Повесть об отце Гл. 22 Производственная практика

               
   Нравились Михаилу практические занятия в техникумовских мастерских и лабораториях, за оснащением которых директор следил строго и за новым оборудованием при случае сам ездил в область и даже в Москву.
   Но больше всего студенты любили практику с выездом на настоящие производства. Вот уж где можно было проявить себя, показать на что способен, закрепить теоретические знания.
  За годы учёбы слушатели техникума не раз выезжали на лесохимзаводы, в промсоюзы и промколхозы.  Не только в свой район, но и за пределы области.
  Обычно они получали проездные, командировочные и деньги на содержание. Тут уж каждый сам себе хозяин: хочешь – трать, хочешь – экономь.
  Михаил всегда укладывался в выделенные суммы и не занимал у друзей, знал, что долг платежом красен. А что долг отдавать труднее, чем брать, познал на собственном опыте. Было это всего раз, но запомнилось надолго.
 ***
   Подвернулось ему тогда тёплое полупальтишко, не новое, но вполне ничего: добротное, невыношенное. Тёмно-серое, с высоким воротником и глубокими карманами, что ценилось у молодёжи.
   Денег немного не хватило, пришлось подзанять у Вовки Костромина. Говорили, что карманные деньги у него всегда водились. Могли бы дать друзья, да не оказалось у них тогда нужной суммы. Договорились, что в день получения стипендии расчёт будет обязательно. Но получилось так, что в кассу техникума деньги своевременно не подвезли, а потом кассир не вовремя заболела. И все эти четыре долгих дня Вовка не давал прохода: «Когда вернёшь? Обещал ведь… Вот и верь таким, давай им свои кровные…»
   
  Михаил сгорал от стыда, занять было не у кого, все жили от стипендии до стипендии. Объяснения, что он не виноват в том, что деньги задерживают, не помогали. Когда узнал, что с утра кассир выйдет на работу, примчался в техникум ни свет ни заря. Хоть и стояли у заветного окошка несколько человек, получил деньги одним из первых.
  Отдавал долг, не глядя Вове в глаза. Было и стыдно, и обидно, что тот не вошёл в положение. Да ещё и насмехался. 
  С тех пор и дал себе зарок: ни у кого не занимать, как бы трудно ни приходилось. 
 
  ***
  Выезжая на практику за пределы области, учащиеся нарабатывали определённый опыт работы на химпроизводстве.  На заводах Гребенёвского промколхоза на практике изучали дёгтекурение, очистку скипидара и хвойных масел; в Вятсоюзе в течение двух с половиной месяцев познавали азы спирто-порошкового производства.
  В годы массовой коллективизации промколхозы получили широкое распространение. Это были добровольные кооперативные объединения крестьян, сочетавшие сельскохозяйственное производство с занятием кустарными промыслами. Где-то изготавливали сани, колёса, различную упряжь; в отдельных промколхозах было организовано производство мебели, металлоизделий: гвоздей, замков, лопат, чугунов и  различной галантерейной мелочи.
 
   Практика студентов из Пищальского техникума предполагала работу на лесохимических производствах.
   Большое село Гребенёво расположилось в глубине пищальских лесов. Рядом –  десяток починков: Березенки, Чаща, Пауты, Саламаты, Скородумка. Природа в округе красивая: небольшие речки, луга, перелески, рощи и дубравы, но в основном, сосновый бор без конца и без края. Ещё до революции все проживающие там крестьяне занимались различными промыслами, главными из которых были переработка древесины, производство смолы и дёгтя. 
 ***
   Очень запомнилась практика на Всеволодо-Вильвенском предприятии, история которого началась ещё в середине 19-го столетия, когда там наладили чугунолитейное производство, запустили доменную печь и установили паровую машину, одну из первых на Урале. Выпускали чугун хорошего качества, но когда в России отменили крепостное право, показатели производства резко снизились и завод пришлось закрыть.
    И повторил бы он судьбу многих уральских заводов, если бы в 1890 году это место не купил известный фабрикант Савва Морозов.  На месте бывшего чугунолитейного завода был построен Вильвенский лесохимический завод, где начали выпускать уксусный порошок, древесный спирт и древесный уголь. Позднее завод наладил производство необходимых для химической промышленности ацетона и метилового спирта.
   Вот сюда-то и прибыл Михаил в самом начале зимы 33-го года. В течение двух месяцев он с группой однокашников осваивал практические приёмы работы. 

   Интересной показалась и практика на Ривицком лесохимзаводе в Тверской области. Сначала это было небольшое предприятие по сухой перегонке дерева. Промыслы, связанные с переработкой древесины были традиционными для карелов, поселившихся в лесистой тверской местности.  Место было выбрано в связи с большим количеством берёзовой древесины.   
  Ривхимзавод производил скипидар, деготь-березойль, уголь, спичечную соломку и уксусный порошок. Для практикантов – большое поле деятельности. Наглядно увидели, как налажено производство большого предприятия, которое было основано немецкой фирмой ещё до революции.  При советах производство было национализировано и вся продукция стала оставаться в стране.   
 
