Сибирский путь

   Зима. Опять на работу… Ну ничего, через неделю праздники. Но ведь там этот мороз… А здесь так хорошо, одеяло ещё не остыло и так томительно стоять у окна ведь там… минус сорок, в повисшей над городом сизой мгле очертания улиц и людей едва уловимы, под ногами торопливо и тревожно скрипит снег, по обочинам коптят машины, в темном небе тускло поблёскивают «ночные светила» до рассвета – три часа.
 
   Мороз обжигает лицо, бесцеремонно проникая сквозь одежду…бесстыдник. Съежившись, накинув капюшон, уткнувшись в шарф глубоко дышу ртом - чтобы не отморозить нос, но от этого кружится голова - а ресницы слиплись. Шагаю не сбавляя темпа по скользкой бугристой дороге стараясь не упасть и не угодить под колеса неуклюже выезжающих машин, я их не вижу, - поворачиваться? высовывать нос наружу? – мне достаточно света фар и скрипа колес...Идти на работу, провести там весь день, а вечером повторить утренний путь в обратном направлении...и так каждый день изо дня в день... А ведь осталось несколько месяцев и долгам конец – свобода на собственной жилплощади! Но это утеха разве? Еще один такой день, сколько ещё таких дней я смогу пережить… Хочется как-то по другому? … хочется бежать! но куда?

   Остановка. Раньше здесь стоял магазин, и можно было погреться. И маленький цветочный павильончик, но прошлой весной его унесло ветром. Оставалась единственная надежда согреться в теплом автобусе, которая тот час же развеялась - на остановке толпа, обочина пуста.  В обычные дни вдоль нее автобусы колонной и каждые десять минут друг за другом в путь – но сейчас их нет, - ничего… для Сибири морозы дело привычное… Хотя даже в новостях о них говорят, как о стихийной аномалии. Там же регулярно обсуждается тема общественного транспорта, которая с давних пор волнует жителей нашего города…

   Город наш старинный основан в 1604 году как военный форпост Западной Сибири. Путь к нему изначально пролегал по рекам и волокам. Затем во второй половине восемнадцатого века через него прошла сухопутная дорога - великий сибирский тракт. С этого момента она в его судьбе становится основным путем развития, а ямская гоньба - одним из основных видов деятельности.

   В конце девятнадцатого века на смену сухопутной дороге пришла железнодорожная,  правда, немного огорчив жителей - основная магистраль обошла Томск стороной. Надо сказать, вполне справедливо принималось такое решение. Провели изыскание, и оно показало невыгодность такого маршрута. Несмотря на это строители Транссиба приняли во внимание прежние заслуги города и, главным образом, наличие в нём единственного за Уралом Университета, оттого и проложили соединительную ветку Томск-Тайга, а также разместили «Главное управление Сибирской железной дороги» в самом городе. Благодаря чему к началу двадцатого века наш город значительно разросся, приобрел статус крупного торгово-промышленного и культурного центра.

   Однако городские дороги и общественный транспорт развиваться не спешили и вплоть до появления первых автобусов в 1928 году общественным транспортом так и служили извозчики, а те, кому возничий был не по карману ходили пешком… Трамвай появился только в 1949 году, а с 2001 года общественным транспортом стали небольшие автобусы ПАЗ 3205 и некоторые его модификации…

   Один из таких «пазиков» с надрывом и рычаньем дребезжа от холода наконец подъехал к остановке со скрипом отворив двери. Салон мгновенно набился, так что двери с трудом закрылись. И это на первой же остановке! Едем. Окна заросли льдом, остановки не объявляют.  Через некоторое время кто-то-то тычет мне в спину – Девушка передайте два, «задняя» дверь. – И вот еще один с пятидесяти и два со ста – посыпалось со всех сторон.

   – Давайте я подержу – обращается стоящий неподалеку мужчина к женщине с тяжелыми сумками в руках.
  – Как это? – с недоумением уточняет она.
  – Ну, пока еду буду держать ваши сумки, вам ведь тяжело…

   Она позволяет взять пакеты. Одновременно с удивлением и восторгом восхищенно произносит - О, Боже! Как приятно! Спасибо! – растерянно и с каким-то чувством неловкости встречаясь с моим наблюдающим за этой сценой взглядом. Удивительно, обычный мужской поступок нас женщин удивляет и восхищает…! 

