В теплых лучах закатного солнца -Херсонские расска

Прикрыв глаза, он сидел на одной из лавочек, стоящих вдоль набережной на берегу величественной реки, и наслаждался нежным теплом заходящего солнца. После долгого южного дня, на протяжении которого оно светило, палило и обжигало, эти минуты, венчающие его завершение, дарили чувство покоя и тишины, нарушаемой только щебетом птиц в кронах деревьев и редкими криками чаек над водой. Набережная была пустынна, лишь вдалеке виднелись несколько рыбаков, застывших возле своих удочек в ожидании поклевки.
- Здравствуйте! - вывел из задумчивости молоденький женский голос - Вы здесь один?
- Здравствуйте, - он медленно открыл глаза и посмотрел на стоящую перед ним девушку, - А с кем, по-вашему, я должен быть?
-Вы меня не узнаете? - легкая улыбка смущения осветила ее лицо и в памяти всплыли события почти годичной давности, когда он давал интервью начинающей тележурналистке. Тогда за короткий промежуток времени его раздражение, злость переросли в сочувствие и даже симпатию к ней, еще такой неопытной, переполненной самомнением и стереотипами, но постепенно меняющейся по ходу их беседы.
-Отчего же, узнаю, - улыбка тронула только губы, а глаза оставались серьезны, - Как получилась ваша передача? Надеюсь, не было никаких проблем с руководством.
-А вы разве ее не видели?! - она вскинула брови, выражая удивление.
-А что интересного я мог там увидеть?! - художник саркастически усмехнулся, - Свою старую бородатую физиономию? Не думаю, что меня это впечатлило бы... Ах да, ваше милое личико! Но в жизни оно намного красивее...
-Спасибо за комплимент! - он отметил, что на щеках ее вспыхнул легкий румянец. - А я думала, приятно увидеть передачу о своем творчестве...
-Конечно же, приятно, - не дал закончить фразу, - когда тебе двадцать, тридцать или хотя бы сорок лет. Тогда ты еще не совсем уверен в том, что делаешь и ждешь оценки со стороны.
-Вы хотите сказать, что сейчас вас мало интересует, чье бы то ни было мнение?
-Не интересует вовсе! Поскольку, самым большим критиком для себя является сам художник, иначе он не способен совершенствоваться и творить.
-Можно я примощусь возле вас? Если конечно не помешаю... - девушка посмотрела вопросительно.
-Пожалуйте, присаживайтесь, - Мастер похлопал ладонью по лавочке и грустно улыбнулся, - мне уже сложно помешать...
-Если позволите, несколько слов о передаче. Мне удалось при монтаже сохранить весь наш разговор, даже паузы, которые мне показались весьма значительными. Как вы и говорили, съемка двумя камерами оказалась очень эффективной и позволила менять картинку, разбивая монотонность изображения, а кроме того, нам удалось вставить в передачу довольно много ваших картин, которые я нашла в Интернете. После выхода в эфир, были отклики и звонки в редакцию, но в основном, спрашивали, где можно увидеть ваши картины.
-Ну и что изменилось после передачи? - он иронично посмотрел на журналистку.
-И в этом вы оказались правы, ничего не изменилось!
-Передача была подобна брошенному в воду камешку, - подхватил Мастер, - пошли круги по воде, постепенно затихая, и вскоре снова воцарилась зеркальная гладь, а если быть уж совсем точным – легкая рябь от кармического ветерка, - неожиданно они вместе рассмеялись.
-Я вас слушаю, и возникает ощущение, что мы только вчера расстались. Наверное, потому, что я не переставала думать о нашем разговоре и много раз пересматривала видеозапись. И постепенно возникло ощущение, что знаю вас очень давно.
-Милая девочка, наша жизнь лишь иллюзия и состоит из множества фрагментов: встречи, беседы, расставания. Кто знает, как часто на пути нам встречаются люди, оставляющие глубокий след в памяти.
