Мои находки в немецком музее

   
                Ранний период Хирценхайна.
Немецкий городок Хирценхайн (Hirzenhain),  который насчитывает меньше 3000 жителей, ничем не отличался бы от сотен  других окрестных городков и деревень, если бы не его особенная история  и не Музей художественного литья, который я обнаружила недавно и совсем  случайно.
               
 Но прежде, чем рассказать о моих находках в Музее,  будет справедливым вспомнить историю этого замечательного местечка и историю развития в нём  литейно-художественного промысла.
Первое упоминание о Хирценхайне относится к 1330 году. Это была совсем маленькая деревенька, возникшая среди прекрасных холмов центральной Германии.

Со всех сторон её окружали густые леса и труднопроходимые болота. 
Но именно  эти болота явились  богатым источником природного  сырья для  производства чугуна.
В  обширных топких недрах  таились залежи железной руды, так называемого болотного железа, и тут же, в лесах, не было недостатка в  древесном угле, без которого невозможна никакая выплавка металла.

                Литейный завод.
Уже в 1375 году предприимчивые жители  деревни строят первую лесную кузницу.    В то время как в соседних местечках занимаются сельским хозяйством,  Хирценхайн добывает железо!
Через три столетия, в 1678 году, рядом с кузницей появляется “Hochofen “ -  высокая плавильная печь, прообраз современной доменной печи.
С этого момента начинается история здешнего металлургического завода,
который занимался производством чугуна, его переработкой и изготовлением всевозможных  изделий  практического применения. 
Прежде всего,  это были так необходимые в каждом жилье каминные и печные плиты.
Со временем они стали украшаться сложными узорами и  барельефами на различные темы: библейские, светские, мифологические,  тем самым превращаясь  в произведения искусства.

В первой половине XVIII века  владельцем завода становится  Иоганн Вильгельм  Будерус. Его славное  имя надолго входит в историю развития немецкой  литейной отрасли.   
Он явился основателем семейной фирмы, которую  многие поколения Будерусов упорно расширяли,  пока она не превратилась в  одну из крупнейших компаний, известных не только в Германии, но и далеко за её пределами.
 В настоящее время , к сожалению, слава  фирмы "Будерус" осталась в прошлом: в 2003 году она  утратила самостоятельность, перейдя во владение могущественного концерна «Bosch».
Но старая торговая марка  по-прежнему используется  для современного оборудования  отопления и сантехники.
               
                Филигранное литьё.
На ранних стадиях  литейная продукция   Германии   была относительно простой и грубой, однако уже с  18 -го века положение меняется.
 Заводы Берлина и  Гляйвица задают тон в освоении новых английских технологий, и  рынок незамедлительно получает предметы  высокого качества  и  широкого ассортимента.
Возникает даже термин «филигранное литьё», в который вкладываются такие свойства, как   точность, тщательность, тонкость, искусность исполнения. Появляются  статуэтки, мебель,  портретные рамы, подставки для часов, подсвечники, блюда, пепельницы, чернильницы, шкатулки,  пресс-папье, медальоны и даже  украшения в виде браслетов, колье, подвесок. 
Эти недорогие вещи восхищают потребителей художественной красотой и изяществом исполнения.

Известен факт, как во время  освободительной войны  против наполеоновской оккупации патриотически настроенные немцы, для пополнения  государственной  казны, сдавали свои драгоценности и получали взамен недорогую  оригинальную бижутерию из ажурного литья.
К этому их побуждало  распространённое воззвание прусской принцессы Марианны:  «Я отдаю золото за железо». 
Во второй половине XIX века литейное производство на  долгое время приходит  в упадок. 
                После 1945 года.
После Второй мировой войны наступает период восстановления разгромленной Германии. 
В 1947 году фирма «Будерус»  открывает на  заводе  Хирценхайна цех, главной задачей которого было возрождение  почти утраченных традиций  художественного литья. 
Эта нелёгкое поручение легло на плечи первого руководителя предприятия, скульптора Петера Липпа (1902-1975).
Он был уроженцем Берлина  и в довоенное время  успешно работал  в городе металлургов Гляйвице. До сих пор одну из площадей города  украшает фонтан Петера Липпа «Танцующие фавны». 
Когда в мае 1945 года город отошёл  к Польше, всё немецкое население было депортировано в Западную  Германию.  Петер Липп не стал исключением.
 
