Джими - музыкант нового типа

Часть I

Джими - музыкант нового типа
Будучи инструменталистом он понимал, что ему не избежать вокализации и выбор его был правильным - его голос стал дополнительным инструментом, а не наоборот, как это было принято. Такая манера могла бы существовать в джазе, но там вокалисты исполняли скэт - так называемая вокальная импровизация. Инструменталисты же ещё не решались петь в джазе (за исключением Луиса Армстронга), кроме блюзмэнов, которых мы не назовём инструменталистами потому, что блюз был особым способом музицирования и имел свои ярковыраженные правила, как и джаз, впрочем, на том этапе. Такая же функциональная вокализация присутствовала у Джими и в гитарном аккомпанементе. Способ заполнения пауз для укрепления функций ритмо-гармоническими репризами, которые всё время варьировались и создавали свои микроструктуры, питавшие ритм-секцию, которая ещё более усложняла контекст. Как композитор, Джими умел сочинять прекрасные солидные рифы для баса. Басист становился продолжением гитары, как, впрочем, и барабанщик. Таким образом, слушатели получили возможность услышать гитару Джими в троекратном изложении - с усиленными низами, опущенными на октаву вниз, и с ритмической окраской всевозможных ударных ухищрений со звонами, мощными бреками и уплотнёнными грувами.

    Была ли такая группа в Англии в 1966 г. - не было!!! Была ли такая группа в Америке в том же году - не было!!!


JIMI HENDRIX EXPERIENCE - группа нового типа
Джими был абсолютно неизвестен, чтобы делать на него 100% ставку на успех в чужой стране. Музыканты набирались тоже не выдающиеся, которые могли бы рассчитывать на аудиторию ценителей индивидуального искусства. Сингл на который рассчитывал Чес мог сработать, но на этом могло бы всё и закончиться. То, что увидел Чес в подвале кафэ Ва и было тем огромным опытом и экспрессией молодого музыканта, которого никто не хотел замечать - в полном смысле этого слова!!! Его просто никто не видел!!! Его уже сформировавшийся стиль никто не успел оценить в достаточной мере!!! И даже если бы в Америке кто-либо захотел его раскручивать - это было обречено на провал - он был цветным!!! Ведь Чес мог бы начать с новых Энималс, а потом переключиться на отдельный проект в случае успеха. Но нет!!! Чес увлёкся экспрессией нового типа и сразу решился пойти ва-банк. Такого бескомпромисного инструментализма ещё никто не видел. Англия не та страна, где бы вот так с лёгкостью принимали чужих, да ещё и цветных. Весь персональный комплекс Джими, как артиста, являл собой музыканта нового типа, ассимилировавшего массу стилей в собственной стране и уже являвшегося полистилистом. Стиль Рок не был ещё достаточно развит, чтобы можно было определить

    Был-ли Хендрикс рок-музыкантом? Был ли он Блюзмэном? Был-ли он Рок-н-Ролл музыкантом? - даже если мы перечислим все стили которые мы знаем, мы получим ответ - Нет!!!

Ведь сингл на который рассчитывал Чес должен был возглавить Поп-Чарты!!! Был ли Хендрикс Поп-музыкантом - нет он никогда им не был!!! Как же продюсер Чес мог решиться на такой опрометчивый шаг? - спросите вы - и я отвечу - просто он поверил в Джими!!! Джими внушил ему эту веру, потому, что он так долго себя совершенствовал, в джемах, в концертах, на студиях - единственно чeм он не мог уверить Чеса - это вокально, и он это очень переживал - вокальной практики у него не было. Давайте вспомним популярные голоса того времени, очень хорошо знакомые Джими - Элвис, Джэймс Браун, Литтл Ричард, Мадди Уотерс, Бадди Гай, Битлс и т.д. Я не назвал Боба Дилана и сознательно, потому что он никогда не гнушался своей манеры исполнения - он был поэтом и просто напевно декламировал свои стихи, трудно это было назвать пением. Но зато как он был популярен. Вот он то и стал прототипом вокальной манеры Джими - и тут его тонкий слух интуитивного аранжировщика не подвёл!!! Это было то, что прекрасно дополняло образ ураганного инструменталиста!!!