   Оглушающий гудок сигнала – Визг тормозов. – Смотри куда едешь…  – нервно выкрикивает водитель открывая дверь кабины впуская и в без того промерзший салон морозный воздух.  Переполох кто-то на кого-то падает, кто-то возмущается: «Мужчина не толкайтесь!» – завязывается перепалка, кто-то, как и я сохраняет невозмутимость…Водитель яростно дергает рычаг. Рывками газ-тормоз, газ-тормоз – пробираемся по затору. – Е… локомотив борода из ваты – нервно выкрикивает, едва удерживаясь за поручень, мужчина. «О боже какой мужчина…» – звучит по радио. – Откройте «заднюю»! – кто-то громко орет мне в ухо. – Передавали только три человека, а вышло уже пять! – противным голосом кричит женщина-кондуктор… Снова перепалка…  Наконец моя остановка (к счастью стою рядом с кондуктором) - передаю расчет лично в руки. Как же я устала…
 
   Уехать?  Деньги... А может быть поехать? к Веталю. В школе мы с ним ведь почти не общались… а тут спустя столько лет…Он звал…но… но потом он ведь сам сказал! - Решено. Потрачу те, что есть, а там что-нибудь придумаю… Просто надо!.. Туда, где я еще не была.

   Томские улицы пестрили новогодней иллюминацией, на главной площади сияла новогодняя елка. Какая глупость встречать новый год зимой! Я буду встречать его весной! Как когда-то наши далекие мудрые предки… Вокруг все однообразное и скучное…  Одни и те же люди и здания, одни и те же места, а мне нужна новизна! Я хочу гулять по незнакомым улицам, вдыхать аромат неизвестности и не знать куда в конечном итоге они меня приведут и с кем сведут… Мне нравится уезжать, быть в пути и не нравится возвращаться туда где я уже была… Но я возвращаюсь… Но мне очень хочется, чтобы хотелось куда-то вернуться.  Быть может этого Калуга?

   За поворотом здание компании, в которой я работаю. Когда-то это четырёхэтажное краснокирпичное здание с частично оштукатуренным в бледно желтый цвет фасадом и синей крышей казалось мне вполне симпатичным. А теперь, когда я знаю его изнутри оно мне ужасно несуразным, впрочем, как и все вокруг него и в нем самом… Про улицу на которой оно расположено наш водитель говорит - это самая «гужевая» дорога в городе – трясёт как на телеге! - Так раньше она такой и была – подтвердила я. Ведь это часть сибирского тракта – дорога на Москву. Здесь  на днях проходящая мимо женщина одарила меня самым необычным комплиментом в моей жизни: «Девушка вы такая славная и ладная на фоне этого города…». На фоне этого города… славная и ладная… Я?! И это сказала женщина! Я впервые почувствовала силу комплимента…
 
