1. 7. Тревожная осень 1939-го

К середине 1980-х отец оформил пенсию, инвалидность по фронтовому ранению и после переезда в Симферополь устроился на работу киоскером «Союзпечати».
Лучше бы он этого не делал!
В прессу хлынул мутный поток публикаций, атакующих то, во что фронтовик непоколебимо верил. В газетах и журналах нередко тиражировались измышления западных деятелей и германских генералов, проигравших битвы и решивших, по язвительному замечанию Черчилля, взять реванш в мемуарах.
А тут II съезд народных депутатов СССР, проходивший в декабре 1989-го. Постановление «О политической и правовой оценке советско-германского договора о ненападении от 1939 года» отец воспринял как нелепую попытку суда над прошлым, оторванную от  реалий довоенного времени.
Даже Черчилль, заклятый недруг СССР, оценивал ситуацию трезвее, чем иные наши современники. 1 октября 1939-го, после того как советские войска заняли Западную Украину и Западную Белоруссию, он заявил: «Россия проводит холодную политику собственных интересов. Мы бы предпочли, чтобы русские армии стояли на своих нынешних позициях как друзья и союзники Польши, а не как захватчики. Но для защиты России от нацистской угрозы явно необходимо было, чтобы русские армии стояли на этой линии» .
Отец рассказывал, как в юности разглядывал опубликованную в газете карту, где была изображена «граница обоюдных государственных интересов СССР и Германии на территории бывшего польского государства».
Я нашёл в интернете «Правду» за 29 сентября 1939 го. Рассматривал карту. Заодно прочёл репортажи о том, с какой радостью белорусы и украинцы встречали освободителей от польских панов.
Ныне нас убеждают, якобы Германия и Советский Союз действовали как союзники. Между тем на их счету не было ни одной совместной боевой операции. СССР выступил, когда германская армия продвинулась в глубь сферы его интересов. Если бы наступление немцев продолжалось в прежнем темпе, то части вермахта в считанные дни могли достичь нашей границы. 
Интернет заполонили геббельсовские поделки типа «совместных» парадов советско-германских войск в Гродно, Бресте, Львове, Пинске и других городах. Изучив подобные «свидетельства» из Бреста, белорусский историк Олег Тимашевич вслед за другими авторами пришёл к выводу: «Немецкая хроника содержит кадры видеоряда, снятые в разное время, но подаваемые так, чтобы убедить зрителя, что части Красной Армии полноценно принимали участие в «параде» .
На деле в Бресте, по признанию генерала Гудериана, был прощальный парад немецких войск под его командованием . Склонить комбрига Кривошеина, принимавшего город, к участию советской техники не удалось,  наши танкисты находились в качестве зрителей.
Кстати,  ежегодно 9 мая на Красной площади находятся зарубежные гости, однако никто не называет их участниками, а парады – совместными.   
В Гродно парадом якобы руководил Чуйков, хотя его 4-я армия наступала на другом направлении, да и немцы  до города не дошли.
Не могло быть никаких торжеств и во Львове, где произошли столкновения немецких и советских частей, приведшие к обоюдным жертвам. К тому же в день капитуляции польского гарнизона перед Красной Армией гитлеровцы находились в 10 километрах западнее.
Трудно представить совместные празднества и в других местах: в соответствии с протоколом, подписанным 21 сентября 1939-го СССР и Германией, Красная армия занимала населённые пункты через 24 часа после ухода немцев. Частям вермахта и РККА было воспрещено сближаться на расстояние более половины дневного перехода, или двадцати километров. А вы говорите о совместных парадах!..
Нехотя расставались нацисты с добычей. Согласие вывести вермахт с территорий, отнесённых к сфере интересов Советского Союза, Франц Гальдер, начальник генштаба сухопутных войск, назвал в дневнике «днём позора немецкого политического руководства»...
Сопротивление советским частям со стороны поляков было незначительным. Их войска потеряли 3 с половиной тысячи убитыми и 20 тысяч ранеными, тогда как в боевых действиях против Германии – свыше 66 тысяч убитыми и почти 134 тысячи ранеными. РККА и погранвойска в сентябре 1939-го недосчитались, включая умерших от болезней и пропавших без вести, 1 475 человек .
