Стрельцов, 2020

Такой байопик нам не нужен!

Являясь бабой, которой по ГОСТу положено рожать борщи и варить детей, а перед этим – играть с куклами-принцессками, в школьные годы я отчаянно рубилась в футбол. Вместе с сыновьями соседей, своими троюродными братьями и парочкой таких же «неправильных баб», я пропадала на дворовом футбольном поле до ручьев пота на висках, разбитых коленок и вывихнутых лодыжек.

Разумеется, у нас были спортивные кумиры. Фаечке, которая сидела в сторонке в качестве болельщицы, нравился симпатиШный Андрей Шевченко. Мне, которая всегда стояла на воротах, - Лев Яшин. А вот наш друг Вовчик, отличный нападающий, не попавший в своё время на просмотр в «Зенит» из-за полученной травмы, всегда восхищался мастерством Эдуарда Стрельцова.

Мы с Вовчиком честно нацепили маски и почесали в кино, потому что «ну, ты чё, Галь! Про Стрельцова ж сняли! Помнишь, у меня в комнате батин плакат с ним висел?» Умеет Вован уговаривать, и мы пошли. Сперва в маске было душно и неудобно, но потом я даже радовалась. За масками нам удалось скрыть наикислейшие хлебальники, с которыми мы вышли из зала, убиваясь не только по опочившему в Бозе российскому байопику, но и по денежкам, потраченным на билет. *Да, я считаю, что три сотки – это вполне себе бабки, которые при наличии мозгов можно было спустить на что-нибудь другое!*

Кино настолько неочёмное, что я даже не буду утруждать свои персты делением статейки на рубрики. Никаких «Сюжетов», «Плюсов», «Минусов» и «Итого». Просто условно разделённый поток сознания с вплетением моих впечатлений и толикой зрительской боли за отечественное кино. *В который, сука, раз!*

Нет резона детально описывать сюжет. Казалось бы: фильм о звезде советского футбола. Памятуя о «Легенде №17», можно представить, какую сюжетную канву использует сценарист Константин Челидзе *на счету его, кстати, не так много достойных проектов*. Ну а те, кто хоть что-то знают об Эдуарде Анатольевиче Стрельцове, ещё детальнее вообразят предстоящий фильм и мысленно отберут события, которые режиссёр Илья Учитель *да-да, сын другого режиссёра, Алексея Учителя* мог использовать для своей второй полнометражной работы.

Но тут вас и поджидает сюрприз! Илья Алексеевич оговорился, что его опус де основан не столько на исторической правде, сколько на мифах и легендах о Стрельцове. Не верите? Да пожалуйста, вот вам цитатка из его интервью ТАСС: «Я бы побоялся называть наш фильм биографическим, это такие мифы, легенды об Эдуарде Стрельцове».

Трусовато открестившись от достоверности, Учитель-младший снял фильм, в котором нет героя, за которым было бы интересно наблюдать. Его Стрельцов сорит деньгами и мнёт девок, шляется по кабакам и завоёвывает дружеские симпатии простапатамушта.

Здесь не показано становление одного из величайших футболистов, его профессиональный рост, борьба с соблазнами сытой жизни всесоюзного кумира. Создатели не считают нужным снизойти до жизнеописания бытности Стрельцова заключённым: как он играл за тюремную команду и имел конфликты с уголовниками, но не прогибался; как он играл за команду завода ЗИЛ, обзавёлся супругой Раисой и сыном Игорем. Да, про вторую семью Стрельцова, поддерживавшую его во время труднейшего жизненного периода, в фильме не будет сказано ни слова.

Смазано и растоптано одно из главных достижений Стрельцова – триумфальное возвращение в большой спорт. Это при том, что в советское время тюрьмы были вовсе не такими, в каких довелось посидеть Мамаеву и Кокорину: Эдуард Анатольевич хапнул по полной. И человек работал, трудился, играл, да ещё как!

В фильме же Петров с укладкой на голове *да, с укладкой!* две или три минуты нудно и медленно выходит из зарешёченной колонии на волю, где его ожидает бывший тренер «Торпедо» Виктор Маслов *Виталий Хаев*. Маслов вытирает Стрельцову слёзки и говорит, что он мол должен вернуться в футбол. От силы четыре минуты мы видим напряжённые тренировки Стрельцова с уложенными, твою мать, волосами *и крайне херовой мускулатурой Саши Петрова*, а потом – он опять в дамках.

Люди на стадионе устраивают беспорядки и требуют Стрельцова простапатамушта – кино никак не объясняет заслуги персонажа, его человеческие качества и умение строить дружеские или любовные отношения. Всё куце, блёкло и в итоге просто обесценено.

