Чужая история жизни 4

Мне было семнадцать лет, когда я полюбила своего Якова, красивого, черноволосого парня с нашей станицы, это было в 1938 году, а через год я родила от него доченьку Валечку, зарегистрировали нас в сельсовете, и дочери выдали метрику, так раньше свидетельство о рождении называлось.

Яша забрал меня к себе домой. Жил он с мамой и двумя сёстрами, Евдокией и Надеждой. Меня приняли как-то сухо. Свекрови казалось, что сын красавец, а я его не достойна. Холила своих дочек, красавицами назвала, поглядывая на меня. Мужу это не нравилось, он нервничал по этому поводу, я же успокаивала.

-Яша! Я не в обиде, может и вправду недостойна, но мне достаточно, что ты меня любишь.

Только парень не сдался, направился к своему деду, договорился, и на их участке, на скорую руку, общими силами построили себе небольшой домик. Я была счастлива, имея своё гнёздышко.

Счастье длилось недолго. Грянула война, мужа призвали. Погиб в первый же год войны. Похоронка пришла. Казалось, для меня остановилось время, жить не хотела. Меня к себе с Валечкой забрала моя мама, они тогда жили на хуторе. С ней проживали ещё две мои сёстры, Фрося 16 лет, и Лида 3 года. Вернула меня к жизни моя дочь Валечка, она так была похожа на Яшу.

Жили очень дружно. Я работала поварихой у нефтяников. В нашей местности было месторождение, богатое нефтью, в бараках жили рабочие, в основном приезжие, их освободили от воинской обязанности, стране нужно было горючее. И его вырабатывали тут же около, прямо после добычи. Когда на Кубань пришли немцы, предприятие свернули и замуровали. Среди жителей пустили слух, что нефти больше нет, выработали полностью. Это и помогло, в хуторе было несколько предателей среди населения, служили полицаями. Я же помогала партизанам, была у них связной, носила записки, продукты, которые передавали жители нашего хутора. В партизанах были их отцы, мужья и сыновья.

Я была маленького роста, худенькая, немцы меня за девчонку принимали. Ну, идёт в лес с корзинкой и пусть, даже не проверяли.

Ещё мы с женщинами ходили на хутор Солёный, в девяти километрах от нашего хутора. Там в лесу из земли бил источник с солёной водой. Мы брали с собой большой  чугунный котёл, несли по-очереди. У источника располагались лагерем, жгли костёр, над которым висел этот котёл на дужке, в него постоянно лили воду из источника, она выкипала и в конце третьего дня мы могли собрать соль, каждому по мешочку не более двух килограмм.

После возвращались домой. Отдохнув, ходили по станицам, меняли свою добычу на продукты. Соль стоила дороже. Поэтому продуктов была целая корзина за килограмм-полтора соли.

Когда прогнали немцев с Кубани, к нам приехали нефтяники, их прислали со Средней Азии. Я вернулась работать к ним в столовую. Там за мной стал ухаживать Дима. Он был старше меня на 15 лет. Мужчина был высокий, крепкий, подтянутый, руководил бригадой бурильщиков. Парень он Кубанский, из соседнего хутора, разведен, с женой у него детей не было, считал себя виноватым, так как его жена, выйдя замуж за другого мужчину, родила ребёнка. В меня он влюбился, и ещё была другая причина, очень любил детей, а у меня же дочь Валечка. Только я не могла ему ответить взаимностью, очень Якова любила, и, не смотря на прошедшие годы, так и не смогла его забыть. Решила, что уже никогда замуж не выйду, так и буду чтить память мужа.

Только случай изменил всё. Моя подруга Даша, решила Диме помочь, пригласила его к нам в гости, сама раньше пришла. Когда он вошёл в дом, Даша вдруг сообщила моей доченьки.

-Валечка! Это твой папа с войны вернулся.

Не передать, что случилось с моим ребёнком. Подбежала к нему, он на руки её взял. Валечка обвила его шею. Когда мы сидели за столом, она, сидя на его коленках, так и обнимала Диму, всё приговаривала.

-Папа, папа!

С того вечера, он так у нас и остался, Валечка его никуда не отпустила.

Мы поженились, и не потому, что я его полюбила, нет, Яша так и остался в моём сердце. Согласилась  из-за дочери, очень уж не хотелось травмировать ребёнка.

В 1945 году, это было уже после Победы над Фашизмом, я Диме родила дочь Тонечку. Муж радовался, он столько лет думал, что бесплоден. Подрастая, девочка становилась похожа на Диму, и он был счастлив. Девочек любил одинаково, и Валечку, и Тонечку.

Мужа Родина посылала на работу в разные уголки Советского Союза, туда, где открывали новые месторождения, он был членом партии, и не имел право отказаться. Девочек мы брали с собой.

В 1952 году уже основательно вернулись на Кубань в дом моих родителей. Вскоре ему дали квартиру в городке Нефтяников, это в 65 километров от краевого центра. В ней были большие две комнаты, кухня, широкий коридор и санузел. Как мы радовались!

В 1953 году года родила девочку Лилечку.
В своей квартире мы прожили недолго, в 1957 году Родина отправила мужа добывать нефть на Север. По законам СССР, квартиру нужно сдать государству.