В результате похода Советский Союз отодвинул границу на 250 –300 километров, а гитлеровская Германия лишилась возможности использовать Западную Украину и Западную Белоруссию в качестве плацдарма. Начни немцы в 1941-м оттуда, могли дойти до Урала...
Не завершилась западная кампания, но правительство СССР уже занялось Прибалтикой. Чтобы не допустить превращения её в плацдарм для Германии, были подписаны двухсторонние пакты взаимопомощи: 28 сентября – с Эстонией, 5 октября – Латвией,  10-го – Литвой. На их основании создавались наши военно-морские базы и аэродромы в этих странах. 
Как известно, дипломатические усилия Кремля сопровождались грубым нажимом. Он осуждается теперь, но вполне соответствовал духу того времени. Можно подумать, какая-либо иная страна действовала тогда иначе.
Подписанные документы никоим образом не противоречили уставу Ли¬ги Наций и бы¬ли зарегистриро¬ва¬ны ею, за исключением советско-литовского договора, поскольку Великобритания и польское эмигрантско¬е правительство воз¬ра¬жали против передачи Вильно и Виленской области Литве.
В том же октябре 1939-го, как заметил отец по газетным публикациям, участились правительственные контакты с Финляндией.
Интерес к северному соседу был понятен. Из первого же обсуждения, признавал участник переговоров Вяйнё Таннер, «стало ясно, что советское правительство предчувствует скорое начало войны и ищет возможность обезопасить свой Северный фронт» .
С началом Второй мировой Ленинград, самый крупный центр оборонной промышленности СССР, оказался фактически под прицелом финской дальнобойной артиллерии. А бомбардировщику с финляндской синей свастикой хватило бы четырёх минут, чтобы долететь до центра города.
Изначально Москва предпочитала мирный вариант развития событий. Она предложила обменять, а по сути вернуть России Карельский перешеек, принадлежавший Руси с IX века и необдуманно прирезанный Александром I в 1811 году к Великому княжеству Финляндскому. Взамен  Финляндия могла получить в два раза большую территорию, расположенную севернее, в Карелии.
«Мы ничего не можем поделать с географией, так же, как и вы… – убеждал Сталин финляндскую делегацию. – Поскольку Ленинград передвинуть нельзя, придётся отодвинуть от него подальше границу».
Маршал Маннергейм в «Мемуарах» сознавался: дескать, призывал руководство страны согласиться «и получить за это хорошую компенсацию» .
Между тем правительство Финляндии заняло непримиримую позицию. В наше время стало известно, что его неуступчивость активно подогревалась: Великобританией, Францией и США с одной стороны, Германией и Италией – с другой.
Отец, естественно, не мог знать нюансов, однако суть дела уяснил, читая доклад председателя Совнаркома на сессии Верховного Совета СССР 31 октября. Предельно откровенное выступление Молотова было последней попыткой повлиять на финляндское руководство, но и она не достигла цели.
С середины ноября изменился тон публикаций в советской печати, замелькало слово «белофинны». Тогда это понятие содержало жёсткую, как подошва, подоплёку. Вспоминались кровавые походы соседей в неокрепшую Советскую Россию, завершившиеся в 1922 м её территориальными потерями. В народной памяти сидела занозой  клятва финского главкома о том, что «не вложит меч в ножны, пока не будет освобождена от большевиков Восточная Карелия». 
В 8 часов утра 30 ноября войска Ленинградского военного округа перешли границу Финляндии. «Чаяния финнов на мирное разрешение конфликта развеялись без следа, когда внезапно, без объявления войны Советский Союз совершил нападение утром 30 ноября на земле, на воде и с воздуха» , – лукавил Таннер.
Маннергейм опроверг версию о том, что наши северные соседи были застигнуты врасплох. По его признанию, финские войска на учениях в августе 1939 го отрабатывали операции, которые «превратились в кровавую истину летом 1941 года...».
Накануне переговоров, откровенничал он, «была отмобилизована вся система войск прикрытия, после чего воинские части немедленно были передислоцированы в приграничные районы.  …Начавшиеся 14 октября учения в прикрытой форме соответствовали всеобщей мобилизации. Приграничные районы освободили, и часть населения городов, находившихся в опасной зоне, перевели в другие места»... 
