Беседа о храбрости

-Что такое храбрость, учитель?

-Храбрость, мой друг, это способность человека рисковать жизнью, или даже жертвовать собой ради кого-то.

-Учитель, я не понял, объясните мне. Ради кого стоит рисковать жизнью?

-Ради того, кого любишь больше жизни. Если тому, кого ты любишь больше жизни грозит опасность, ты становишься храбрым и смело бросаешься на выручку, не думая о последствиях.

-Мне стыдно признаться, учитель, но я никого не люблю больше жизни. Значит, я трус?

-Видишь ли, мой друг, человек может любить другого и даже не подозревать о том, как сильна его любовь.

-Но если я не чувствую любви, значит её нет? Ведь так, учитель?

-Помнишь котёнка, которого ты вырвал прямо из пасти собаки?

-Помню.

-Расскажи мне, как это было?

-Но ведь вы видели всё это своими глазами, учитель.

-Я видел одно, а ты видел другое. Расскажи мне, что ты видел.

-Ну, дело было так. Глупый котёнок не заметил собаки, сидящей на цепи, и слишком близко подошёл к её конуре. Огромная чёрная собака схватила его своими страшными зубами. Я очень испугался за котёнка и подскочил к собаке, и выхватил котёнка прямо у неё из пасти.

-А как тебе это удалось? Ведь хват собачьих зубов очень крепок.

-Не знаю, как мне это удалось, учитель. Наверное, собака просто открыла рот, удивлённая моей наглостью. Потому мне и удалось вырвать котёнка. Я вытащил его легко, без всякого усилия.

-Расскажи подробнее о своих ощущениях. Это очень важно.

-Котёнок был весь мокрый от собачьей слюны. На мокрой шерсти отпечатались собачьи зубы.

От страха котёнок глубоко вонзил свои коготки в мою руку. Но я не чувствовал боли. Я нежно гладил его до тех пор, пока он не разжал когти.

Вот и всё.

-А какое чувство ты испытывал, когда спасал котёнка?

-Всё случилось так быстро, что я даже не успел ни о чём подумать. Просто я сильно испугался за котёнка.

-Вот, мой друг, этот испуг не за себя, а за котёнка и есть храбрость.

-Учитель, вы же говорили, что храбрость родится от любви. Означает ли это, что я любил этого котёнка больше жизни?

-А ты сам подумай. Скажи, собака была большая?

-Огромная, учитель!

-Она была страшная?

-Очень страшная. Так наверное выглядит адский пёс. И такая чёрная. Недаром у неё кличка - Негра.

-Скажи, мой друг, ты бы смог просто так подойти к ней и погладить её?

-Боже сохрани! Ни за что на свете, учитель.

-И что же тебя заставило вырвать добычу прямо у неё из пасти?

-Не знаю, учитель.

-Это была любовь, мой друг. Всё очень просто. Больший страх вытесняет меньший. Если за котёнка ты боишься больше, чем за себя, ты бросишься к собаке. Если за себя боишься больше, чем за котёнка, ты бросишься от собаки.

-Значит, я любил котёнка больше, чем себя? Но это же нелепо.

-Скажи, мой друг, только честно, а если бы мне угрожала смерть, ты бы тоже бросился мне на выручку?

-Мне стыдно признаться, учитель, но я не знаю.

-И это правда, мой друг.  Не ты один, никто не знает. Ты сможешь узнать это только тогда, когда мне действительно будет угрожать смерть. Друг познаётся в беде. Причём, даже сам человек не может знать, как от поступит в беде, до тех пор, пока эта беда на самом деле не случится.

Силу любви ты узнаешь, только тогда, когда возникнет угроза потери.

-А как же ненависть, учитель? Ведь она тоже может придать человеку храбрость?

-Она даёт человеку совсем немного храбрости. Такого количества храбрости бывает достаточно для того, чтобы впятером напасть на одного, или для того, чтобы избивать связанного, или, чтобы ударить ножом в спину.

Но для того, чтобы выйти на честный бой одной ненависти недостаточно. Тут нужна любовь. На худой конец, сойдёт любовь к славе и почестям, или к деньгам, если ничто другое тебе не любо.

-Спасибо, учитель. Кажется, я кое-что начинаю понимать.

-Понимать, мой друг, не обязательно. Храбрость это не арифметика, ей невозможно научиться, но её можно обрести. Однако прежде нужно обрести любовь, ибо истинная храбрость прорастает из любви.

А теперь я дам вам новое упражнение. Оно называется: "Волшебный меч возвращается в ножны".


Рецензии
Здравия, Михаил! Хорошо иметь такого учителя. У меня была парочка-другая похожих, до сих пор с благодарностью вспоминаю.
Как говорил Котовский, смелость цепи рвёт и кандалы трёт. Ну, ему было виднее...
с интересом и уважением

Владимир Радимиров   21.03.2024 17:11     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир. У даосов много притч на подобные темы.

Михаил Сидорович   22.03.2024 07:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.