Хроники деревни Ленивки. 1. Философский диспут

Философский диспут 
В деревне Ленивке выдалось погожее бабье лето. Звонко сияло высокое синее небо, радостно лепетали ещё не облетевшие листья на деревьях, румянились яблоки в садах, улыбались цветы на пригорках.
Даже в хорошую погоду население Ленивки обычно спало после обеда. А Лодырь и Лежебока придерживались этого давнего обычая столь истово, что решили лечь спать даже до обеда. На самом деле Лежебока хотела таким образом избавить себя от хлопот по приготовлению пищи. Они растянулись на топчане под цветастым ватным одеялом и некоторое время лежали молча,  - но солнце светило в окно так радостно, что сон не шёл. Лодырь долго ворочался, а в конце концов заявил:
- Я проголодался.
- Возьми в печке горшок каши, у нас с утра оставалось, - отвечала Лежебока.
- Да мне что-то каши не хочется. А вот ягод я бы с большим удовольствием поел!
- Нет у нас ягод.
- Есть: они в саду растут.
- А тебе хочется за ними вставать?
- Нет.
- И мне нет.
- Значит, лежим дальше? – вздохнул Лодырь, потеряв надежду на вкусный обед.
- Лежим! – согласилась Лежебока.
- Ага. Знаешь, лень требует таких жертв! - стал делиться своими мыслями Лодырь.   - Люди неправы, когда говорят, будто ленивым легко живётся!
 Теперь вздохнула уже Лежебока. Но грустно ей стало не от наблюдений Лодыря, а от своих мыслей. Она попыталась отогнать печальные думы, но ей не удалось, и она заворочалась под одеялом.
- Не вертись, пожалуйста! – попросил Лодырь.  – Я не могу уснуть.
- Я тоже не могу уснуть!
- А что тебе мешает?
- Эх… - вздохнула Лежебока. Она собралась отвернуться к стене, но всё же решила выговориться: - Представляешь, о каком несчастье я недавно услышала! Ты ведь знаешь семью Лентяя и Лентяйки?
- Ещё бы мне наших односельчан не знать! Помню, дети у них были такие славные увальни.
- Ага. Старший сын сейчас уже взрослый. Настоящий лоботряс вырос!
- Говорят, он далеко пошёл?
- Да, очень далеко! В Америку уехал! Несколько лет провалялся на нью-йоркском диване, а потом ему удача привалила. Сейчас Лоботряс женат на американке; жену его зовут Лейзи.
- Может, Дейзи?
- Нет-нет, именно Лейзи. Это по-английски значит «ленивая».
- Вот же: и не лень было английский язык учить!
- Да не в языке дело, а в том, что оба своё счастье нашли! Эту Лейзи никто из местных замуж не брал: эти американцы же без дела никогда не сидят. А как она увидела нашего земляка, так поняла, что родственная душа. Они теперь вместе телевизор смотрят, на обед заказывают пиццу по телефону – и оба счастливы!
- Во как! Ну а младший!
- А вот как раз с ним-то и произошло несчастье!
- Неужели погиб?
- Господь с тобой! Живёхонек! Только видишь ли…
- Что с ним?!
- Просто стыдно сказать! Это позор для всей нашей деревни!
- По кривой дорожке пошёл? Совесть потерял? В тюрьму загремел?!
- Нет… - Лежебока с огромным усилием выдавливала из себя слова.  - Он стал трудолюбивым!
- Это и впрямь ни на что не похоже! Наши обломовские края исстари славились своими отпетыми лентяями; один наш земляк даже из-за своей невероятной лени в книжку попал, и теперь про него по всей стране в школах учат! Вот чего мы можем достигнуть лежанием на боку! А  трудолюбивых у нас отродясь не было!
- А вот он стал. И даже имя себе сменил. Раньше-то его как звали? Трутень! А сейчас он переименовался в Трудягу.
- Боже мой!
- Это он в городе таких идей набрался. Говорят, однажды поехал туда развлекаться, а ему, глядишь, мозги-то и промыли!
- Сектанты? – охнул Лодырь.
- Не иначе! Он домой не стал возвращаться, а устроился на какую-то работу со сверхурочными.
- Бедные родители!
- Действительно бедные. Он теперь и в письмах, и по телефону ругает их последними словами! А ведь писать и звонить ему не лень! А хуже всего, что он сулился приехать к нам и всей деревне доказать, что работать – это хорошо.
- Ну, когда он ещё соберётся…
- Не обольщайся: у трудолюбивых это быстро. Мне Лентяйка сказала, он уже билет купил. Завтра с утра его надо ожидать. Бедные Лентяй и Лентяйка просто в отчаянии.
- Что же нам всем делать?!
- Я тоже не знаю!
- Слушай, а давай сейчас встанем, позовём Лентяя с Лентяйкой и вместе с ними сходим за советом к бабке Прокрастинаторше. Она старая, мудрая, она должна знать, как нам быть.

