Так велела совесть

                Исповедь.               
               
               
               
                "Наше поколение появилось на свет в 30-е годы, во времена лихой годины. В стране была коллективизация, голод, репрессировали лучших людей, в том числе и из простых крестьян. Детям приходилось с 12 лет трудиться, а в 14 их уже считали взрослыми. Летом я работал на сенокосилке. на жнейке. За четыре с лишним года, шагая за плугом,прошел расстояние примерно до Москвы и обратно, дневная норма была 60 километров. Как же мне, деревенскому пареньку, хотелось выучиться на механизатора или шофера! И моя мечта осуществилась! В 1949 году по повестке военкомата меня отправили в город Красноярск в ФЗУ. После его окончания присвоили самый высокий четвертый разряд. Поселили нас, выпускников, в японский тесовый барак, где в баке замерзала вода. Ночью, чтобы согреться, укрывались матрацами, а утром бежали на производство, ложились на батареи, согревались и засыпали. Через два года работы мне присвоили седьмой разряд и назначили бригадиром ремонтников.За то, что увеличил производительность труда в четыре раза, а план капитального ремонта в три, мою фотографии поместили на Доску почета. Раньше выпускали из ремонта 3-4 машины в месяц, а наша бригада-15.               
               
               
               
                В 1954 году , по решению Пленума ЦК, молодежь отправляли на освоение целинных и залежных земель. Я подал заявление, хотелось романтики, приключений.Думал, что целина-это палатки, необжитая степь. С первым эшелоном целинников привезли в Хакасию 30 добровольцев из Ленинского района города Красноярска. Встретил нас директор Минсовхоза (ныне "Россия) Леонид Иванович Смирнов, поселил в барак.   Всех распределили по объектам. Меня направили слесарем в ремонтные мастерские, хотя я мечтал работать на тракторе, комбайне или машине. Мастерская строилась еще в 30-е годы:ни отопления, ни подъемного крана. Чтобы вытащить двигатель из трактора, собирали всех механизаторов. Я внес предложение соорудить кран-балку. У нас получилось.   Мне очень хотелось работать на тракторе, а прав не было. Попросил у директора разрешение отремонтировать самый большой трактор С-80. Взял книги, изучил досконально, отремонтировал и вышел в поле. Работали почти круглосуточно, на прицепе два человека:Альберт Александрович Урман,будущий журналист, и Леонид Иванович Сидоров. Их тоже обучил вождению трактора и, когда засыпал, они по очереди садились за рычаги. Иногда приходилось работать без прицепщиков, сколько раз за день выскочишь и заскочишь на ходу в машину! Норма была 25-35 гектаров в день!               
               
               
               
                В этом же году направили нас на ускоренные курсы трактористов,учились по 10 часов в день Я один из всех закончил училище на отлично! И снова Минсовхоз. Попросился на зиму в моторный цех, специалистов мало, двигатели стояли. Мы с Н.Н.Нестеренко работали по 12 часов, улучшили качество ремонта и производительность до 15 двигателей в месяц. А весной я взял комбайн, отремонтировал по книгам и провел первую уборку урожая без прав. По выработке занял третье место. Потом меня отправили в училище механизации, сдал экзамены на пятерки и стал механиком-комбайнером. Так же сдал на право вождения машины. К тому времени у меня был высший разряд автослесаря.Девиз нашей жизни:все уметь, все освоить! Никогда не думал, что буду учиться в институте. В 60-е годы прозвучал клич ЦК КПСС-каждому среднее образование! В совхозе создали группу:я, Леонид Александрович Березицкий, Николай Иванович Потпрятов, Виктор Иванович Иванов, Анатолий Закутиев, Александр  Герасимович Украинский. Поступил заочно в сельскохозяйственный институт. Я был секретарем парторганизации. Решил на время учебы отказаться от этой нагрузки, имел полное право. Буквально на следующий день вызвали на бюро, запугали, что исключат из партии. Остался секретарем. Потом посоветовался с женой и решил учиться очно. Через год пришло письмо, что жена тяжело заболела, перевелся на заочное отделение. Через два года жена умерла.               
               
               
               
                Я на четвертом курсе. Меня назначают агрономом на вторую ферму совхоза "Россия".                Наша семья из четырех человек жила в комнатке 16 квадратных метров на "Березовской " ферме. Жилья катастрофически не хватало. Смерть жены переживал тяжело. Вспомнил, как познакомился с Валентиной Петровной, она работала в бухгалтерии. Как справляли свадьбу, на которой было 5 человек, народ жил бедно. Как со временем началась налаживаться жизнь. Приобрели мебель, одежду, фотоаппарат, баян, приемник. 14 лет прожили дружно, растили дочек Таню и Лену. Я любил и люблю детей, доволен, что они стали порядочными людьми. Когда Вали не стало, воспитание детей легло на плечи тещи Марии Яковлевны, она занималась всеми домашними делами, а я работал.               
               
