Змеелов. Пересматривая фильм из прошлого

Мы часто сейчас пересматриваем фильмы СССР, особенно детективы и комедии. Они были неподдельно настоящими, интересными, увлекательными и сюжетными. Фильм "Змеелов" на любителя. Но уж лучше смотреть такие вещи о настоящих мужчинах, чем тартить время на современную детективную муть с пластмассовыми героями; лысыми и небритыми, плохо изображающими из себя суперменов.
Метафора, открывающая фильм о змеях и гангстерах, эффектна, но немного прямолинейна. Шуршат, извиваются по песчаным барханам змеи, выползают из скалистых ущелий, угрожающе раскачиваются, готовые напасть. А по пустыне шагает одинокий человек. Время от времени он останавливается, осторожно ловит ядовитую змею, кидает её в мешок и идёт дальше.
  Речь ведь здесь пойдёт о том, как бывший директор крупного столичного гастронома Павел Шорохов (А.Михайлов) выйдет из заключения и, поработав год змееловом в Туркмении, чтобы не с пустыми карманами возвращаться в Москву, начнет "разбираться" с прежними своими "дружками" и "коллегами". В былые дни он воротил с ними большие дела в торговле, но сел на скамью подсудимых он один, они выкрутились, остались в стороне. То есть в фильме показан настоящий "гадючник"! "Ну там хоть честно-то можно работать?" - спрашивают Шорохова. "Можно, можно, - отвечает он. - Да не все могут". Ответ неопределённый, но явно скептический.
  Дело не в том, что так отвечает главный герой, так по сюжету задумано, настораживает другое, буквально все показанные в картине работники прилавка являются мошенниками, а противостоят им здесь честные люди других профессий: бухгалтер, медицинская сестра, учительница. Про торговлю в фильме говорят, что это дело грязное, не всем подходящее и других точек зрения здесь на эту профессию нет. Это в конечном счёте подрывает уверенность в серьёзном подходе авторов к выбранной проблеме. Кинематограф, конечно вправе говорить о злоупотреблениях и преступлениях в торговле. Но зачем же впадать при этом в крайность и объявлять бесчестной саму профессию?

Авторы фильма - сценарист Лазарь Карелин и режиссёр-постановщик Вадим Дербенёв не стремились специально бесчестить профессию. Вероятно, это вышло помимо их воли, ведь на дворе стоял перестроечный 1985 год! А тогда дать пинка под зад всяким жуликам и барахольщикам было делом чести. Всем казалось. что так можно выиграть войну с беспределом.
  В.Дербенёв после картин "Женщина в белом" и "Тайна "Чёрных дроздов", поставленных по произведениям зарубежных писателей, обратился к отечественному материалу, однако, словно по инерции, в работе над ним использовал опыт обращения с материалом западным. Зачин "Змеелова" вполне мог бы послужить началом типичного вестерна: одинокая фигура в каньоне, тревожная музыка. Так и ждёшь, что вот-вот из-за дальних скал покажется банда из шайки Эль-Койота и всадники в широкополых шляпах. Но нет, каньон сменяется большим городом, а вестерн уступает место гангстерскому фильму. Высокий, красивый главный герой выступает здесь в одиночку против группы преступников, своих бывших "сотоварищей". Отрицательная жгучая брюнетка Вера (Л.Полищук) и положительная блондинка Лена (Н.Белохвостикова) располагаются симметрично по обе стороны Павла Шорохова. Одна олицетворение тёмного и злого, другая - пробуждающая жажду к хорошей, честной жизни. В конце концов Шорохов окончательно отказывается от Веры ради Лены.

Однако не любовные перипетии здесь главный стержень сюжета - герой должен исправиться сам, осознав, что раньше жил не правильно и, что самое главное для авторов, он должен воздать по справедливости преступникам. Переход героя от одной героини к другой призван символизировать его окончательный разрыв с тёмным прошлым. Но прошлое настигает его в лице трёх бандитов. Герой гибнет в неравной схватке. Драка, кстати, очень эффектно поставлена и снята. Впрочем, гибнет ли? Авторы дают нам неопределённую надежду (словно сами задумались: оставлять, не оставлять?). Короткий финальный кадр: мимо сына героя проносится "Скорая помощь" - и мальчик с тревогой провожает её глазами, будто догадывается, что где-то там, далеко, плохо его отцу.

А в целом персонажи выглядят невыразительно, да и остротой и динамикой сюжета фильм не блещет. В иных лихих детективах прошлых лет сюжет столь стремительно движется, что не успеваешь следить за тем, как он разворачивается, знай лови момент и наслаждайся, здесь не тот случай. Сюжет движется вяло, а когда совсем ослабевает, авторы поручают кому-нибудь из окружения главного героя усилить напряжение такой, например, репликой: "Не ходи, Паша. что-то боюсь я". Но герой идёт, не внимая предостережениям. И ничего с ним не случается. Случится лишь в самом финале. Как и положено по схеме такого кино. Подобная схема отлично сработала в "Калине красной" В.Шукшина, а здесь такого особого сопереживания авторы не добились. Во всяком случае оно было формальным, так как особая напряжённость атмосферы, присущая для детектива, в фильме отсутствует.


Рецензии
наслаждайся?
БОЛЬНОЙ МИР КАТИТСЯ В АД ЗЕМНОЙ И ПОДЗЕМНЫЙ
А ЕЩЕ ОБВИНЯЮТ ГОСПОДА -ПОЧЕМУ В РАЙ ПОПАДАЮТ ОДИН ИЗ 10 ТЫЩ?!
А ВОТ ПОТОМУ ЧТО БЕЛЫХ ВОРОН МИР НЕ ЛЮБЯТ.
А В РАЮ ТОЛЬКО ОДНИ БЕЛЫЕ ВОРОНЫ!

