Вандомская колонна - фантом империи

Отзвук громовых побед эпохи Наполеона I наложил на облик Парижа весьма заметный отпечаток. Орудийный грохот с полей триумфа честолюбивого императора в прямом смысле отлит в бронзе на Вандомской площади Парижа в Вандомской колонне, носившей в наполеоновские времена горделивое название: колонна Побед или колонна Аустерлица (colonne d'Austerlitz, colonne de la Victoire). Для увековечения своих побед над российскими и австрийскими войсками в кампании 1805 г., закончившейся знаменитым сражением при Аустерлице, где, по словам Пушкина, «русский в первый раз пред гибелью бежал», Наполеон 1 декабря 1806 г. издал декрет, постановлявший отлить «памятный столп» из стволов захваченных неприятельских пушек. За образец, как легко догадаться, был взят очередной древнеримский монумент – колонна императора Траяна, воздвигнутая в честь победы над непокорными даками.
Историки до сих пор дискутируют, сколько точно орудий российской и австрийской артиллерии пошло на сооружение колонны, сколько бронзовых стволов, избитых осколками и закопченных боевым пламенем, отгремевших на полях под Ульмом и Аустерлицем было переплавлено.  Называют даже невероятное число в 1 200 штук.
На самом деле в обоих сражениях трофеями войск "корсиканского самозванца" стали несколько более 250 орудий (197 - Аустерлиц, 60 - Ульм). Колонна же была построена из камня, а из орудийных стволов изготовлены только барельефы, которыми она обложена, и статуя самого "меленького злого Бони" на верхушке.
В 1806-1810 гг. колонна была сделана по проекту архитекторов Ж. Б. Лепера и Ж. Гондуэна и установлена на месте свергнутой Французской революцией статуи Людовика XIV.
44,3-метровую колонну диаметром 3,6 метра венчала фигура Наполеона, облаченного в одеяние римского императора и с лавровым венцом на голове. Восходя по спирали к вершине, колонну украшали 76 барельефов работы Жака Луи Давида, прославленного мастера официальной живописи и скульптуры сначала Французской республики, а потом и империи Наполеона. Они изображали патетические сцены торжества французского оружия над русскими и австрийцами, нарисованными, кстати, вполне похоже – эскизы для Давида представил художник Бержере, побывавший на театре войны. Кроме того, около четырехсот рельефов для колонны общей длиной 280 м. выполнили еще семеро скульпторов, в т.ч. один из архитекторов колонны - Жан-Батист Лепер. Считается, что стоимость сооружения «колонны Побед» превысила 2 млн. франков, в то время, как денег на пенсии военным инвалидам и вдовам не хватало.
После того, как солнце Аустерлица отсияло, Наполеон растерял свою славу в русских снегах, а победоносные армии России, Австрии и их союзников вступили в Париж, французские роялисты сорвали с колонны статую Наполеона, заменив ее королевским знаменем. Бронзовая фигура пошла на переплавку и изготовление памятника другому французскому монарху – «доброму королю» Генриху IV. В 1833 г. король-либерал Луи-Филипп повелел скульптору Шарлю Мари Серру изваять для Вандомской колонны нового бронзового Наполеона – облаченного в знакомые всей Европе сюртук и шляпу, тяжеловесного, угрюмого. С 1863 г. эта статуя была перенесена во Дворец Инвалидов и заменена копией. Всего на вершине колонны сменилось около десятка разных Наполеонов, различавшихся по деталям и исполнению.
Однако этот помпезный памятник войне и смерти не нравился множеству парижан. Художник Гюстав Курбе в 1870 г. назвал ее «ручьем крови в цветущем саду» и призвал снести. Когда под влиянием катастрофического поражения Франции в войне с Пруссией к власти в Париже пришла Парижская Коммуна – правительство революционеров-радикалов, мечтателей-социалистов и рабочего люда с парижских окраин, приговор Курбе был приведен в исполнение. 12 мая 1871 г. Коммуна издала декрет: «…считая, что императорская колонна на Вандомской площади является памятником варварству, символом грубой силы и ложной славы, утверждением милитаризма, отрицанием международного права, постоянным оскорблением побежденных со стороны победителей, непрерывным покушением на один из трех великих принципов Французской республики - Братство, постановляем: …колонна на Вандомской площади будет разрушена». Месяцем позже толпа революционеров свергла колонну с постамента и разбила статую Наполеона.
После кровавого подавления Парижской Коммуны новое правительство Франции постановило поднять колонну из праха и утвердить на прежнем месте. Очередную скульптуру Наполеона, вновь переодетого римским цезарем и получивего в руки меч и статуэтку крылатой богини победы, создал скульптор Огюст Дюмон. Беднягу Гюстава Курбе, инициировавшего свержение колонны, отправили в тюрьму, да еще и обязали оплатить восстановительные работы. Выплачивая ежегодно по 10 тыс. франков, художник лишился всего имущества и умер в нищете. Давно прошедшая эпоха Наполеона I сожрала еще одну жизнь.
А Вандомская колонна и ныне высится на прежнем месте. Проходя мимо нее, путешественник из России, отдай дань памяти своим соотечественникам стародавней поры - безвестным артиллеристам, погибавшим у этих орудий на Аустерлицком поле…
_______________________________________________Михаил Кожемякин.


Рецензии