Главный учитель

     Я хотела написать эту заметку к дню Учителя. О своей маме: она всю жизнь проработала учителем в школе. Но как-то не сложилось у меня со временем.

     А вечером 5 октября, теперь ведь сделали праздник в постоянном числе, как всемирный день учителя, я случайно (случайно ли?!) нашла в ящике тумбочки, куда   не помню зачем полезла, мамину медаль "Ветеран труда". Когда мама выходила на пенсию, её удостоили этого звания. Вот и пазлы сложились... Я поняла, что надо хоть с опозданием, но обязательно написать о моём самом главном учителе в жизни и в семье. Я просто обязана. Ведь мы с дочерью тоже выбрали этот путь. Маленькая педагогическая династия.

     После окончания Быркинской средней школы мама поступила в Читу, на филфак педагогического института. Там же получила подготовку по иностранному языку, (факультативно), как преподаватель английского языка. Обучение в первые годы после войны было сжатым, ускоренным. И вот молодого педагога, Лыткину Лилию (Лию) Ефимовну, по распределению отправили в Погадаевскую семилетнюю школу. Сохранилось чудом фото тех лет, плохонького качества, (но память!) которое подписано маминой рукой: 1952г. кл.руководитель Лыткина Лилия Ефимовна 5 класс Погадаевской семилетней школы. Этот снимок кто-то прислал по интернету, совсем мне не знакомый, но в знак уважения и памяти к школьной учительнице. Я за этот жест доброты и сердечности очень благодарна и признательна.
     Вскоре маму перевели в село Дурой, Быркинского (теперь Приаргунского) района, откуда были родом все предки нашей семьи, как говорится, до седьмого колена, (где и мне посчастливилось родиться одним прекрасным солнечным днём в самом начале осени.)
     В Дурое мама не росла, а только родилась. Волею судьбы и политики молодого советского государства "рабочих и крестьян" детства мама была лишена, выросла в далёкой сибирской деревушке в статусе "дитя врагов народа", в ссылке, откуда семье было разрешено вернуться на родину уже после войны.

     Молодая учительница приехала на работу в село. Всем ведь интересно приглядеться к новому человеку, а тут тем более девчонка почти что...
Но она приехала к себе домой, вроде и чужая, но своя: и родом местная, и кровных родственников пол села. Мама пришлась сельчанам по душе. Прямая и открытая, с почтением к старшим и с пониманием к молодым. Заводила и всегда организатор: и спеть, и потанцевать, и рассказать что-то такое, аж рты нараспашку. Но с твёрдым характером, требовательная. "Норовом крута! кровь казачья..."- говаривали взрослые авторитетные старожилы.

     В Дурое мама проработала больше десяти лет. И всё своё детство я её почти не видела, она всегда была в школе или по делам школы... Или на совещаниях в районе и области, или на курсах. А я росла на попечении бабы - тот ещё педагог была... Не забалуешь! Мы уехали из Дуроя, мне было около десяти лет. Поездили мы немало и по Забайкалью, и потом в Сибири. Я вот не припомню времени маминого безделья. Она сразу всегда устраивалась на работу.
Ну, в Забайкалье в те годы, я это знаю точно, что она запрашивала в Читинском ОблОНО* место и получала направление на работу. А это предполагало и жильё сразу, и в какой-то мере организованный быт.
     Так же было и по приезде в Красноярский край, который был второй маминой родиной, здесь под городком Ачинск она выросла с младенчества (бабушка была отправлена в ссылку на поселение с ней грудной,) до совершеннолетия. Когда в 1969г. мы приехали в Ачинск, (а мама вернулась, как получается,) она пошла в городской отдел народного образования и ей дали направление на работу в Больше-Улуйский район. А в ссылке мама росла в Малом Улуе - это в нескольких километрах от Ачинска.