Безработный скульптор приехал в Хирценхайн  по приглашению  руководства фирмы и работал здесь в течение двадцати лет.  Как  предприимчивый руководитель и опытный специалист ,  он привлекал к работе многих  талантливых скульпторов и художников,  вырастил  новое поколение литейщиков, возродил традиции   точного литья и обеспечил стабильный доход  и славу предприятия.

                О Музее.
Одновременно Петер Липп был инициатором  создания Музея  художественного литья. Его личная  коллекция  из предметов прусского чугуна,  а также   старинные печные  плиты  местного производства легли в основу постоянно действующей выставки, которая была торжественно открыта  в 1967 году. 

Сейчас Музей   Хирцехайна владеет  одной из самых богатых коллекций художественного  чугуна в мире. В его каталоге числится около 1800 экспонатов.
Только собрание печных плит насчитывает 350 образцов. Самая старая плита датируется 1503 годом и имеет герб Кёльна.
В залах Музея можно познакомиться с работами литейных заводов, как отечественных, так  и зарубежных.
Здесь хранятся также деревянные резные модели, по которым делаются  отливки.
К сожалению, в 2015 году Bosch закрыл цех художественного литья. Без стабильных инвестиций Музей находится  в затруднительном положении,  и судьба его пока  не определена. Как долго можно будет ещё видеть его коллекцию - неизвестно.
               
О Музее я узнала  случайно, блуждая по картам Google Maps.
Мне нужно было проложить маршрут  для короткой поездки в какое-нибудь небольшое, близлежащее местечко.  В отличие от больших туристических центров, маленькие городки  и деревеньки   остаются безлюдными, что важно  в условиях коронавируса.
Почему-то моё внимание привлекло  название Хирценхайн. Не знаю, что оно означает. Первая часть слова осталась для меня загадкой, а вторая, hain, переводится как лесок, роща.
 Если бы Maps не демонстрировал сопроводительные фото, я не узнала бы о существовании Музея. Среди фото я увидела несколько таких, которые сразу позвали меня в дорогу.

                В Музее.
В ближайший воскресный день отправляемся в путь. Нам предстоит проехать совсем немного, километров сорок.
Погода великолепная, природа восхитительная, настроение отличное.
Едем в Хирценхайн по очень извилистой дороге, которая то взбирается на холмы, то соскальзывает в долины  и дарит такие пейзажи, что невозможно удержаться от восторга.
Наконец, ставим машину на стоянку где-то совсем рядом с Музеем,  в соответствии с рекомендацией навигатора.
 Никакого музея не видим, расходимся  в поисках его  в разные стороны.
На улицах пусто, спрашивать не у кого.
Через время, наконец, появляется группка велосипедистов - две дамы и мужчина.  Останавливаются, оглядываются,  как  бы  в поисках чего-то. Спешу к ним,  пока не уехали, с вопросом , местные ли они. Говорят, не местные, а ищут кафе, чтоб выпить по чашечке кофе.
Я делюсь с ними своей проблемой: ищу Музей.
Они  садятся на велосипеды и  через минуту машут мне руками: нашли!
Он оказался совсем рядом, но мы  не заметили его за  густой зеленью  высокой  изгороди.
Благодарим людей; вижу на их лицах удовлетворение, что смогли помочь. Кстати, и кафе оказалось тут же, рядом со зданием музея.

Вход в Музей открыт, мы надеваем маски и заходим внутрь, а там никого! Наконец, с улицы появляются двое беседующих мужчин, один из них продаёт нам билеты по вполне приемлемой цене (три евро с человека).
 Осторожно спрашиваю, можно ли фотографировать. «Сколько пожелаете»,- слышу в ответ. И я принимаюсь за дело. Жаль только , что экспонаты расположены за стеклянными витринами, и отражения мешают делать хорошие снимки. Мы наглеем и спрашиваем, нельзя ли выключить  освещение. Наше желание моментально и с готовностью исполняется. От этого, правда, снимки не становятся лучше, но какое удовольствие, когда тебе во всём идут навстречу!
               
                Имена великих Мастеров.
И что же я фотографирую с трепетом в сердце? Работы русских мастеров Н.И. Либериха, Е.А. Лансере и А.А. Соловьёвой! К моей радости, они выставлены на самом видном месте, в центре  экспозиции.