-Для меня именно вы оказались таким! - девушка с вызовом посмотрела на художника. Она помолчала и выпалила, - Я решила бросить журналистику! Посмотрела вокруг, что делают мои коллеги и поняла, - я не хочу заниматься этим всю свою жизнь.
-Ну и чему вы намерены посвятить себя? - в его глазах мелькнуло любопытство.
-Еще не знаю. Но, чтобы не терять напрасно время, решила поступить в университет на "Искусствоведение", - и, увидев в его глазах ироничный вопрос, добавила, - я помню, что вы мне говорили об искусствоведах и искусствоведении вообще. Но думаю, что мне не хватает знаний в этой области, а поэтому, полезно получить базисное образование, а там уже будет видно. Во всяком случае, мне это не помешает. Как вы думаете?
-Лишних знаний не бывает. Просто следует помнить, что профессии, связанные с искусством очень зависимы от многих факторов и, прежде всего, от работодателей, издателей, критиков и пр.
-Я это помню, недаром же я часто обращаюсь к нашей прошлогодней беседе,  в которой вы мне на многое открыли глаза.
-Ну что же, будем считать, осведомлен, значит вооружен. Когда вы собираетесь начать учебу?
-Я подала документы на заочное отделение, в декабре уже будет установочная сессия. Но пока продолжаю работать на телевидении, нужно же чем-то зарабатывать на жизнь.
-И то верно! - художник внимательно посмотрел на девушку, - Вижу, вы о чем-то хотели спросить?
-А можно вас попросить еще об одном интервью? - нерешительно взглянула на него.
-С вами я бы с удовольствием побеседовал перед камерой, - Мастер грустно улыбнулся, заметив лучик надежды в глазах журналистки, - но это уже вряд ли получится.
-Конечно, вы очень заняты... - в ее голосе звучала легкая досада.
-Да нет, дело совсем не в этом, - он перевел взгляд на реку, - просто врачи настаивают на операции, на которую возлагает надежды и моя семья. И я вынужден согласиться ради спокойствия близких, чтобы потом их души не отравляло чувство вины.
-Ну, так после операции?
-Вот тогда мы с вами это и обсудим, - художник облегченно вздохнул, поняв, что оптимизм молодости даже не допускает фатального исхода. - Но как я понял,  вы хотели еще о чем-то спросить меня, кроме интервью?
-Удивительно, вы читаете мои мысли! - девушка смотрела широко открытыми глазами, - Да, я еще в прошлый раз хотела спросить, как вы относитесь к современному искусству?
-Вы имеете в виду то, что называют contemporary art?
-Да, именно так это сейчас и называют.
-Прежде всего, чтобы избежать путаницы, давайте определимся, что это такое и с чем его едят, - он усмехнулся, - более правильным будет это называть актуальным искусством, а под этим термином, обычно, понимают работы ныне живущих художников.
-Так они же все такие разные, современные художники! - сорвалось с губ девушки.
-В том то и дело! Есть представители реалистичной школы, есть работающие в стиле сюрреализма или абстракционизма, так же многие художники придерживаются различных стилей концептуального искусства и многих других направлений. Вот и возникает законный вопрос: а что вы имели в виду под термином современное искусство? - художник бросил  на нее лукавый взгляд.
-Я уточню: полгода назад я была в Киеве и друзья затащили меня на выставку в «Пинчук Арт Центре». Странная выставка оставила у меня тягостные впечатления, даже возникло какое-то чувство болезненности художника, создающего подобные артефакты. Вот мне и хотелось бы услышать ваше мнение о таких, с позволения сказать, произведениях изобразительного искусства.
-Помните, я вам рассказывал о различии понятий творчество и искусство?
-Да, конечно помню! - она подпрыгнула на скамейке и выпалила, - Творчество происходит от слова творить, то есть художник принимает участие в акте Творения, а искусство происходит от слова искушать.