Поздней осенью и зимой Арабатская стрелка производила на отца впечатление неуютного, безрадостного уголка. Читаем в путеводителе Шутова: «Серый мокрый песок пляжа, серое холодное небо, серые пологие волны, да и сам воздух какой-то серый…». Не реже раза в месяц дуют сильные ветры.
Находим в интернете нужные фото и видеозаписи.  Видим, как штормит Азов, белые от ярости волны одна за другой несутся к берегу. Морские воды перехлёстывают через пляж и грунтовую дорогу, размывают её.
Представляю, как 16-летний юноша просыпается ночью от безумного шума. В темноте кажется, что поблизости, за глинобитной стеной дома, исступлённо бушует и грозно ревёт  исполинский зверь.   
Бурно развивались и события в мире. В газетах говорилось  о боях с белофиннами. Отцу и его сверстникам верилось: финляндский поход наших войск окажется лёгкой прогулкой. Увы, поначалу не было обеспечено необходимое при наступлении численное превосходство.
Похоже, недооценка противника была допущена и в наши дни. В феврале 2022-го, как в 1939-м,  рассчитывали победить малой кровью, небольшими силами. Но за «жертвой русской агрессии» стоят, как и тогда, мощные заинтересованные силы.
14 декабря 1938-го «под диктовку правящих кругов Англии и Франции», по выражению ТАСС, СССР был исключён из Лиги Наций.
Советские воины уничтожали финские самолёты и танки с синими свастиками,  а фашисты и западные демократии, забыв о войне между собой, оказывали помощь финнам.
США ввели против СССР экономические санкции. Великобритания, Франция, те же США, Италия, Бельгия, Венгрия, Южно-Африканский Союз, Канада, Дания, Норвегия,  «нейтральная» Швеция и другие страны поставляли Финляндии вооружение, боеприпасы и снаряжение. 
В боях на стороне финнов участвовали свыше 11 с половиной тысяч иностранцев. Более того, французский генштаб разработал план действий против СССР. Планировались  высадка 100 – 150 тысяч английских, французских и польских солдат в Печенге, бомбардировка нефтяных месторождений Баку, наступление из Финляндии на Ленинград и Москву, со стороны Сирии – на Кавказ и центральные районы СССР.

А теперь обратимся к нашим дням. Проводя специальную военную операцию, Россия сражается, по существу, не столько с украинскими военными, сколько с коллективным Западом. Соединённые Штаты Америки сколотили коалицию из 54 стран, поддерживающих Украину политически, морально и материально. Общий объём средств, предоставленных ей из-за рубежа, к декабрю 2023 года достиг 203 миллиардов долларов. 15 государств поставляют поклонникам Бандеры вооруженрие и военную технику.
Разведслужбы США и Великобритании обеспечивают Киев данными для нанесения дальнобойных ракетных ударов. Инструкторы НАТО обучают украинских военнослужащих обращаться с современным оружием, проводить теракты и двиверсии.
По данным июня 2023-го, на стороне нацистов с начала СВО воевало 11 675 наёмников из 84 стран, в первую очередь Польши, США, Канады, Грузии, Румынии, Великобритании. 4 845 из них уничтожено, 4 800 бежало восвояси.
А вот сведения Следственного комитета России на апрель 2024-го. В боевых действиях на стороне Украины участвуют более 3100 наемников (в т.ч. 816 из США, 719 из Канады, 694 из Великобритании и 712 из Грузии).
 

ПРИМЕЧАНИЯ
29. Черчилль У. Указ. соч. С. 157.
30. Тимашевич О. Совместный парад РККА и вермахта в Бресте – мифы и правда // Сайт Русская народная линия.
31. См.: Гудериан Г. Воспоминания солдата. Смоленск.: Русич, 1999.  С.263.
32. Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил /. Под ред. Г. Ф. Кривошеева. М.: "ОЛМА-пресс", 2001. Таблица 94.
33. Таннер В. Зимняя война. М.: Центрполиграф, 2003. 349 с. C. 11.
34. Маннергейм К. Г. Мемуары. М.: Вагриус, 1999.  С. 228.
35. Таннер В. Указ. соч.  С. 127.
36. Маннергейм К. Г. Указ. соч. С. 236, 241.


Рецензии