Неоконченный квартет

Действующие  лица:

Марк  -  актер,   28  лет 
Юля -  партнёрша Марка, 30 лет
Майя  -  32 лет,  бывшая  балерина
Юрий,   брат Майи,  программист,  35  лет




1  действие. 

 
Театр.   Гримерная.  Марк   сидит, погруженный  в думу,    до   спектакля  осталось  немного  времени. 
Появляется Майя,  вернее,  её  образ,  созданный  мыслями  Марка.

ОН.    Майя! 
ОНА.  Марк! 

ОН.  Майя,   помнишь,  в начале   "Опасного поворота"   я   шагнул  почти к самой рампе.   Ты сидела совсем  близко, я натолкнулся  на   твой наэлектризованный взгляд,   притянувший  меня  как магнитом. В  тот вечер я играл с особым подъемом,  чувствуя  твое  присутствие в зале.      В конце  спектакля  ты   не подошла ко мне, но   выложила  в Фейсбуке  восторженный  отзыв.      
ОНА. Я помню   "Опасный  поворот",  как  и  все спектакли с твоим  участием.    

ОН. Я не понимаю,  почему наши  встречи  не становятся реальными,  оставаясь  в астральном плане.
ОНА. Я  боюсь  быть  навязчивой.
 
ОН. Ты  произнесла   слово   "боюсь". Мне знакомо  это  состояние.   Ночью   меня часто  посещала   бессонница,  я паниковал, ведь  на следующий день     надо    быть  в идеальной форме.  Но потом я  стал  думать    о тебе,   твой   любящий  взгляд проникал ко мне в  душу, принося  успокоение.      
ОНА. Давай   о  постановках.  Когда  ты играл в     "Медее", прогнувшись    до невозможности,  я боялась,  что  ты переломишься пополам.

ОН. Между  прочим, режиссер  был  недоволен,  требовал  еще большей пластики.
ОНА.  Он  с ума  сошел!   Сам  бы  попробовал. Впрочем,  на него   похоже такое  сумасбродство.   А  в   "Пианисте"  - как было? 

ОН.  Там  другой  режиссер,   он   всё время  требовал   естественности.  Но там  многое зависит  от  моего  гениального  партнера -  пианиста. А если  музыкант  болеет,   то спектакль  отменяют.
ОНА.  И часто  музыкант тебя  подводил?

ОН. В последнее  время  часто.    Я  жутко  переживал.     Я даже  подумывал,    не свалить  ли      мне   за бугор.   
ОНА. Что  ты! Как  ты можешь  даже   подумать об этом, как мы без тебя!

ОН. Скажи,  отчего  в тебе  столько   грусти,  что тебя  мучает?  Признайся  мне,  и тебе    будет   легче.  . 
ОНА. Не  теперь…
 (отступает в  тень,     потому что    в  гримерную   входит  Юля)

ЮЛЯ.   Марк,  ты   возбужден.  Ты не один?    (оглядывается) Мне показалось, что    ты с кем-то разговариваешь.  Хочешь  шоколадку? (достает    из  кармана батончик)
МАРК  (с улыбкой) Спасибо.  Все отлично,   Юль,  помнишь,  как    мы     в Привидении  зажигали? 

ЮЛЯ. Конечно,    помню!   Адью,  мне  надо  брови подправить.     До  сцены!  (уходит)

Майя  вновь    на переднем  плане.
ОНА. Вокруг  тебя  столько    дам,   взять   хотя  бы  Юлю.   Она   тебя  любит,   видно  невооруженным  глазом
ОН.  Юлька? О да,   было дело. Мы с ней  сыграли  не один  спектакль.  Она классная. Но что ты скажешь,   если  я сообщу:  Юля   замужем. 

ОНА. Верится  с трудом.  Как же так:  любить  одного, а выйти   замуж  за другого…
ОН. В жизни,  особенно  в театре,    такое  бывает.   А    в балете,  разве не так?  расскажи.

ОНА.  Я  была  балериной
ОН. Почему  была?  Что-нибудь  случилось?
Звучит звонок,  оповещающий,  что   пора   на сцену.
Марк   уходит.




Прошло   полтора  часа.  Марк  приходит в гримерную  и бросается  в кресло. 

