Звезда о восьми лучах

          Было у Царя три сына. И вот пришло время покинуть им отцовский дом и показать миру свою доблесть и ум. Старший сын собрал войско и пошел войной на соседние государства. Средний сын решил обрести силу волшебника и стал учеником колдуна. А младший сын, Горимир, сказал царю: «Не гожусь я для военной службы, и нет у меня волшебного дара. Люблю гулять по нашему царскому саду, любоваться деревьями, цветами и слушать пение птиц. Нет ли у тебя, отец, клочка земли для меня, хотя бы самого далекого? Хочу жить на земле и продолжить свой род как простой человек, а все, что нужно для жизни, могу своими руками сотворить. Обещаю, что тебя не посрамлю и людей не насмешу» Огорчился царь, что младший, самый любимый его сын оказался бесталанным, и отдал ему клочок убогой земли на краю царства. Младший сын взял котомку и отправился в путь.
          ***
          Долго ли, коротко ли шел Горимир, нам неизвестно. Дней и ночей не считал, а прошел многие города и села. С людьми был приветлив, и они отвечали ему лаской. Дошел юноша до последней избы Царева государства, за которой начинались безлюдные просторы, дремучие леса и бескрайние поля. Жил в той избе стар-старичок, ста лет отроду или того больше. Носил он белые одежды и до того немощным был, что избушка его одним боком в землю вросла. Печь в избе давно стояла нетопленой, и колодец высох. Царский сын избушку выправил, колодец вычистил и дров наколол. Переночевал у старика, а утром и спрашивает:
          «Почему живешь ты здесь, дедушка, один? Дозволь, к людям тебя отведу»
          «Жить мне недолго осталось, – отвечал старик, – а тебе торопиться надо. Назад ни у меня, ни у тебя дороги нет. Вижу, что руки твои работы не боятся, а сердце полно добра и света. Возьми на память Звезду о восьми лучах. Кузница Сварога здесь была когда-то, и выковал ее Сварог не для забавы. Будь честным и справедливым, живи с верой и своим умом, и Звезда станет тебе советником и дарует силу. На теле ее храни, от людей хорони. И ступай с богом» Царский сын взял Звезду о восьми лучах, схоронил ее под рубахой, поклонился старику в пояс, прощаясь, и отправился в путь.
            Солнце светило далёко и холодно в начале его пути, а как только поднялось выше и стало пригревать, вышел Горимир в широкое поле, посредине которого стоял огромный дуб. Молния ударила в самую его сердцевину, и стоял он неживой, засохший и величественный, с давних пор. Присмотрелся Царский сын – в трещине ствола росток виднеется, а выбраться не может. Держат его, как в тисках, разбитые половинки старого дуба.
          Поплевал Горимир на руки и что есть силы разнял половинки ствола в разные стороны. Трещал старый дуб, противился, но поддался, разлетелся в щепки. А молодой побег на глазах стал расти, вот уж и в деревце превратился, желудями покрылся, и каждый желудь в червонную шапочку одет. Говорит юноше молодой дубок:
«Спасибо тебе, добрый человек! Вижу – сила в тебе богатырская. Оставайся со мной. Возведем крепость и построим здесь царь-город. Под старым дубом схоронен Хорсов червонный меч. Пока он не опутался моими молодыми корнями – можно его достать из-под земли. Хорсов меч поможет тебе стать славным воином и властелином»
          «Нет, – отвечает молодец. – Двум царь-городам в одном царстве не бывать. Отец отдал мне клочок земли, там построю дом, этого и довольно будет»
          «Тогда возьми горсть моих желудей. Когда станет страшно, зарой их по кругу в землю, один подле другого»
          Поклонился Царский сын молодому дубу, горсть желудей спрятал в котомку и пошел дальше.
          Прошел он лес и долину, болото и равнину. Солнце на небе стало еще ярче и горячей. И вдруг раскинулся перед юношей цветущий яблоневый сад. Решил Горимир отдохнуть под молодой кудрявой яблонькой. Подошел ближе и увидел, что одна веточка у ней надломлена, повисла, как не живая, и цветочки на ней уже стали вянуть.
