О гранёном стакане замолвите слово

Стаканы всё реже появляются на наших столах. А если и достают их хозяюшки, то в основном для замера сыпучих и жидких продуктов. Хотя сейчас и стаканы-то стали нестандартные: то узкие и высокие, то широкие и низкие. Да и объём их колеблется от 150 до 300 мл.
А помните ли вы те гранёные стаканы? С них начинался наш день, ими и заканчивался. Мы пили из них воду и чай, соки и молоко. В каждом гастрономе был отдел с соками. Стояли такие стеклянные конусообразные колбы с соком. Продавщица открывала краник, и в стакан тонкой струйкой лился сок: берёзовый, виноградный, яблочный, томатный.
А в другом отделе мужички покупали горячительные напитки. И их тоже пили не из рюмочек, а из стакана. Возможно даже, не дома, а где-нибудь в подворотне. Но речь не об этом, а о стаканах.
Помню, нальёшь в стакан чай – стекло так нагреется, что стакан  в руках не удержать! Но для этого у нас были припасены подстаканники. Такие, серебряные. Причём у всех разные!
Я обожала пить чай из стакана! Мне казалось, что чай в нём приобретает совершенно другой вкус!
Правда, за один свой поступок мне стыдно до сих пор. Хотя тогда мне было… Сколько же мне было лет? Кажется, пять.
Дед попросил меня чай ему принести. Он остался сидеть на крылечке, а я побежала в дом. Налила чай, сахар положила, размешала. И что это мне вдруг в голову стукнуло, но я взяла соль, чёрный перец, насыпала понемногу того и другого в чай, тщательно размешала и торжественно понесла деду.
Он хлебнул раз, другой и… выпил весь чай! Я ждала, что он скажет? А он погладил меня по голове:
– Спасибо, внуча!
Я глаза на него вытаращила. Неужели он не почувствовал, что чай невкусный?!
Полвека прошло, уже и деда давно нет, а я до сих пор помню его взгляд. И ведь он меня не ругал, ни словом не обмолвился о моей проделке ни бабушке, ни маме. Стыдно до сих пор…
А однажды я решила проверить стакан на прочность. Мне было лет шесть, не больше. Я понимала, что гранёный стакан мне будет не по зубам. В прямом смысле! Поэтому я нашла в бабушкином буфете стакан из тонкого стекла. Были такие: гладенькие, с каёмочкой по краю. Вот этот стакан я и решила проверить. Поднесла ко рту, захватила край зубами и сжала челюсти.
Конечно же, тонкое стекло под натиском моих острых зубок с треском хрустнуло и во рту остался большой кусок стекла.
Что я испугалась – это мягко сказано! Я выплюнула стекло и подбежала к зеркалу. Удивительно, но я не получила ни малейшей царапинки! Бабушке я ничего не сказала, но мне попало за то, что я лазила в её буфет и разбила её единственный стакан, который ей подарили на день рождения. Интересно, как бы она отреагировала на моё признание?
Когда мне было лет десять, стаканы я уже не грызла. Они предназначались для более интересного занятия. Они служили… подслушивающим устройством!
Такой способ подслушивания мы применяли в пионерском лагере. После отбоя мальчишек и девчонок разгоняли по отдельным комнатам. А нам было ужасно интересно, о чём говорят мальчики. Мы приставляли пустой стакан к стенке. А так как стены в корпусах были тонкие, мы отлично слышали все мальчишеские разговоры.
А на следующий день издевательски пересказывали им то, что услышали. Те же думали, что в их компании завёлся «крот». Мы наблюдали за их разборками и веселились.
Когда Союз развалился, то с полок исчезли не только продукты, но и обычные стаканы. Каждый искал лазейку, чтобы купить необходимое. И вот (это был 1992 или 1993 г) поехали мы в гости, почти что в другую страну – в Россию. А оттуда домой привезли мёд, масло и… стаканы! Целую коробку!
Сейчас я недоумеваю: зачем мне нужно было 20 или 30 стаканов?! Но я двое суток, пока ехала в поезде, караулила эту коробку, чтобы ни один стакан не разбился. Ведь это были не гранёные стаканы, а из тонкого стекла. Кстати, эти стаканы у нас очень быстро все разбились… А вот если бы это были гранёные стаканы, то и до сих пор сохранились бы…
Ведь он может уцелеть и не разбиться, даже если уронить его на бетонный пол с метровой высоты!
Сейчас почти везде стеклянные стаканы заменили одноразовыми пластиковыми. Их и держать неудобно, и пить из них неудобно. Они сминаются под пальцами, гнутся, проливаются. Конечно, одноразовая посуда – это гигиенично. Но я в который раз вспоминаю те гранёные стаканы, которые были и у нас, и в каждой советской семье.


Рецензии