Статья В. Д. Ивановой о моём словотворчестве

Международный центр научного сотрудничества
«Наука и просвещение»

ФИЛОЛОГИЯ, ЛИНГВИСТИКА, ЖУРНАЛИСТИКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ сборник статей Международной научно-практической конференции, Состоявшейся 15 августа 2020г. в г. Пенза Пенза МЦНС «НАУКА и просвещение» 2020

Ответственный редактор: Гуляев Герман Юрьевич, кандидат экономических наук

Ф51 ФИЛОЛОГИЯ, ЛИНГВИСТИКА, ЖУРНАЛИСТИКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2020. – 88 с. ISBN 978-5-00159-516-8 Настоящий сборник составлен по материалам Международной научно-практической конференции «ФИЛОЛОГИЯ, ЛИНГВИСТИКА, ЖУРНАЛИСТИКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ», состоявшейся 15 августа 2020 г. в г. Пенза.

 В сборнике научных трудов рассматриваются современные проблемы науки и практики применения результатов научных исследований. Сборник предназначен для научных работников, преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов с целью использования в научной работе и учебной деятельности. Ответственность за аутентичность и точность цитат, имен, названий и иных сведений, а также за соблюдение законодательства об интеллектуальной собственности несут авторы публикуемых материалов. Полные тексты статей в открытом доступе размещены в Научной электронной библиотеке Elibrary.ru в соответствии с Договором №1096-04/2016K от 26.04.2016 г. УДК 001.1 ББК 60 © МЦНС «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020 © Коллектив авторов, 2020 ISBN 978-5-00159-516-8
УДК 001.1 ББК 60 Ф51

Содержание
Способы окказионального словообразования в стихотворениях Н.Т. Бушенева
Иванова Валерия Дмитриевна                стр. 25-27

УДК 811 СПОСОБЫ ОККАЗИОНАЛЬНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В СТИХОТВОРЕНИЯХ Н.Т. БУШЕНЕВА Иванова Валерия Дмитриевна магистрант ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» Научный руководитель: Воробьева Татьяна Алексеевна к.ф.н., доцент ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет»

