Воспитание творчеством о литстудии Дворца пионеров

Воспитание творчеством (о литстудии Дворца пионеров и её руководителе Александре Охрименко).
Как готовит судьба человека к выполнению его жизненной миссии?
Как детские увлечения становятся любимой профессией?
В детстве маленький Саша Охрименко запоем читал книжки, которые дарила ему бабушка Люба - учительница математики. Родители (отец - инженер, мама - врач) целый день были на работе, поэтому воспитанием Саши и его сестры занималась бабушка. Она водила их в драматический и оперный театры, в летнюю библиотеку Сада Шевченко, где в строгой тишине Саша читал роскошные большие ежегодники "Круглый год" и "Мир приключений". Кстати, сохранился его каталог детской библиотеки конца 50-ых - начала 60-ых гг., в котором описаны 412 книг. В нынешней библиотеке известного педагога Александра Васильевича Охрименко сохранившиеся книги его детства занимают особую полку.
Если бы бабушка отвела юного книгочея в литкружок Дворца пионеров, то осознание призвания пришло бы к Саше значительно раньше. И хотя он всю свою школьную жизнь был вожатым октябрят, а позже - пионеров, но как завзятый "олимпиадник" по своей любимой математике поступил всё-таки в Институт радиоэлектроники.
Но уже в первые каникулы, работая в стройотряде, организовал при нём пионерский отряд. А после второго курса уже сразу отправился на всё лето вожатым в пл/строители. Читая пионерам книжки с горечью убедился, что школьное преподавание отвратило детей от настоящей литературы. Тоже самое Александр чувствовал и дома, когда выдавал книжки соседским мальчишкам и девчонкам. И он решил стать таким учителем, который пробудит у детей любовь к поэзии и тонкой психологической прозе.
Он забрал документы из ХИРЭ и поступил на филфак пединститута. Так началась новая жизнь - жизнь поиска и счастливых открытий!
Уже на первом курсе Александр вёл лингвистические кружки в 5-ой и 4-ой школах. А в начале 1975-го года состоялась знаменательная встреча с Вадимом Александровичем Левиным. В литстудию Дворца пионеров Александра привела преподаватель филфака Галина Фёдоровна Калашникова.
- Мой студент, - сказала она руководителю литстудии, детскому поэту В.А.Левину, - собирает детские книжки, даёт их читать детям, а потом обсуждает прочитанное с детьми. Мне кажется, вы нужны друг другу.
И Александр стал посещать занятия всех групп литкружка - от самой младшей до старшей, как бы проходя ускоренный курс формирования и художественного, и педагогического вкуса. Оказывается, преподавать можно весело, в игре. А читать вслух книгу так, что дух захватывает. И обсуждают не по «плану», а то, что почувствовали. И оказывается, у Вадима Александровича есть своя теория литературного образования - методика «воспитания творчества». Чтобы понимать стихи и прозу, дети должны их сами сочинять!
Осознание собственных трудностей художественного самовыражения позволит им увидеть их преодоления в творчестве больших писателей.
Мастер-наставник передавал свою методику молодому педагогу «из рук в руки». Вадим Александрович «вручил» свою старшую группу Охрименко, а группу пятиклассников тот набрал уже сам. И вот Александр Васильевич, будучи студентом, получает трудовую книжку. Утром он учится в институте, а вечером применяет полученные знания на своих занятиях. Эти занятия они потом обсуждают вместе с Левиным. Так начинается их сотрудничество, о котором В.А.Левин написал спустя четверть века:
«Мы проводили прошлый век,
Но не померкла дружба наша,
Мой ученик, коллега, Саша,
Соратник. Важный человек!»