               
               
                Вызвала меня как-то секретарь райкома Н.С.Федулова:"Хватит дурью маяться, езжай в Алтай агрономом".Поехал и прожил там 4 года. В первый же год работы мне удалось в два раза уменьшить себестоимость сена, продать 500 центнеров овощей. Овцы дохли, а на лугах было много сена, из-за снега его не могли довезти до кошар. .После посевной я взялся за две тракторные драги, организовал скирдовку соломы по принципу зародов. Потом принялись за освоение севооборота. На каждую отару завезли по 500-600 центнеров соломы. В плохую погоду запускали овец к зароду и кормили.   Впервые применили обработку посевов гербицидами с добавлением аммиачной селитры-урожай повысился. Из-за неправильной односторонней вспашки на полях образовались бугры,в средине полос практически ничего не росло. Это вело к потере урожая. Четыре года я потратил, чтобы выровнять первоначальное положение полос, увеличил урожайность.               
               
               
               
                Здесь, в Алтае,через три года после смерти жены, я познакомился с Любовью Петровной Голотиной, мы поженились. У нее тоже было двое детей-Виктор и Николай. Любовь Петровна любила и любит моих детей не меньше, а, может быть, даже больше своих. Никогда при детях мы не ругались. Не оскорбляли друг друга и детей! А они в жизни брали с нас пример! Прожили мы с женой 33 года. И каждый день ощущали заботу и поддержку со стороны детей и внуков.  После Алтая дали мне направление в Аскизский район. Я отказался. Тогда предложили работу в совхозе "Алтайском" в Белом Яре. Снова начал с наладки больших драг, которые вмещали кормов в два раза больше, чем маленькие. В 1974 году не было урожая, а в 1975 году заскирдовали всю солому, все пригодилось в хозяйстве. Весной стали сажать картофель. Управляющий мне говорит:"Не сади мелко, как предшественник, а то боронить сорняки стали и выпахали всю картошку."Потом школьников собирали и садили заново". Я задумался, в чем же дело? Сажалка опущена на большую глубину, а картофельоказывается на верху! Придумал усовершенствование, чтобы клубень падал на заданную глубину. Все пошло нормально. Потом из старого картофелеуборочного комбайна оборудовал картофелесажалку. По моему предложению посевы обработали гербицидами и урожайность повысилась в два раза!               
               
               
               
                1974 год запомнился засухой. Механизаторы были задействованы в командировках в Саратовскую область и другие районы страны. Я в течение зимы трижды ездил с ними старшим, нагрузка была большая. И вот я переехал в Очуры. Особое внимание обратил на большое количество, около 600 гектаров , полей с изобилием камней. Обратился в сельхозотдел обкома партии, чтобы помогли достать камнеуборочные машины.В течение полугода такие машины были приобретены и пущены в работу. В Очурах было в общей сложности 12 тысяч гектаров пахотных земель. Зерновых возделывали более 8 тысяч. Это позволило выполнить план продажи государству.Сеяли овощи, в основном лук, по 190 гектаров. И, хотя реализовывали дешево, по 18 копеек за килограмм, он давал прибыль.  Стали заготавливать гранулированные корма, до 800 тонн, а в первый год более 1200. Я решил изменить технологию заготовки, измельчать не прямо с корня, а заготавливать валки, потом провяливать их, чтобы в два раза уменьшить содержание влаги. За сутки выработка гранул достигла 30 тонн. Большую работу проделал на грануляторе звеньевой Владимир Васильевич Дудкин. Гранулами были завалены все склады, навесы, часть разместили в кошарах. В эти годы было решено увеличить использование азотных удобрений за счет аммиачной воды.               
               
               
               
                Очурский совхоз приступил к этому первый.Приезжали научные сотрудники с опытной станции, была выпущена специальная техника для внесения аммиачной воды в почву.Позднее решили оборудовать производительные агрегаты на базе культиваторов КП-3,8. Я считаю, что в этом вопросе было грубое нарушение технологии.               
               
               
               
                Неплохо была организована работа звена по возделыванию овощных культур, руководила им опытный агроном-овощевод Надежда Васильевна Васюта. За счет правильной технологии урожайность лука достигала более чем 90 центнеров с гектара. Уделял внимание заготовке кормовых культур,ежегодно убирали и заготавливали солому,улучшилось качество заготовки сена из многолетних трав. Я был избран председателем профкома, а позднее секретарем парткома совхоза, проработал на этой должности 8 лет. На первом месте была работа с кадрами, часто беседовал с животноводами, механизаторами.               
               
               
                Позднее подал заявление об уходе с должности секретаря и был переведен на работу диспетчером. Вел учет, следил за наличием и исправностью раций. Вел наглядный график по надоям молока.  Работал и инженером по технике безопасности.Прошла целая жизнь, и вся она посвящена сельскому хозяйству. Добрым словом вспоминаю управляющего фермой К.И.Самойленко, механика А.С.Ревенко.Я сделал много снимков механизаторов-победителей, шоферов, трактористов, наших артистов, сельских праздников . Фото раздаривал, не хранил.               
               
               
               
                Сейчас постоянно тревожат мысли о состоянии сельского хозяйства. Деятельность бывших совхозов пущена на самотек. В этом вина всех эшелонов власти. Практически все в упадке! Рассчитывать на то, что мелкие фермерские хозяйства накормят Россию нельзя!В такой стране, как наша, все товары можно производить самим! Я, проживший и проработавший честно всю жизнь, перспективы развития сельского хозяйства практически не вижу.
      


Рецензии