Исида в Риме
И появились храмы в честь египетских богов – миниатюрные подобия каменных гигантов на Ниле на римский лад. У римских властей этот культ время от времени вызывал ярость: храмы и алтари богини то и дело сносили ещё задолго до последствий войны с египтянами. 1-го января 58-го года до н.э. в консульство Габиния и Пизона грозный бунт потряс Рим: народ сорвал обряд у алтаря Капитолия после очередного сноса храмов богини. В массе своей это были люди обездоленные, и без того гонимые, нуждавшиеся в защите, которую римские жрецы им дать не могли. Но были меж ними и экзальтированные дамы, и мыслители, жаждущие истины и «отпущения грехов» как его тогда понимали. Их чаяния утоляла Исида.
В 53-м году сенат ввёл заперт даже на личные «египетские» часовни. В 50-м – велел разрушить храм Исиды и Сераписа. Но римские слобожане наотрез отказались исполнять этот указ и за топоры взялись лично консулы. Но с 38-го года н.э. в императорском уже Риме гонения вдруг прекратились, и лично Калигула освящает на Марсовом поле роскошный исеум – храм Кампенсис. И каким бы людоедом не был этот император, запятнать абсолютную чистоту Исиды он был не в силах, как и приобщиться к ней. Утро в римских храмах египетского вероисповедания начиналось с собрания верных на их ступенях, и встречал их бритоголовый по всем египетским канонам чистоты жрец – судя по изображениям, такие первосвященники изводили себя аскезами и постами не на шутку.
По регламенту римского обряда, верховный жрец носил мантию цвета лепестков льна, одного из даров богов людям. В паству (она же и духовенство) входили ещё оракулы, столисты-служки, ведавшие облачением священных статуй и пастофоры, носители реликвий в процессиях. Все служители второго ранга носили высоко подвязанное белое опоясание, а у жриц были длинные прозрачные платья в складку – по древнейшей египетской моде. Римские жрицы даже носили палантин с бахромой, повязывая его под грудью и имитируя характерное египетское сари, бытовавшее наравне с кроёными и вышитыми сорочками в золотые века египетской цивилизации.
А вот наряд статуй в храме необычен и похож на крылья пёстрой бабочки: он наполовину чёрен, наполовину ярок. Такой «наряд Арлекина» означал сплетение в мире света и тьмы.
В причёске поклонницы восточной богини подражали самой её статуе: часть волос распучкали по плечам, а часть заплетали в косы и укладывали их венцом надо лбом, будто бы из колосьев. Они любили называть себя хатхорианками (в отличие от мужчин-осирийцев), быть может, потому, что смерть бога природы они отмечали с 13 ноября (с 17-го хат-хор по египетскому календарю). В то же время египетская богиня любви Хат-Хор – не более чем одна из многих форм богини-матери. Как правило, жрицы носили с собою кропильницу и сосуд-ситулу со святой водой, которая считалась «нильской» или даже «молоком богини». И обязательным атрибутом был систр – священная погремушка, звон колец которой отпугивает нечисть и задаёт ритм богослужения, снимает с разума сонную одурь.
В систре четыре струны, означающие огонь, землю, воду и воздух – элементы, из которых состоит мир, повинующийся музыке священной трещотки. Рукояти систра украшали резные фигурки небесных сестёр – Исиды и Нефтиды. Целла, крипта-мегарум и иные пределы храма пестрели живописью или лепниной с египетскими мотивами – там часто изображали пальмы, священных ибисов, не говоря уж о богах. Серапис (античная эволюция Осириса) уж давно не фараон с косицей на подбородке; с вьющейся кольцами бородищей это скорее Посейдон или Эрлкёнинг Гёте. Исида с младенцем одета как римская матрона. А вот и Анубис – серенький волчок в императорском пурпуре, и египетская химеры Амемит, глотающая грешные души.
В святая святых стояла статуя богини Исиды – у неё золотые волосы и она мало напоминала гостью с Востока, но она давно уже была владычицей мира, не одного Египта, и каждый изображал её как умел. А украшали её столистки утром по-восточному роскошно: так, лучезарный венец Исиды Кардиксы был сплетён из жемчуга, изумрудов, гранатов, гиацинтов, острых лучей кремневых кристаллов. Даже на окрашенные статуи набрасывали бахромчатые шали из дорогих тканей, а в руки им влагали систр, ключ жизни («анх») или золотую ситулу. В течение дня мистерию совершали трижды, и на закате по египетскому обычаю жгли курение «кифи».
Два раза в год египетский миракль видели все: весной это был морской праздник «Корабля Исиды», в честь открытия судоходного сезона и расцвета природы, а осенью – страсти и поиск тела убитого братом Осириса. В Галлиполи (остров-колония римлян) жрица в роли богини плыла в папирусной гондоле, а её водная сцена была объявлена «Нилом». В то время на египетском Ниле народ вымирал от голода и чумы и вера там деградировала, но в чужих землях она обрела новую жизнь. «То, чего мы можем желать от богов, это познать их» — так говорил верховный жрец Аполлона Плутарх верховной жрице Диониса Клее. Оба жили в римскую эпоху, и оба питали особый пиетет к культу Осириса и Исиды.
Источники:
Морэ Александр. Египетские мистерии (традиция, религия, культура)./Пер. с французского С.В. Архиповой – М.: Культурный центр «Новый Акрополь», 2009 г.
Кравчук А. Закат Птолемеев. Пер. с польск. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1973. («По следам исчезнувших культур Востока») @ Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1973.
Свидетельство о публикации №220101001408