Самым сложным для молодого педагога оказалось выстраивание программы работы, ведь в литстудии нельзя воспользоваться программой, разработанной МинПросом для школ. Нужен был и оригинальный перечень интересных поэтов и прозаиков, и нестандартные методы работы с учениками. И вот литкружковцам предлагаются такие необычные творческие задания – рассказ от имени бабушки, цветка «Как меня обидели?»; сочинение по ассоциации с придуманным словом или музыкальным произведением. Эти пункты программы можно было объяснить администрацией тем, что в литстудию приходят необычные дети, пишущие стихи и прозу. Но с идеологическим прессом было сложнее «Зачем вам нужно изучать Бапеля?» - «Бабеля!» - «Ну, хорошо! Бабеля? Читайте лучше Роберта’ Рождественского.» И тут можно было уломать администратора – ведь Бабель, Мандельштам, Пастернак не запрещались, а просто не рекомендовались к изучению. А вот контроль КГБ был более бдительный, и Охрименко неоднократно вызывали в большое мрачное здание на Совнаркомовской. «Почему вы читали детям запрещённого Наума Коржавина? Почему вы провели вечер памяти Аркадия Галича?» - «А где написано, что они запрещённые?» - «Вы должны были это знать!»
А однажды, в 1982-ом, майор КГБ вызвал Охрименко в кабинет директора Дворца пионеров: «Почему вы участвовали в слёте «литературных» террористов?». Да, действительно, в Харькове на квартире одного из учеников Александра Васильевича проводилось всесоюзное собрание поэтов, возглавляемое харьковчанином А.Домбровским и киевлянином И.Пухановым. Пришлось объяснить майору, что их «террор» заключается в требованиях к литературным журналам мотивировать свои отказы в печатании их стихов, а не простых отписках. Конечно, при этом Охрименко не уточнял, что все эти стихи по случайному совпадению были антисоветскими.
Большой скандал вызвал и отказ Охрименко обсуждать в своём литкружке произведения Л.И.Брежнева. «Вы хотите, чтобы дети перестали ходить во Дворец?» - спросил он завотделом. Этот аргумент подействовал.
Вот так литстудия стала рассадником инакомыслия, впрочем не очень радикального, так как Охрименко читал правдивые стихи антисталинской направленности. В общем где-то в духе «Уберите Ленина с денег!». Но и этого было достаточно, чтобы ощущать серьёзное давление идеологической стражи.
Важными событиями для кружка были общегородские литературные вечера, проводимые в большом актовом зале Дворца. Этот зал заполняли 300 старшеклассников из многих школ и не случайные, а заинтересовавшиеся, ведь до этого Александр Васильевич уже объездил эти школы и рассказал там о предстоящем вечере. В памяти кружковцев остался вечер к 100-летию Блока, где всё было замечательно и вступительное слово профессора Л.Г.Фризмана, и чтение стихов А.П.Лесниковой, и сцены из пьесы незнакомка, и вдохновенный доклад Леночки Шейниной о переписке А.Блоке и Л.Менделеевой.
А вечер, посвящённый А.Вознесенскому в 1982-ом году, проходил не так торжественно, зато с вовлечением зрителей в жаркие споры. Для этого кружковцы устроили инсценировку разговора поклонника и противника поэта. Затем пришедшие на вечер школьники получили распечатки стихов Вознесенского и началось, по сути, расширенное занятие литкружка сразу со всем залом. И не мудрено, что после таких вечеров население литстудии увеличивалось…
Большое место занимала пропаганда новой методики. Охрименко выступает на конференциях, ведёт семинары для учителей в школах, помогает Левину на курсах «Развивающего обучения» (РО) В.Репкина, проводя после лекций Левина практические занятия с учителями.
С 1978-го года Охрименко – лектор общества книголюбов, в темплане общества за этот год названы его лекции для детей о писателях Гайдаре, Алексине, Крапивине и о детской поэзии. Для взрослых же - лекция-концерт «Современные советские поэты» (по заказу организаций), а для родителей - «Как приохотить ребёнка к чтению?». Эта лекция была одной из возможностью пропаганды методики воспитания через творчество, и читал её А.В. и перед работницами молочной кухни, и в своём родном ЖЭКе. Ему памятно выступление на полевом стане, куда председатель колхоза торжественно подвозил его на своей «Победе», и в рабочих общежитиях завода Малышева, где ему приходилось собирать слушателей по комнатам, отрывая их от «стопарика».
