О разгадке тайн иудейского счета лет. Адаптация

В.Т.Поляковский
wlad@df.ru
Адаптация работы
«О разгадке тайн иудейского летосчисления»
к сакральным источникам иудаизма по этой теме
и о некоторых занятных результатах, которые родились по ходу ее написания

Если позволить себе чуть забежать вперед: по ходу исследовательского процесса была раскрыта тайна эры Селевка Меркатора
С выражением благодарности А.И.Захарову, сотруднику ГАИШ, замечательному консультанту по всем вопросам, связанным с астрономией, а также всем неравнодушным, в том числе евреям по национальности, включая представителей иудейской конфессии среди последних.

Условные обозначения:
СМ –сотворение мира
ТИ – традиционная история (традиционная версия мировой истории)

Статья, адаптированная к формату proza.ru. Более роскошная ее версия на a c a d e m i a . e d u / 4 4 2 7 0 2 9 5, пробелы удалить.

Небольшое вступление
Последняя версия работы автора этих строк «О разгадке тайн иудейского летосчисления» ([1]) содержала, да и содержит некую интригу. Она заключалась не только в том, что о данном научном открытии в области иудейской древности, а конкретно – о разгадке происхождения числа 3760, знаменующего разность между началом иудейской эры от СМ и началом летосчисления в новой эре, было заявлено славянином. Славянином, не имевших никаких еврейских корней в своем происхождении, что, помимо прочего, придавало и придает делу в целом некую эпатажность. Эта интрига заключалась в том, что истоки разгадки тайн иудейского летосчисления ясно вытекали из диалектики развития арифметики и хронологии, а также, ключевой момент – количественного материала, который дает календарная астрономия. И при этом все, что связано с сакральными источниками по истории иудаизма, оказалось просто в стороне !
О них, о сакральных источниках, ничего не знала ни русско-, ни германо-язычная литература по этой теме, как научная, так и научно-популярная. В частности, об этом ничего не писали ни «Хронология древнего мира» Бикермана ([2]), ни в «Историческая хронология запада» А._Д. фон ден Бринкен ([3]), ни «Календарь и хронология» Климишина ([4]).
Более того, по ходу ознакомления с материалом по этой теме автор этих строк вышел на статью «Еврейский календарь» ([5]), несложную для восприятия и переваривания. Вопрос происхождения числа -3760 как разницы между христианской и иудейской эрами там не рассматривался. Ничего другого лобовой, непосредственный поиск в интернете не давал. Поэтому у него на полном серьезе сложилось впечатление, что никаких сакральных источников по этой теме вообще не существует, как эта мысль и была отражена в рабочей версии своей работы [1].
И только по ходу обсуждения этой работы на Интернет-форуме российской междисциплинарной научной школы [6] благодаря репликам участника форума по нику Ordusofob и по фамилии_имени_отчеству ___________, вырисовалось, что, оказывается, такие источники есть. Но: они носили закрытый, по меньшей мере - неафишируемый характер..
Интригует, не так ли? Если дать волю буйству фантазии и эксцентричности, то, согласно логическому формализм реконструкции истории человечества (работы автора этих строк [7] и [8]), можно вообще построить версию реконструкции о том, что эти источники по истории иудаизма появились совсем недавно. А можно просто взять материал по этим источникам и предпринять попытку провести их посильное исследование с предварительным общефилософским вступлением. Итак

Сакральные источники по различным религиозным учениям, диалектика их появления, особенности их восприятия и их место в исторической культуре

