Учит ли чему-то история

Предисловие


Эту статью впервые я опубликовал в Живом Журнале 2 года назад. Сначала собирался ее отредактировать, присоединив тему коронавируса, но потом передумал. Публикую ее без изменений: актуальности она не потеряла.

Учит ли чему-то история?


Уже второй день и в ленте, и в топе натыкаюсь на посты, объединенные одной темой: «история ничему не учит», «бесполезность истории» и т.п.

Странно уже то, что ОДНОВРЕМЕННО несколько авторов развивают тему, не связанную с актуальными событиями. Тему бесполезности истории можно было обсудить и 20 лет назад и еще через 10 лет – ничего бы от этого не поменялось. Но нет. В этом возникла необходимость именно сегодня. Не иначе, провидение сподвигло авторов на, казалось бы, парадоксальные опусы.

О чем же они пишут? Главная мысль, которую пытаются втюхать читателю: в исторических событиях нет никакой закономерности (вопреки преобладающему мнению). А раз так, то история, как наука, не может являться инструментом прогнозирования будущего. Значит, с практической точки зрения, она бесполезна. Смысл изучения истории сводится к познавательно-развлекательному.

Тогда лучше детективчик или ужастик почитать или любовный роман. Судя по книжным бестселлерам, вкусы читателей не меняются. Разве что в детективах больше крови стало, а в любовных романах больше порнографии.

Смотрите, кто-то, начиная с XVIII века толкал человечество вперед к прогрессу, обосновывая данный процесс и историческими, и общефилософскими, и даже биологическими закономерностями, а когда затолкал в жопу, объявляет: все, приплыли! Не было никаких закономерностей, и выхода из жопы нет.

Его и нет, если принять за истину, например, классовую концепцию истории, предложенную Марксом. Кратко суть этой концепции в следующем: внутри каждой общественной формации возникает революционный класс, который постепенно начинает менять общественные отношения, изменения накапливаются и приводят к революционному скачку – смене общественной формации. Сегодня такого класса нет. Значит сидите, и не рыпайтесь.

К такому же концу приходим и с формационно конкурентной концепцией. Общественные формации конкурировали, конкурировали, пока не добрались до высшей формации - монополистического капитализма. Все конкурировать не с кем. Конец истории.

Однако, если у этого кого-то возникает необходимость что-то поменять, то мгновенно возникают локальные версии «истории». За примером далеко ходить не нужно. Когда украинцы узнали, что они потомки древних укров, которые выкопали Черное море, их национальное самосознание поднялось на такой уровень, что они, наконец, освободились от треклятых москалей и зажили богато и счастливо.

Нечто подобное сегодня происходит и в Белоруссии, и в Казахстане.

Получается, знание истории какое-то влияние оказывает и на текущие, и будущие события? Несомненно! Наши знания формируют нашу картину мира. Наши знания по истории формируют нашу СОЦИАЛЬНУЮ картину мира. Так вот, население становится народом, только органически приняв единую социальную картину мира. Так было в СССР и, как это не покажется странным, так было на Западе. Да, были диссиденты и там и у нас, но эти исключения лишь подтверждают правило.

Различные социальные картины мира обусловлены именно двумя разными концепциями истории. Первую (конкуренция общественных формаций) создали энциклопедисты на заре зарождения либерального проекта, а второй (классовой) К. Маркс предварил коммунистический проект.

К сегодняшнему дню оба этих проекта закрыты. Больше необходимости в единой картине мира НЕТ. Теперь каждый день нам подсовывают новую версию истории, а то и вовсе заявляют, что никакой истории не было и нет. Есть набор исторических анекдотов, вот их и читайте. Развлекайтесь, товарищи и господа.

Все это происходит в рамках нового проекта, частью которого является утилизация населения. Осознать неутешительную для себя реальность население не должно. Поэтому процесс происходит медленно, продлевая наслаждение его инициаторов.

А вдруг осознает?

Да нет. Зря что-ли ОНИ угробили систему образования.

Ну а вдруг?

Да пусть кто-то и осознает. Важно, чтобы не произошло массового осознания. Даже, если случится невероятное, и такое произойдет, ничего страшного. Люди не смогут объединиться по причине различных картин мира.

Каждому по своей картине мира! Вот девиз сегодняшних властителей. Предложений масса: от концепции плоской земли до засилия рептилоидов в правящих верхушках планеты. Выбирай на вкус.

Свою концепцию истории, полностью увязывающую известные исторические факты в единую логическую схему и объясняющую все, что сегодня в мире происходит, я начал продвигать в ЖЖ еще 3 года назад. Тогда это делалось больше на основании ощущения тенденций и анализа небольшого количества фактов. Поэтому я выкладывал ее в виде отдельных постов, приглашая к дискуссии всех, кому это покажется интересным. Таких оказалось немного. Дискуссии не состоялось.