С 1980-го Охрименко начинает поводить у себя дома «литературные среды», которые называли и салоном, и студией. На них молодые писатели А.Кучерский, Б.Косвин, А.Калинин читали свои рассказы, поэты Е.Сухарев, И.Рувинская, Е. и Ю.Жёлтышевы – стихи, а Наталья Берман впервые «попробовала свой голос», исполнив свои первые оригинальные песни. Всё это сопровождалось непременным обсуждением текстов, что дало повод Наташе так подписать свою первую книгу: «Саше с разрешением обсуждать, критиковать, анализировать». К сожалению и этот домашний литературный кружок КГБ не обошёл своим вниманием…. Этих молодых писателей своих друзей Охрименко использовал в корыстных целях – он приставил их наставниками к своим юным ученикам.
Наступает эпоха перестройки. Журналист С.Соловейчик пишет о новых методах обучения В.Шаталова, Е.Ильина, Ш.Амонашвили и называет это «Педагогикой сотрудничества». Боевая «Учительская газета» организует всесоюзный клуб творческих учителей «Эврика». В начале 1987-го года В.А.Левин с большим успехом даёт открытые уроки в Москве.
В августе 1987-го года в Куйбышев приехало 500 «эвриканцев» со всей страны. Чтобы показать, что новые технологии образования, открытые педагогами-новаторами, доступны и другим учителям, было решено, что открытые уроки будут проводить ученики и последователи новаторов. И Охрименко провёл 3 урока по методике Левина. В этом же году Александр Васильевич давал открытый урок на сцене актового зала 29-ой школы, заполненному харьковскими учителями. На этот раз речь шла не о методике, а о гражданском долге. Охрименко читал 10-классникам запрещённые раньше стихи Мандельштама, Цветаевой, Чичибабина. Из переднего ряда даже раздался свистящий шёпот начальственной дамы:
- Немедленно прекратите антисоветчину!
И это неудивительно, ведь школа, как и вся страна, готовилась торжественно отметить 70-летие революции.
В последствии Александра Васильевича приглашали в разные города местные «Эврики». Он давал открытые уроки в знаменитой московской гимназии «Муми-Тролль», где по окончании одного урока дети неожиданно забаррикадировали дверь, не выпуская его из класса и скандируя: «Ещё хотим!».
А вот что писала газета города Северодвинск в очерке «Волшебника вызывали?» об одном из таких уроков:
«В наш северный город приехал педагог-новатор. На его уроке 3-классники занимались литературным творчеством. Учитель предложил им дописать одну строчку. Он прочёл первую строчку двустишия: «В зоопарке бегемот проглотил ежа и вот…» и попросил досочинить вторую.
Дети придумали смешную развязку, но с рифмой не очень то получилось. Александр Васильевич что-то быстренько переставляет местами: «…он трясётся в лихорадке и жужжит его живот».
Счастливы все! А Охрименко, по-моему, больше всех.
Из прозы для детей в библиотеке А.В. хранятся почти все произведения его любимых ленинградских детских писателей Р.Погодина, Ю.Томина, В.Голявкина, В.Козлова, Н.Внукова, С.Вольфа, В.Попова. Специально поминает А.В. также подборку исторических книг для школьников писателей А.Говорова, А.Немировского, Л.Воронковой, О.Гурьян, Д.Триза, А.Алтаева, З.Шишовой, Э.Выготскую. Собрание сказок у А.В. практически исчерпывающе, например, «Алис..» Кэррола у А.В. целый детский сад: 6 разных переводов!
Из представленных в его библиотеке десятков книг с пересказами мифов А.В. отобрал самые интересные мифы и легенды в свою хрестоматию для 3-го класса «Калейдоскоп». В разделе книг об индейцах А.В. показывает книги «Маленьких дикарей» и «Рольфа в лесах» Э. Сетона-Томсона, «Саджо и его бобры» Серой Совы, «Земля солёных скал», «Таинственные следы» Сат-Ока. А.В. всегда рассказывает детям занимательную историю о том, как он встречался в1974-ом году с писателем Сат-Оком, приехавшим в Харьков из Польши.»
А вот как точно формулирует В.А.Левин в своём письме смысл и назначение библиотеки Охрименко: «…твоё собирание книг направлено на создание для детей действующей модели книжного мира – мира СВОБОДЫ ВЫБОРА. Эта действующая модель позволяет тебе быть проводником, попутчиком и собеседником в этом мире – мире литературы, в мире поэзии».