Андрей Миронычев-Добровольский   19.04.2024 14:43     Заявить о нарушении
Всё о высоком размышляете? А фильм простой, как две копейки... Он о жизни 90-х годов. Вот и всё этим сказано!

Ольга Азарова 3   19.04.2024 16:14   Заявить о нарушении
НОЯБРЬ 1986 ГОД. МОСКВА.
ЧЕКИСТ ИЗ 9 УПРАВЛЕНИЯ КГБ , ДВА МЕНТА, И ОДИН ОФИЦЕР СОВДЕПОВСКОЙ АРМИИ, ОГРАБИЛИ ИНКАССАТОРОВ , У МАГАЗИНА "МОЛОДЕЖНЫЙ" . ВЗЯЛИ 330 000 рублей!
ПОМОГ ПОЙМАТЬ СЛУЧАЙНЫЙ ПРОХОЖИЙ НА КОТОРОГО У ГРАБИТЕЛЕЙ НЕ ХВАТИЛО ПАТРОНОВ . ОН СРАЗУ ПОБЕЖАЛ НА ДОРОГУ И ПОЙМАЛ ЕХАВШИХ ОПЕРАТИВНИКОВ И ИМ РАССКАЗАЛ СЛУЧИВШЕЕСЯ И ПРИМЕТЫ. ПОЭТОМУ ЖИГУЛЬ НАПАДАВШИХ ДОГНАЛИ И ЗАСТАВИЛИ ВЛЕПИТЬСЯ В БОРДЮР И БРОСИТЬ.
УБИЙЦЫ ИНКАССАТОРОВ, УБИЛИ СВОЕГО РАНЕНОГО ПОДЕЛЬНИКА И СКРЫЛИСЬ НЕ ВЗЯВ МЕШОК С ДЕНЬГАМИ .
ПОСЛЕ ТОГО КАК СЛЕДОВАТЕЛИ УЗНАЛИ КТО ДОБИТ СВОИМИ, БЫСТРО НАШИ ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ.
ОДИН ЗАСТРЕЛИЛСЯ , ЕЩЕ ЧЕТВЕРО ПОДЕЛЬНИКОВ СУДИЛИ.
ДВОИХ РАССТРЕЛЯЛИ, ДВОИМ ДАЛИ ПО 15 ЛЕТ.

БОГ ЕЩЕ ТЕРПЕЛ РОССИЮ И ВЫРОДКАМ НЕ ДАВАЛ ВЫХОДИТЬ СУХИМИ ИЗ ВОДЫ.
НО ТЕНДЕНЦИЯ БЫЛА ДУХОВНО РАКОВОЙ ОПУХОЛЬЮ КОГДА ОРГАНИЗМ НЕ МОЖЕТ ЖИТЬ , КОГДА ПЕРЕРОДИЛАСЬ ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ!
ПРИЧЕМ ГОЛОВА!
И ЭТА "ГОЛОВА" РЕШИЛА ДОБИТЬ СТРАНУ И ИМЕТЬ ВСЕ ПРАВА НА ТО ЧТОБ ШИКОВАТЬ НА НАГРАБЛЕННОЕ , ПОТОМУ ЧТО В СССР ШИКОВАТЬ БЫЛО ПОДОЗРИТЕЛЬНО!
ЭТО В ТО ВРЕМЯ КАК В ЧЕРНОБЫЛЕ ГЕРОИ СПАСАЛИ МИР ОТ ЯДЕРНОГО ЗАСОРЕНИЯ.
ПРИЧЕМ ТЕРАКТ В ЧЕРНОБЫЛЕ УСТРАИВАЛА ТАЙНА БЕЗЗАКОНИЯ ПО ПЛАНАМ ДАЛЛЕСА!
ТО ЕСТЬ САМА ЧК!

Андрей Миронычев-Добровольский   19.04.2024 16:14   Заявить о нарушении
ЭТУ ПЬЕСУ СТАВИЛ И НАД ГОРОДСКОЙ ДРАМ ТЕАТР ГДЕ Я БЫЛ ДЕКОРАТОР .
И МЕНЯ ПОПРОСИЛИ СДЕЛАТЬ ДЕНЬГИ ДЛЯ СЦЕНЫ. Я СДЕЛАЛ НО РАБОЧИЙ СЦЕНЫ ПОДНЯЛ
ПАЧКУ ЭТИХ ДЕСЯТОК И СХОДИЛ В СОСЕДНИЙ МАГАЗИН ЗА ВОДКОЙ. УЖЕ ПОЧТИ ВЫШЕЛ КОГДА ЕГО ДОГНАЛА КАССИРША И СХВАТИЛА.
МЕНЯ ТАСКАЛИ В ЧК И СКАЗАЛИ ПЕРЕДЕЛАТЬ ДЕНЬГИ ПОХУЖЕ. А ТО СМОТРИ...

Андрей Миронычев-Добровольский   19.04.2024 16:17   Заявить о нарушении
Услышавшая выстрелы старший сержант милиции Вера Алфимова кинулась к бандитам и, несмотря на отсутствие у неё табельного оружия, попыталась их урезонить. Четырьмя выстрелами Финеев застрелил Алфимову

Андрей Миронычев-Добровольский   19.04.2024 16:36   Заявить о нарушении