Борго Сан Сеполькро

1453 год. Под натиском османов пал Константинополь. Три раза султан Мехмед предлагал сдаться, но император предпочёл мученическую смерть себе и своим гражданам- во имя веры. Граждане поддержали его. После чего его голова, насаженная на кол, странствовала по городам и весям османской империи, включая завоёванные бывшие христианскими страны, такие как Болгария, Сербия и Македония.
На генуэзском судне, под покровом ночи бенедиктианские монахи-крестоноцы, переплывали Босфор.Они были вооружены до зубов, и готовы были дорого расплатиться за свои жизни. Но самое главное, что двое из них должны были во чтобы-то не стало выжить, исчезнуть с каравеллы с теми уникальными сокровищами, которые смелостью и хитростью удалось захватить и увести со Святого Града, охваченного пожаром. Когда бухта Золотой Рог осталась далеко позади, все немного расслабились и вздохнули. Их напряжение последних дней сменилось глубоким сном. И только двое не спали. Это был метрополит Исидор   и монах Михаил.
- Ах, сказал Исидор, - ты видел, Михаил, небо было против нас! Какие ужасные знамения! Сначала упала икона Одигитрии (Заступницы), а затем это жуткое сияние над куполом Святой Софии! И гроза! Молнии такие, что можно вспомнить Зевса-громовержца из мифов греков-язычников. Я никогда не видел и не слышал, чтобы было столько знамений сразу!  Видимо, - тут Исидор оглянулся, - не слышит ли кто, так решил Господь. Отдать Святыню иноверцам. А знаешь почему, Михаил?
-Да, Константинополь уж давно был окружён землями иноверцев-османов. А всё из-за того, что не было единой церкви у христианского мира.
-Именно! Ах, если бы все приняли Унию на Вселенском Соборе, то всеми единнными силами превозмогли бы врага. Но мы дали ему отступные и враг собрался с силами. А всё это жадность правителей! За этот раскол и поплатились! А варвары, глянь, они едины! Теперь, Михаил, - он перешёл на шёпот, - нужно нам найти место понадёжнее для наших святынь.
-О, я знаю такое место! Зашептал едва слышно Михаил. В Италии, неподалёку от Ареццо есть маленький городок- Борго. Его недавно обнёс мощной крепостной стеной архитектор и фортификационный инженер Джулиано да Сангалло. Сказал, что не допустит сарацинов в родной город. Там, в Бенедиктианском монастыре, в подвалах часовни, мы сможем спрятать наши реликвии.
- Да, хорошее место.  Согласен. Когда страсти утихнут, так и назовём городок Борго Сан Сеполькро -Святое Захоронение.
1445 год. Ареццо. Пьеро Делла Франческа приступил к фреске, заказанной местным Братством Милосердия в церкви Сан Рокко.Это огромный полиптих, который расширялся от 4 до 15 картин из истории Истинного Креста. Пятнадцать лет отдал Пьетро этому произведению. Среди этих композиций отличались две - особенные! “Встреча Соломона и царицы Савской”- слияние миров. И вторая, законченная уже в1453 году, как раз в год падения Константинополя, -“Сон императора Константина”. Ангел летит головой вниз к походной палатке, где спит император. Ему снится сон: Явление Креста. Этот знак он принимает, за знамение к принятию Христианства, как государственной религии.  Закончив фреску, Пьеро, наверно, подумал - Христианство началось при Константине Великом и чуть не закончилось при Константине Палеологе. Но Слава Богу, крепка вера в Европе, и он, Пьеро, математик, геометр и художник, будет прославлять веру своей кистью.
В этом же1453 году, Пьеро возвратился в Борго- свой родной город. Мастер Пьеро спешил подписать контракт на исполнение фрески Воскрешение Христа.
Эту фреску он делал день и ночь, чтобы люди увидели её во время страшных событий падения Византии, чтобы поднять и укрепить веру, объединить их под знаменем религии. И вот фреска закончена.
Спят римские солдаты, охраняя гроб. А над спящими возвышается огромный Христос. Его волевое движение всего тела, готовое перешагнуть через спящих солдат, с хоругвей в руке, поражает своей решительностью и монументальностью!  Это Христос- защитник веры!   Его лицо решительное, без красивостей, характерных для многих художников, рисовавшим Спасителя. Он мужествен, прост, величествен, и даже несколько страшен в своём гневе.
Здесь, в тени пинакотеки, Пьеро создал истинный шедевр.  А ведь это - то самое место, где рядом стояла часовня, в которой захоронены сокровища из Константинополя. Но сокрылась тайна, хранимая крестоносцами.
 Раннее утро. Прозрачен воздух, и восставшая фигура Христа словно соткана из воздуха! Он хранит тайну, которую не отдаст никому.
