Замысел. Или Контрольная по Небесной механике

- Всё! Сдаём листочки! И хочу вас порадовать: по каждому вопросу из этой контрольной у вас теперь будет отдельный предмет. Переходим от общего знакомства с мироустройством и логикой непосредственно к небесной механике, энергетике, разумоведению и прочему, но уже детально и подробно.
По небольшому классу, залитому солнцем, зашумели шаги, смешиваясь с разговорами, шорохом бумаги, сухим стуком об пол упавшего карандаша, задвигаемыми стульями. В руках седого преподавателя топорщились уголками в разные стороны листки с первыми самостоятельными проектами, идеями и размышлениями. Он неторопливо выравнивал из в стопку и провожал учеников взглядом. Наконец в классе остался один ученик, который никак не решался расстаться со своим листком. На его лице была смесь растерянности, нерешительности или продолжение мысли.
- Что у тебя за сомнения? Или хочешь что-то спросить ещё?
- Мне стыдно, учитель.
- Это учеба. Здесь может быть стыдно только за лень. Моя задача — помогать вам избегать ошибок, помогать видеть их, находить правильные решения. Но что греха таить, я тоже могу ошибиться. Любой из вас в праве поправить меня или превзойти. Я буду только рад этому.
- Учитель, я ничего не написал.
- Странно. Никак не ожидал от тебя этого. Ты же много раз отвечал на уроках правильно, не раздумывая, без подготовки. Твоё понимание вещей, о которых были вопросы в контрольной, не вызывало никаких сомнений и даже превосходит знания других.
- Я не знаю в чем причина, но мои мысли разбежались в разные стороны. Они как тарелка с разными фруктами и овощами. Я не смог связать их в одно и дать ответы.
- Давай разберёмся в этом.
Ученик ещё мгновение стоял опустив глаза вниз, но от такого предложения потер рукавом лицо и положил почти пустой листок на стол. В другой руке его уже был карандаш, который он так и не положил в карман.
- Итак, первый вопрос «Создайте безопасную Вселенную с питанием от открытых термоядерных источников». Что тебя затруднило?
- Так ведь радиация опасна!
- Так ведь тебя никто не ограничивает в расстояниях между такими реакторами, чтобы между ними можно было безопасно перемещаться и располагать всё необходимое. К тому же самое опасное происходит глубоко внутри звёзд, а их пылающая толща, которую видно извне тоже сдерживает опасное излучение внутри. Ты же мог заложить в проект расстояния, безопасные даже в случае взрыва звезды. Согласен?
- Так просто? Наверное я просто не понял задачу.
- Наверное так. Продолжим. «Придумайте вечные или почти вечные часы, чтобы они могли проработать не менее 50 миллиардов лет»
- За это время всё что угодно превратится в прах. Ведь правда?
- Правда. А ты заставь прах работать как часы.
Учитель поднял взгляд на прозрачный потолок, сквозь который была видна черная бесконечна бездна Вселенной. Ученик вслед за ним сделал то же самое, губы его непроизвольно разомкнулись и он так и остался с приоткрытым ртом.
- Вон там Андромеда, там — спиральные галактики поменьше, вокруг звезд совсем небольшие системы из планет. Большие галактики совершают оборот, если это так назвать, за тысячи и миллионы лет. Маленькие системы вращаются быстро, как самые мелкие шестерёнки в часах. Теперь тебе это напомнило про обычные часы? Чем больше разных  шестерёнок — тем точнее часы.
Ученик густо покраснел.
- Ну, ладно-ладно! Что там дальше?
- Придумайте способ вечного хранения информации.
- Давай придумаем его вместе.
Ученик кивнул, краснота с лица спала и от неё остался только розовый оттенок. Взгляд его блуждал между листком бумаги и учителем, между карандашом и потолком, словно он боялся не упустить момент появления решения, не знал откуда оно свалится и пытался всеми силами это предугадать.
- Что тебе здесь показалось трудным?
- Та же самая склонность всего и всея обращаться в прах. Ничто не вечно.
- Верно. Всё верно. Всё имеет свой срок, который ему отведён. Но если найти способ перескакивать с одного кончающегося срока на новый, то…
- Вы о живом, учитель? Но оно ещё более хрупкое и склонное к гибели!
- А если иметь их почти бесконечное количество? Почти бесконечное разнообразие? Чтобы они образовали саморегулирующуюся автономную систему бесконечного копирования ценной информации… Располагаем это на окраинах, подальше от нашей основной энергетики, и всё! Вопрос решен. Посмотри!
Учитель вытянул руку в направлении темного участка неба, где были самые редкие и тусклые звезды. Из этой дали приблизилась маленькая сине-зелёная планета.
- Для хранения самого ценного подходят самые простейшие и живучие формы: микроорганизмы, водоросли, растения. И наблюдать удобно. Пока много голубого и зелёного — всё в порядке. Слишком много желтого — надо срочно добавить побольше воды.
- Но так можно утопить более сложные формы жизни?
- Это система саморегуляции и наблюдения. Ничего страшного.
- Но посмотрите, учитель! Там, кажется, приближается беда!
- Какая? Сложные формы развились до такого уровня, что начинают уничтожать наше хранилище знаний.
- Их легко сдержать. Они сложные, а потому самые слабые и хрупкие. Охладить, немного заморозить, и всё снова придёт в норму. Это не главное. Так уже много раз было.
- А если столкновение с другой планетой?
- И что? Такое тоже случается. У нас же есть дубликаты. И много.
- А если глобальная катастрофа в центре?
- И на этот случай всё предусмотрено. Есть ещё резервные копии.
- Где?
- Здесь.
Глаза ученика, мгновение назад светившиеся пониманием и благодарностью, застыли в изумлении.
- Здесь?
- Да. Например, ты и я. И ещё те, кто уже написал эту контрольную и уже вышли отсюда. Так что успехов тебе! Учись думать шире и свободнее! Жду тебя на следующем занятии. Будет интересно. Будем создавать вселенные с нуля, решать проблему бесконечной скорости. Я открою вам устройство бесконечного числового ряда, научу получать мгновенно любой арифметический результат без вычисления. У нас ещё много интересного. Помнишь, ты долго не мог понять, как электрон так быстро может вращаться вокруг ядра атома и не разваливать его?
Ученик посмотрел в сторону, потом на потолок. Его взгляд засветился радостью открытия.
- Кажется я понял! Я, кажется, понял! Всё дело в размере и …
Учитель улыбнулся. Я вижу, что ты понял. Это будет самая интересная и сложная тема. Только никому не рассказывай! Я хочу, чтобы остальные тоже поняли это сами и испытали такое же удовольствие от просветления, от открытия, от понимания. Хорошо? Ты же не хочешь лишить своих друзей того, что только что испытал сам?
- Да! Я понял! Спасибо.
- До встречи! А мне пора уходить. У меня масса дел, бесконечное количество времени на их решение и мне надо очень постараться устроить всё так, чтобы ничего не надо было делать. 


Рецензии