Понимание всегда с тобой

Больше миллиона лет назад в Трета югу по индуистской традиции (а кто докажет что этого не было?) жил аватар Вишну по имени Рама. И была у него жена — Сита. Но речь сегодня не про них. Отцом Ситы, оказывается, был святой царь Джанака. Если кто-то читал «Аштавакра-гиту», то это тот самый Джанака. Так вот, он долго изучал духовные знания, но они его не удовлетворяли. Тогда он предложил озолотить любого, кто за то время, что он забирается на лошадь сможет передать ему полноту Знания. Все мудрецы стушевались, и только один мудрец, мальчик в ту пору, по имени Аштавакра (переводится «искривленный в восьми частях», то есть калека по-нашему) сказал, что ничего нет проще. Он взял с царя обещание слушаться его во всем, отвел его в лес и приказал тому отдать ему свой ум. «Хорошо, говорит, я до сих пор думал, что ум мой, но пусть он будет твоим». После чего мудрец ушел по своим делам, оставив царя под деревом в джунглях. Вскоре царя нашли придворные и домочадцы, но сколько ни звали его, не могли привлечь его внимание. И только когда вернулся Аштавакра, он открыл глаза. На вопрос почему тот не отзывался, когда его звали другие, царь ответил, что не мог, поскольку отдал свой ум, а мысли слова и действия ассоциируются с умом. После чего Аштавакра сказал царю, что тот постиг свою внутреннюю природу. А когда царь садился на лошадь, то понял, что познал Атман, то есть всю полноту Знания.

Эта же история встречается в чаньских/дзенских текстах, когда, к примеру, ученик Бодхидхадрмы Хуэй Кэ просит учителя успокоить его ум, а тот говорит — дай мне его, чтобы я его успокоил. А потом еще и смеясь, говорит, «ну все, я его успокоил». Зная предисторию про Джанаку и Аштавакру, картина передачи ума становится вполне понятной даже с точки зрения формальной логики. А вот чтобы понять суть того, что произошло, придется действительно отказаться от своего ума. А кто это может сделать? Уж точно не тот, кто ради нового экспириенса хочет поиграть в эзотерику или к чему-то там прикоснуться. И Джанака, и Хуэй Кэ исследовали все, что им было доступно, и подошли к пределу познания, и уже не видели ценности в своих поверхностных мыслях. На самом деле, они подошли к пределам формального мышления, но тогда таких понятий не было, и они просто находились в умственном тупике. Только такие люди имеют достаточно опыта, чтобы оценить того, к кому они обращаются за советом, а потом еще и последовать с полной отдачей этому совету. Именно это называется доверие/вера, которая может трансформировать сознание за «время, пока садишься на лошадь». Или как это называется в практике школы Чань/Дзен — «внезапное просветление». От себя добавлю, что «внезапное просветление», это неправильный перевод двух иероглифов «dun wu», которые буквально означают «моментальное понимание»! В силу грамматики нашего языка мы сразу предполагаем понимание «чего-то», а вот китайский язык и хинди не требуют этого дополнения, поэтому Понимание будет не процессом а состоянием, как, например, любовь. Понимание, которое всегда с тобой. Главное в этом не сомневаться.

9 мая 2020
Степаненко Виктор


Рецензии