При непосредственном переходе к теме сакральных источников хочется начать со следующего. Сакральные источники, т.е. литературные произведения, провозглашенные теми или иными религиозными учениями священными, являются продуктом развития религиозного сознания. Такая форма сознания общества появляется после осознания принятия обществом тех или иных моральных норм, т.е. после того, как те или иные моральные нормы оказываются в роли общепринятых, и у вождей духовных появляется желание к области сакрального отнести и отдельные источники, связанные с историей. В частности, глобальные хроники.
Сразу же хочется заметить, что работа с сакральным материалом требует соблюдения определенных принципов. Они связаны с тем, что любая излишне смелая мысль может задеть чувства верующих данной религиозной конфессии. Эта та причина, по которой автор этих строк считает, что любой настоящий материалистический междисциплинарный исследователь должен находиться вне каких-либо религиозных конфессий и быть атеистом.
Тем не менее, он должен относиться к факту сакральности тех или иных источников с уважением. В отличие от членов этой религиозной конфессии, которые к этому должны еще относиться с почитанием. Это ему позволяет из двух теоретически возможных путей восприятия сакральных источников: критичный и некритичный выбирать, несмотря ни на что, все-таки критичный путь.
Теперь давайте бросим свой взор на глобальные хроники как жанр. Их очень часто ввиду наличия в их структуре хронологии тяжеловато воспринимать критично. Бесконечные потоки правителей, войн, катаклизмов. Очень часто трудно не только сориентироваться в этом потоке разнообразной информации, еще труднее поставить вопрос, откуда же она берется. Еще не менее просто уловить и зафиксировать различные системные конфликты, к примеру, системный конфликт между таким заведомо мифическим событием, как сотворение мира, и теми событиями, которые не носят никаких следов мифичности и могут вполне быть восприняты как события реальные, к примеру, описания военных действий и правления различных царей. Особенно если ты принадлежишь к данной религиозной конфессии.
Откуда берется хронология, откуда берется датировка сотворения мира, читатель не всегда знает. Его сознание при чтении таких текстов притупляется, критичность восприятия улетучивается. Еще бы ! Имеет место глобальная хроника, четкая хронологическая шкала, по которой многие события продатированы.
О весьма непростом процессе становления хронологии, в том числе появления глобальных хроник, в том числе появления различных эр летосчисления речь идет в научно-популярной версии диссертации автора этих строк «Как возникла глобальная хронология» ([9]). Что касается самого процесса датировки мифологем, то он далеко не безвредный с духовной точки зрения, особенно с точки зрения преподавания истории в средней школе, о чем более подробно в работе автора этих строк «Как преподавание традиционной истории в школе зомбирует детей» ([10]). И в свете всего вышеперечисленного автор этих строк все-таки призывает читателей к максимально критичному восприятию сакральных источников.
В целом у российской междисциплинарной естественнонаучной школы одним из результатов является достижение определенности с таким понятием, как рубеж хронологической достоверности. В свете наличия этого понятия все, что выше этого рубежа, т.е. все находящееся позже, принадлежит науке, а все, что ниже, что раньше  - религиозным учениям, и представители междисциплинарной естественнонаучной школы за достоверность этих датировок ответственности не несут. В отличие от представителей школы традиционной.
Если кратко сформулировать итог, то сакральные источники, содержащие хронологическую компоненту, являются порождением мифологизированного сознания, сознания относительно позднего с точки зрения его формы и времени появления. А ответ на вопрос, как возникла эта хронологическая компонента, собственно, было и есть предметом исследования представителей естественнонаучной школы. При этом любые ссылки в серьезных исследовательских работах на такие источники без выражения должной критичности со стороны представителей традиционной исторической науки являются демонстрацией не их силы, а их слабости…