   Поднялся ветер. С трудом отворив тяжёлую массивную дверь, я наконец оказалась в тепле.  Меня встречает, показавшееся из-за ноутбука, улыбающееся лицо нашего охранника. - Здравствуйте, Олеся! – радостно поприветствовал меня Ваган, сорокалетний гладко стриженный мужчина с широким круглым лицом, «плавающим взглядом» и по-детски наивной и искренней улыбкой. - Замерзли? Когда-то он работал на стройке вместе с другими армянами, пока не получил увечье.  У него была семья и кажется трое или четверо детей, но теперь он живёт отдельно от них, снимая комнатку в старом деревянном доме недалеко от работы. Зарплата у него небольшая, но он не унывает и надеется встретить новую любовь… которую ищет, видимо, на сайтах знакомств, - часто можно услышать, как он беседует по телефону с потенциальными невестами, философски рассуждая о жизни… Он вообще очень любознательный и рассудительный, а еще доверчивый...  Наш водитель часто над ним подшучивает, по-дружески конечно, рассказывая какие-нибудь небылицы серьезным утвердительным тоном… Ваган верил, но наученный опытом впоследствии всегда переспрашивал: «Иваныч, вы серьезно?» …  И вот однажды он нашел невесту, уволился и вместе с ней уехал в какой-то другой город устраивать новую жизнь. На его место пришел другой охранник, потом еще один... но они были словно ни к месту… Их лица выражали обреченность и безучастность… они просто сидели не зная, чем себя занять…их тяготило это место. Тогда я впервые почувствовала потерю человека, который просто на просто охранял наш офис, сидя за небольшим столом у входа с которым мы просто здоровались утром, обменивались несколькими фразами в течение дня и прощались вечером. Своим присутствием он создавал какую-то особую атмосферу, радующую своей простотой и искренностью. Я тянулась к ней, так как там на всех четырех этажах пространство было наполнено сплетнями, интригами и другими неприятными вещами… Я боялась что это пространство однажды меня поглотит… Это очень страшно! Оттого то мне и было приятно обнаружить в себе способность к таким светлым и теплым чувствам … Правда, правда! Мне Вагана действительно не хватало и некоторым другим, по-моему, тоже. Каково же было мое удивление, когда через несколько месяцев наш Ваган вернулся.  На новом месте что-то у него не задалось. Он так радовался, когда я выразила свою радость его возвращению … После этого компания выделила ему ноутбук с доступом к интернету, и он продолжал искать свою любовь…. Каждый раз проходя мимо я всегда улыбалась и как-то невольно думала вот бы и мне найти свое место в жизни… вот так гармонично мне вторящее. В кабинете директора я решительно отстояла свое право на спонтанный отпуск и торжественно покинув офис, пожелав всем удачи в Новом году… отправилась в Калугу.

   Сумрак утра развеялся. Я не заметила, как дошла до перекрестка, откуда открывался вид на привокзальную площадь. Только само здание вокзала пряталось за еловой аллей, окончательно размазывая пейзаж рядом тянулись унылые дома из серого кирпича, построенные в то время, когда советская архитектура, отказавшись от всего «лишнего», заменила декор подобием узора в виде вставок из красного кирпича под карнизом крыши. Над этим всем медленно восходило холодное сибирское солнце. Оно сияло, ослепляло, но совсем не грело… Но в его лучах ослепительно мерцало здание вокзала, лукаво выглядывая из-за вечно зеленых ветвей радуя глаз яркими желто-оранжевыми и синими цветами фасада и крыши.

   Сама крыша казалась какой-то волшебной… На ней громоздились треугольные шипцы и башенки. Вот та с треугольным навершием посаженным на «надувной круг» напоминала восточный головной убор – тюрбан с колпаком в виде заостренного конуса, точно такой носил мудрец в сказке Калиф-аист, а вот та четырехскатная с парапетной решеткой на плоской вершине напоминала русский терем. Вместе они играли причудливыми тенями на мерцающем снежном покрове. Рядом ворковали голуби, щебетали воробьи… Мимо проезжали «пазики» и их дребезжание совсем не раздражало, а дым оставлял в воздухе живописные серые облака на фоне чистого голубого неба!

   Я совсем не замерзла - стояла и разглядывала фасад, переполненный вариациями форм и размеров окон: квадратные и прямоугольные, трапециевидные, арочные с замковым камнем, а в центре располагается самое большое необычной формы…. Хотя здание современное (реконструкция 2004 года) в нем явственно читаются черты модерна в которых было построено прежнее. Я недавно о нем читала, смотрела фотографии и даже запомнила имя архитектора Родюков Яков. Мне нравится модерн. Однако когда-то меня очень удивило, что один из моих любимых писателей Эрих Мария Ремарк большой знаток и любитель искусства, особенно таких неоднозначных его представителей как Гоген… считал модерн отвратительным.  Солидарен с Ремарком был и Корней Чуйковский, и Георгий Лукомский. Впрочем, модерн очень разный…

   А еще с этим местом меня связывают очень теплые воспоминания… Будучи еще студенткой я работала здесь неподалеку в справочной службе Интернет-провайдера и иногда после тяжелого трудового дня мы с подругой приходили сюда смотреть на поезда. Это место ее успокаивало… Мы поднимались на пешеходный мостик, ели мороженое и смотрели в основном на железнодорожные пути, так как поезда здесь ходят очень редко – тупиковая ветка (Тайга-Томск). После ее строительства в 1896 году из Томска ходило только два поезда их и теперь немногим больше. Тогда томичи имели возможность преодолевать расстояния в весьма комфортабельных поездах, где в их распоряжении была ванная, библиотека, столовая, пункт почтовых услуг и даже..церковь. Сегодня гордостью Томска считается фирменный поезд «Томич». Фирменным он стал в 1967 году, а первый рейс совершил тридцатого сентября 1967 года. А я планирую совершить свой первый рейс на этом поезде сегодня …

