Дворцы Петербурга. 69. Дворец? Камеронова галерея

     Камеронова галерея  - памятник архитектуры в Екатерининском парке Царского Села
(с 1937 года - город Пушкин) в 23 км к югу от Санкт-Петербурга .
Здание построено в 1784-1787 годах
по проекту шотландского архитектора Чарлза Камерона - в пригороде Петербурга.
   Камеронова галерея представляет собой шедевр архитектуры -
двухэтажное сооружение в качестве составной части ансамбля Холодных бань,
«Агатового павильона», Висячего сада и Пандуса - шедевр на лоне дивной  природы-натуры!
    Галерея не имела названия, только столетие спустя в 1885 году
галерея бвла названа не просто галереей -
историк искусства и библиограф П. Н. Петров в одной из статей в журнале «Зодчий»
назвал это выдающееся сооружение «Камероновой галереей».
   Нижний этаж служит основанием колоннады второго яруса,
состоящей из 44 белых каннелированных колонн с ионическими капителями.
Шотландский архитектор Чарлз Камерон  работал в Италии с 1766 года.
На основе обмеров древнеримских сооружений написал книгу под названием «Термы римлян»
(The Baths of the Romans), которая была издана в Лондоне в период 1772 года.
Российская императрица Екатерина II получила книгу Камерона
и дала наказ своим агентам в Европе заключить контракт с архитектором
для строительства «римских бань» в Царском Селе.
   В 1779 году Камерон прибыл в Россию. Индивидуальный стиль Камерона впитал разные источники,
он отличается интеллектуализмом, изящным цитированием многих тем
древнегреческого, римского, этрусского искусства и «помпеянских» мотивов разных эратем,
что вошли в зачаровывающие разум источники!
     Однако скрытые аллюзии и прямые цитаты
никогда не переходят у Камерона в открытую эклектику, которой многие тогда были бы рады.
  «Чарлз Камерон первый из архитекторов привёз с собой в Россию не учебник архитектуры,
а…живую архитектурную мысль, - писал автор первой монографии об архитекторе В.Н. Талепоровский, -
увлекательный рассказ о Греции, Риме и Помпеях»,  о шедеврах,  увиденных им с натуры!
   Помимо руин древнеримской архитектуры, в частности терм, знатоком которых был Камерон,
источником вдохновения самой императрицы и архитектора были офорты Дж.Б. Пиранези.
Екатерина II указывала их в качестве образца, заказывая альбомы гравюр Пиранези.
    В 1763 году Неаполитанский король подарил российской императрице четыре тома
«Геркуланских книг» с гравированными изображениями археологических находок –
для восхищения ими членами императорского дома.
   В годы строительства Камероном «римских бань» в Царском Селе
публиковались «Древности Афин» Дж. Стюарта и Н. Реветта (1764, 1787 и 1794 годов).
С начала 1780-ых годов,
следуя планировке хорошо изученных им римских терм,
Камерон возводил двухэтажный корпус с Холодными банями на первом этаже
и парадными помещениями - Агатовыми комнатами на втором этаже.
    Они были выстроены в новом, невиданном ранее «помпеянском стиле»,
богато отделаны агатом, яшмой, мрамором, позолоченной бронзой!
  Через овальную лоджию-вестибюль можно было выйти в Висячий сад,
устроенный на уровне второго этажа, который радовал взгляд.
    От Висячего сада под прямым углом к Большому дворцу,
построенному ранее в «барочно-рокайльном стиле Б.Ф. Растрелли на высоком цокольном этаже
возвышается протяжённая галерея-колоннада, подобно построенной в древности уже.
   Это чудо тонкого художественного вкуса, поражающего чувства,
непосредственно восходит к римским рисункам Ш.-Л. Клериссо и гравюрам Пиранези –
шедевр искусства.
   Лёгкая «греческая» колоннада вознесена на подиум, стилизованный под древнеримскую руину.
Нижний ярус галереи облицован тёсаным пудостским камнем,
с подчёркнуто грубой фактурой
и как бы полустёртыми от времени деталями якобы неизвестными - камень ведь нем.
   На таком подиуме легко парит белоснежная колоннада ионического ордера
с необычно широко расставленными колоннами - редко встречающийся ареостиль, дивная пора,
особенный тип колоннад с максимально широким интерколумнием в колоннаде –