Избушка бабки Прокрастинаторши стояла на самом краю деревни. Завалившаяся передняя стена из посеревших брёвен пряталась в зарослях крапивы и малины, словно морщинистое лицо – в прядях разлохмаченных волос.
Бабушка обрадовалась гостям, усадила в горнице и предложила чаю с какими-то ископаемыми сластями.
- Спасибо, бабушка… Чайку попить – это всегда хорошо. Но мы пришли к тебе за советом, - и Лодырь, Лежебока, Лентяй и Лентяйка, перебивая друг друга, рассказали ей о грозящей деревне неприятности.
- Значит, вы боитесь, что этот Трутень… то есть, Трудяга переубедит наших наивных односельчан и докажет им, что работать – это хорошо? – уточнила старушка.
- Ой, да… И как нам теперь быть? Мы же ему ответить ничего не сможем!
- А у меня на любой его довод найдутся веские контраргументы! – оживилась бабушка. – Я на такие умозрительные темы спорить хорошо умею, - пояснила она недоумевающим гостям. – Я же в юности на философском факультете училась в самой столице. Правда, диплом не защитила, мне лень стало… Так что, когда этот ваш трудолюбивый товарищ приедет, я вызову его на философский диспут о труде и лени! Он у меня не отвертится! Так что ступайте по домам и спите спокойно! А когда он приедет, мы созовём слушателей и устроим публичный спор о том, что лучше – безделье или труд.
- А вдруг нашим сельчанам будет лень приходить на диспут? – встревожилась Лентяйка.
- Так спорить-то будут не они, а я с этим парнишкой, - утешила её бабушка. – А они будут просто смотреть. А смотреть, как стараются другие, никогда никому не лень!