ОН. Уф!  Устал,  Майя,  поздравь  меня с успешной  игрой.
(Аккуратно    снимает  грим  )   
ОНА. Где ты,   там успех.  Больше всего     я люблю те постановки,    где  ты поешь.  У тебя  такой  красивый    голос.
 
(В  гримерной   появляется Юля.)
ЮЛЯ. Марк,  это   успех! Отыграли,  теперь  пора   расслабиться,  сменить  обстановку.   Что  делаешь  вечером? 
МАРК. Иду домой.

ЮЛЯ. С  каких  пор  ты   стал   домоседом?
МАРК.  С тех пор  как  ты вышла замуж,  а  Элиза  уехала  в Италию.

ЮЛЯ. Элиза! Эта  цаца  изрядно потрепала тебе    нервы!  Тоже  мне,  воображает  из  себя!    я скачала        фильм   с  Джудом Лоу,   ты кайфуешь   от него,  пойдем ко мне.
МАРК.  А   муж?

ЮЛЯ.   Он  уехал  до  конца  недели.
МАРК (смеется)  Как в анекдоте:  муж  за дверь,  любовник  на порог.    Ты     зачем замуж  выскочила? Чтобы  меня  подразнить?   

ЮЛЯ. Ты меня  только обещаниями кормил,  а я хотела     настоящей  жизни.  Я вот что  хочу  спросить: кто    такая Майя,   которая  постоянно    тебе пишет  странные  комментарии.
МАРК.  С  Майей   у нас    платоническая  любовь. 

ЮЛЯ.  Даже  так! Интересно…  А  ты  не разыгрываешь  меня?  Впрочем,    твоя  платоническая  Майя    не помешает  нам  посмотреть  классный  фильм.   
(Они     уходят )





П  действие
 

Слабо   освещенная  комната,       Майя   сидит  в кресле   на фоне   занавешенного     окна,        рядом на     диванчике  гитара.
Марк,   созданный  мыслями   Майи,     выдвигается  на первый   план.

ОНА.  Марк, я  сегодня  видела сон.  После  спектакля все ушли, мы с тобой остались в театре. Ты дал мне  руку, и мы пошли  в   закулисье. Темнота была прозрачная, впереди поблескивали зигзаги. Я слышала слабый пульс  сердечных  сокращений и отдаленных всхлипов, акцент оклика, затухающие раскаты монолога. Твоя рука стала настойчивей, потом  вдруг ослабла  и отстранилась,  и я очутилась в пустоте, ощущая себя  замурованной в склеп Аидой. Я хотела закричать,  и проснулась. Марк, я скажу наконец то,  что  стоит между нами:  я     инвалид.
ОН. Не  верю.  Какой ты  инвалид!  руки-ноги    на месте.
 
ОНА. Однажды  на  репетиции    я совершила  высокий  прыжок  и   неудачно     приземлившись,  подвернула   ногу.  В результате   -  перелом  лодыжки.  Кость  срослась, но  неудачно.  Мне сделали   операцию, но  пришлось уйти из балета.      По ночам   меня   мучают  боли.    Ты успешный,  красивый, а   я 
ОН.  Почему  ты   так долго   скрывала свою  драму? Что я,  чурбан,  деревяшка, не способный сочувствовать? И еще:    почему  ты  продолжала  выкладывать    в фейсбуке      балетные  фотки?

ОНА.    Я выкладывала    фотки  для того,  чтобы    не сойти  с ума.   Мне  порой   бывает  так   невыносимо  тяжело,   что  лишь  надежда на чудесное  исцеление  дает  силы  жить. 
ОН. Неужели  это  невыполнимо?  Многие  ломают  руки - ноги,  потом  снова  возвращаются в   профессию.

ОНА.  У  меня  было   две  операции.   Я  долго     разрабатывала  ногу,   выполняла   все  предписания  и процедуры,    но врачи изрекли,     что  о балете  не может  быть  и речи.
ОН.  Вздор. Не верю!

ОНА.    Пришлось  сменить  профессию. Теперь  я   работаю с  малышами.  И  тренькаю  на   гитаре.
(  берет  инструмент,   наигрывает  мелодию)
У меня корявые   руки.   Я  не могу   сыграть  то,  что во   мне  живет,    просится  наружу.   
ОН.  Мне  нравится,  как  ты играешь.