-Мои аплодисменты, милая, вы хорошо усвоили тот урок!
-Спасибо, - она скромно опустила глаза и довольно улыбнулась.
-Так вот, это направление, о котором вы рассказываете, на мой взгляд, относится к искусству и призвано, не столько показывать мир глазами художника, сколько провоцировать зрителя на определенные эмоции, чаще всего, негативные.
-Но зачем это нужно?!
-Понять это можно, если мы обратимся к истории нашего вопроса. Изначально изобразительное искусство было призвано удовлетворять религиозные и эстетические потребности человека. Артефакт переходил напрямую от создателя к его заказчику, который, как правило, принадлежал к высшим слоям общества и обладал определенными знаниями и вкусом.
-То есть, это были церковнослужители и аристократия?
-Примерно так. Естественно, со временем общество развивалось и происходило накопление больших капиталов в более низких социальных слоях, например, у купцов, которые тоже становились заказчиками и подвигали художников на создание произведений, которые удовлетворяли бы спрос и этого потребителя.
-Как-то весьма цинично звучит определение "потребитель", - гримаска пробежала по лицу девушки.
-Цинично? Да нет, скорее прагматично, - улыбнулся художник. Пока художник работает над картиной, ее можно называть как угодно – произведение искусства, артефакт.  Как только картина выставляется на продажу, она становится товаром и вступают в силу уже экономические законы, так называемые, товарно-денежные отношения, ее цена определяется по принципу: покупатель готов уплатить за этот "товар" определенную сумму, а художник согласен за эту сумму отдать его.
-Ваше объяснение так просто и доходчиво, что даже я, чистый гуманитарий, все понимаю!
-Ну что же, продолжим наш экскурс в историю. Не помню точно, кажется в конце XVIII, а может уже в XIX веке, демократизация общества достигла такого состояния, что круг людей, способных на эстетическое восприятие искусства, расширился, а спрос на произведения живописи повысился. Начали проводиться выставки, возникли галереи, где можно было не только посмотреть картины и скульптуры, но и приобрести их. В это самое время уже возникает вторичный рынок артефактов.
-Вторичный рынок? Что вы имеете в виду, - она поежилась, как от порыва холодного ветерка.
-По разным причинам, владельцы картин начали их продавать и, конечно же, нашлись люди, скупающие эти произведения с целью перепродажи. Но для определения их ценности, нужны были эксперты, что и породило, целую науку – искусствоведение. Итак, настало время торгашей. А, в конце XIX начале XX веков начался творческий взрыв, породивший уже арт-индустрию, приносившую ее создателям баснословные барыши.
-Вы имеете в виду Серебряный век?
  -Серебряный век относится к русской культуре, а к Европе применяется термин fin de si;cle (конец века). Так что этот взрыв творческой энергии в огромном ее многообразии породил не только множество бессмертных произведений поэзии, прозы, изобразительного искусства, драматургии, но и их коммерциализацию.
-Так это же смерть для искусства!
-Не для искусства, а для творчества. Впрочем, не будем преувеличивать, просто разберемся, к чему подобный процесс может привести и к чему уже привел. Начнем с того, что зависимость от материальных условий, а именно, их коммерческой составляющей, способствовал появлению и расцвету новых жанров, таких как, оперетта, бульварный роман, мюзикл, возник китч. В наше время это особенно заметно на примере шоу-бизнеса.
-Ну, это вообще полная безвкусица!
-Милая девочка, спрос рождает предложение. Снижение общего уровня эстетического вкуса потребителей, в процессе демократизации общества, и является следствием формирования коммерческих критериев при определении ценности произведений искусства. Таким образом, навязывание культуре принципов рыночных отношений, таких как хозрасчет, самоокупаемость, конкурентоспособность, негативно влияет на саморазвитие искусства в современном обществе. И вот мы подходим к сути вопроса, - как я отношусь к тому, что вы увидели в экспозиции «Пинчук Арт Центра»?