Джонни Аллен Хендрикс - простой парень из Сиэтла
В голове Джими не было никакого сколько-нибудь зрелого плана по созданию профессиональной группы и по её продвижению в суровых рыночных отношениях. Именно нежное любовное отношение к гению обаятельного и бесшабашного парня Джими сумела внушить муза по имени Кэйт своему другу Чесу. Чес просто заболел Джими - он стал ему и братом и отцом и кухаркой и няней - если хотите. Этакая Арина Родионовна в расцвете юношеских лет!!! Конечно огромный куш, засветившийся на горизонте, тоже обладал солидной долей притяжения, но ведь его надо было взять, к нему надо было подойти на близкое расстояние, а для этого должен был существовать строгий бизнес-план, обеспечивающий необходимость каждого шага, и шаги эти должны были быть просчитаны безошибочно - времени на раздумья не было! И только Чес понимал, будучи профессиональным музыкантом, знающим рынок и его нравы, насколько точными должны быть ходы этой невыразимо сложной партии. Джими был в эйфории, но эйфорию ему обеспечивал Чес Чендлер во всех смыслах и в смысле поставки веществ для высвобождения персональной энергетики в том числе. Что это были за вещества - весьма безобидные - алкоголь,травка и кокаин. Нигде ведь не сказано, что после встречи с Чесом Джими изменил свой образ жизни и стал вегетарианцем, перестал употреблять алкоголь и релаксирующие лёгкие стимуляторы воображения и энергетики. События тоже стали случаться более закономерно, потому что план имел место быть - и целью этого плана было стать лучшей супер-группой современности а значит и мира!!! Не менее того!!! Наполеоновские планы скажете вы - может быть я и соглашусь с вами, но разве Наполеон не был властелином мира, пускай на время, но был!!!

    Имея более мелкие цели невозможно попасть на Олимп!!! Первый шаг - это был Сингл!!! Хей Джо - это то что уже было в руках у Чеса!!! Второй шаг - триумф группы!!!

Личность Хендрикса и должна была обеспечить этот триумф - а значит Энергия, Энергия и ещё раз Энергия!!! Энергия Грува, Энергия Образа, Энергия Звука!!! Вот что должны были сотворить три парня, скромно музицирующие на студии. Ведь своей музыки у Джими ещё не было - а её тоже надо было родить и об этом позаботился Чэс Чендлер - он понимал как разбудить дремлющего джина и в каком месте потереть лампу!!! Он и начал будоражить воображение, он и начал ваять фигуру идеального кумира поколений, живущего в Доме Восходящего Солнца - разве не об этом пелось в супер-хите легендарной группы The Animals!!!

Дружба Джими и Эрика
Стратегический ход Чеса удался на столько, что он сам испугался реакции Эрика и ринулся за кулисы, чтобы не потерять дружбы с ним... Эрик не был озлоблен, он был повержен - на такой фейерверк он не рассчитывал. Истинная энергетика ритм-энд-блюза была ещё в диковинку, не говоря уже о фанке и стремительном рок-н-ролле! В рьяном выступлении Джими чувствовалась закалка Читлин Сёркут и весь его феноменальный опыт, втиснутый в безнадёжный вопль каждой выстраданной ноты, выданной на гора в диком танце, вознесённого на Олимп Шамана, развинченного  до состояния спирального тайфуна, в пламенном осознании взирающего на него мира. Так и было на самом деле - Джими чувствовал, что его час настал и великий авантюризм собрата по оружию вдохновлял его безмерно. Но надо отдать должное и музыкальному аспиранту Чесу, готовящемуся стать академиком - это была его диссертация по внедрению инородного опыта в парниковую среду Английского рока, где добиться успеха можно было только максимально сложив усилия. Он понял - что нужно немедленно собирать команду и для этого, опять не без ложной скромности использовал имя Эрика Бёрдона, обозвав кампанию по прослушиванию кандидатов - "Eric Burdon & The New Animals".  Он понял - что Джими надо пригреть в домашнем уюте своего дома, чтобы дикий цветок Запада дал ростки!!

    Он понял - что Джими надо любить, точно также как четырёх Битлов любил их директор Брайан Эпштайн, с момента смерти которого группа фактически стала разлагаться!

А что до Клэптона, так он стал частым гостем на квартире у Чеса - где и закладывалась долгая дружба двух совершенно непохожих друг на друга музыкантов Эрика и Джими.

В то время, когда Британия сотрясалась от звуков Битловского Револьвера, шёл усиленный кастинг-набор в группу Хендрикса! Гитарист группы Loving Kind - Ноэл Реддинг стремительно был переквалифицирован на бас. После долгих поисков в конце концов был выбран Митч Митчелл - бывший барабанщик группы George Fame and The Blue Flames. В выборе басиста сыграла роль причёска и недостаток опыта, а барабанщику, по странному стечению обстоятельств тоже светило - Голубое Пламя. Больше музыкантов в группу решили не набирать. Сказался опыт Джими, понимавшего, что влияние в группе должно исходить только от него - музыканты люди строптивые и лидер в группе должен быть один! Шаг конечно был рискованный, но яркая индивидуальность Джими не должна была затмеваться групповыми достижениями, да и в студии, кто бы лучше самого Джими цементировал все плэйбэки.