На следующее утро, в довольно ранний по местным меркам час, на краю деревни раздалось фырчание мотора. Новенький автобус из города, мигающий огнями и сверкающий лакированными боками, к которым почему-то не приставала грязь из знаменитых непросыхающих ленивских луж, высадил у обочины одного-единственного пассажира. Тот был одет в строгий костюм с галстуком и держал в руке аккуратный чемоданчик. Сельчане, сбежавшиеся к дороге, едва узнали в этом подтянутом энергичном юноше Трутня. Юноша крепко пожал руки родителям, поприветствовал остальных коротким кивком головы и бодро зашагал по деревне.
- Я вижу, у вас здесь работы – непочатый край! – говорил юноша, глядя на окружавшие его дырявые кровли, разваливающиеся сараи и неухоженные огороды.  – Если прямо сейчас приняться за дело и немножко потрудиться, можно будет достичь фантастических результатов!
- Сынок! – взмолилась Лентяйка. – А может, ты хоть отдохнёшь с дороги?
- Да что ты, мама! Разве за такую короткую поездку можно было устать?
- Так поешь! Наверняка ты проголодался!
- Дело не ждёт!
- Ну, хоть чайку попей! – и родители повели сына к себе в избу.
Трудяга (бывший Трутень) поморщился, заметив, что им было лень даже прибраться в горнице к его приезду. Чистых чашек в доме уже не осталось. Сын аккуратно повесил свой новёхонький городской пиджак на спинку наименее обшарпанного стула, встал у рукомойника и молча принялся отскребать от фарфора засохшую грязь. Когда Лентяйка с удивлением заметила, сколько у неё, оказывается, дома разнообразной посуды, она начала склоняться к мысли, что иметь трудолюбивого сына на самом деле не так уж плохо, - но заглянула в его помрачневшее лицо – и тотчас прогнала эту мысль.
Трудяга налил себе чаю в свежевымытую чашку и сказал, что хочет посмотреть новости. Родители бросились отодвигать наваленный перед телевизором хлам и протирать пыльный экран.
Телевизор был испорчен и показывал одну рябь. Впрочем, региональное обломовское телевидение в последние годы совсем обленилось и снимало  такие передачи, что рябь на экране была, пожалуй, и то интереснее.
Трудяга со вздохом отставил недопитую чашку, подошёл к пропылённому аппарату и стал рьяно вертеть ручки настроек. Когда ему наконец удалось получить какое ни есть изображение, он сел на место и окинул комнату критическим взглядом.
- Мама, папа, вы совсем себя запустили! – строго сказал он. – Вы вечно всё откладываете на потом, вам лень подняться и сделать простейшие вещи!
- Почему сразу мы?   обиделся Лентяй. – Это все так живут!
- Сейчас я докажу этим вашим «всем», что без постоянного упорного труда никакое существование невозможно!
- Кстати, тебя бабушка Прокрастинаторша как раз на диспут вызывала, - вспомнила Лентяйка.  – Она собирается доказать тебе, что лень лучше труда.
- Это никто ещё не сумел доказать! И все доводы вашей бабушки я разобью в пух и прах. Тем более, если она прокрастинаторша. Она, небось, и придёт не вовремя!
- Она будет ждать тебя на середине улицы. Посмотри в окошко: видишь, народ туда уже подтягивается. Допивай чай да пойдём!