          Царский сын снял с себя пояс, веточку приподнял и поясом рану перемотал. Сок заструился от ствола по древесным жилам, и приросла веточка к деревцу как ни в чем ни бывало. Прилег юноша возле яблоньки вздремнуть, а проснувшись, увидал, что вся земля вокруг побелела от осыпавшихся яблоневых цветов. А деревце стоит, все усыпанное золотыми яблоками, только на раненой веточке висит одно румяное.
          Удивился Горимир, а яблоня ему и говорит: «Останься со мной, добрый человек. Будешь в моем саду жить, горя не знать. Яблоки в моем саду волшебные. Тот, кто с миром их сорвет, золотник найдет»
          С этими словами уронила яблоня в руки Царского сына несколько яблок, и они превратились в золотые монеты.
          «Нет, – отвечает молодец, – чужого золота мне не нужно. Иду я на свою землю. Там мое счастье»
          «Тогда позволь за твою доброту угостить тебя. Выбирай любое мое дитя»
          Горимир протянул руку к румяному яблоку, а оно уж и само упало в ладонь.
          «Видно, и вправду сердце твое чисто, коль простое яблоко предпочел золотому, – тихо зашелестела яблоня.  – Съешь его, когда опечалишься, косточки в землю зарой и полей их горючими слезами»
          Горимир яблоне поклонился, поясом подпоясался, яблоко в котомку спрятал и пошел дальше.
          К вечеру, когда солнце остыло, потерял Горимир дорогу и, бродя по лесу, увидел большой пруд, поросший кувшинками. Обошел его вкруг и нашел узкий залив такой кристальной чистоты, что на дне его были видны серебряные рыбки. Наклонился, чтобы воды испить, и вдруг видит, что у берега тоненькой струйкой родник бьется и никак не может на берег выбраться.
          Выкопал Царский сын ложбинку в земле и освободил родник. Разлился родник широкой рекой, и промолвила река: «Благодарю тебя, добрый человек, и хочу отплатить за твою милость.  Если останешься в лесу – покажу норы лисиц и лежбища кабанов, рыбу буду в твои сети подгонять. А если поплывешь со мной – научу судоходному делу. Станешь путешественником и увидишь богатые чужеземные страны»
          «Нет, – отвечал юноша, – ни охотником в чужих лесах, ни скитальцем в дальних странах быть не хочу, я еще до своей земли не добрался. Лучше покажи мне дорогу»   
          «Хорошо, – ответила река, иди вслед за мной. Я провожу тебя»
Привела его река к самому краю царской земли и сказала: «Теперь мне нужно возвратиться обратно, но оставлю с тобой прядь волос Даждьбога – быстрый ручеек» Река возвратилась в свое русло, а маленький ручеек побежал вслед за Царским сыном.
          ***
          Пустынной, истощенной и заброшенной оказалась земля на краю царства. Только каменные глыбы угрюмо высились вокруг, а позади них темнели верхушки древних сосен. Мечтал Горимир о клочке земли, но таком же пышном и богатом, как царский сад. А досталась ему пустошь – ни травинки, ни былинки, только горькая полынь у скал и непроходимая чаща за цепью гор. Прислушался юноша – щебечут ли птицы? А вместо птичьего пенья услышал медвежий стон.
          «Значит, такова моя судьба» – сказал Царский сын и горько заплакал. Присел на сухую корягу у глубокого оврага, а из котомки вдруг яблоко выкатилось. Подумал юноша: «Прежде чем медведь меня съест, отведаю-ка я румяного яблочка»
Съел он яблоко, а косточки выбросил. Рассеялись косточки по земле, и одна из них упала на то место, куда капнула горькая царская слеза. Ручей разлился вдоль упавших косточек, напитал землю вокруг, а потом скрылся в овраге.
