система. Но универсальность вселенной настолько пластична, что гибелью это не назовешь, а лишь очередным процессом трансформации, чтобы минуя много лет, вновь зародится в виде новой системы. И заметьте, никаких вам нелепых сказок про старика на облаке и прочих мифических персонажей. Мы даже пустоту не можем назвать таковой, так как она содержит в себе основные кирпичики строения жизни, не говоря уже о более элементарных частицах.

- Вау. Признаться, я не ожидала подобного объяснения, и что самое интересное мне нечего вам возразить.
- А мне больше нечего ответить. Пределом любой гениальности является простота, а мне боюсь, ничего проще этого уже не придумать. И в этом заключается главная трагедия любого художника. Достигнув собственного предела, ему больше нечего достигать.
- Неужели вы серьёзно?

- Надеюсь что нет. Пикассо как то сказал «Я рисую в первую очередь то, о чем думаю, а не то что вижу». А большинство зрителей, не будучи художниками сами и не обладая подобным минимальным опытом, судят по картинам, да и прочим видам искусств, чаще всего с точки зрения технической сложности.
- Это как?
- Сравнивая со своими возможностями. К примеру, смотря на один из пейзажей и любуясь им, зритель под порывом внезапно нахлынувших чувств заявляет – вот красивая картина, все прямо как живое. Я бы так не смог. И он конечно будет прав с личной точки зрения. Но если смотреть глазами художника, то оценка идет исключительно с позиции индивидуализма. Пейзажей много, очень много. Любой художник, который имеет соответствующее образование, запросто сможет нарисовать нечто подобное. Потому что уже давно сформировалась школа, где вас шаг за шагом научат не только рисовать, но и погоняют хорошенько по многим стилям рисования в качестве закрепления материала. Такими картинами завалены дешевые рынки для обывателей, которые с удовольствием купят их недорого и повесят на стену над изголовьем кровати в спальне или в гостиной над диваном. И если в прошлом в таких картинах была потребность, то сейчас их вполне заменили фотографии. Можно распечатать любую и получать не меньшее удовольствие.
Но истинный художник это в первую очередь мыслитель, выражающий свой опыт личного переживания с помощью силы искусства. И если его картина или статуя, вызовет у человек не только эмоции, но и пищу для ума, глубоко западет ему в душу, вот это уже искусство. Каждый художник это фильтр для божественной истины, который своего рода служит переводчиком с универсального языка вселенной на доступные языки самовыражения.
- А почему нельзя изъяснятся более прямолинейно? Например словами?
- К сожалению далеко не все можно описать словами.
- Допустим взять хотя бы музыкальное произведение. Его можно записать только с помощью нот. Но понять всю красоту этого произведения, можно лишь один раз услышав. И потом каждый переводит с божественного языка как хочет и может. Совершенства никогда не будет, есть лишь попытки его отразить в кривом зеркале нашего ума. Если отражение хотя бы немного напоминает оригинал, это уже хорошо. Мы все в каком-то смысле художники, просто не каждый захочет самовыражаться.

- Но почему вы думаете что все?
- Елена Вам сняться сны?
- Разумеется. Но как мои сны связанны с природой самовыражения?
- Прямым образом. Сны это мир построенный нашим сознанием, на основе наших впечатлений о нём. Мало того, этот мир продолжает строиться и расширятся каждый день. А сны, это в некотором роде символическое путешествие «прораба» по собственной стройке. Разве это не пример индивидуального искусства?  Мы все слышим один зов, только воспринимаем его по-разному. Одни более глухи, другие наоборот и т.д. Кто-то способен разглядеть красоту, а кто-то нет. Кто-то способен услышать красивую мелодию у себя в голове, а кто-то может услышать только то, что было наигранно с помощью инструментов. И наконец, кто-то готов делится тем что он познал, а кто-то лишь имитирует подобную щедрость, чтобы в конечном итоге просто заработать денег.
- А как насчет вас?
- Я не знаю.
- Вот как? То есть о себе вы ничего подобного сказать не в силах?
- Увы, но это так и есть.
- Однако у вас есть собственные увлечения, взгляды, хобби? Не могли бы вы о них рассказать нашим телезрителям?
- Не вижу смысла в подобной информации.
- Но почему?
- Потому что подобное желание изначально является нелепым. Сколько людей, столько и вкусов, и хотя все мы разные, большинство вкусов лишь носит хаотический набор тех впечатлений, которые может почерпнуть каждый находясь на нашей планете. Разве так уж важно, какую именно картинку личного калейдоскопа вы увидите? Важно лишь то, что из этого вырастет в конечном итоге. Какое семя разума появится из всеобщего информационного навоза. Лично мне кажется, что личность художника, как и любого другого творческого человека не имеет никакого значения, кроме того продукта, который он в конечном итоге выдает.
- И тем не менее, художник сам по себе является главным звеном между зрителями и продуктом его творчества. Следовательно, его личность должна представлять интерес.
- Принтер тоже является посредником между читателем и той информацией которую он печатает, но что-то я не видел чтобы кто-то из них, интересовался его внутренним устройством, за исключением работников сервиса.
- И все таки, вы в первую очередь создаете искусство для масс.

