Легенды Алтая. Легенда о Чуе

   Проживал в среднем мире могучий хан Алтай. Сильным племенем в миру его народ являл себя. В каждом аиле деток от мала до велика голосами мать и отца радуют. Полновесные стада и табуны паслись в степи, куда глаз не кинь всюду достаток и благополучие видно. Место лесом славилось. Юстыд – сто лиственниц люди его называли.

   И народ под стать окружающей природе крепкий и надежный. Оберегал владения хана, а вместе с тем и свои пастбища отстаивал, поголовье скота увеличивал. Ладно жилось, всякий своих сил не жалел во благо общего. Пастухи самые лучшие и сытные луга по степи знали, женщины экономно хозяйство вели, шаманы перед духами верхнего мира за свой народ попросить умели. Воины, могучие богатыри надежно территорию от посягательств врага защищали. Всяк житель готов своими интересами поскупиться, чтобы дело общее не страдало.

   Да неладно в семье хана, жена долго разродиться не могла. А детей нет – и счастье не полное. Наконец принесла супруга дочь, но не вынесла тяжести и умерла. Остался хан с малышкой на руках. Назвал дочку Чуя, вода. Уж дивно светла и говорлива, словно ручеек. Души в ней не чаял, берег пуще всех своих богатств. А та с каждым днем хорошела и характером крепчала, как истинная дочь своего народа. Просилась  мир посмотреть. Да разве любящий отец единственную дочь отпустит от себя?
   
   Все предпринимал для того, чтобы балунья не скучала. Любой каприз исполнял. Окружил заботой, девушками-подружками. В праздности жизнь у них проходила. Им хорошо, а дочь хана просится на волю, тесно ей в местечке Юстыд, душа полета просит. Чем старше подрастала, тем строптивее становилась.

   Совсем хан от заботы голову потерял, лучших воинов на охрану выставил и наказал, чтобы пуще глаза стерегли наследницу. Ревниво берегли от любого взгляда, ненароком брошенного. Богатыри на страже стоят, а воинского мастерства не оттачивают. Слабеют с каждым днем. И враги все ближе подбираются к лугам заповедным, пастухи боятся скот на выпаса гнать, нечисть отбирает животных. Слабеет народ, только хан не видит этого. А хитрая Чуя кружит рядом с охраной, показывает  равнодушие к окружающему,  на сторону не смотрит. Сама же ненароком заглянет за плечи воинов и восторгается увиденным запретным миром.

   Сговорилась с воином Кураем, чтобы он пропустил ее, когда стареющий отец задремлет. Когда потеряют бдительность остальные богатыри. А чтобы неразбериху создать и воспользоваться этим, подговорила подруг шум затеять, если пропажу отец обнаружит. Только учуял отец подвох в поведении дочери, глаза открыл, та уж на пороге стоит, Кураю с благодарностью кланяется. Громыхнули чары волшебные и превратились потерявшие бдительность охранники в горные вершины. Хребтами окружили местечко Юстыд. А дочь вместе с подругами в воду обратились, заплескалось море, заполнило котловину.

   Только поздно отец спохватился, одной ногой за порог Чуя ступила. Забурлила река размывая проход себе и устремились девушки волной смывая все на своем бегу. Навстречу другой большой водной струе Катынг хозяйке. Много бед наделали, Катунские террасы и по сей день наблюдать можно.

   Убежала дочь, хан от стыда, что не уберег ее, в горы превратился.

   Местечко ровное как стол Чуйской степью назвали. На многие километры в разные стороны стелется и славится богатыми кормами для скота. Солнце над этим местом много дней в году светит, радуется, что девушка свободу обрела. Бежит Чуя извилистой дорогой, хитрит, прячет след свой от погони. Только нет погони, воины в горы обратились и стоят вокруг степи. Северо и Южно-Чуйские хребты, Курайский и Сайлюгем, да хребет Чихачева. Шапками снежными круглый год сверкают.
Хан Алтай с высоты своей о народе, проживающем здесь, печется. Исправляя допущенную ошибку.


Рецензии
Какую красивую историю Вы рассказали! Теперь буду знать, из какого местечка начинается Чуя. Спасибо!
С уважением,

Надежда Сапронова   08.07.2022 15:50     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, что читали и узнавали легенды Чуйского тракта! Удачи!

Валерий Неудахин   25.08.2022 04:19   Заявить о нарушении