широко расставленными колоннами, расстояние между которыми составляет
не менее, чем три с половиной или четыре нижних диаметра (эмбата) колонны – красоты ради.
   Такой приём типичен для ранней этрусской архитектуры с деревянными перекрытиями,
создававшими необычный эффект –
контраст лёгкой колоннады и массивного цоколя создает мощный живописный эффект.
    Обрамляющая галерею колоннада состоит из сорока четырёх колонн ионического ордера.
    В колоннаде Камерон не просто следовал античной традиции,
а скопировал любимый им ордер Эрехтейона афинского Акрополя
с необычно высокой, стройной капителью – показав высшую степень архитектурной эрудиции.
   Контраст этой цитаты и нарушающей канон широкой расстановки колонн - контраст увлечённости -
усиливает остроту сочетания дерзости и изящества, широты и утончённости.
  Опоясанный колоннадой остеклённый павильон, в сущности,
представляет собой бельведер, с которого видны и парк, и прогуливающиеся по парку лица.
По этому бельведеру, с которого открывается вид на пейзажный «английский» парк,
царскосельский пруд и далее на Софийский собор, любила прогуливаться императрица.
    Стены галереи имеют большие арочные окна, расчленённые пилястрами
и сдвоенными каннелированными полуколоннами.
С восточной и западной сторон входы на галерею
оформлены четырёхколонными портиками с треугольными фронтонами.
   Такие же портики появляются на северном и южном фасадах.
Полнеющая императрица не терпела лестниц и архитектор пристроил пологий пандус,
поднимающийся прямо к соединенному с галереей «висячему саду».
Весь ансамбль был завершён к 1786 году.
В «стеклянной зале» галереи проводили парадные обеды.
Лестницу восточного фасада Камерон пристроил в 1788 году.
    На пилонах лестницы в 1787-1788 годах установили бронзовые реплики
античных статуй Геркулеса и Флоры Фарнезских, не было во дворцах прекраснее и подобнее -
мраморные оригиналы их находятся в Неаполитанском археологическом музее.
   Вдоль колоннады второго этажа расставлены бюсты «великих людей древности»,
составленные «по списку» самой императрицей -
знаниями сиятельницей.
    Екатерина Великая любила прогуливаться среди бюстов философов и полководцев древности.
   Среди бюстов римских императоров, античных богов и героев,
отлитых в мастерской Академии художеств,
были портреты Гая Юлия Цезаря, Септимия Севера, Германика, Адриана, Антиноя,
Минервы, Аполлона, Вакха, Ареса, Геракла, Марка Аврелия.
Их дополняли портреты философов и драматургов: Гераклита Эфесского, Платона, Сократа,
Эпикура, Демосфена, Софокла, Феокрита, Овидия, Геродота,
а также М.В. Ломоносова – великого русского учёного-философа.
   Вначале было установлено 11 бюстов,
но их количество постепенно увеличивалось.
Все изображения имеют подписи для различения современниками бюстов.
   Во время Великой Отечественной войны эти статуи были вывезены в Германию
и могли уйти на переплавку,
если бы не были найдены во дворе медеплавильного завода города Галле осенью 1947 года.
Галерея была восстановлена после разрушений в годы войны в 1946-1947 годах,
они вернулись на свои исторические места в декабре 1947 года!
Впервые на протяжении девяти месяцев
велась реставрация фигуры Геракла с 2019 до трудного из-за эпидемии 2020 года.

   Санкт-Петербург был столицей Российской империи – столицей великих творцов!
Он и ныне остался городом великих учёных и верных России удальцов.
Именно поэтому в столице было построено очень немало особняков, в том числе дворцов.
Эти дворцы являются настоящим архитектурным украшением города –
Малый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков, … -
Шедевры архитектуры, покоряющие всех и  всегда!
   На центральных улицах Петербурга и на берегах прекрасного залива
Дворцы были созданы великими мастерами весьма прозорливо –
Во дворцах жили представители царской фамилии довольно счастливо,
Они знали, что от величия дворцов  Россия выглядит в мире величественно и весьма красиво!


Рецензии