А.В. стал одним из победителей всесоюзного конкурса личных библиотек, открытых для общественного пользования. Об этой библиотеке был снят документальный фильм, который показали по центральному телевидению. (В эпоху книжного дефицита нужно было поощрять желание делиться книгами…)
Можно было не только давать книги на время, но и дарить их, что Охрименко всегда делал охотно. В.А.Гусев описывает случай, когда А.В. подарил Люботинскому детскому дому 300 избранных детских книг. Приехав туда во второй раз с новыми книжными подарками, А.В. был приятно удивлён тем, что дети уже многое прочли, так как сидение у телевизора в интернате не очень-то поощрялось.
Обездоленные дети всегда были предметом забот Охрименко. И поэтому он вёл кружки и в 8-ом интернате, и самое неожиданное – в спецшколе для трудных! Эта спецшкола, расположенная в районе Гидропарка, была по сути колонией для юных правонарушителей. Высокий решётчатый забор, охрана, все воспитанники в одинаковых синий робах, воспитание по Макаренко с производительным трудом. И вот на территории появляется А.В., сразу входит в игру на футбольном поле и забивает гол с середины поля. Вот где пригодился его 1-ый разряд!!! А затем в перерыве, присев на лавочку, достаёт книжку Л.Габышева «Одлян…» про лагерь, зону «для малолеток» и начинает такое уж актуальное чтение. Много лет спустя бывшие колонисты, встречая А.В., благодарили:
- Помните, вы нам правильную книгу читали. Может поэтому я и не стал бандитом.
Вот как вспоминает бывший кружковец Андрей Краснящих эти попытки А.В. соединить элитарную литстудию и колонистов (журнал https://focus.ua/long/372607):
«А вот куда он сам водил, возил нас, и куда без него нам и в голову не пришло бы попасть, - в интернат для слепых и спецшколу для трудных, по сути колонию. Я сейчас спросил себя: боялись ли мы их и этих мест, - нет, не боялись. …напротив, это были первые наши литературные выступления, первая аудитория, и нас слушали, мы возвращались радостные, воодушевлённые.»
А теперь о только что упомянутом интернате для слепых. Когда на областной литературный конкурс, который каждый год проводил Дворец пионеров, пришло сразу несколько работ из интерната для слепых, А.В. пошёл туда, благо располагался он совсем недалеко и остался там на несколько лет, организовав для слепых юных поэтов литстудию, естественно на «общественных началах». И шли они гуськом за А.В., держась каждый правой рукой за левое плечо впереди идущего товарища, в Союз писателей на семинар, специально организованный для них. А самая талантливая Галя Санина потом даже поступила на филфак ХГУ.
В 1992-ом году Охрименко стоял у истоков создания гимназии «ОЧАГ», первой в Украине частной школы. И вместе с «отцами-основателями» «ОЧАГа» Евгением Медрешем и В.А.Левиным А.В. разрабатывал идеи и стратегию гуманистического воспитания новой школы и 7 лет, до печальной утраты остроты зрения проводил в начальных классах уроки литературного творчества. Такие же уроки он в течении 10 лет вёл и в 45-ой школе. Это была его основная экспериментальная база для проверки того, насколько пригодны для массовой школы и произведения, и методы работы с ними, опробованные в литстудии.
Потом мы играли в другую игру: что на что похоже?
Третьеклашки хорошенько пригляделись и заметили, что светильник, который в классе висит, очень похож на карусель или на вертолёт. А ещё на цветок, сушёный гриб, улитку или змею, свернувшуюся калачиком!
И, может быть, кто-нибудь из них после такого урока придёт домой и напишет в тетрадку своё первое стихотворение.»
Не в последнюю очередь благодаря такой «эвриканской» активности в 1989-ом году Охрименко приглашают в Москву к новому министру просвещения СССР Э.Д.Днепрову на совещание по новым учебникам для начальной школы. Выступая, А.В. предложил специалистам новую концепцию учебных хрестоматий – давать детям целую библиотечку, вместо одной сразу пять разно жанровых книг в каждом классе (стихи, рассказы, сказки, мифы). При этом нужно отказаться от обычных для начальной школы тематических разделов: «Зима», «Лето», «Труд», «Дружба», «Осень». А объединять тексты – по жанрам и авторам.