На новом месте нам предоставили жильё, но какое, это был барак, наши были две комнаты, с печным отоплением. Удобств не было, вода на улице в колонке. Мне тяжело было с тремя детьми жить в таких условиях. Вале 18 лет, Тоне 12, младшенькой 4 годика. Только я всё выдержала.

В этом же году Валя вышла замуж за Серёжу, очень замечательного парня, умного и надёжного. Он сразу забрал её к себе в благоустроенную квартиру. Работал руководителем строительного предприятия. А в 1958 году у них уже девочка родилась моя внучка Людочка.

В 1960 году отвезла младших девочек к своей маме, они тогда уже из хутора, перебрались в посёлок, это близко к Краснодару. В сентябре девочки пошли в школу Лиля в первый класс, Тоня в восьмой. Я была за них спокойна, они под присмотром моей мамы.

Через год, когда мы летом приехали отпуск к моим родителям, случилось непредвиденное обстоятельство. У моей дочери Тони, парень Виктор появился, да такой настырный. Я испугалась за неё, девочке всего шестнадцать лет, а ему уже 23 года, и уже армию отслужил. Решили с мужем её забрать. Только парень не промах, появился на вокзале с билетом, да ещё в наш вагон. Сопротивление бесполезно, пусть уже едет, раз так сильно любит мою дочь.

Там на месте муж о нём позаботился, в городе устроил его в школу милиции, жил, естественно у нас, больше негде. Сама не заметила, как дети стали жить вместе. Что делать? Как Тонюшка забеременела, мы их поженили.

На Кубань мы вернулись, когда муж заработал льготную пенсию. Это был 1962 год. Уехали весной, не дождавшись рождения ребёнка у Тони и Виктора. Они уже отдельно от нас жили в другом посёлке, куда зятя направили на работу в милицию. Только это были две комнаты в таком же бараке.

Как не парадоксально, но выписавшись из барака, мы остались в воздухе, другого жилья нет. Вот так, Дима всю жизнь служил Родине, а кроме пенсии 120 рублей ничего не заработал. Что делать? Приехали к родителям. Внезапно появился вариант жилья. Напротив нашего дома продавался участок земли, на котором уже был построен деревянный каркас дома. Хозяин оказался другом мужа моей сестры. Сбережений у нас не было, никогда не копили, я не работала, себя детям посвятила, семья пять человек, вот вся зарплата и уходила на наше содержание. Но мы рискнули и договорились купить это строение в долг, с ежемесячной оплатой по 120 рублей, за год должны рассчитаться. Только это вся пенсия мужа. Я могла бы пойти на работу, только у меня не то, что специальности, но даже нет трудовой книжки. Кем идти и куда? Вариант нашёлся. Решили поехать к детям Тоне и Виктору, на севере кое-что можно заработать, а пенсия целиком пойдёт на оплату долга.

Приехали мы в посёлок, когда Тониной девочке, моей внучке было уже три месяца. Лилечка в сентябре пошла в школу в третий класс. Я на работу. Взяли в одну из контор, мыть полы, вторая работа, это ночью охранять это помещение. У Димы не получилось, мешала запись в трудовой книжке «уволен на пенсию». Но мы справились, вечером вместе шли на работу, он мне воду приносил, менял, я убиралась, потом он оставался там до утра, я возвращалась домой. Было не трудно, зато получали две зарплаты.

Через год мы вернулись на Кубань, долг выплачен, можно строить дом, и построили. Дима практически всё своими руками делал и крышу, и окна, и двери, и полы. Через год вселились.

В 1966 году Виктора перевели на работу в город на Кубани, просто неудача вышла, он рапорт подавал, чтобы попасть служить в нашу местность, только там наверху рассудили по-другому. Светочке было 4 годика, и они ещё малыша ждали. Изначально к нам приехали. На новое место службы зять поехал один, когда устроился, вернулся за семьёй. И как раз сынок у них родился, зять его Виктором назвал в честь себя.

Было неудобно, так хотелось дочери помочь, вот я и разрывалась, между домом и её семьёй. А путь между нами не близкий, на рейсовом автобусе ехать три часа.

В 1968 году приняли решение, продать свой дом. Он нам так дорог был, построенный руками мужа. Но благополучие дочери больше волновало.

Приехали к детям и  приобрели жильё, да ещё какое, это был кирпичный дом со всеми удобствами на центральной улице, и даже через два дома от квартиры моей дочери.

Все заботы о внуках я взяла на себя. Лиля в школе училась. Получив аттестат, уехала в другой город продолжить образование.

1971 году продали дом и вернулись в местечко, где поживали мои родители. Купили большой, уютный дом.

Тоня справлялась, дети большие. Светочка школьница, внук Витя ходит в садик.

 В Тониной семье случилось непредвиденное, зять, по своей же оплошности, потерял работу, а потом и квартиру. Мы забрали к себе дочь с внуками. С мужем она рассталась.

Со временем нашла хорошую работу, потом устроила свою жизнь, квартиру получила.

В 1977 году я потеряла мужа, ушёл из жизни, оставив меня одну. Мне трудно было с ним расставаться, но я смирилась. А вот Якова своего так и не забыла, эта первая любовь осталась в сердце навсегда.


Рецензии