     Когда я окончила школу и уехала, поступив учиться, мама с нашей небольшой мобильной семьёй из бабушки восьмидесяти пяти лет и маленького брата "перевелась" в школу на станцию Кытат, того же района, тоже в ближайших окрестностях Ачинска. Это для моего удобства, чтоб ездить домой поездом на выходные и праздничные дни.
     В таёжном леспромхозе школа в то время была восьмилетка. Детей по меркам тех лет было достаточно. Маме, естественно, дали класс, вышедший из начальной школы. Наверное, как я чувствую, это её любимые дети за всю жизнь. Как-то вот сошлось! Они были не простыми, ситуаций было всяких, и смешных, и хоть плачь.
А порой и по-настоящему плакали и дети, и родители, и мама одна дома капала себе лекарства от сердца. Сердце, кстати, у неё было смолоду не ахти...

     Через четыре года, когда выпускался её класс, она просто отрывала их от сердца. И очень гордилась ими. Такие все выросли красивые, и девочки, и все парни. Умницы... Все куда-то поехали и поступили, устроились в жизни, как в те годы возможно было "пробиться". Они всегда, ежегодно приезжали к ней на день рождения в конце августа, 28 числа, перед началом учебного года. Она их ждала с трепетом и любовью... Находили время, бросали дела, семьи и работу и собирались классом у своего учителя. К сожалению, некоторые уже ушли из жизни, (как и моя мамочка.)

     Я как раз окончила учёбу в тот год, по распределению поехала в родной уже Кытат. К тому времени там сделали среднюю школу, были даже параллельные классы. Вот нам с мамой и достались снова малыши. Только теперь уже, с изменением учебной программы, ни пятые, а четвёртые классы. Совсем детишки маааленькие! Какие же они все глазастые, необыкновенные, все разные, но все составляют живой, любознательный, чистый и нуждающийся в любви и заботе организм. Столько лет прошло с тех пор... Я так радуюсь, когда нахожу кого-то в сетях, с некоторыми удаётся общаться. Очень надеюсь, что они счастливы.

     У моей дочери вопрос выбора профессии не стоял. Она с двух лет, знакомясь со взрослыми, представлялась по имени-отчеству. Озадаченные, те спрашивали: - Может, это маму твою так зовут? - Нет, мама просто Оля...- серьёзно парировала наша будущая Радмила Викторовна. Играла в детстве, всегда захватывая себе роль педагога-наставника. По окончании школы без раздумий пошла на ин-яз. Вот в этом году у моей доченьки уже юбилей педагогической деятельности - ни много-ни мало... двадцать лет! Боже, как же годы-то летят!

     А у моей мамы последним её учащимся, её маленькой любименькой ученицей, была правнучка Маргоша. В ту, последнюю свою осень, которую мама провела у меня в Оренбурге, они с Маргошкой за три месяца выучили все буквы по Букварю, научились читать бегло и с интонацией. И Марго, которой сильно понравилось чтение, всё требовала "закрепить" пройденный материал, - так выражалась по-старинке моя мама, учитель советской закалки. Самый главный учитель в моей жизни и в нашей семье! Светлая ей память от всех её родных, близких и бывших учеников.

        09.10.2020г.
* ОблОНО - областной отдел народного образования
      

      


Рецензии
Какой проникновенный, написанный с любовью и грустью о невозвратном , счастливом времени, когда мама была жива, рассказ! Читала с волнением, потому что сама учительница, и детям моим тоже пришлось быть самостоятельными с детства. Всему они научились, ко всему были готовы.Взрослые, они так и называют меня "народной".Учитель он больше принадлежит обществу, пока работает, а вот на пенсии-внукам и правнукам. А династия педагогов тоже прекрасно. Учитель в советское время должен был быть с чистой репутацией, бескорыстным, самоотверженным сердцем. Как хорошо, что мы учились у таких людей, а потом и работали с ними вместе в одном коллективе. Прекрасный рассказ дочери о своей маме.Спасибо, Ольга.

Татьяна Евсюкова   10.10.2020 05:29     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Таня, мне приятна Ваша реакция на небольшой мой "опус".
с уважением...

Ольга Фунтикова Бояркина   10.10.2020 22:40   Заявить о нарушении