ОНА.   Вот  сейчас,    когда  я всё   тебе  сказала,    да  еще  ты   увидел меня  в абсолютно  домашнем  виде,   я понимаю, что  больше  не нравлюсь  тебе.
ОН.  Вздор!   Таинственная  связь  между нами  продолжается.   Расскажи,  какие  партии ты танцевала?

ОНА
В Лебедином  озере  -   танец маленьких  лебедей, в третьем действии    на балу -     «Испанский  танец»,   в Баядерке я танцевала  Айю,    в «Спящей  красавице» …  Стоп,     лучше  не   вспоминать,   
ОН.  Прости.  Но мне почему-то  кажется,  что у тебя   есть  шансы  вернуться в балет. Надо найти хорошего специалиста…

ОНА.  И  деньги.
ОН.  Я   бы  помог,   я неплохо зарабатываю.

ОНА.   Молчи!  Я  никогда    не   взяла бы  денег    от тебя!
ОН.  Гордость  - не самое лучшее   чувство.

В  комнату  входит   Юрий
ЮРИЙ.  У меня такое впечатление,  сестренка, будто ты   с кем-то  разговаривала.
МАЙЯ.    Тебе  почудилось,    я  одна.

ЮРИЙ.     Я записал  тебя  к   лучшему  физиотерапевту,     в   пятнадцать   тридцать  на завтра.   А сейчас  - ужинать,  бабушка   такие блинчики испекла,   что пальчики оближешь.    
Майя  встает,    охая,  похлопывает   себя   по ноге.

МАЙЯ. Нога  затекла.   А что,    твоя  Настя  вернулась   из  Пабажи?  Ты жаловался,  что  она  там  застряла.
ЮРИЙ.   Настя  гостит у своих  родителей. И правильно  делает.       Майя,  зря ты ведешь  неподвижный  образ  жизни,   тебе  надо  встряхнуться.  Маурин  - хороший  специалист, я верю  в него,  и   если ты  будешь выполнять  все   его  предписания,    ты  снова   запляшешь.   

МАЙЯ.     Спасибо. Буду  стараться.  Юра, я   хочу попросить  тебя,  помоги  переслать   короткий  отзыв  в фейсбук,  я написала,  но у меня  комп  барахлит,  посмотри,   для  тебя  это  пара  пустяков.
ЮРИЙ. В тебе,  я вижу,  прорезался писательский   талант,

МАЙЯ. (включает  компьютер)Работает! Я сама. Хочу  отправить     абзац   на страницу Марка. О,   анонс  нового  спектакля.Посмотри.  Артисты  классные  и отзывы хорошие. Давай сходим, а?
ЮРИЙ. Я век не был  в театре. Это ты у нас театралка,  а я компьютерщик.У меня
плотный   график.   (  смотрит  в компьютер. )Кто эта  девушка рядом  с   Марком?
МАЙЯ. 
Это Юля  Палей.
Юрий.  Мне кажется, что я ее знаю,  лицо  знакомое.
Майя. Возможно ты её  спутал с   известной  актрисой Б.
(Юрий  еще раз  вглядывается  в видео.)Вспомнил! У нас в школе была  девушка,  на несколько  лет   меня младше, она всегда  выступала  на школьных  концертах:  здорово крутила колесо и всякие  акробатические номера.

Майя.  Ты  думаешь,  что это она?
ЮРИЙ. Очень  похожа.  Решено. Заказывай   два билета.

Майя. (заказывает билеты  по интернету) Вот,  спасибо,  что согласился. Оказывается,  ты вовсе  не   сухарь.

ЮРИЙ. Ты  меня  сухарем обозвала?  Знала бы  ты , каким  я был   в молодости, когда ты была еще  малявка.
 





Комната  Марка.  Везде  растения: Фикусы, каланхоэ,  орхидеи.

Марк   сидит  за фортепиано, вслушивается  в музыку  сфер.

Перед ним  встаёт  виртуальный   образ  Майи.