С именем Николая Ивановича Либериха (1828 -1883)  знакомлюсь впервые. Его путь в профессиональную скульптуру начался  в зрелые годы. Будущий Академик Императорской Академии художеств родился в зажиточной семье обрусевших немцев. Отец был директором петербургской почты и чиновником, близким к высшим кругам. Но, когда Коленьке исполнилось  6 лет, отца не стало. Этот факт, очевидно, на долгие годы   определил судьбу Либериха  как военного человека.
Четырнадцатилетним подростком он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. После окончания её, с восемнадцати лет, служит в кавалерии, участвует в военных кампаниях, а в свободное от службы время с увлечением занимается любимым делом -  лепкой из воска и глины.
В  29 лет Николай Либерих выходит в отставку в чине   полковника и поступает в Императорскую Академию Художеств (ИАХ).
Его работы получают безоговорочное одобрение самого Петра Карловича Клодта,  известного скульптора, создателя конных композиций для петербургских Нарвских ворот и Аничкова моста.
Клодт берёт молодого человека в  свой учебный  класс.
 Мастерство Либериха стремительно растёт;  в 1858 году он получает Малую серебряную медаль за скульптуру « Иван Мазепа»;  в 1859 году ему присваивается звание Почетного вольного общника Академии,  и, наконец, в 1861 году за произведения на охотничью тематику  он удостаивается звания Академика ИАХ.
Работы Либериха стали первыми российскими экспонатами, представленными  на крупных выставках, не только в России, но и в Лондоне, Вене, Париже.
 Это был великий Мастер-анималист, любивший животных - и домашних, и диких, изучавший их внешность, повадки, характеры, склонности. Особую слабость питал Николай Иванович к лошадям; с ними его связывала  долголетняя служба в армии, выезды на охоту и, конечно,   привязанность как к верным, красивым  и умным животным.
С уважением относился Либерих к собакам, и, уж точно, повышенный интерес испытывал к бурым медведям, хозяевам русских лесов.
 В многочисленных работах , посвящённых этим могучим четвероногим, он отразил их во всех позах и состояниях.
В Музее  Хирценхайна хранится статуэтка Либериха  "Лежащий медведь". Интересно, что она была отлита не в России, а в Хирценхайне, в 30-е годы XX века, по эскизам Николая Ивановича, каким-то образом оказавшимся в Германии. 
Своим многогранным изобразительным  творчеством  Либерих оказал неоспоримое влияние на целое поколение русских скульпторов второй половины XIX века.
Одним из самых  любимых его  учеников был Евгений Александрович Лансере, работы которого мы находим тут же, в Музее Хирценхайна.
 Можно только удивляться, по какой непредсказуемой случайности оказались рядом имена  Учителя и Ученика в далёкой от России немецкой деревеньке спустя столетие после их общения!

Творчество Е.А. Лансере (1848-1886)  представлено в Хирценхайне  тремя композициями: «Тройка», «Прощание казака с казачкой» и "Скачущие казаки". Эти прекрасные статуэтки надолго удерживают меня около стенда. В каждой из них так много передано:  духа русской жизни,  атмосферы событий,  чувств героев,  динамики движения, и всё это -  при полном эстетическом совершенстве.

Интересно, что дед Евгения, Пауль Лансере, был офицером наполеоновской армии.  Получив боевое ранение в 1812 году ,  он не возвращается во Францию , а навсегда остаётся в России. 
От него и пошла  русская ветвь   известного рода Лансере.
 Внук Пауля, Евгений, рано проявил склонность  к рисованию и лепке;        с детства обнаруживается его тонкая наблюдательность  и упорство в достижении поставленных перед собой задач.
 Под его чуткими пальцами  рождаются разноообразные картинки жизни, главными участниками которых чаще всего выступают животные, особенно лошади. Какое-то время мальчик учится  рисованию у  художника, окончившего Петербургскую Академию художеств.
 Когда подростку исполнилось 13 лет, его отец, Александр Павлович, армейский инженер, привозит сына в Петербург с единственной целью показать его  И. К. Айвазовскому  и  П. К. Клодту.   Великие корифеи  проявляют благосклонность к работам юного дарования. 
Однако творческий путь Лансере как скульптура определился не сразу. Сначала он получил высшее юридическое образование. В годы студенчества он упорно овладевал техникой ваяния, в основном, самостоятельно. Но, по свидетельству критика и историка искусств  В.В. Стасова, самым влиятельным  наставником и учителем Евгения  был Николай Иванович Либерих.