   Вот только поднимусь на мостик и схожу за билетом… Голубое небо, солнце, снег, две колеи путей, перрон, несколько товарных вагонов в стороне, вблизи старые деревянные домики, вдали высотки новых микрорайонов… Звонкая тишина! Пар изо рта. Собака с любопытством смотрящая на меня. Морозное свежее утро… Можно ли считать мой порыв спонтанностью? И вообще, что такое спонтанность? Свобода… легкость… внезапная искренность…?  Да, да так и есть!  Ведь она не терпит холодного и расчетливого разума, который все планирует, взвешивает, перепроверяет, ограничивает или запрещает, ищет выгоды… Скукотища… Мне нравится спонтанность. Она всегда меня выручает в критических ситуациях и позволяет остаться собой... Возможно у кого-то она иная, но для меня она такая.   Сегодня я не смогла сдержаться - иду покупать билеты… Я так хочу, а остальное не важно…

   Билетов на «Томича» нет. А это единственный поезд с прямым сообщением до Москвы. Остается вариант - проходящий поезд в Тайге, Юрге или Новосибирске. Выбираю Новосибирск, ну как выбираю…  в продаже остался последний билет в плацкарте на верхней полке.  Из услуг постельное белье и биотуалет. Что ж…не в первый раз Новый год настигнет меня в дороге…традиция! В этот момент я отчего-то чувствую себя героиней новогоднего фильма… только пока не понятно какого жанра… В прошлый раз я ехала в пустом вагоне одна в купе тогда посреди ночи ко мне ворвалась проводница в карнавальной маске с перьями и пылесосом в руках разбудив меня звонким криком: «С Новым годом!». Вот это поздравление! Потом мы пили вино и смеялись. Почему она была с пылесосом? Дорожку в вагоне пылесосила перед какой-то большой станцией… перед этим выпив немного вина...   Через три часа - электричка до Новосибирска. Звоню маме сообщить об отъезде, осталось собрать вещи, забежать в книжный за «Дорогами, ведущими в Эдем» Капотэ. Там несколько рождественских рассказов, которые, надеюсь, наполнят атмосферой мое путешествие…

   Новосибирск вырос и возник как станция «Новая Деревня» (неофициальное название Гусевка) – Новониколаевск. Своим появлением он обязан постройке железнодорожного моста через Обь на пути у Транссиба. Новый железнодорожный вокзал расположен в центре города - здесь мне предстоит провести десять часов в ожидании поезда до Москвы. Здание огромное и просторное, было построено в стиле Ампир в 1939 году, и по одним сведениям считалось среди всех вокзалов СССР самым большим, по другим - вторым после Казанского в Москве. По мне так ничего примечательного в нем нет. Время я скоротала с «Капотэ» в зале ожидания….

   Посадка началась ранним утром, застелив постель и забравшись на вторую полку уснула. За завтраком познакомилась со своими попутчиками - учительницей музыки, милой простодушной домохозяйкой из небольшого поселка и молодым парнем, выпивающим где-то в соседнем вагоне…

   – Вы, наверное, искусствовед? – спросила учительница. Я растерянно улыбнулась. Задумалась. И через некоторое время как-то очень неуверенно ответила – Я … экскурсовод. - Про себя подумав, что я до сих пор не знаю кто я…? Я знала, что через несколько месяцев уволюсь с работы, где вот уже несколько лет занимаюсь тендерной работой, но буду ли работать экскурсоводом?... Мне казалось будто моя любовь к долгим прогулкам, интерес к истории, архитектуре, тяга к путешествиям и желание выразить себя в писательской деятельности как нельзя лучше могут реализоваться в этой сфере… В ноябре я даже закончила курсы экскурсоводов. Я немного рассказала  ей о Томске, - правда, без особого энтузиазма. Но мне было приятно, что незнакомый человек увидел во мне человека интеллигентной профессии…

