Безгласность Христа

Поль Гиро в «Частной и общественной жизни римлян» описывает смерть стоика Тразея, которому передали приговор сената (по Тациту, Анналы XVI, 34-35): «Тразей находился в своих садах, куда под вечер и был послан к нему консульский квестор. Здесь он собрал многочисленный кружок выдающихся мужчин и женщин и разговаривал с ними, в особенности с философом Деметрием. Судя по выражению лица и по некоторым словам, произнесенным громче остальных, он беседовал о природе души и о расставании ее с телом, когда пришел Домиций Цецилиан, один из его близких друзей, и сообщил о приговоре сената. При этом известии поднялся всеобщий плач и рыдания. Тразей торопил своих друзей удалиться, чтобы не связывать неблагоразумно своей судьбы с его судьбой. Аррия хотела разделить участь своего мужа, но он заклинал ее сохранить жизнь и не лишать их дочь единственной поддержки, которая ей оставалась. После этого он направился к портику своего дома, куда вскоре явился и квестор. Тразей принял его почти радостно, так как узнал от квестора, что его зять Гельвидий отделался лишь изгнанием из Италии. Когда ему было передано постановление сената, он позвал Гельвидия и Деметрия в свою комнату и подставил сразу обе руки для вскрытия вен. Тотчас брызнула кровь, он свалился на пол и, попросив квестора приблизиться, сказал: «Совершим это возлияние Юпитеру-Освободителю. Смотри, молодой человек! Да отвратят боги это дурное предзнаменование! Но ты живешь в такое время, когда следует закалить свою душу примерами твердости».

Аверинцев, рассказывая об обычаях древних заканчивать жизнь, говорит, что если человек совершал самоубийство, принято было делать его предпочтительно на людях, высказывая внушительную сентенцию. Тот же Тацит порицает заговорщиков, которые убили себя, «не свершив и не высказав ничего достопримечательного». У древних принято было сказать перед публичной смертью что-то красивое для своего оправдания.

На этом фоне особенно контрастно выглядит бегласность Христа: «Как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим Его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис.53:7). Об этом и Мф.26:62-63. Христос много говорит перед смертью – но с близкими, с апостолами. Семь крестных возгласов – не слова, сказанные напоказ, не продуманные пиар-ходы.

10.10.2020


Рецензии