11. 8 Особенности работы в группе

                Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского (слова И.Г. Гурджиева):

 (стр.291) «Не думайте, что начинать следует прямо с образования группы. Группа – это великое дело. Она начинается для какой-то конкретной работы, для определённой цели в этой работе. Я должен доверять вам, а вы – мне и друг другу. Тогда и появиться группа. До тех пор пока нет совместного труда, группа считается подготовительной. Мы должны готовиться к тому, чтобы со временем стать группой. И подготовиться к этому можно, стараясь подражать группе, какой она должна быть; подражание, конечно, должно быть внутренним, а не внешним.

Что же для этого необходимо? Во-первых, вы должны понять, что в группе все отвечают друг за друга. Ошибка одного считается ошибкой всех. Это закон, и этот закон вполне обоснован, как вы увидите впоследствии, то, что приобретено одним, приобретается всеми.

Нужно хорошо помнить это правило взаимной ответственности. Оно имеет и другую сторону. Члены группы ответственны не только за ошибки, но и за их неудачи.

Успех одного – это успех всех, неудача одного – неудача всех. Серьёзная ошибка со стороны одного человека, например, нарушение фундаментального правила, неизбежно ведёт к распаду всей группы.

Группа должна работать как машина; части этой машины должны знать друг друга и помогать друг другу. В группе не может быть личных интересов, противоположных интересам других людей или интересам работы, не может быть личных симпатий или антипатий, препятствующих работе. Все члены группы – друзья и братья; но если один из них оставляет группу, особенно если его удалил учитель, он перестаёт быть другом и братом, сразу становится чужим, как бы отрезанным прочь. Это правило очень трудно для исполнения; тем не менее, оно необходимо. Люди могут быть ближайшими приятелями, могут вместе вступить в группу; всё же, если один из них покинет группу, другой больше не имеет права говорить с ним о работе группы. Ушедший не понимает этого, чувствует себя оскорблённым, и они ссорятся. Чтобы избежать такого положения в отношениях с родственниками, например, если в группе работают муж и жена, мать и дочь и тому подобное, мы считаем их за одного члена группы. Таким образом, если один из них не способен идти вперёд в работе и оставляет группу, виновным считается и другой, и ему тоже приходится уйти».

                Не усиливает ли это  ещё больше разобщённость людей?

«Далее вам следует помнить, что я (Гурджиев) сумею помочь вам в той степени, в какой вы помогаете мне. Кроме того, ваша помощь, особенно вначале, будет оцениваться не по фактическим результатам, которые наверняка будут равны нулю, а по размерам и количеству ваших усилий.

Нет особой выгоды от существования группы, равно как и нет особых заслуг в принадлежности к ним. Выгода или польза групп определяется их результатами.

Работа любого человека может вестись в трёх направлениях. Он может быть полезен для работы. Он может быть  полезен мне. Он может быть полезен самому себе. Конечно, желательно, чтобы работа человека давала результаты во всех трёх направлениях. Если это не получается, можно примериться и с двумя. Например, если человек полезен мне, он, в силу этого, уже полезен и для работы. Или если он полезен для работы, он полезен и для меня. Но если человек, допустим, полезен для работы и для меня, но не может быть полезен самому себе, это гораздо хуже, ибо он не может долго выносить такое положение. Если человек ничего не получает для себя, если он не меняется и остаётся таким, каким был, факт его случайной, кратковременной полезности не ставится ему в заслугу. Но ещё важнее то, что его полезность длится недолго. Работа растёт и меняется. Если же сам человек не растёт и не меняется, он не в состоянии идти вровень с работой; работа оставляет его позади, и тогда, то обстоятельство, что он был для неё полезен, способно начать приносить вред».   


Рецензии