Сакральные источники иудаизма по происхождению иудейского летосчисления
Уже упомянутый участник интернет-форума российской междисциплинарной научной школы под ником Ordusofob упомянул русскоязычный ресурс Хабада или любавического хасидизма habad.ru ([11]), что являет собой одновременно философское учение, общественное движение и религиозную организацию, созданную ребе (раввином) Шнеуром Залманом в 1772 году. Более подробно - в соответствующей статье Википедии ([12]). Cчитается наиболее динамичной и влиятельной силой в современном еврейском мире.
Сама статья называется «Как вычислили начало Сотворения?», ее автором является ребе Дов-Бер Хаскелевич, и размещена она на ресурсе ([13]). Сам ее автор, судя по информации, размещенной в социальной сети facebook ([14]), является помощником участкового Главрава Западного Округа Москвы Танхума Бусина на Поклонной Горе.
Согласно этой статье, «Основополагающим трудом по иудейской хронологии является трактат "Седер Олам Рабба"». Его автором считается рабби Йосе бен Халафта. Считается также, что этот трактат древнее Талмуда, и он цитируется в последнем. Его составление его приписывается первой половине II в. н.э. А непосредственно с происхождением числа 3760 здесь связан следующий пассаж:
«Согласно расчетам Мудрецов, исходя из библейских цифр (в книге Седер Олам Рабба), Исход из Египта произошел в 2448 г. Эры Мироздания (или в 1312 до н.э. - ВП). Эта дата принята у всех евреев, всех Мудрецов ранних и поздних, в Вавилоне, Египте, Испании и во всех местах рассеяния евреев, без исключения. Прибавив к этой цифре 1000 лет, мы получим 312 г. до н.э. - начало Эры Селевкидов. Прибавим еще 312, и еще 2009 лет: 2448+1000+312+2009=5769 (только что прошедший год)». Последнее явно указывает, что цитируемая статья писалась в 2009 году.
Здесь в свете возникшей темы Египта можно вставить небольшой комментарий: согласно гипотезе А.Н.Зелинского, изложенной в статье «Конструктивные принципы древнерусского календаря» ([15]), «Величина в 1461 египетский год, получаемая в результате этих нехитрых арифметических операций, и есть знаменитый «сотический период», который содержит 1460 юлианских лет. По истечении этого промежутка времени первое число первого египетского месяца (1-е Тота) совпадает с первым утренним восходом Сириуса, летним солнцестоянием и разливом Нила. Вся египетская история укладывается в четыре таких периода, начиная с 19 июля 4241 г. до Р. X. по юлианскому календарю».
При этом, как несложно посчитать, третий из них начинается в 1321 г. до н.э., и этот год лежит на девять лет ранее традиционной датировки исхода из Египта.
Если в цитате из Хаскелевича ([13]) «2448+1000+312+2009=5769» добросовестно вычесть номер года написания его статьи (2009 в данном случае) из обоих частей равенства, то мы получим совсем простое

2448 + 1000 + 312 = 3760
, которое мы в дальнейшем будем называть равенством трех слагаемых…
Если отстраниться от традиционных мифологем типа «налеты вековой давности», то мы видим здесь сумму трех слагаемых, из которых к одному из них, к числу 1000 в статье автора этих строк [1] выработано отношение как к символическому как к минимальному четырехзначному. Там же, в этой же статье можно прочесть и более подробно о роли четырехзначных чисел в становлении мировой хронологии. Число 2448 тоже в известной степени можно считать символическим, если его представить в виде