Ураган - Джими
Таким образом, 24 сентября 1966 г. Джими покинул Нью-Йорк без разрешения на работу - он сомневался в успехе предприятия Чеса до самого прибытия в Лондон, и только, получив семидневную визу и в первый же день встретившись в трёх-часовом джеме с известным блюзовым музыкантом Zoot Money - Джими расслабился!!! Ведь это был его первый день в Лондоне!!! Всю последующую неделю Чес убеждал музыкантов легендарной группы CREAM, чтобы они позволили ему представить Джими на концерте группы и может быть дать возможность сыграть с группой! Эрик Клэптон в то время был в статусе Бога Рок-гитары в Англии. Он был прекрасно осведомлён о всех возможных соперниках по всему миру и отнюдь не предполагал какую бомбу подкладывает ему Чес. Договорённость была достигнута, но никто не определял регламента и не было ясно будет ли Джими выступать вместе с CREAM, или просто произойдёт встреча и рукопожатие! Ближайший концерт группы был назначен на 1 октября 1966 - Polytechnic of Central London! Встречу с Клэптоном Чес обещал Джими ещё в Америке, Клэптон же предложил привести протеже Чеса в Политехник. Клэптон понял Чеса так, как-будто он приведёт Джими и они просто познакомятся. Придя с подругами, посреди первого отделения Чес прямо из зала предложил Эрику познакомиться с Джими, всегда имеющим свою любимицу-гитару с собой. Предложение Чеса пригласить Джими на сцену прозвучало столь нелепо, что никто из группы - ни Эрик, ни Джинджер, ни Джэк не нашлись что сказать - это было не слыханно - никто до сих пор не решался джэмовать с легендами!!! Первым нашёлся Джэк Брус, и промолвил - пусть включается в мой басовый усилитель - не заставив себя долго ждать, Джими включился в параллельный канал и заиграл Killin' Floor - блюз Хаулина Вульфа (Howlin' Wolf)!!! Тони Гарланд - пресс-агент Эрика вспоминает - я рос рядом с Эриком и знаю каким фэном Альберта Кинга, исполнявшего медленную версию этого блюза, он был"."То что он услышал было в три раза быстрее и все увидели, как у него отвисла челюсть, и он уже не представлял, что произойдёт дальше!!!" Позже, вспоминая этот концерт, Эрик сказал, - это был Бадди Гай под кислотой!!! Брус, выдавая свою порцию воспоминаний, говорил, - зная, каким авторитетом обладал Клэптон, я понимал, как трудно ему выдержать этот напор - представляете - Эрик - Бог - и тут некто выходит на сцену и испепеляет его!!!" Джеф Бэк, бывший на этом же концерте говорил, что он тоже получил предупреждение от Джими, - даже, если бы это было ужасно, но так не было, всё равно всё попало бы в прессу!" К сожалению записи этого события не сохранилось!!!

    Джими пробыл всего неделю в Англии, но по Лондону уже поползли слухи об ураганном американце, свалившемся на голову чопорных англичан, - "Не ужели он всегда такой fuckin' good?" - только и смог вымолвить Чесу Чендлеру ошарашенный Эрик Клэптон.


Джими - фронтмэн



  Джими был очень стеснительным в отношении своих вокальных данных. Все герои, которым аккомпанировал Джими были крепкими вокалистами, он же стоял на второй линии и обеспечивал хороший аккомпанемент со стилистически оправданными соло репликами. Опыт фронтмэна - основного солиста был им опробован во время студийных экспериментов и в последнем соло-проекте, не приносящем дохода, но дававшем возможность увидеть талантливого гитариста в центре Нью-Йорка, куда постоянно стекалось много гастролировавших известных музыкантов. Роль музы Джими взяла на себя Линда Кейт, подруга одного из Роллингов - модель и центровая тусовщица из Лондона, знавшая лично многих кумиров молодёжи того времени. Она говорила Джими - я хочу показать тебя одному человеку, скоро он приедет и я приведу его на твой концерт! Линда устроила встречу - показ с менеджером Роллинг Стоунс - Эндрю Лог Олдхэмом для чего прибрала к рукам белый Стратокастер самого Кита Ричардса и всучила его Джими. Олдхэм не поддался на приманку и не сделал ничего полезного. Зато в июле 1966 г. в момент заключительного тура группы The Animals - Чес Чендлер с подачи Линды решил попробовать себя в роли продюсера - он давно присмотрел Супер-Хит и искал аранжировщика. Но в лице Джими судьба даровала ему весь набор в одной упаковке - Чёрный Элвис, как потом его прозывали, явился пред ним и сомнения развеялись - Джими покорил сердце Чеса - вот в кого можно вложить капитал!!! Чем же Джими так обаял басиста Энималс - 24 года - полный рассвет возможностей - великолепная манера держать себя на сцене - недостаток вокальных данных компенсировался ещё более убедительным голосом любимого инструмента, с которым Джими просто сросся и душой и телом. Гитара была его щитом и мечом и помогала совершать свой магический ритуал посвящения в музыку звенящего металла - Эй Джо - куда ты идёшь с пистолетом в руке?

    в подвале кафэ ВА Чес увидел Шамана с Ружьём в руке - он шёл мстить за поруганную честь своих предков - Гнев его был справедливым - он был посланцем Бога, готовым принести себя в жертву ради Гармонии Мира - VooDoo Child пришёл и Путь открылся Ему!!! 


Рецензии