Дворцы Петербурга. 71. Дворец Абамелек-Лазарева

     Владелец этого дворца нашёл мраморную плиту -
с надписью на греческом и арамейском языках,
благодаря ему исследователи получили ключ к расшифровке последнего, сохранившегося в веках.
   Особняк князя Абамелек-Лазарева в Санкт-Петербурге расположился на набережной Мойки,
как шедевр архитектурного искусства!
Здание представляет собой одну из жемчужин петербургской архитектуры – мир  дивного чувства,
где живут строгий торжественный парапет над антаблементом,
нарядные белые пилястры коринфского ордера, прочие чудеса зодческого искусства.
   Дворец был возведён на участке, купленном в 1911 году.
Он стал последним дворцом, возведённым в столице Российской империи – Петрограде,
незадолго до Великой Октябрьской Социалистической революции в 1917 году.
   К тому же, он расположен в одном из самых красивых мест в центре Санкт-Петербурга.
Автором проекта выступил Иван Фомин - молодой архитектор Петербурга.
  Строгий, простой, неоклассический стиль отличает здание с первых же дней.
Строение отличают блистательные интерьеры, хорошо сохранившиеся до наших дней.
Их можно увидеть и сегодня в их первозданном величии,
они дошли до настоящего момента почти нетронутыми – не заметить отличия.
   Главное украшение дворца - роскошный танцевальный зал,
мастерски декорированный росписью на потолке, лепниной, мраморными колоннами
и изысканным балконом, не случайно выходящим дверями прямо в зал.
    В зале устраивались балы и торжества. На балконе играл оркестр, чтобы освоюодить зал.
И сейчас он служит тем же целям – музыка с балкона летит в прекрасный зал!
   Театральный зал украшают красно-коричневые коринфские колонны
и роспись на потолке, влекущая в зал, она для гостей всегда бесценна!
Зал использовали по его прямому назначению. Изначально его обустраивали для показов спектаклей.
В нём проходили драматические представления. Здесь до сих пор есть сцена.
   Особняк составляет единое владение с домами: по набережной реки Мойки №№ 21 и 23,
а также на Миллионной улице № 24.
   Род Абамелек-Лазаревых был сказочно богат даэе среди князей.
В наследство они получили огромное состояние от грузинских и итальянских князей.
    Глава семьи владел участком на Урале, где полезные ископаемые добывали
и в России перерабатывали.
Дом был наполнен богатствами и произведениями искусства.
Главную достопримечательность старого бироновского дома
представляет собой великолепный вестибюль и лестница, восхищающие чувства.
    Смело и легко вьются вверх ступени, от последней площадки, украшенной громадным зеркалом,
расходящиеся в разные стороны.
Прекрасный, лёгкий потолок полукружьем сообщает всей этой лестнице
большую нарядность и стильность, словно бриллианты для короны.
    На площадках стоят громадной величины белые с золотом торшеры,
нарисованные Росси для михайловского дворца.
Прямо с лестницы вы попадаете в большую белую залу с красивой лепной работой нежных тонов.
 Здесь, как и во всём доме, превосходный паркет, отличаюший чудный  вкус архитектора-творца.
   Направо и налево от этой залы окнами на Миллионную улицу  лежит ряд гостиных,
кончающихся с одной стороны угловой спальней и с другой - большой гостиной,
с великолепными фламандскими шпалерами по стенам той и другой.
   Во всех комнатах вы найдёте превосходную старинную бронзу, мрамор, фарфор,
семейные портреты кисти известных художников разных веков.
В зале возвышаются с полу четыре колоссальные, более чем в рост человека
канделябры Томира – словно былых веков.
На стенах два громадных гобелена, представляющих историю Тамерлана и Баязета,
прекрасные на самом деле,
исполненные в XVII веке в Брюсселе.
   Старый дом заканчивается длинной белой столовой, а затем вы переходите в новую постройку.
Соединением служит оригинальый овальный переход, для взора - необычайно ново,
в котором помещены четыре прелестные картины масляными красками,
изображающие четырех молодых женщин кисти Боде, ученика Ван-Лоо.
Боде расписывал для Фридриха Великого прекрасный Сансуси -  дворец–
шедевров венец!.
    Прилегающее к новому дому стиля Фельтена здание домашнего театра
выстроено за два года по плану архитектора А. И. Фомина.
Как жилой дом с Мойки, так и театральный зал, выходящий на Мойку,
имеют два отдельных входа с этой набережной, где царствовала в те годы тишина.
   Князь Абамелек-Лазарев являлся одним из крупнейших помещиков России.
Он много работал в интересующих его областях горного дела и археологии России.
Написал книгу "Вопрос о недрах и развитие горной промышленности в России с 1808 по 1908 годы."
Им издано несколько книг по политико-экономическим вопросам в те годы.
    Как археолог князь открыл в 1882 году в Пальмире известную надпись
на греческом и арамейском языках. Надпись эта была высечена даже
на громадной доске белого мрамора 6х2 метра,
она подарена турецким султаном Государю и хранится в Эрмитаже.
   У князя Абамелек-Лазарева хранился автограф стихотворения А.С. Пушкина
(…И вашей славою и вами, Как нянька старая, горжусь),
ровно как и "Последнее новоселье" Лермонтова,
писанное рукой поэта,
и привезённое им для прочтения – шедевр великой истории сюжета.
    Большая часть былого великолепия особняка в дальнейшем отправились по музеям России,
но многое было утрачено - предметы достались школам, библиотекам
и другим учреждениям России.
   После 1917 года последний петербургский дворец разделил судьбу большинства схожих зданий:
сперва здесь было испанское посольство, полезное тогда для многих знаний,
потом Управление уголовного розыска, а потом Институт русского языка.
На данный момент - некоторые учреждения, возможно, не на века.

   Санкт-Петербург был столицей Российской империи – столицей великих творцов!
Он и ныне остался городом великих учёных и верных России удальцов.
Именно поэтому в столице было построено очень немало особняков, в том числе дворцов.
Эти дворцы являются настоящим архитектурным украшением города –
Малый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков, … -
Шедевры архитектуры, покоряющие всех и  всегда!
   На центральных улицах Петербурга и на берегах прекрасного залива
Дворцы были созданы великими мастерами весьма прозорливо –
Во дворцах жили представители царской фамилии довольно счастливо,
Они знали, что от величия дворцов  Россия выглядит в мире величественно и весьма красиво!


Рецензии