На середине улицы, там, где дорога чуть-чуть расширялась, а по её сторонам были полянки с шелковистой травой, на которой мягко сидеть, уже собралось всё население Ленивки. Пришли Лодырь с Лежебокой, Бездельник с Бездельницей. Прибежали братья Байбак и Тюфяк, которые единственные во всей деревне регулярно ходили на работу: они были ночными сторожами – один на складе, а другой на овощной базе. (Правда, Трудяга ни за что не посчитал бы их работу настоящей, потому что ни на складе, ни на базе никогда ничего не приходилось делать). Притащился Тунеядец. Прискакала юная Баклуша. И наконец подошла сама бабка Прокрастинаторша, по случаю диспута приодевшаяся в своё лучшее платье.
Первым слово предоставили гостю.
 - Дорогие слушатели! – начал Трудяга. – Я приехал сюда, чтоб доказать вам пользу работы. В мире слов разнообразных, что блестят, горят и жгут, золотых, стальных, алмазных нет священней слова «труд». Труд – дело чести и славы, дело доблести и геройства. Без труда не вытянешь рыбку из пруда. Без дела жить – только небо коптить. Труд кормит, а лень портит.  – Тут он сделал эффектную паузу и поинтересовался: - Что мой уважаемый оппонент может на это возразить?
- Я могу возразить, что не всё хорошо в работе и не всё плохо в лени, - уверенно отвечала бабка Прокрастинаторша. – Ежели по работе судить, то лошадь лучше любого человека: возит и молчит. От работы кони дохнут. Лучше пузо от пива, чем горб от работы. Работа не волк, в лес не убежит. Лежи, моя куделя, хоть целую неделю!
- Лень - мать всех пороков, - бойко парировал Трудяга. – Труд создал из обезьяны человека. Терпенье и труд всё перетрут. Не потрудиться, так и хлеба не родится. Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
- Нет, эта не годится! – перебила бабка Прокрастинаторша.  – При чём тут октябрята?
- Ой, да,   - сконфузился Трудяга. – Сейчас же сентябрь. Ладно, тогда сентябрята… Ваш черёд, бабушка!
- Всех работ не переработаешь. Люди пахать, а мы руками махать. Ленивому не болит в хребте.
-  Здравствуй, тяжкая работа, плуг, лопата и кирка! Где работно, там и густо, а в ленивом дому пусто. Пашню пахать – не руками махать. Сегодняшней работы на завтра не откладывай. Без труда не вытянешь рыбку из пруда.
- Славим радость большого труда, непонятного смыслом своим, - отвечала Прокрастинаторша.   – Ленивая лошадка хозяина бережёт. Отчего кот гладок? – Поел да и на бок. Завтра, завтра, не сегодня, так лентяи говорят.
- Это же как раз поговорка трудолюбивых людей! – воскликнул Трудяга. – Не заcчитано!
- Но в ней нет ни слова про то, что труд – это хорошо, а лень – это плохо, - заметила бабушка.
- Но про то, что труд – это плохо, а лень – хорошо, в ней тоже прямо не говорится! – возразил Трудяга.
Воцарилось молчание. Оба участника диспута сосредоточенно чесали в затылке. Было слышно, как в цветах на солнечной стороне дороги гудят насекомые. Слушатели уже начали позёвывать, а спорщики так и не придумали новых доводов.
- Диспут окончен! – закричал Лодырь. – Время вышло! – и для пущей убедительности он помахал своими неработающими часами.
Публика оживилась:
- Как, уже закончился? А кто же победил? Мы так и не поняли!
Участники диспута, по правде говоря, и сами этого не поняли, но отвечать было надо. Первым заговорил Трудяга:
- Победило сотрудничество! Мы вместе на славу потрудились, понапрягали мозги, и теперь я вижу, что жители этой деревни не безнадёжны!
Бабушка Прокрастинаторша тут же возразила:
- Неправда, победила лень! Говорить на эту тему можно долго, а нам стала неохота продолжать диспут!
Впрочем, надо отдать оппонентам должное: затеивать новый спор они не стали. Каждый остался при своём мнении. Трудяга вскопал родителям огород, поправил покосившийся сарай, на скору руку попил чайку и поспешил на автобус в город, а бабка Прокрастинаторша нарвала в саду ягод и пошла сидеть на своей любимой завалинке.
Жизнь в Ленивке пошла своим чередом.


Рецензии
По некоторым сведениям, у Ленивки есть иностранные побратимы. Вот, по-видимому, основной закон села Хай-Нехай.

10 заповедей истинного черногорца
1. Человек рождается усталым и живет, чтобы отдыхать.
2. Люби кровать свою, как себя самого.
3. Отдыхай днем, чтобы ночью спать.
4. Не работай - работа убивает.
5. Если увидишь, что кто-то отдыхает, помоги ему.
6. Работай как можно меньше, а что можешь, переложи на другого.
7. В прохладе спасенье, от отдыха еще никто не умер.
8. Все болезни от работы, не умри молодым.
9. Если захочешь поработать, присядь, отдохни, и это желание пройдет.
10. Если видишь, что кто-то работает, отойди и не мешай.

Аркадий Кузнецов 2   11.10.2020 00:33     Заявить о нарушении
По-моему, это роскошно! А это поговорки реальные или шуточные?

Работник Неба   11.10.2020 19:54   Заявить о нарушении
Насколько я понимаю, шуточные, но это широко презентуется для всех, кто приезжает в Черногорию. Да что говорить, моя давняя албанская знакомая замечала, что и там говорят, что всегда умели воевать, но не работать.

Аркадий Кузнецов 2   11.10.2020 21:23   Заявить о нарушении
А Хай-Нехай - реальное название! Я проезжал через это село на юге Черногории.

Аркадий Кузнецов 2   11.10.2020 21:24   Заявить о нарушении