Выступавший следом известный автор учебников В.Горецкий заявил:
- Предполагаемые учебники Охрименко – для интеллигентного учителя, а мои – для всякого!
На это министр горячо возразил:
- Настоящий учитель отодвигает ваши учебники в сторону.
И он действительно отодвинул рукой стопку учебников на край стола, где они не удержались и упали на пол. Увы, этот символический жест не помешал учебникам Горецкого издаваться ещё долгие годы.
И вот на квартире А.В. закипела работа, была создана лаборатория НЛО (начального литературного образования) под руководством В.А.Левина, куда входили ученица Левина Л.Войнич и ученики Охрименко И.Ачкасова, Е.Левинштейн, Е.Шейнина. Но ещё нужно было победить на конкурсе новых учебников Сороса, что и было сделано!
Первые 3 «пробные» хрестоматии были изданы в Харькове в 1991-ом году, а в 1994-ом в Москве они стали выходить тиражом 300000 экземпляров, всего было издано 15 хрестоматий (по 5 для каждого из начальных классов) с последующим частичным переизданием.
Из прозы для детей в библиотеке А.В. хранятся почти все произведения его любимых ленинградских детских писателей Р.Погодина, Ю.Томина, В.Голявкина, В.Козлова, Н.Внукова, С.Вольфа, В.Попова. Специально поминает А.В. также подборку исторических книг для школьников писателей А.Говорова, А.Немировского, Л.Воронковой, О.Гурьян, Д.Триза, А.Алтаева, З.Шишовой, Э.Выготскую. Собрание сказок у А.В. практически исчерпывающе, например, «Алис..» Кэррола у А.В. целый детский сад: 6 разных переводов!
Из представленных в его библиотеке десятков книг с пересказами мифов А.В. отобрал самые интересные мифы и легенды в свою хрестоматию для 3-го класса «Калейдоскоп». В разделе книг об индейцах А.В. показывает книги «Маленьких дикарей» и «Рольфа в лесах» Э. Сетона-Томсона, «Саджо и его бобры» Серой Совы, «Земля солёных скал», «Таинственные следы» Сат-Ока. А.В. всегда рассказывает детям занимательную историю о том, как он встречался в1974-ом году с писателем Сат-Оком, приехавшим в Харьков из Польши.»
А вот как точно формулирует В.А.Левин в своём письме смысл и назначение библиотеки Охрименко: «…твоё собирание книг направлено на создание для детей действующей модели книжного мира – мира СВОБОДЫ ВЫБОРА. Эта действующая модель позволяет тебе быть проводником, попутчиком и собеседником в этом мире – мире литературы, в мире поэзии».
А.В. стал одним из победителей всесоюзного конкурса личных библиотек, открытых для общественного пользования. Об этой библиотеке был снят документальный фильм, который показали по центральному телевидению. (В эпоху книжного дефицита нужно было поощрять желание делиться книгами…)
Можно было не только давать книги на время, но и дарить их, что Охрименко всегда делал охотно. В.А.Гусев описывает случай, когда А.В. подарил Люботинскому детскому дому 300 избранных детских книг. Приехав туда во второй раз с новыми книжными подарками, А.В. был приятно удивлён тем, что дети уже многое прочли, так как сидение у телевизора в интернате не очень-то поощрялось.
Когда литстудия Охрименко раз в год приходила в Союз писателей на областной семинар для пишущих школьников, то секретарь СП В.П.Тимченко всегда приветствовал их так:
- Пришла наша литературная смена! Давайте посмотрим, оправдались ли надежды Виктора Петровича?
В своём предисловии к сборнику стихов кружковцев «Окна» (Х., 2010) Охрименко отмечает ненужность особого выделения юных сочинителей: «…В кружке писали далеко не все, да и само разделение на «пишущих» и «непишущих» весьма условно. Кто-то скромно сидит в углу и слушает других, а потом приносит толстую тетрадь с хорошими стихами, а те, кто считался в кружке «корифеями» стиха, бросили писать или неожиданно стали писать прозу.»