-Неужели кому-то выгодно финансировать подобное убожество?! - ее голос был заполнен недоумением, - И для чего? Какова цель?
-Как любят говорить герои американских кинолент: "Бизнес и ничего личного!" Впрочем, с этого момента мы ступаем на тонкий лед субъективного мнения, то есть, моего.
-Именно ваше мнение я и хотела бы услышать! Все, что вы рассказывали до сих пор, у меня не вызвало возражений, более того, не породило никаких сомнений, настолько ваша субъективность объективна, - встретившись взглядами, они рассмеялись.
-Давайте вначале определимся, как понимать, так называемое, актуальное искусство.
-Интересно! А его можно еще и понять?
-Самое забавное, что понимает его каждый по своему, ибо наверняка никто не знает, что хотел сказать художник. Как мне говорил один из них: "Я полагаюсь на своих зрителей, даю им свободу и право самим придумывать смысл того, что изображено на картине. И все, что они придумают, будет правдой!"
-Так это же профанация! Зачем тогда создавать артефакт, если в нем художник не заложил смысл?!
-Основная задача этих, с позволения сказать, произведений, вызвать эмоции. И не важно, это раздражение, злость, недоумение, - любая эмоция сгодится для оправдания создания данного артефакта. А для современного зрителя важно не то, что изображено на картине, а сколько она стоит. Это и служит основным мерилом ценности оной.
-И как же удается так одурачивать людей?
-Помните, как сказал Александр Сергеевич: "Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!" Для этого привлекаются все средства: искусствоведение, экспертиза, журналы, газеты, радио и телевидение.
-Вся королевская рать!
-Современный арт-рынок живет по своим законам, часто не понятным со стороны. Ведь что касается картин старых мастеров, являющихся более надежным объектом вложения денег, то в этом направлении все более или менее изучено, у произведений есть имя автора, которое у всех на слуху и богатая история владения, что зачастую может поднять ее цену до небес.
-Вы хотите сказать, что в оценке картин старых мастеров тоже нет объективных критериев?
-По большому счету, так оно и есть. Впрочем, имена Рафаэля, Леонардо, Караваджо не девальвируют, это уже устоявшиеся "бренды" арт-бизнеса. С актуальным искусством дело обстоит значительно сложней, ведь мы сегодня не знаем, кого из современных художников в будущем будут считать гением, кого просто эпатажным выскочкой, а чьи имена и вовсе канут в безвестность.
-И значит, для коллекционера покупка картины современного художника, это что-то сродни игры в рулетку.
-Можно сказать и так, при условии, если коллекционер покупает артефакт с целью вложения денег для последующей его продажи, с хорошим "наваром", а если он покупает картину, которая ему просто нравится, для формирования своей домашней галереи, то в этом плане можно сказать, что о вкусах не спорят.
-И вы утверждаете, что в наше время все решают коллекционеры?
-Вне сомнения! Ведь длинные очереди на выставки модных художников не потому выстраиваются, что люди хорошо разбираются в современном искусстве. Отнюдь, люди идут посмотреть на картины художников, которые весьма дорого продаются.
-Неужели все так печально и людей, разбирающихся в искусстве практически нет.
-Не совсем так, разбирающиеся есть, но не они решают.
-А кто?
-Ценность картины определяет не тот, кто знает, а кто покупает!
Они долго молчали, думая каждый о своем, но, в то же время, об одном и том же. Наконец, он поднялся со скамейки и церемонно поклонился:
-Извините, но мне пора. Спасибо за понимание! Это позволяет мне с оптимизмом смотреть в будущее.
-Можно я провожу вас? - девушка стояла перед ним и неотрывно смотрела в глаза.
-Нет, не нужно. Я хочу, чтобы вы меня запомнили уходящим в теплых лучах закатного солнца...


Рецензии