 ***
  Преддипломную практику проходили на Верхнетоемском лесохимзаводе. 
  Без пяти минут выпускники Пищальского техникума добирались на место работы самостоятельно без всякого руководителя. Несколько дней пути по рекам севера, начиная с полюбившейся Суводи.
  Село Верхняя Тойма, расположенное на высоком крутом берегу Северной Двины, поразило их своим величием и многочисленными новостройками. В центре возвышалась старинная церковь с её новыми пристроями. Как позднее выяснилась, богатой была и сама история северного поселения.

  Прочитав много разных книг, Михаил не упускал возможности пополнить свои знания.
  Впервые название села упоминается в документах, датированных 1137 годом. Там указывалось, что Тойма поставляла в казну дань в виде мехов.  Велась активная торговля с Великим Устюгом,  ежегодно устраивались торговые ярмарки, о которых  писал известный художник В. В. Верещагин: «Село Верхняя Тойма расположено на очень высоком крутом берегу Двины, по подъёму лепятся лавки, в будни по большей части запертые, но бойко торгующие в воскресные и базарные дни. Старик-плотник, делавший нам ящик для разной купленной старины, сказал, что красивее места, чем Верхняя Тойма, на свете нет».
 
  В Двине, полноводной и богатой рыбными запасами северной реке, что пробила себе  путь среди сосновых лесов, как в зеркале отражались стройные зелёные великаны.
Мастер, за которым закрепили студентов, рассказал об истории села и самого завода. Даже объяснил, что означает название села. Тойма – «состоящая из воды», ведь село расположено в месте слияния рек Тоймы и Двины. В округе есть множество малых рек, несущих свои воды к Северному Ледовитому океану.
 
   В годы Советской власти Тойма стала центром лесозаготовительной промышленности района. В 1929 году был создан  Верхнетоемский леспромхоз, который позднее преобразовали в химлесхоз. 
 
  Практикантам доставалось.  Помимо программных им приходилось участвовать в подсобных работах, замещать заболевших рабочих, выполнять разные поручения мастера, участвовать в общественной жизни предприятия.
  Как-то раз Михаилу было поручено оформить стенгазету, а потом доску почёта, куда вывешивались списки отличившихся работников. Для прогульщиков – находились и такие – была отведена чёрная доска.
 
  По окончании практики все студенты получили расчёт. Для Михаила это была приличная сумма.  Он сразу прикинул, что купит на заработанные деньги, а что может оставить на запас, ведь впереди маячило «светлое будущее» – самостоятельная жизнь.

  Мастер выдал характеристику, где было указано, чем занимался практикант Михаил Ёлышев, находясь на предприятии.

                Характеристика.
  Дана настоящая Ёлышеву Михаилу Корниловичу в том, что он со времени пребывания в Верхне-Тоемском леспромхимсоюзе с 7-го июля по 20 сентября 1934 года на производственной практике им была проделана следующая работа: 1. По приезде в Союз был направлен на ознакомление с переоборудованием скипидаро-очистного и канифолеваренного завода, где и проработал по 30 июля на заводе в виду отсутствия рабсилы. Принимал участие в закладке основания под новое здание. При его участие была выпущена стенгазета, организована красная и чёрная доска.
После чего товарищ Ёлышев был направлен по обследованию промфонда и выделению новых мест для строительства смолокуренных установок. По окончанию был представлен полный материал и с работой вполне справился.
В момент ремонта спирто-порошковых заводов он был переключён на усиление хода ремонта завода «Большевик», где за время пребывания с  8 сентября по 19 сентября участвовал в переобмуровке упарочных коробок, сборке и постановке холодильников на флянцы. За время пребывания им была оказана вполне реальная помощь в связи с недостатком рабсилы в её расстановке. Практику признать удовлетворительной.
 
     Член правления Дубровин.
     Технорук Векшин».

    (стиль и орфография сохранены)

   В Пищалье все возвращались в хорошем расположении духа: с приличной
суммой денег и неплохой оценкой качества работы.
   Слушатели четвёртого курса выходили на финишную прямую.


На снимке: Характеристика, выданная отцу в 1934 году.

Продолжение: http://proza.ru/2020/10/09/691


Рецензии
Вы счастливая, Валентина, у вас есть кое-какие документы об отце и его прошлой жизни.
И повесть вы написали о нём, теперь будет память о дедушке у ваших внуков и правнуков. Это и называется семейными ценностями, дороже них ничего нет на свете. Потому Россия непобедима и сильна духом.

Клименко Галина   24.02.2024 10:18     Заявить о нарушении
Да, это так. Вот что значит - сила интернета. Если бы мою конкурсную работу не опубликовали, её бы и не прочитал тот мужчина, который вызвался мне помочь. А в архиве пошли навстречу и дали ему все документы-подлинники из личного дела отца.

Валентина Колбина   24.02.2024 11:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.