Ведь девиз кружка был: «От маленького писателя к большому читателю!» Тем не менее некоторые кружковцы действительно стали профессиональными писателями. Как сказано в вынесенном на обложку «Окон» стишке Охрименко:
«Спрессованы в единый миг
Сто будущих хороших книг.
Стихи вчерашней детворы –
Сто книжек нынешней поры!»
Самыми плодовитыми оказались прозаики. Олег Ладыженский и Дмитрий Громов, пишущие под псевдонимом ОЛДИ, работают в жанре «фэнтези». Для этого с головой погрузились в средневековье. Широко известны их романы «Гарпия», «Рубеж», «Путь меча». В 2006 году они получили премию ЕвроКон как лучшие фантасты Европы. На подаренной учителю книге «Войти в образ» Дима Громов (1/2 ОЛДИ) написал: «В студии мы больше занимались стихами – а я больше любил прозу. Здесь это соединилось.» А вот Олег писал замечательные пародии на поэтов, которые вошли в «Окна».
В «Окнах» же были напечатаны и стихи будущего прозаика Володи Свержина, выпустившего уже целых 30 романов в жанрах альтернативной истории и детектива, например, «Сыщик для феи», «Когда наступит вчера».
А вот Андрей Краснящих в надписи на своей книге рассказов «Парк культуры отдыха» благодарит за то, что А.В. «отучил меня писать плохие стихи». Ещё раз процитируем статью Андрея из журнала «Фокус»: «Для меня литстудия стала убежищем, альтернативой школе… А.В. не учил, а отучивал писать плохие стихи, мы разбирали чужие - Слуцкого, Винокурова, Левитанского, Давида Самойлова - как это сделано, из чего состоит. На чём держится. О чём говорит про себя. И говорило оно совсем о другом, чем стихи в школе, не опровергая, но и не касаясь, не пересекаясь.» В 2015 году Андрей из рук Наины Ельциной получил «Русскую премию», после чего произнёс яркую антипутинскую речь и даже осторожные российские писатели пожимали ему руку. Андрей делает ещё одно большое дело – выпускает толстый литературный журнал «Союз Писателей», который действительно объединил в некий союз нынешних и бывших харьковчан-писателей!
Бывшая староста старшей группы литкружка Марина Сорина живёт в Италии. В журнале Андрея она несколько раз печатала свои рассказы, а вот совсем недавно выпустила роман «Я хочу итальянского мужа» как раз на итальянском языке. Вышла и вторая книга Марины – сборник рассказов, тоже на итальянском.
И Маша Тумаркина представлена в «Окнах» стихами:
«Строчки переношенных стихов,
Смутное волненье при их чтеньи…
Стопочка записанных грехов,
Парочка расписанных падений!»
Но переехав в Австралию, выпустила 3 книги на английском языке. В подаренном учителю и художественном, и в тоже время научно-психологическом романе-трактате «Храбрость» Мария вспоминает о литстудии:
Однажды в 45-ой школе состоялась необычная встреча выдающегося поэта Бориса Чичибабина со школьниками. Читали там свои стихи и литстудийцы. Потом Борис Алексеевич, встречая Охрименко на «книжных перекрёстках», всегда спрашивал: «Ну как там ваши поэты – Женя Сошкин и Настя Миргородская? Есть ли у них новые стихи?» И А.В. рассказывал о своих учениках и читал их стихи.
Стихи школьника Жени Сошкина в «Окнах» («Пума», «Волчья колыбельная», «Голгофа») эмоционально яркие с точными зримыми образами. А вот стихи уже взрослого известного поэта Евгения оказались не по зубам старому учителю – слишком для неё сложны постмодернистнистские ассоциативные ряды. Е.Сошкин выпустил 2 сборника стихов «Другие стихотворения» и «Лето сурка», работал замглавреда журнала «Солнечное сплетение», защитил докторскую диссертацию по поэтике Мандельштама…
Доктором наук стала и Светлана Бунина. Её книга стихов удел цветка тоже сложновата для старого учителя, а вот знаменитый поэт Е.Рень назвал её «книгой года»! А вот литературоведческую книгу Светланы «Русские маргинальные поэты» (о М.Волошине, Е.Гуро и Е.Кузьминой-Караваевой) А.В. читал с удовольствием, тем более что надпись на книге ему тоже нравится «Спасибо за осмысленное детство!».
