О церковной благотворительности гетмана-предателя
На самом деле никакие прошлые заслуги в таких делах не могут явиться извинением. И Иуда когда-то был одним из апостолов, также, как прочие апостолы, участвовал в проповеди, исцелял людей, изгонял бесов, очевидно. Равно и предательство Мазепы перечеркнуло все то доброе, что могло быть поставлено ему в заслугу. И все же я хотел бы обратить внимание на Мазепу в период его гетманства и его служения православию как благотворителя.
Мазепа действительно жертвовал на благоукрашение Церкви баснословные суммы. Вопрос только в том, откуда они у него брались. Понятно, что он был не бедным человеком в силу своего положения в обществе. Но есть еще один момент. Процитирую кусочек из Костомарова (повторяю, вполне себе украинофила): "Через несколько времени (в 1696 году), видевшие близко состояние Малороссии сообщали в Москву, что Мазепа окружил себя поляками, составил из них, в качестве своей гвардии, особые компанейские сердюцкие полки, что он мирволит старшинам, что он позволил старшинам обращать казаков к себе в подданство и отнимал у них земли. Мазепа первый ввел в Малороссии панщину (барщину) или обязательную работу, в прибавку к дани, платимой земледельцами землевладельцам, у которых на землях проживали". http://www.spsl.nsc.ru/history/kostom/kostom47.htm
Итак, что видим? - Мазепа отнимал земли у казаков и ввел панщину для малороссийского народа в прибавку к дани, которую уплачивали крестьяне. Это, конечно, весьма характеризует его как "национально мыслящего человека"** (по словам проф. Зубова) и "великого борца за свободу украинского народа". Народа, который он, Мазепа, на самом деле угнетал. Так что нет ничего удивительного в том, что народ Украины в целом Мазепу не поддержал.
И еще один штрих к портрету "церковного мецената" Мазепы. Известно, что впервые анафема предателю прозвучала в украинском городе Глухове. Анафему провозгласил протопоп Новгород-Северский Афанасий Заруцкий , в присутствии Киевского митрополита Иоасафа Кроковского, Переяславского епископа Захария Корниловича и Черниговского архиепископа святителя Иоанна Максимовича. Так вот, одному из этих архиереев, а именно, святителю Иоанну (Максимовичу), Мазепа попытался отомстить, выбрав в качестве оружия подлую клевету. Вот что читаем в жизнеописании святителя:
« «Пастырь-патриот едва не пострадал во время открытия (в 1708 году) измены Мазепы Петру I, по милости клеветы и злости.
Мазепа, злясь на тех, кто не поступал по его надеждам и желая возбудить ропот против Петра, если бы он наказал невинных, обвиняемых ложно - послал казака менской сотни Пархоменка объявить, что он послан Мазепой с письмами к архиепископу Максимовичу, к глуховскому сотнику Туранскому, к князю Четвертинскому и к глуховскому атаману Карпеке, и что письмо к архиепископу передано через служителя его, а прочим лично. Казак, пойманный, объявил то же самое, даже в присутствии обвиняемых лиц, но Петр допытался правды, и невинность была подтверждена».
А тем, кто несмотря на это, восхищается церковной благотворительностью Мазепы, хочу напомнить, что и царь Ирод в свое время много постарался для благоукрашения Иерусалимского храма.
*Таирова-Яковлева в своей монографии "Мазепа" пишет: "Глубокий интерес Ивана Мазепы к православному богословию, огромные средства, которые он жертвовал на строительство православных церквей и монастырей, имели серьезную семейную традицию".
**Никаким национально мыслящим человеком и украинским патриотом Мазепа не был. См. мои заметки "Мазепа и Палий" http://proza.ru/2020/07/19/1429 и "Мазепа и запорожцы" http://proza.ru/2020/09/25/1604
Свидетельство о публикации №220100901438