   Тридцать первое декабря. Пока иду в другой конец вагона за кипятком с удивлением замечаю, что вагон по-прежнему полон. Близится полночь. Праздновать, как ни странно, никто не собирается - все укладываются спать.  Никакой суеты, разве что привычное хлопанье дверей и снующие на станциях из вагона в вагон проводники. Гаснет свет.  Ритмичный стук колес, сигнальные гудки, плавное покачивание на поворотах… побрякивание ложки в стакане… а чуть позже – сопение, храп и приглушенные беседы не спящих… Я присела за столик. День кончился… От окна тянуло приятной прохладой, - прохладой от той стороны мира, что за стеклом. Всматривалась в темноту бескрайних просторов заснеженной России. Иногда мелькали огни каких-то станций, городов, поселков, одиноких домов… но в основном мелькало пустое пространство некогда густо заселенных земель… сколько раз здесь всё менялось. Вспомнились рассказы одного знакомого, родившегося и выросшего в деревне о том, что начиная с 1960-х годов многие села и деревни уничтожили из-за их якобы не перспективности…В щель проникал свежий воздух…последняя ночь в душном вагоне.

   Ранним утром я сошла с поезда прибывшего на Ярославский вокзал. До встречи ещё час - значит можно гулять. Я неторопливо пошла по перрону, с наслаждением вдыхая сырой воздух московской зимы. В этом сером мрачном утре мне было на удивление тепло и уютно. Через несколько шагов выдохнула, расстегнула пальто и сняла шарф. Вдох-выдох - ощущение счастья просто так без особой причины…Впереди виднелось здание вокзала с остроконечной башенкой увенчанной шпилем. Оно одновременно было похоже на суровый средневековый замок и на русский сказочный терем, особенно когда с неба густыми пушистыми хлопьями вдруг повалил снег.  Всего за пару минут привокзальную площадь укутало белоснежное покрывало. Мир наполнился чистотой и свежестью. На опушке пальто тихо потрескивая, таяли снежинки… чистое и светлое тающее мгновенье!

   На перроне тихо и безлюдно. Снегопад закончился. Стряхнув со скамейки снег я присела… Вначале путей верстовой столб. «Нулевой километр» - указано с одной стороны, а с другой 9298… Такой же столб есть во Владивостоке только на нем другая цифра 0 и 9288. Последняя цифра на столбах обозначает протяженность Транссиба в километрах… Во Владивостоке указана реальная длина, а в Москве тарифная (по которой определяются цены на билеты). Он установлен как памятник окончания Транссиба. Понятие Транссибирская магистраль, или сокращенно – Транссиб, появилось уже при советской власти. До революции эту дорогу называли «Великий Сибирский путь» или просто «Сибирский путь». Значит, это говорит о том, что Транссиб отсюда начинается? Странно, ведь Транссиб, а точнее Сибирский путь (Великий Сибирский путь) начинался в Челябинске…

   Стало зябко. Еще несколько минут я полюбовалась дивным вокзалом, остановилась ненадолго у памятника-бюста архитектора Шехтяля и вошла внутрь.  Выпила горячий кофе, бродила по залам пока на втором этаже не обнаружила выставку, посвященную БАМу. На стенде с фотографиями и пожелтевшими вырезками из газет прочла: «27 апреля 1974 года отсюда отправился первый Всесоюзный комсомольский строительный отряд имени ХVII съезда ВЛКСМ на строительство БАМа». На снимках улыбающиеся молодые лица, повсюду одни молодые лица…  БАМ и для меня не просто «слово».

   Воспоминания уносят меня далеко-далеко в город моего детства, куда я после сессии приезжала на каникулы в гости к маме. Вот он деревянный двухэтажный дом. Я поднимаюсь по ступенькам, минуя двери, попадаю в большую комнату, которую принято было называть залом, там, в кресле, обитом красной тканью в рубчик восседает моя мама! - её глаза и лицо светятся от счастья, и комнату заполняет звонкий смех. Она рассказывает о самом светлом и радостном периоде в её жизни, который начался здесь на этом вокзале…


Рецензии
Здравствуйте, Олеся!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
См. список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2020/10/01/168 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   10.10.2020 10:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.