Рафаэль. Капелла Киджи

Рафаэль. Капелла Киджи в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме.

         Средневековая церковь Санта-Мария-дель-Пополо (Basilica di Santa Maria del Popolo) — не только одна из самых красивых римских базилик, но и место, овеянное множеством легенд. С виду этот храм далеко не всегда привлекает внимание туристов, но зато внутри открывается его подлинная красота с уникальными картинами Караваджо, с фресками Пинтуриккио, с творениями великого Браманте. А еще эта достопримечательность многим известна по мистическому роману Дэна Брауна «Ангелы и демоны», в котором упоминается капелла Киджи — она из пяти часовен храма.


      Капеллу Киджи проектировал Рафаэль Санти в 1513—1516 гг. для своего покровителя, банкира Агостино Киджи. Небольшая капелла (6 Х 6 м) увенчана куполом на световом барабане. Она представляет собой типично ренессансное произведение с ясными пропорциями и уравновешенностью частей. Купол и пол капеллы украшают мозаики, также созданные по рисункам Рафаэля. Алтарную картину «Ассунта» должен был написать сам Рафаэль, но вышло так, что после его смерти в 1520 г.
Себастьяно дель Пьомбо в 1530 г. начал писать «Рождество Богоматери», а завершил алтарь Франческо Сальвиати.

    До конца XVI века внутри храма висели написанные Рафаэлем специально для этой церкви портрет Юлия II и «Мадонна с вуалью». По рисункам Рафаэля оформлена вся капелла и две из четырёх скульптур в нишах: пророков Ионы и Илии в соавторстве с Л. Лоренцетто из Флоренции (1513—1520, единственный пример работы Рафаэля в скульптуре).

     Остальные фигуры позднее при Александре VII выполнил Дж. Л. Бернини в 1652—1656 гг. Он же завершал оформление всей капеллы. Алтарь оформлен Себастьяно дель Пьомбо. По сторонам капеллы установлены два саркофага: Агостино и Сиджисмондо Киджи. Саркофаги увенчаны пирамидальными обелисками из серо-розового мрамора, что было необычно для того времени.

При жизни Рафаэля был выполнен купол, который по картонам мастера украсил мозаикой венецианский мозаичист Луиджи де Паче. В соответствии с замыслом Рафаэля флорентийский скульптор Лоренцетто создал статуи Ильи и Ионы, а также скульптурный декор и рельефы, в том числе украшающие надгробие Киджи. Тогда же была выполнена полихромная архитектурная отделка капеллы, в которой использованы разноцветный мрамор, камень, мозаика, бронза, золоченый стук, живопись алтаря и скульптура в боковых нишах.

        Ансамбль капеллы основан на цветовом и фактурном взаимодействии материалов, что по представлениям того времени соотносилось с античной традицией. Большую роль в восприятии интерьера играет тонко организованная полихромия мраморной отделки: пилоны, архитрав, арки и обрамления ниш выполнены из белого или белого с серыми прожилками мрамора, стены, ниши для статуй и паруса — из розового, зеленого и красных оттенков камня, а статуи — из белого мрамора. Инкрустированный цветным мрамором пол повторяет членения купола.

        В мозаиках свода, статуях и архитектурном декоре воплощены идеи бренности земной жизни человека, его успехов на поприще славы и ожидаемого небесного спасения. В мозаиках купола изображены планеты и знаки зодиака, образующие гороскоп Киджи, а в круглом фонарике, как в античном, Бог Отец на небесах принимает души усопших. Пирамиды — крайне редкая форма в ренессансных надгробиях — символизируют вечность и бессмертие, а перекинутая над ними арка — триумф и апофеоз.

     Наконец, статуи Ильи и Ионы напоминают о вознесении и воскрешении Христа, в чем видели гарантию грядущего спасения. Большое значение для последующего развития живописной декорации церковного интерьера имели новации второй половины XVI в., характерные для Центральной Италии и Венеции.


Рецензии
Спасибо, Алина!
С радушием!

Иветта Дубович Ветка Кофе   10.10.2020 22:15     Заявить о нарушении
Спасибо,Иветта.

Алина Алексеева-Маркезин   11.10.2020 16:27   Заявить о нарушении