          Медвежий стон становился все жалостливее. Пошел Горимир ему навстречу и видит, что у подножья горы сидит медведь, и передняя его лапа застряла меж камней.  Вынул Царский сын один камешек, следом второй и третий. Навалился плечом на четвертый, самый большой камень, поднатужился и сдвинул его с места. Медведь вытащил лапу из западни и промолвил:
          «Спасибо тебе, добрый человек! Вызволил ты меня из беды. Возьми от меня награду. Как настигнет тебя непогода – брось этот камень оземь, да посильнее» – с этими словами медведь протянул Горимиру белый камень, что держал в лапе, и, прихрамывая, заковылял прочь.
          Посмотрел молодец на камень, а он не простой, самоцветный. Заглянул в расщелину каменной горы, а стены ее сплошь покрыты золотыми, рубиновыми и яхонтовыми жилами. Подивился увиденному, завалил расщелину камнями и вернулся к оврагу.
          Приближалась ночь, из чащи послышался волчий вой, и Горимиру, хоть он и не побоялся подойти к медведю, на этот раз стало страшно. Вспомнил он, однако, что в котомке у него горсть дубовых желудей. Достал их и зарыл в землю в круг, один подле другого, как наказывал ему молодой дуб.
          Вдруг небо почернело, засвистел ветер. Вдали засверкала молния и загрохотали громовые раскаты. Горимир бросил белый камень, что дал ему медведь, оземь, да так сильно, что удар эхом откликнулся в горах. Камень разбился на сотни мелких самоцветных осколков, и в это же самое время внезапный ливневый поток опрокинул юношу, и упал Царский сын на свою убогую землю без памяти.
          ***
          Много ли, мало ли времени прошло после страшной грозы, как знать? Очнулся Горимир и видит, что лежит он в просторной белокаменной палате. Солнце слепит сквозь пустые глазницы в стенах, ветерок веет свежим дыханием, и щебечут птицы.
          Поднялся Царский сын, вышел из палаты на крыльцо, по широким ступеням спустился вниз и видит, что земля его сплошь покрыта зеленым ковром и опоясана дубовой рощей, словно крепостью. Вместо глубокого оврага – голубое озеро, и в нем серебристые рыбки плещут. У озера – яблоневый сад, и одна яблонька, самая красивая, протягивает ветви ему навстречу. Подошел юноша к яблоньке, тронул ее ветви рукой, и она превратилась в девушку, да такую славную и пригожую! 
          «Здравствуй, Горимир, суженый мой! – заговорила девица. – Я невеста твоя, Милослава»
          «Здравствуй, Милослава! Как же ты здесь оказалась, и кто твои родители?  – спросил Горимир.
          «Мать моя – Яблоня, Отец – Ярило. Выросла я из яблоневой косточки, а напиталась твоей горючей слезой. За доброту от каждого, кто встретил тебя на пути, ты получил сокровища. Хорс одарил тебя желудями, из которых выросла дубовая роща. И если настанут худые времена, каждый дуб сможет превратиться в воина. Даждьбог подарил ручей, который стал голубым озером и сделал твою землю плодородной. А Ярило оставил тебе дочерей своих. Яблони, что растут вокруг – мои сестры.
          «А каменные палаты?»
          «Однажды Бог смерти Семаргл повздорил с Велесом, хозяином дикой природы, и придавил его лапу камнями. Ты же освободил Велеса, а в дар получил белый камень с самоцветами. Только слишком сильно ударил камень оземь, самоцветы теперь по всей земле разбросаны. И, чтобы не растерялись, Перун ливнем упрятал их глубоко в землю. Хочешь ли достать их?» 
          «Нет, Милослава, не хочу. Мне достаточно того, что у меня есть своя земля. Ты сказала, что каждый дуб может превратиться в воина, если придут худые времена? А могли бы они обернуться обыкновенными людьми? А сестры твои, яблони, были бы их женами и подругами»
          Хлопнула тогда Милослава в ладоши, и в миг яблони превратились в золотоволосых девушек, хлопнула еще раз – дубы обратились в высоких, широкоплечих юношей. На земле Горимира всем хватило места. И отныне славилась богатая его земля землепашцами и искусными мастерами. Звезда Сварога о восьми лучах хранила их покой и достаток, потому как милостив Сварог к тому, кто живет на своей земле и бережет свой путь.

11 октября 2020


Рецензии