Взгляд

                (быль)
Толпа осаждала двери автобуса и сквозь нее пробивался выходящий мужчина, на вид лет сорока. Вдруг он  замер и… упал. Внезапная смерть… Меня потрясло то, что в тот момент глаза его буквально погасли, как гаснет свет лампочки.
   В другой раз я был рядом с человеком, умиравшим от тяжелой, неизлечимой болезни. Глаза его за несколько дней до смерти были какими-то стеклянными и совершенно тусклыми, как  лампочки при  почти полностью разряженных питающих их батареек. В момент смерти они погасли окончательно…

   Что это за СВЕТ ЖИЗНИ? Только ли видит человек глазами или и излучает через них некую энергию? Когда говорят, что  чьи-то глаза горели любовью или ненавистью, что они выражали то или иное чувство, что взгляд правдив или выдает обман – только ли образные  это выражения?
   Такое ли уж суеверие  - «дурной глаз»?..

   В студенческие годы мы обычно обедали в столовой  недалеко от университета. Там  порой появлялся нищий - довольно молодой мужчина, которого местные  считали  «девона» - безумцем (заметьте: не сумасшедшим – «с ума сошедшим», а именно «без умным», а скорее в русскоязычном выражении – «юродивым»). Опираясь на костыль, он подходил к столику и стоял молча, не протягивая руку, прикрыв  глаза веками так что взгляда его не было видно. Если ему ничего не давали, он через полминуты переходил к другому столику. Если давали лепешку, он клал ее в котомку и шел дальше, не произнеся ни слова и не подняв веки.
  Если кто-то не знавший его давал монету, он брал ее и отшвыривал далеко в сторону, не заботясь о том, что может попасть в кого-то или в чью-то тарелку, но работники столовой, знавшие его не один год, говорили, что ни разу такого не случалось.
  Если давали бумажную купюру, то он одной рукой быстро сворачивал ее в шарик, зажимал в кулак и шел дальше. По дороге кулак разжимался, но… из него ничего не выпадало.
  Однажды я увидел его  едучи в трамвае: он сидел с широко открытыми глазами. Я взглянул в них  и вздрогнул: на меня смотрела черная бездна. Я почувствовал, что еще секунда и она затянет меня и отвел взгляд.
   Прошло несколько десятилетий, но до сих пор  при воспоминании о том моменте мне становится жутко.

   Думаю, вы поймете как после всего сказанного я воспринимаю слова Евангелие от Иоанна:
«В Нем была жизнь, и жизнь была свет для людей. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
                *   *   *


Рецензии