2448 = 21222223
Последовательность, вырисовавшаяся в показателях степени числа 2 в правой части равенства, не может не обращать на себя внимание. Цифры, оказавшиеся в показателях степени, составляют число 1223, ровно то, которым датируется т.н. битва на реке Калка. У автора этих строк есть совсем недавно завершенная работа «О весьма вероятной разгадке тайны т.н. битвы на реке Калка» ([16]). А что касается непосредственно числа 2448, то вырисовывается вероятность того, что число оно является одной из форм записи числа 1223, о пути попадания которого в хронологию, календарную астрономию, и, самое главное – в мировую историческую культуру, рассказано в ([1]).
При этом есть одна банальность с точки зрения диалектики, которую также не хочется упускать из виду. Сотворение мира - это событие из области мифологии, с чем согласны все и что едва ли кем-то оспаривается. В то же время что касается списка неких правителей, который идет от него, почему-то очень мало кто воспринимает этот список правителей как нечто из области мифологии. Почему-то на уровне массового исторического менталитета преобладает именно восприятие натуральное. Может быть, потому что в мировой исторической культуре еще не выработано наиболее грамотного механизма их восприятия.
А здесь давайте опять вернемся к равенству трех слагаемых, и бросим взор на третье слагаемое, число 312. Это, ни много ни мало, число, которым описывается начало летосчисление в т.н. эре Селевкидов, или в эре Селевка Меркатора. Или просто торговца по имени Селевк, если нарицательно. На сегодняшний день остается большой загадкой, какие документы были датированы в этой эре, она лишь вскользь упоминается в отдельных нарративах и служит своего рода условным обозначением.
Но при этом, если мы знаем о происхождении чисел 3760, 2448 и 1000, можем ли мы на этом основании что-то сказать о происхождении числа 312? С точки зрения автора этих строк, да.
Итак, утверждение. Путем адаптации достижений российской междисциплинарной естественнонаучной школы к сакральным знаниям иудаизма произошла разгадка тайны эры Селевка Меркатора. У автора этих строк эта эра, как и многие важнейшие, упомянута в научно-популярной версии его диссертации под названием «Как возникла глобальная хронология» ([9]). По вопросу ее происхождения, в отличие от многих других, гипотезы сформулировано не было. Книга Седер Олам Рабба на это проливает свет? Диалектически вроде бы все на своих местах: разобрались с хронологией и календарями – можно заняться торговлей… Итак, сведения об источнике по истории иудаизма, о книге Седер Олам Рабба проливают свет на разгадку происхождения эры Селевка Меркатора?
Теперь о самой книге.

Седер Олам Рабба: что можно сказать об этой книге согласно каноническим энциклопедическим сведениям о ней

Разумеется, в рассказе об этой книге идеальный вариант -  следовать статье из википедии ([17]). При этом, разумеется, не забывая, что само понятие иудейской эры от сотворения мира, как это было показано в [1], появилось в середине XIII века, а рубеж хронологической достоверности мировой исторической культуры приходится на XIV век.
Итак, сама статья из википедии «Седер Олам Рабба» ([17]). ««Седер Олам Рабба» (Рабба = Великая; Седер Олам  = «порядок мира»[хроника]», иными словами, название этого литературного памятника можно просто перевести как «Великий порядок мира», «Великая хроника мира», еще возможно название «Большой седер олам» («Seder Olam Rabbah»). «Литературный памятник еврейского народа; древняя историческая хроника, обнимающая период от сотворения мира до восстания Бар-Кохбы (132—136 годы согласно ТИ) при римском императоре Адриане».
Что фактически означает, что хронике приписывается ее ведение в течение более трех тысяч восьмиста лет. В следующем абзаце википедии содержатся занятные сведения о передаче этого понятия сквозь века. Того, что немецкая историческая наука называет словом «Ueberlieferung». Или, иначе, его введением в научный оборот.
«Впервые слово «Рабба» (в нарицательном переводе - великая, повторимся - ВП) в именовании встречается y авторов XII века» (со ссылкой на жизнеописание личности по имени Исаия (бен-Мали) ди Трани (Старшего) ([18]) - ВП), «до того времени летопись была известна просто «Седер Олам» (со ссылкой на трактат «Шаббат» ([19]) - ВП). «Слово «Рабба» могло закрепиться с целью отличия от другой, до того неведомой, хроники — «Седер Олам Зута» (Малый седер олам)».
Итак, вариации на темы Великой и Малой хроники. Эта же статья из википедии ([17]) приписывает появление «Седер Олам Рабба» ранее появления Мишны*, которая согласно ТИ появляется в конце II — начале III века.
* — Мишна —письменный текст, содержащий в себе основополагающие религиозные предписания ортодоксального иудаизма. Считается хронологически первым из таковых