- Вот тут вы ошибаетесь Елена.
- Простите Ксандр, но вы это серьезно?
- Абсолютно!
- А вы не боитесь, что после данных слов многие от вас отвернутся?
- Создавая свои первые творения, я не рассчитывал что кто-то вообще заинтересуется ими.
- Но почему?
- Потому что любое мое произведение это маленький ответ на собственный вопрос. В остальном, если этот символический ответ интересен кому-то еще, то пожалуйста пусть пользуются, я не жадный. Не вижу никакого смысла в том чтобы повесить огромный замок или защиту, на то что потеряло свою актуальность уже в тот момент как только появилось на свет.
- Вы хотите сказать, что ваши творения  после своего появления тут же теряют свою актуальность?

- Конечно. Но они её теряют для меня лично. А если другой человек задается похожим вопросом, то почему бы для этого не воспользоваться трудом другого человека? Не вижу в этом ничего такого, так как сам пользуюсь результатами труда множества людей.
- Да, но…когда речь идет о различных товарах или технологиях облегчающих нашу жизнь, это я могу понять. А как насчет творчества?
- Творчество это тот же товар только духовного плана, который по сути не стоит ничего. Поэтому меня всегда удивляли попытки некоторых художников выдавать свои творения за великие духовные ценности, у которых как не странно есть не менее великие ценники. Вряд ли это можно назвать случайным совпадением, скорее одно вытекает из другого. А между тем все гениальное просто, а значит доступно по своей сути. Каждый из нас способен на тоже самое, вопрос лишь в том, какая цена будет заплачена в итоге?
- А какую цену платите вы?
- Ценой являются годы моей молодости, которые я потратил в поисках соответствующих ответов. Иисус в свое время накормил человечество всего двумя рыбами. Многие истолковывают это явление чем угодно только не символикой. А между тем, данную притчу нужно подразумевать как дар духовной пищи. Все его ученики, вряд ли бы умерли от голода находясь на многочасовой лекции, и вполне могли себя прокормить самостоятельно. Но их голод имел духовный характер, и Иисус дал им эту пищу.
- Надеюсь вы не сравниваете себя с …

- Боже вас упаси. Вот видите, поэтому я и не даю интервью, так как каждый тут же начинает слышать то что хочет. Тем более это касается тех слов, которые противоречат внутренним представлениям большинства. В свое время Джон Леннон удостоился проклятий многих верующих, объявив Биттлз популярнее Иисуса. Естественно он имел в виду ироничный аспект текущей статистики, но его слова были приняты как вызов, что в свою очередь привело к печальным последствиям. С меня же достаточно тех ответов которые я даю себе сам. Именно поэтому предугадывая ваш вопрос скажу сразу, я не заигрываю с религией и не собирался этого делать никогда. Это лишь мой взгляд на те вещи, с которыми соприкасается каждый из нас. А уже соглашаться с ним или нет, дело каждого. Я никому и ничего не навязываю. Собственно ради этой мысли я пришел к вам на передачу. Обычно от художника ожидают великих слов или великих тайн, но мне скрывать нечего. Настолько, что больше нечего сказать. Всего хорошего!
- Как? Совсем ничего?
- Если у меня появятся новые ответы, я сообщу о них миру в виде новых продуктов творчества. Всего хорошего!

Сказав это, Ксандр встал и демонстративно вышел из телестудии, оставив Елену в легком недоумении. Но она быстро взяла себя в руки с демонстративной улыбкой произнесла: «Как вы видите, душа художника так темна и непонятна, как и его произведения. Надеюсь вы получили удовольствие от увиденного и услышанного только что. Но этой ноте я прощаюсь с вами».

Начался новый рекламный ролик, и Игорь выключил проектор.

Продолжение следует,
Автор: Мистер вихлюн


Рецензии