Тогда я начал собирать факты. К сегодняшнему дню фактов накопилось столько, что они уже вылились в три книги и еще на десяток осталось. Может быть формат книги поможет сблизить мировоззрения людей? Пока ответа у меня нет.


Рецензии
О чем же пишут здесь некоторые авторы? "Главная мысль, которую пытаются втюхать читателю: в исторических событиях нет никакой закономерности (вопреки преобладающему мнению). А раз так, то история, как наука, не может являться инструментом прогнозирования будущего. Значит, с практической точки зрения, она бесполезна. Смысл изучения истории сводится к познавательно-развлекательному."

Если бы это было так, то это написать было бы невозможно, ибо это написано на основе ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА -

http://proza.ru/2014/11/11/1790

Аникеев Александр Борисович   09.10.2020 17:54     Заявить о нарушении
Сходил по ссылке. Насколько понял, Вы -- приверженец классовой теории. От многих ее приверженцев, а не только от Вас, я слышу о НООКРАТИИ. Это что? Новый революционный класс? В буквальном переводе с латинского -- это просто "новая власть". Но, опять же, как я понимаю, этим термином определяют идеологов информационных технологий, создателей будущего искусственного интеллекта, блок-чейна, биг-дейта, "виртуальной реальности" и т.п. Это они приведут мир к справедливому обществу?
Теоретически, они могли бы устроить коллапс существующей системе, но только в одном случае: если смогут объединиться. Для этого им необходимо прийти к единой картине мира. О чем я и пишу.
Но беда в том, что программисты и ай-тишники -- это не класс, и даже не прослойка. Это в большинстве своем индивидуалисты, которым вообще не за чем с кем-то и ради чего-то объединяться.

И еще. Многие представляют, каким должно быть справедливое общество, но НИКТО не знает, как к нему прийти.

Сергей Дергунов   09.10.2020 21:00   Заявить о нарушении
А вы погуглите - НООСФЕРА, НООКРАТИЯ, НООКРАТИЗМ...

Аникеев Александр Борисович   09.10.2020 22:16   Заявить о нарушении
А в отношении того, как к этому прийти, то точно так же, как общество во всех странах мира переходило к следующей социально-экономической формации и ДРУГОГО пути нет!

Надеюсь, вы знаете, как это везде происходило, хотя бы из школьной программы.

Аникеев Александр Борисович   09.10.2020 22:23   Заявить о нарушении
Погуглите? Смешно.

Статья как раз о том, что существующие "научные" концепции исторического развития ПЕРЕСТАЛИ работать. Они совпадали с реальностью лишь на коротком промежутке истории. Сегодня они настолько далеки от реальности, что позволяет некоторым "ученым" заявлять о конце истории.

Сергей Дергунов   10.10.2020 15:35   Заявить о нарушении
Диалектика Гегеля -- это псевдо-наука, с помощью которой можно обосновать все, что угодно. Возникла она именно в тот момент, когда будущим властителям мира нужно было обосновать революционные скачкИ.

Сергей Дергунов   13.10.2020 18:08   Заявить о нарушении
По-первых диалектика это не наука, это учение о закономерностях развития материального мира!

А во-вторых - вы сможете опровергнуть хотя бы один закон диалектики?

Аникеев Александр Борисович   13.10.2020 18:44   Заявить о нарушении
"А во-вторых - вы сможете опровергнуть хотя бы один закон диалектики?"
Там нечего опровергать. Все, так называемые, доказательства "законов диалектики" опираются на произвольное жонглирование понятиями: "противоположность", "отрицание", "единство", "борьба" и т.п. Например, колос считается отрицанием зерна, а зерно отрицанием колоса. Т.е. диалектика не не рассматривает единую систему организма растения, стремящегося лишь к сохранению и приумножению вида, а ищет внутри системы ЧАСТИ, которые беззастенчиво называет "отрицанием" друг друга. И все! Вот вам доказательство закона диалектики. С таким же успехом можно детей считать отрицанием родителей.

Сергей Дергунов   14.10.2020 14:47   Заявить о нарушении
Да, таких гениев здесь можно по пальцам руки пересчитать...

Благодарю за объяснение диалектики Гегеля...

Особенно в отношении колоса и прочих ваших примеров.

А Маркс, конечно, для вас идиот, я уже не говорю про Ленина...

Аникеев Александр Борисович   14.10.2020 15:51   Заявить о нарушении
Александр Борисович! Диалог начинает мне казаться беспредметным. Я не считаю Маркса идиотом. В его Капитале много рациональных зерен, но и много ошибок. Ленин вообще был гением, но как практик, а не теоретик (вопреки всеобщему заблуждению и даже несмотря на на все написанные им тома). Он умел найти оптимальный выход в самых запутанных ситуациях.

Если, на самом деле, хотите узнать мое мнение об этих выдающихся личностях прочтите главу о проекте "Коммунизм" в моей книге "Цивилизация денег: прошлое, настоящее, будущее".

Сергей Дергунов   14.10.2020 16:51   Заявить о нарушении