ОН
А я- то   думал,  что с видениями  покончено.   И  снова  мысленно   разговариваю  с тобой.   Недавно я сочинил   романс, послушай (Поет, аккомпанируя  себе  на фортепиано "На  волне  встречи").
ОНА.  Прекрасно!    Ты профессионал.

ОН.Я учился  в музыкальной  школе,   так  что  музыкальная  база  у меня  есть.   
ОНА. Сенсация!    Юрий  влюбился, как говорится,  с первого  взгляда.

ОН. Твой  брат? В  кого?  Отчего  такой ажиотаж?
ОНА.ТЫ бы знал  в кого -  в  Юлю!  Еще недавно Юрий  и слышать  не хотел  о театре, а  как только посмотрел  ваш новый пост,  где       лицо  Юли   крупным  планом, так сразу      встрепенулся  и говорит,  покупай   билеты!

ОН.Ну и ну! И как ты это объяснишь?
ОНА.Я потрясна! Мой  Юрка, технарь,  сухарь, и такие  эмоции! Он уверяет, что был влюблён в Юлю  еще в школьные годы!

ОН.  Это, конечно,  не та Юля
ОНА. Не  знаю.   Он давно с Настей.

ОН. Он  женат?
ОНА. Не успел. До Загса они  так и не дошли.       

ОН.   Правильно. Еще  успеет окольцеваться. Расскажи,  как ты восстанавливаешься.
ОНА. Я медленно  делаю  плие,  страдая  от боли  и   плохой выворотности. На  батман  еще не замахивалась.

ОН.Научись  делать  колесо. Я давно кручу колесо.  (Показывает)      Вот  мостик (ловко  делает  мостик.)
ОНА.Кто  тебя учил  акробатике?

ОН. У  нас  есть  тренер  по йоге. А когда нужно  для  спектакля, то приглашаем хореографа.  Вот оно, айдиа! Тебе  нужно  стать  хореографом. Основа  у тебя есть, ты знаешь  балет, художественный  вкус  тоже имеется. Иди учиться  на хореографа.
ОНА. Там  есть  возрастные  ограничения?

ОН. Для балерин  и  танцовщиков - да, а хореографии  все возрасты  покорны.
ОНА. Я  подумаю, хотя это  не для  моего   характера, Я стесняюсь,  не умею  работать с людьми.

ОН. Комплексы  надо  преодолевать. Есть  специальные  тренинги. Мы же не в пещерные  времена живем.
ОНА.Если  ты этого  хочешь, я   буду работать над собой. Значит,  я  для того встретила тебя, чтобы  в моей  жизни произошел крутой поворот.

ОН. Ты сейчас  назвала  пьесу,  на которой  мы   встретились. Я  люблю  роль  Гордона. Пусть   он нетипичный, но способный  к сильным  чувствам,  это меня  подкупает.  Но  пора повторить  трудное  место,  которое раскритиковал  наш Сергей Палыч.
 
Образ  Майи  исчезает. Марк  в комнате  один, подходит  к зеркалу. 
 
МАРК.  Чтобы выговорить  ту  фразу,  нужно  тренироваться  на скороговорках.  "на дворе  трава,  на траве  дрова", "От  топота копыт..."    Ужасно! язык заплетается! (звонит  телефон. Марк  берет  трубку).  Привет,  Юля,     да,  тренируюсь,    учусь   на скороговорках.    Ты тоже  пройди свою  роль  еще раз. Я трудоголик, ты знаешь. Слушай, Юль, у тебя появился  новый поклонник.
 Откуда знаю?  Сорока на хвосте принесла.  Иес!  В общем,  будь   обаятельна как всегда и  еще краше.  А сейчас,  как говорится,  спокойной  ночи, крошки.. 





Комната  Майи. Вернувшись   после спектакля, Майя  сидит  у окна  и мысленно  беседует   с  Марком.

ОНА. Ты  был прекрасен.Я смотрела только  на тебя.
ОН. Спасибо.   А Юлька-то  наша! Схватила розы,  надо сказать, Юрий  постарался,  вцепилась  в них так,  словно  боялась, что у неё  отнимут, и заулыбалась,   рот  до ушей. 

ОНА. Юра  пошел  за ней, в вашу святая  святых. И сейчас  Юрки    нет дома. Не удивлюсь,  если он и  Юля, сбежав с  банкета,  отмечают   знакомство  в ресторане. 
ОН.Почему  ты убежала? Могла бы меня подождать. Я тебя искал.