Забудьте о душевности, с которой создатели фильма «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» подошли к изображению героя. Забудьте о драйве, напряжении и мурашках по телу, которые вам обеспечили создатели «Легенды №17». В «Стрельцове» нет преодоления, зрелищных сцен или трогательной лини человеческих взаимоотношений. Зато есть Петров. Очень много Петрова. Фанатки одобрят. И кассу сделают.

Творцы отчаянно промазали, взяв на главную роль Александра Петрова, который похож на Стрельцова так же, как… Ну, не знаю… Как Олег Меньшиков на Анатолия Тарасова. *Да, Саша – моя вторая любимка после Олежки. Про их творческий скат я готова говорить часами. С наслаждением и подлым, недостойным злорадством.*

В «Стрельцове» Александр Петров вновь поражает зрителя своей уникальностью. Это не шутка, я искренне считаю его таковым! Петров уникально, потрясающе, невероятно и фантастически посредственный актёр. Наверное, один из самых посредственных за всю историю кино, потому что никто *вроде бы* так упрямо и так чистенько не играл себя в любом проекте: будь то фильм о войне, комедийный сериал про полицейского или – байопик о легенде спорта. Петров как творческая единица не вызывает во мне уже ничего, кроме жалости. Нет, никто не оскорбляет его как человека. Речь исключительно о профессиональной составляющей. 

Если раньше я устраивала сферический бугурт, когда видела Сашину лисью улыбочку, растрёпанные волосики да кожаный куртец, мелькающие на экране чуть ли не по двадцать раз на дню, то теперь мне категорически похер на его творческую жизнь. Я честно старалась разглядеть в нём хорошего актёра и смотрела о-очень много проектов Саши. *И да, я настолько отбитая, что отстегнула 3 тысячи, чтобы заценить Шурика в театре в образе Гамлета. Куда смотрели Меньшиков и Саркисов, взявшие Петрова на главную роль, и как им вообще удалось в нём что-то там разглядеть?! Поход на «Гамлета», по идее, достоин отдельной статейки. То ещё было зрелище.*

После «Стрельцова» я умываю руки в попытках увидеть в Петрове актёра. Хотя на этом фильме Саша искренне старался: чувствовалось даже через экран. Он обожает футбол, ему близка и понятна тема спорта, ну а Стерльцов – кумир не одного поколения профессиональных игроков и любителей. Все звёзды сошлись, Петров счастлив и очень хочет, чтобы роль получилась. Но она не получилась, потому что Саша просто не может хорошо играть. Его Стрельцов говорит с современными интонациями гопоты из подворотни, улыбается по поводу и без повода *чем, кстати, был недоволен сын Эдуарда Анатольевича Игорь, которому местами игра Шурика категорически не понравилась*. А самое ужасное, что его Стрельцов – это просто Петров, приодетый в советские шмотки.

Ситуацию, конечно, немало выручили гримёры и художники по костюмам. В данной области наше кино *славатехоспади* богато на хороших специалистов, знающих своё дело. Так что, когда Сашино лицо брали крупным планом, а он в это время молчал, глядя в далёкую даль почти осмысленным взглядом, проскальзывало робкое ощущение сходства со Стрельцовым. Но фильм ведь – это ещё и слова, и игра, и талант, мать его. Так что, Саша всё-таки открывал рот, и получалось сначала очень смешно, а потом очень тошно.

Сценарный долбо*бизм не вывезли ни тонко чувствующий героя Александр Яценко, ни обаятельный Виталий Хаев, ни очаровательная Стася Милославская, которая *и это было приятной неожиданностью* оказалась убедительной  в образе въедливой комсомолки и первой супруги Стрельцова Аллы. Яценко дали роль какого-то супер-зла от КПСС, помешанного на Стрельцове и мечтающего ввергнуть его в пучину хтонического отчаяния и беспросветного мрака. Сначала гадил просто так, а потом, потому что героиня Милославской дала ему от ворот поворот. И злодей получился настолько тупой и действующий по хотелке создателей, а не исходя из логически выстроенных событий, что сочувствие вызывает лишь Яценко, подписавшийся на этот бардак.