Аннотация: Статья посвящена анализу окказионализмов в стихотворениях Н. Т. Бушенева. Дается определение окказионального слова и называются его основные признаки, выделяются узуальные, окказиональные и смешанные способы образования индивидуально-авторских слов. Предметом рассмотрения стали неузуальные способы образования окказионализмов в поэтических текстах Н.Т. Бушенева. В статье выявляются индивидуальные особенности словообразования окказионализмов и приводятся примеры комбинации различных способов. Ключевые слова: поэтический текст, окказионализм, неузуальные способы словообразования, междусловное наложение, контаминация, тмезис, субституция, графиксация. WAYS OCCASIONAL WORD FORMATION IN THE POEMS OF N. BUSHENEVA Ivanova Valeria Dmitrievna Scientific adviser: Vorobyova Tatyana Alekseevna Abstract: the Article is devoted to the analysis of occasionalisms in the poems of N. So Busheneva. The definition of an occasional word is given and its main features are named, and the author identifies usual, occasional, and mixed ways of forming individual author's words. The subject of the study was non-formal ways of forming occasionalisms in the poetic texts of N. T. Bushenev. The article reveals the individual features of word formation of occasionalisms and provides examples of a combination of different methods. Key words: poetic text, occasionalism, non-formal ways of word formation, inter-word overlap, contamination, tmesis, substitution, graphization. Аннотация: Статья посвящена анализу окказионализмов в стихотворениях Н. Т. Бушенева. Дается определение окказионального слова и называются его основные признаки, выделяются узуальные, окказиональные и смешанные способы образования индивидуально-авторских слов. Предметом рассмотрения стали неузуальные способы образования окказионализмов в поэтических текстах Н.Т. Бушенева. В статье выявляются индивидуальные особенности словообразования окказионализмов и приводятся примеры комбинации различных способов. Ключевые слова: поэтический текст, окказионализм, неузуальные способы словообразования, междусловное наложение, контаминация, тмезис, субституция, графиксация. WAYS OCCASIONAL WORD FORMATION IN THE POEMS OF N. BUSHENEVA Ivanova Valeria Dmitrievna Scientific adviser: Vorobyova Tatyana Alekseevna Abstract: the Article is devoted to the analysis of occasionalisms in the poems of N. So Busheneva. The definition of an occasional word is given and its main features are named, and the author identifies usual, occasional, and mixed ways of forming individual author's words. The subject of the study was non-formal ways of forming occasionalisms in the poetic texts of N. T. Bushenev. The article reveals the individual features of word formation of occasionalisms and provides examples of a combination of different methods. Key words: poetic text, occasionalism, non-formal ways of word formation, inter-word overlap, contamination, tmesis, substitution, graphization.
Окказиональные слова и способы их образования вызывают устойчивый интерес у лингвистов.
Важный вклад в изучение индивидуально-авторских выражений внесли Г. Пауль, Н. И. Фельдман, Н. А. Янко-Триницкая, Е. А. Земская, Э. Ю. Ханпира, Н. А. Николина, И. С. Улуханов, Е. А. Земская, О. Г. Ревзина, Н. Г. Бабенко, В. П. Изотов и многие другие исследователи. Несмотря на большое количество научных работ, посвященных окказионализмам, нет общепринятой дефиниции окказионализма, не до конца определено соотношение окказиональных и потенциальных слов, не сформированы критерии отбора слов для неографических словарей, вопросы образования и функционирования авторских слов в поэтическом тексте недостаточно изучены.
А. Г. Лыков в работе «Современная русская лексикология. Русское окказиональное слово» дает следующее определение окказионализма – это «речевая экспрессивная единица, обладающая свойствами невоспроизводимости, ненормативности, номинативной факультативности и словообразовательной производности» [3, с. 36]. Исследователь выделяет признаки, по которым окказиональное слово отличается от узуального: принадлежность к речи, творимость, ненормативность, функциональная одноразовость [3, с. 41], номинативная факультативность, синхронно-диахронная диффузность, индивидуальная принадлежность окказионализма конкретному автору. Окказионализмы создаются авторами индивидуально, часто носят эмоционально-экспрессивный характер; сохраняют новизну, независимо от времени своего создания; образуются по нормам и вне норм русского словообразования. В отличие от неологизмов, окказионализмы не входят в систему языка, свободно образуются в речи всякий раз, когда в них возникает необходимость. Основные причины создания: необходимость точно и кратко выразить мысль, потребность подчеркнуть свое отношение к предмету речи, дать ему свою характеристику, оценку; необходимость сохранить ритм стиха, обеспечить рифму, добиться нужной инструментовки. Цель данной работы - исследование неузуальных способов образования окказионализмов в поэтических текстах Н. Т. Бушенева. Николай Тимофеевич Бушенев – поэт, ученый-филолог, кандидат филологических наук. Автор поэтических сборников «Полчаса на нежность» (Череповец, 1996), «Созвучия по случаю» (Вологда, 1999), «Время выбора?» (Вологда, 1999), «Свет одиночества» (Череповец, 2000), «Сентябрызги» (Череповец, 2006), «Panta rei» (Череповец, 2006), «Доброе лишь помнится» (Вологда, 2006), серии «Вкус позднего мёда» (Череповец, 2016).