ОНА. У вас  после премьеры  особая атмосфера. Ты должен  быть  среди  своих.
ОН. Так-то  так.   И все же я не теряю  надежды  сблизиться  с тобой.


ОНА Я читала, что в конце месяца  у  тебя  сольный     концерт.Это  очень неожиданно.
ОН. Ты уже  знаешь?  Мои  друзья- музыканты уговорили  меня выступить. А теперь мне кажется,что с моей  стороны   это авантюра. 

ОНА. Не  успел   отыграть   пьесу,  как  ты   уже думаешь  о музыке! Уверена, что ты  лучший  музыкант   среди  актеров и   лучший  актер  среди  музыкантов.   Что  будешь  петь,   романсы?
ОН.   Я пою  хиты Синатры, Армстронга и других звезд  двадцатого  века. Я занимался у женщины- педагога,  специалиста  в джазовом стиле..      

 ОНА. С ума  сойти, Марк,   до чего  ты  талантливый!  А я...  надо срочно  что-то  делать с собой, наверное,    ты  прав, хореография   - это   реальное  будущее,  меня  в кордебалет  не возьмут. (встает, выпрямляется)  Итак,  попробую что-нибудь изобразить,   оригинальное па...   ( делает  несколько  танцевальных  движений,  со стоном  опускается  на диван). Легко  сказать,  но до чего  трудно сделать. 

(Входная  дверь хлопнула.  Появляется Юрий).

ЮРИЙ. Привет, сестренка. Какой сегодня сумасшедший  день!   Юля - прелесть.  Никогда  в жизни не встречал   девушку  лучше!  Умница,  красавица...

МАЙЯ.... спортсменка,  комсомолка...  (оба  смеются). С тобой  все ясно!  Не  буду  ни о  чем расспрашивать. (смотрит на часы)О,  пора  на боковую.


Юрий. Я вряд  ли сегодня  засну. Твой  Марк  тоже  был на высоте.
Майя. К сожалению, он не мой.

Юрий.Я не понимаю  тебя,  ты красивая женщина, подойди  к Марку и вырази своё  восхищение,  признайся,  наконец.
МАЙЯ. Хоть  убей, я не могу этого  сделать.

Юрий. Не понял,  почему?
Майя. Ты не знаешь всей глубины моих комплексов.

Юрий. Мне известно,  что ты трудоголик и    жаворонок, А то,  что ты временно  не танцуешь ерунда! Должна быть у каждого человека  личная  жизнь.(смотрит  на стенные  часы)
Извини, я тебя  заговорил,  пора отдохнуть.( Уходит)

Майя  смотрит  в окно,  на огни  ночного  города.




Маленький  концертный зал. За роялем   аккомпаниатор,    Марк   поет  "Мой веселый  Валентайн".

В первом  ряду    Майя, рядом  Юрий  и Юля,  они  постоянно  переглядываются, улыбаются,    После  каждого   номера они   с восторгом  аплодируют.
Когда  концерт  закончился,  зрители         подходят  к певцу, поздравляют,  благодарят.   
Майя приближается   к Марку.  Он  смотрит  на неё,  широко  улыбаясь. Сейчас   они  реально, без всякой  мистики,  стоят  друг  перед другом.

ОНА,   Спасибо,  мне очень  понравилось... ( порывается  уйти.  Он  удерживает Майю  за руку)
ОН. Спасибо,   что  пришла сегодня. Для меня это очень  важно. (Зал  опустел,люди   разошлись,  остаются  только   Марк,  Майя, Юля  и  Юрий)
 
МАРК
 Друзья,   
я  предлагаю  отметить  этот  знаменательный  день в каком-нибудь  уютном  местечке.
Все согласно  кивают.
   

  Вчетвером они    выходят   на улицу.    На чистом, освободившемся от облаков небе        сияет  солнце.


Конец  второго  действия.

(продолжение  следует)



 


Рецензии
Неоконченный квартет, четыре разных голоса, они то переплетаются, то отдаляются, концовка лишь кажется благополучной...

Ирина Качалова   03.01.2021 14:31     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.