Блеснул в фильме, и это тоже приятная неожиданность, мой горячо любимый Виктор Добронравов. Одно время я сильно расстраивалась, когда раз за разом Виктор выдавал в фильмах молодого Фёдора Добронравова со своими этими ржачными: «Та ты шо?» или «АХАХАХАХАХАХАХА». Начав опасаться, что Добронравову-младшему уже не дадут развернуться, загнав в амплуа деревенского дурня, я была в восторге от его игры в «Стрельцове». Честно, сколько ни рыла, не нашла реального футболиста Артёмова, с которым у Стрельцова якобы были тёрки в ранние годы в «Торпедо». Но Добронравов отлично сыграл лидера с уязвлённым чувством гордости, вынужденного подвинуться на пьедестале и уступить место восходящей звезде. И никаких знакомых ужимок, даже дикция другая, другая палитра эмоций на лице – талант, он и есть талант. Побольше бы разноплановых ролей Добронравову.

Попытки изобразить советскую действительность с мерзотными товарищескими судами, партийной бюрократией и чекистами не в себе увенчалась лишь звучным пердежом в лужу. Потому что сценарист наклепал совершенно картонных персонажей, создал тупейшие обстоятельства, ну а режиссёр не смог организовать свою команду, чтобы полить это говно хоть каким-нибудь шоколадом. Хотя бы из уважения к реальному Стрельцову.

Этот проект Учителя-младшего не спасла даже мощная команда продюсеров во главе с Учителем-старшим. Хотя на примере «Викинга» и «Союза Спасения» нам уже вполне понятно, что творческая импотенция не исчезнет, сколько ни натирай её внушительным бюджетом. 

Такой байопик, откровенно позорящий признанную величину отечественного спорта, нам явно не нужен даже в развлекательных, блять, целях. Запиливать известное имя над своим опусом из ущербного желания нарубить баблишка и засветиться в топчике по сборам – это дно творческой жизни. Возможно, Учитель-младший поступил так по навету Учителя-старшего, который жахнул фамилию «Цой» заголовком в своём фильме про гроб в автобусе. 

И сейчас я поступлю некорректно и нелогично, потому что сравню несравнимое и впихну невпихуемое. Фильм «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» не претендует на зрелищность, не блещет эффектными съёмками, зато он показывает звезду мирового футбола фанатом своего дела, отличным семьянином, хорошим другом и благодарным учеником. Да, кино неидеальное, но оно душевное, и в конце я позволила себе всплакнуть.

Создатели «Стрельцова», имея великолепную историческую базу, деньги и связи, возможность привлечь талантливых актёров и специалистов по визуалке, сделали совершенно несуразный фильм. Это кино ничего не показывает, ничему не учит и не позволяет сделать никаких выводов, кроме одного – нехер тратить на это деньги. *Да, кстати, тут были индивиды, утверждающие, что фильм может быть «простАстильным» и не нести в себе никакого смысла. Ок, может. *На самом деле нет, потому что х*вый сценарий отправит в дырку деревенского сортира весь этот ваш никому не убившийся стиль.* Но «Стрельцов» сделан блёкло, скучно, без души и понимания происходящего в те годы – там стиль и атмосфера даже не ночевали.*
Возможно, некоторые будут кудахтать, что свободу в кино никто не отменял, и не обязательно следовать исторической точности. Но в своём крайне дамском опусе «Виноваты звёзды» Джон Грин сказал дельную фразу, которую я растолкую вам в контексте произошедших событий. Сказал он так: «Некоторые туристы думают, что Амстердам – это город греха, но на самом деле – это город свободы. Просто в условиях свободы большинство выбирает грех.»

Возвращаясь к ору о необходимости свободы для личностей из мира кино: я тоже считаю, что цензура – это инструмент подавления и уничтожения творческого духа. Однако в современных условиях очешуенное свободы и *почти* тотальной вседозволенности есть такая полезная штука, которая всегда с нами: это, блять, самоцензура *не путать с морализаторством!* Ответственность прежде всего перед самим собой за слова и поступки. Она складывается из воспитания, чувства собственного достоинства и самоуважения, которое переходит в уважение к окружающим. 

Каким Стрельцов был человеком – дело пятое, сюжета игрового кино не касающееся. Он был великим футболистом – это неоспоримо. Он был сильным человеком, который смог вернуться в спорт – это тоже неоспоримо. Учитель и Петров сделали плохой биографический фильм без уважения к жизни реального Эдуарда Стрельцова – это печально.

Эдуард Анатольевич, простите их, неразумных. Не ведают, что творят.

P.S.

Когда мы с Вовчиком рассказали товарищам и товаркам о постигшей нас кино-неудаче, злорадствовать не стал даже Лёня, весь из себя фанат иностранщины. Фая грустно вздохнула, а Надя заметила, что на потраченные на билет бабки можно было купить пузырь красного полусухого, чтобы помянуть совесть тех, кто склепал этот пипец.


Рецензии
Чудесный обзор...

Олег Михайлишин   19.10.2020 13:40     Заявить о нарушении