В своих стихах Н.Т. Бушенев использует много окказиональных слов, обладающих особой смысловой нагрузкой, позволяющих выразить индивидуально-авторское видение мира. Словообразовательный анализ окказионализмов показал, что поэт использует различные узуальные и окказиональные приемы образования индивидуально-авторских выражений. Из узуальных способов наиболее часто используются морфологические, такие как префиксальный (прокарабкаться, расперекликались, вытерзай), суффиксальный (золотизна, фламингово, дзинька, балабольчик), нулевая суффиксация (отзвень, охмур, зачерп, недоед, оборзь) и сочетание аффиксальных способов (солнечнится, остудный). Операциональные способы представлены различными видами сложений и сращений (звездоосыпь, свежесказочна, жарптицелов, бездна-высь, голым-голо). К собственно окказиональным способам относится междусловное наложение (сентябрызги, сентябронза, каскадергаться), контаминация (снегосей, сверказм, будень, шепчушь), тмезис (самонелюбие), субституция (блудократия), графиксация (Ев-Гениевней, КНИГини), дефисное сращение (твои-мои, бум-гам). Способом субституции (трансрадиксации) по аналогии со словами «утопизм», «капитализм», «консерватизм» образован окказионализм «грабитализм» в стихотворении от «Утопизма к грабитализму» [2]. Индивидуально-авторские слова «мужевщина, женовщина, свекровьщина, бабушковщина» в стихотворении Н.Т. Бушенева «Кстати, о внуковщине» [2] образованы способом субституции по аналогии со словом «дедовщина». Окказионализм «сырроват» в палиндроме «Товар сыроват?» образован способом тмезис с помощью вставки согласного «р» [2]. Способом контаминации образовано индивидуально-авторское слово «будень», мотивированное словосочетанием «будний день», в стихотворении «Художнику и скульптору А. М. Шебунину»: «Шебунин – / праздник, даже в будень!» [1, с. 211]. Н. Т. Бушенев часто образует слова сочетанием нескольких окказиональных способов. Например, в стихотворении «Околоблогер» современное слово «блогер» подвергается различным модификациям, в которых приобретает новое значение. Окказионализм «БаБЛОГЕР» образован с помощью междусловного наложения двух слов «бабло» и «блогер» и графиксации. «ЗЛОгер» образован с помощью контаминации двух слов «зло» и «блогер» и графиксации. По аналогии образованы окказионализ-
мы «БЛАГер», «ПЛОХер», «ГРОБер», «ОБОЛГер», «КЛОПер», «БЛЮГЕР» с графиксальным выделением той значимой части, которая придает ему новое значение: «БаБЛОГЕР / Бла-бла-БЛО-ГЕР / ЗЛОгер / БЛАГер» [2]. Сочетание субституции и графиксации используется в стихотворении Н. Бушенева «Тот еще проповедник!». Например, в словах «ПРАХоведник», «БРАКоведник», «ВРАКоведник», «ТРУПоведник», которые образованы по аналогии со словом «проповедник»: «ХРАПоведник / БРАГоведник / ДРАКоведник / МРАКоведник / ТРОПоведник / ТРАПоведник / ТРАМПоведник / ТРЁПоведник / ТРУППоведник / ГРАБоведник / ГРОБоведник / ГРУБоведник» [2]. Такой же прием наблюдается в стихотворении «Околопандемийное», где опорное слово «пандемия» модифицируется в различные индивидуально-авторские выражения, приобретая новый смысл: «ИСПАН-демия / БАНДемия / БАНКдемия / БАНДЕРмия / ДЕРБАНдемия / ЩЕЛБАНдемия / ПОГРЕБАНдемия» [2]. В стихотворении «Грани демократии» поэт играет со словом «демократия», используя субституцию и графиксацию: «ДРЕМократия - а может быть всё же дремлет на своём боевом посту? / ЛЬДемократия - душу леденит, как айсберг в океане. / ТРЫНДемократия - трындит чересчур. / ДЫМократия - да, пожалуй, она дымовая завеса. / ДЖЕМократия - сладкая и густая, хоть на хлеб намазывай. / ДЕМОНкратия - что-то многовато в ней от падшего ангела» [2]. Прием словообразовательной игры использован автором в стихотворении «Околоверлибр» (способ – тмезис), где в слово «верлибр» добавляются новые части (буквы, буквенные сочетания, морфемы), благодаря чему появляются новые смыслы: «СВЕРЛИБР», «СВЕРКЛИБР», «ФЕЙЕРВЕРКЛИБР», «СКВЕРНЛИБР», «СВАРЛИБР», «ВЕРЛИБЕРАЛ», «ВЕРЛИБЕВРАЛИЗМ» и др
Сочетание тмезиса и графиксации наблюдается в образовании индивидуально-авторских слов «переПЕТРью» и «недоПЕТРью» в стихотворении «По Москве ль вы…»: Повитринно /или по поветрию / к переПЕТРью /или к недоПЕТРию?» [2]. Смешанные способы представлены взаимодействием узуальных и окказиональных способов, например, междусловное наложение во взаимодействии с суффиксацией и графиксацией (ГНИЕНИально). В стихотворении «Репертуар моноспектаклей» для образования окказионализмов используется сложение с соединительной гласной и графиксация: «ОМОНоспектакль / ШМОНоспекталь / СОЛОМОНоспектакль / ЛИМОНоспектакль / ФИРМоноспектакль / ШИРМоноспенктакль / АДАМОноспектакль» [2]. Одной из особенностей словообразования окказионализмов в творчестве поэта является «чересступенчатое образование», когда слово создается от отсутствующего в языке слова (разгусарившийся, взветренный), и словообразовательная цепочка подразумевает промежуточные звенья в виде потенциальных слов. Итак, поэт активно использует способы окказионального образования (междусловное наложение, контаминацию, тмезис, субституцию, графиксацию) и их комбинации. Окказионализмы Николая Бушенева семантически нагружены; поэт прибегает к словотворчеству для образования ярких художественных образов, создания комического эффекта, выражения своего индивидуального видения мира. Авторские слова помогают выразить ироническую оценку (тутоземцы, блудократия, вельможьте), создать рифму и привлечь внимание читателя своей нетривиальностью. Список литературы 1. Бушенев, Н. Т. Вкус позднего мёда. Избранное: стихи, прозаические миниатюры / Н. Т. Бушенев. – Череповец, 2016. 2. Бушенев, Н. Т. Стихотворения // Стихи.ру [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.proza.ru/2014/08/30/514 (06.07.2020) 3. Лыков, А. Г. Современная русская лексикология. Русское окказиональное слово / А. Г. Лыков. – М.: Высшая школа, 1976. © В.Д. Иванова, 2020


Рецензии
ВСё это весьма интересно- но не для ПРОЗА.РУ, а для академического (или вообще научного) издания. Здесь уровень восприятия проще.

Алексей Курганов   09.10.2020 15:58     Заявить о нарушении