Сама хроника «Седер Олам Рабба» разделена на три отдела, и каждый из них состоит из десяти глав. «В рукописных текстах Самсона бен-Авраам из Сана (ок. 1150—1230) и Соломона бен-Адрет (1235—1310) главы называются по их начальным словам». Здесь можно вспомнить о том, что знаменитая «Книга Чисел», “Liber Figurarum” Иоахима Флорского (краткая статья о ней в итальяноязычной википедии на [20]) также состоит из трех разделов, причем каждая из трех соответствует каждой из ипостасей христианской святой Троицы: Богу-отцу, Богу-сыну и св.Духу. Правда, в отличие от «Седер Олам Рабба», каждый из периодов там делится на семь глав.
При этом указанное время жизни упомянутых в предыдущем абзаце рукописных изданий Самсона бен-Авраама и Соломона бен-Адрета, удивительно попадает на середину XIII века, на время появления глобальной иудейской эры.
Что касается изданий хроники в печатном виде, то там же, в статье из википедии «Седер Олам Рабба» [17], перечислено ряд изданий XVI века: Мантуя, 1514 год, и некоторые переиздания (Константинополь, 1517; Венеция, 1545 и др.). Известны также латинские переводы Себастиана Мюнстера и Жильбера Женебрара (Париж, 1577).
И, естественно, достоин упоминания один из крупнейших исследователей хроники Бер Авраам Бецалелевич Ратнер (род. 1852), о котором более подробно в одной из статей Вики-ресурсов ([21]), где воспроизводится статья о нем из еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона ([22]).
Что касается процесса становления хронологии в целом, то и в библейской хронологии, и в еврейской, представленной в хронике «Седер Олам Рабба», тенденция проскакивает одна и та же. Сперва на временную ось наносится некий набор хронологически принципиальных точек, в данном случае исход из сотворение мира и исход из Египта, и лишь после этого идет исторический материал и виде списка правителей или рассказа об их царствовании..
Статья из электронной еврейской энциклопедии ([23]) дополняет все вышесказанное в том, что «… основные издания печатаются по рукописи 1711 г. из Амстердама, содержащей, по-видимому, сефардско-восточный вариант сочинения, а также по Бодлеянской рукописи (хранится в Оксфорде), которая, вероятно, является франко-германским вариантом. Бодлеянская рукопись была исполнена французским переписчиком предположительно в 1315 г. Древние рукописи Седер олам рабба хранятся также в библиотеках Парижа и Мюнхена». И опять на первый план выходит XIV век, и ростки, исходящие из него, достигают более поздних эпох. Что не может не радовать.

Седер Олам Рабба: взгляд на историю появления этого источника с точки зрения диалектики появления глобальных хроник

Самое занятное, здесь начинается часть статьи, которая не вошла в ее первую версию. И ее можно сделать совсем краткой, буквально в виде одного тезиса: для хроники Седер Олам Рабба сперва возник хронологический костяк, охватывающий период от сотворения мира (-3760 год) до т.н. восстания Бар-Кохбы, приписываемому традиционной историей годам 132-136 годам. Примерно 3892 года.
А затем этот временной интервал начал заполняться неким датированным событийным рядом. И таким образом сама хроника как исторический памятник и возникла.
Собственно, такая же картина наблюдается и для возникновения других глобальных хроник, в частности, фигурирующих в Библии. И диалектика этой процесса весьма нехитрая. Общая закономерность: на первом этапе достигается определенность с хронологией, а на втором наполнение определенных хронологических интервалов датированным событийным рядом.

Отражение основных выводов этой работы в схематичном виде
А теперь в свете завершенной попытки адаптации работы автора этих строк «О разгадке тайн иудейского летосчисления» ([1]) к сведениям из сакральных источников по истории иудаизма очень хочется дополнить плодами этой адаптации глобальную диалектическую схему получения даты начала иудейской эры, фигурирующую в упомянутой работе на рис. 1, фигурирующий в версии работы на a c a d e m i a . e d u / 4 4 2 7 0 2 9 5, пробелы удалить.