В 21 год талантливый юноша блестяще дебютировал на выставке в Академии художеств, представив несколько своих работ, за которые он получил своё первое звание классного художника второй степени. Эта оценка Академии и одобрительные отзывы  в печати стали решающими в выборе  жизненного пути:  Лансере целиком посвящает себя скульптуре. Проходит всего несколько лет после вступления на новое поприще, и  его шедевры  появляются на международных выставках.

Для творческой манеры Евгения Александровича характерны большая любовь к передаче деталей, тщательная, почти ювелирная их проработка. Благодаря этому произведения Лансере обладают волшебной притягательностью. Этот мастер, без сомнения, занимает высший пьедестал в русской скульптуре малых форм позапрошлого века.
Путешествия по странам Азии, Африки, Кавказа обогатили  тематику великого скульптора, показали обычаи и нравы многих народов мира.  Очень жаль, что жизнь Художника оказалась  недолгой. Туберкулёз прервал её  на  39 году...
Обширное наследие Лансере  составляет,  по официальным источникам, около четырёхсот произведений. Многие его работы, благодаря спросу,  и в наше время продолжают копировать на лучших литейных заводах России.


От творений Лансере  перехожу к скульптурной группе "Крестьянин на пашне" Анны Андреевны Соловьёвой. В фигуре землепашца   видится мне что-то очень знакомое.  Да это же   Лев Николаевич Толстой!   Я  вспоминаю картину Ильи Ефимовича  Репина  «Пахарь Л.Н.Толстой на пашне», написанную в 1887 году. Как они сходны - скульптура и картина - по сюжету, композиции, настроению!  Очевидно, художественный  образ  писателя,  воплощенный Репиным, произвёл на  Анну Андреевну  сильное впечатление,   если она рискнула создать скульптурную композицию, очень близкую к картине. Этот риск полностью оправдался!
 К сожалению, все сведения о прекрасном, талантливом скульпторе-женщине укладываются в несколько строчек:   "Анна Андреевна Соловьёва – скульптор-реалист, мастер жанровых композиций. Выпускница Строгановского училища. Работала в Петербурге в конце XIX - начале XX вв. В начале XX в. по моделям А. А. Соловьевой Каслинский завод отливал около десятка статуэток и скульптурных групп, в т.ч. серию литературных типов гоголевских произведений «Мертвые души» и «Ночь перед Рождеством».  Соловьевой также принадлежат статуэтки: „Наездница и клоун", „Охотники", „Лев Толстой пашет". Эмигрировала в Париж вместе с мужем - офицером русской армии (1919)."
Жаль. Её работы , особенно гоголевские персонажи, очень интересны и выразительны. Как сложилась судьба Анны Андреевны за рубежом, нигде ни строчки.
               
               Послесловие.
Мы беседуем с Председателем музейного правления Юргеном Фаустом, обаятельным человеком, расположенным к общению. На  вопрос, откуда Музей Хирценхайна получил работы русских скульпторов, ответа он не знает , но говорит, что между немецкими и русскими литейщиками существовали прочные связи на протяжении веков. В XVIII веке немецкие специалисты обучали русских рабочих , а во второй половине XIX  столетия, когда интерес к художественному литью на Западе резко  упал, лучшие заводы России делали отливки по немецким моделям.  В знак подтверждения своих слов господин Фауст показывает нам художественное блюдо, отлитое в России по образцам прусского Королевского литья .
В экспозиции Музея есть и работы, отлитые в ГДР. Среди них видим портрет первой женщины-космонавта Валентины Терешковой.  На прощанье покупаю небольшую картинку из бронзы с изображением Мадонны с младенцем. Через две недели возвращаюсь в Хирценхайн ещё раз, чтобы вновь ощутить дух Музея, где я встретилась с великими русскими скульпторами. Время  неурочное, музей закрыт, и я довольствуюсь наружными  снимками скромного здания, хранящего шедевры литья.

октябрь 2020


Рецензии
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.