1945 год. И снова утро. Прозрачен воздух после дождя. Тяжёлая британская артиллерия движется в сторону Борго Сан Сеполькро. От джипов, тянущих мощные пушки, остаются широкие траншеи, наполненные дождевой водой. Офицер Энтони Кларк получил приказ- бомбардировать город. А особенно здание бывшей пинакотеки, теперешнего здания суда, где якобы засели фашисты. Семнадцатифутовые пушки всё ближе к городу. Но что-то крутится в голове офицера королевской артиллерии и не позволяет отдать приказ. Как-то очень знакомо ему название Сан Сеполькро. Кларк посылает разведку в город, а сам пытается вспомнить то, что не даёт ему покоя – перевод названия города. Его артиллерия состоит из 100 боевых расчётов — это семнадцатифутовые пушки, заряженные 7.65 килограммовым снарядом, на конце которого был баллистический наконечник. Скорость снаряда 884 м. в сек. Выпускалось по 10 снарядов в минуту. Снаряд пробивал любую бронированную технику, в том числе немецкие танки типа “Тигр”” и “Пантера”.  Он бы мог такими пушками стереть город с лица земли.  Но почему-то от офицера Кларка приказa бомбить не последовало! Он, герой североафриканского похода против армии Роммеля, не смог отдать приказ бомбить этот маленький городишко! Одно слово - и от города не осталось бы камня на камне. Но он не отдал такой приказ!  И было две причины не бомбить: первая- жители не успели уйти в горы и вторая- Энтони вспомнил перевод названия города Сан Сеполькро - Святое Захоронение! Именно здесь находилась фреска Пьеро Делла Франческа! Память вернула его в тяжелые дни 1941 года. Это было в Тунисе.  240 дней держалась крепость Тобрук под натиском немецких войск.  Британцы героически защищали крепость, не давая Роммелю выйти к Египту. В последнем бою, в утреннем ковровом огне, погибло более 800 человек. Среди них пал друг Энтони - Патрик Строн. Энтони взял его рюкзак при отступлении. Он хотел написать письмо родителям Патрика, но в рюкзаке нашёл только книгу Олдоса Хаксли “Двери восприятия” И уже потом, будучи раненым, лёжа в госпитале, Энтони прочёл книгу, которой зачитывался его друг. В этой книге Олдос Хаксли написал, что фреска “Воскрешение Христа” в Борго- Сан Сеполькро - самое прекрасное произведение в мире! Именно так! Нет, он не позволит загубить этот город, великую фреску и память своего боевого товарища.
Энтони решительно рявкнул: отставить бомбардировку! В эти минуты из-за облаков показалось солнце и закончился дождь. Солнце осветило город розовым цветом нежной герани и отразилось тысячу раз в глубоких траншеях от тяжёлых джипов. Из городских стен навстречу артиллерии выбежали посланные ранее, разведчики. Они кричали: немчура драпает, ребята!  Когда Энтони и солдаты вошли в город, узкие средневековые улочки, нетронутые временем и королевскими гаубицами, осветились утренними лучами, забегавшими по дремавшим в тени домам.   Энтони словно попал в другое измерение. Он уже бежал к зданию суда -туда, где назначена Олдисом Хаксли его встреча с Пьеро Делла Франческа. За ним бежали солдаты. Здание было целым и невредимым.  В утренних лучах к забежавшим людям шагнул огромный Христос, внизу спали ничего не подозревавшие римские солдаты. Христос смотрел куда-то вдаль, словно разглядев сотню пушек, направленных на город, будто поняв, какой угрозы избежал город. Энтони не мог оторвать взгляда от его мужественного лица, так непохожего на мученика! Нет, этот Христос тоже солдат! Солдат Веры. Энтони был счастлив, что не подчинился приказу. Видимо его разжалуют в солдаты, но эти фрески великого Пьеро Делла Франческа, останутся на века. Вот только мучает одно: впереди Ареццо и ещё один шедевр, который нужно сохранить. И он подумал:
— Это война. И каждый здесь
    Или Бог, или Сатана!
1945 год. И вот уже солдат Энтони Кларк шагает в общей колонне на паром. Война закончена. До чего же утомительно иметь нечистую совесть, но не ему! Ему легко и хорошо. Пусть его разжаловали в солдаты, но душа его спокойна-он сделал то, что должен. Солнце светит в его глаза. Позади Италия, Ареццо и Сан Сеполькро. Энтони кажется, что сам мастер Пьеро машет ему рукой в дорогу.
1953 год. Восемь лет после войны. Энтони Кларк решил вновь увидеть фреску великого мастера из Борго Сан Сеполькро. Хорошая дата - прошло как раз 500 лет со времени создания фрески. Самолёт прилетел во Флоренцию, а оттуда он доберётся на автобусе по дороге войны. Не доехав до Сан Сеполькро, он остановил автобус. Энтони вышел как раз в том месте, где стояла когда-то подошедшая к городу артиллерия. Он вспомнил трудные минуты решения          “не бомбить”. Но и сейчас он сделал бы тоже самое. Сорвав тростинку и нервно её прикусывая, он шагал там, где шли его тяжёлые пушки и всё больше волновался, войдя в город. В центре города возвышался по-прежнему памятник маэстро Пьеро, улочки по-прежнему сохраняли контрфорсы между зданиями. Неподалёку от дома суда, где теперь расположился музей, находилась небольшая гостиница Ла Баллеста. Энтони решил закинуть вещи и отправиться на свидание с Пьеро Делла Франческа. Он подумал, что знает только двоих великих людей, отдавших долг матерям и взявших их имена - это Эрих Мария Ремарк и Пьеро Делла Франческа, мать которого родила Пьеро через 3 месяца после смерти отца. Метрдотель спросил его имя для записи в служебную книгу отеля.
-Энтони Кларк, - ответил он.
- Послушайте, мистер Кларк, вы когда-нибудь бывали в Сан Сеполькро?
- Да, во время войны я командовал артиллерией под самыми стенами вашего города.
-Послушайте, мистер Кларк! Впрочем, пройдёмте со мной, я хочу кое-что показать вам.
И они вышли из отеля. Метрдотель то и дело поглядывал на Энтони.
— Вот пришли, сказал он, завернув за угол. Причтите название этой улицы.
И Энтони прочёл: «Страда Энтони Кларк».  И ниже: “Улица названа в честь офицера британской армии, отказавшегося бомбить город Сан Сеполькро”.
-Спасибо вам от имени всего города, мистер Кларк!  - И метрдотель заплакал, обняв Кларка.  - Вы прогуляйтесь! Это теперь ваш город.
И Энтони зашагал туда, где навстречу ему шагнёт сам Пьеро Делла Франческа в образе Спасителя.
02.25.19


Рецензии