А вот Лия Чернякова в кружке писала отличные сочинения-эссе о книгах, а стихи начала писать уже взрослой. Её сборник «Записки на сфинкском» А.В. прочёл с интересом, ведь этот язык он понимает неплохо.
Как мы видим, «литературную смену» Охрименко всё-таки воспитал.
Автор этого очерка познакомился с Александром в самом начале этого века, когда пришёл в его домашний поэтический клуб «ОХРа». В клубе уже были Светлана Груздева, Елена Приходько, Лариса Выровец, поэты не профессиональные (врач, художница), но издавшие по книжке своих стихов. Правда Саша очень редко устраивал обсуждения наших собственных стихов. В основном мы делали доклады о творчестве больших поэтов, чьи книги он выдавал нам для подготовки. Я, например, помню свой доклад о неизвестном мне до этого Георгии Оболдуеве. Но глубокий и тонкий анализ моих стихов, который изредка делал Саша, мне очень помог. Он всем нам дал новые критерии оценки.
Саша стал моим вторым литературным учителем (после Виталия Копуся – руководителя литстудии ДК ХЭМЗа в 60-ые) и другом, научившим меня раз и навсегда тому, что нет и не может быть неприкасаемых авторитетов. Всё решают, как правило, их тексты, и только они. Мне приятно, что Александр всегда поручает мне выразительное чтение сложных поэтических текстов, ценит меня как чтеца, хотя и сам он прекрасный исполнитель. Запомнились также наши литературные вечера на открытом воздухе возле памятника Пушкина, посвящённые Маяковскому, Кульчицкому, Мотричу, где к нам присоединялись заинтересовавшиеся прохожие.
Не смотря на своё слабое зрение, Охрименко продолжает выполнять свою миссию педагога-новатора. У него есть сайт со множеством интереснейших методических материалов, он ведёт группу на фейсбуке «Детское чтение…», изредка даёт открытые уроки в соседних школах, но этого ему мало. Он мечтает вести домашний семинар для творческих учителей. И как хорошо было бы, если бы ему в этом помог Областной Департамент образования!!!
Особо хочется сказать об участии А.В. в фонде Чичибабина. Охрименко за четверть века не пропустил ни одного Чичибабинского фестиваля. Но и здесь его участие концептуально: отказываясь от места в президиуме, он, по его выражению, являет собой «глас народа», налаживает диалог этого самого народа с выступающими поэтами. В этом году за это его благодарили и москвичка Наталья Ванханен, и киевлянин Дмитрий Бураго. Сам же А.В. выступил с интересными размышлениями на вечерах, посвящённых Пушкину, Цветаевой, Слуцкому, Кульчицкому, Р.Мухе. Лилия Семёновна Чичибабина отметила такой надписью на книге: «Саше – бессменному комментатору наших литературных встреч. Желаю дальнейшей просветительской деятельности среди детей и взрослых!»
В своём эссе «Кто такой учитель литературы?» А.В., размышляя о предназначении учителя, выделяет такие его специфические умения: «Учитель литературы - это литературовед (историк литературы), теоретик, литературный критик, лингвист, знаток этимологии и фразеологии, книгочей, книголюб и книжник, чтец-декламатор, актёр и режиссёр, модератор коллективного анализа текста и коллективного же сочинительства детей. Он обладает тонким художественным вкусом, читает литературные новинки, ходит на литературные вечера, дружит с поэтами, сам сочиняет, хотя бы стихи "на случай". Он смотрит уроки своих коллег и сам даёт открытые уроки, пишет методические статьи, составляет хрестоматии.»
Не кажется ли вам, что Охрименко здесь нарисовал свой автопортрет?
/А.Приймак, член Межрегионального Союза писателей/
 ...
Олександр Приймак
Александр Охрименко на сей момент я уже вышел из МСПУ и КЛУ. Но остался участником ТАЛ "Слобожанщина".


Рецензии