Этот рисунок можно дополнить тем, что после достижения определенности с началом иудейской эры происходит еще достижение определенности с датировкой того символического события, которое вошло в мировую историю как битва на реке Калка с записью даты этого события в виде числа в виде 2448 = 21222223. Далее идет достижение определенности со смыслом числа 312 как начала эры Селевкидов, или Селевка Меркатора. А после этого следует своего рода финальный аккорд - создание источников под названием «Седер Олам» и «Седер Олам Рабба», т.е. Малой и Большой хроник.

Выводы.
- автор этой статьи предпринял попытку адаптировать свою гипотезу, изложенную в работе «О разгадке тайн иудейского летосчисления» ([1]), к сакральному материалу. Это пролило свет на ряд вещей, самой интересной из которой оказалась общая закономерность, когда на первом этапе достигается определенность с хронологией, а на втором наполнение определенных хронологических интервалом событийным рядом. Именно эта закономерность очень четко наблюдается в хронологических книгах Библии.

- была достигнута разгадка появления номера начала летосчисления в эре Селевкидов, или эре Селевка Меркатора

А если статья произвела не худшее впечатление, просим дорогих читателей о лайках на странице автора "О разгадке тайн иудейского летосчисления" на https://www.facebook.com/tajnyiudlet

Литература
1. Поляковский В.Т. О разгадке тайн иудейского летосчисления. http://proza.ru/2019/06/08/1192 , https://www.facebook.com/tajnyiudlet
2. Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., Наука, 1975.
3. Brincken von den, Anne-Dorothee. Historische Chronologie des Abendlandes. Kalendarreformen und Jahrtausendrechnungen. Kohlhammer, 2000
4. Климишин И.А. Календарь и хронология. М., Наука, 1985
5. Еврейский календарь https://ru.wikipedia.org/wiki/Еврейский_календарь
6. Интернет-форум российской междисциплинарной научной школы http://edgeway.ru/forum11/index.php
7. Теоретические основы реконструкции истории человечества на основании имеющегося исторического материала
8. Логический формализм реконструкции истории человечества на основании имеющегося исторического материала
9. Поляковский В.Т. Как возникла глобальная хронология. М. 2010. г. Москва
10. В.Т.Поляковский. Как преподавание традиционной истории в школе зомбирует детей, или о наиболее желаемом стратегическом векторе усилий альтернативистов, или представителей российской междисциплинарной школы, http://proza.ru/2020/01/12/663
11. Хабад или любавический хасидизм. Русскоязычный ресурс. habad.ru
12. Хабад. https://ru.wikipedia.org/wiki/Хабад
13. Ребе Дов-Бер Хаскелевич. Как вычислили начало Сотворения? https://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/996606
14. https://www.facebook.com/HASKELEV
15. Зелинский А.Н. Конструктивные принципы древнерусского календаря – М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря, 1996.
16. О весьма вероятной разгадке тайны т.н. битвы на реке Калка
, http://proza.ru/2020/10/01/1028
17. Седер Олам Рабба. https://ru.wikipedia.org/wiki/Седер_Олам_Рабба
18. Исаия (бен-Мали) ди Трани (Старший)
19. Шаббат (трактат): https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаббат_(трактат)
20. Liber Figurarum. https://it.wikipedia.org/wiki/Liber_Figurarum
21. https://ru.wikisource.org/wiki /ЕЭБЕ/Ратнер,_Бер_Авраам_Бецалелевич
22. Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, https://ru.wikisource.org/wiki/
Еврейская_энциклопедия_Брокгауза_и_Ефрона
23. Седер Олам. Электронная еврейская энциклопедия. https://jewishencyclopedia.ru/article/13744

Октябрь 2020, с отдельными дополнениями в феврале 2021


Рецензии