Похищение Джоконды
«И ты, живописец, учись делать
свои произведения так, чтобы
они привлекали к себе зрителей
и удерживали их великим удив-
лением и наслаждением…"
Леонардо да Винчи
Утром 22 августа 1911 года французский художник Луи Беру пришёл по привычному маршруту в здание Лувра, в Париже. Он приготовился к работе над копией известной картины «Мона Лиза» великого Леонардо да Винчи.
Войдя в зал с мольбертом и специальной сумкой, в которой лежала палитра и кисти, он посмотрел на место, где висела обычно известная картина. Но она отсутствовала и он решив, что гениальное произведение находится на фотосъемке, весело сказал смотрителю зала: « Когда женщины не находятся рядом с влюбленными в них мужчинами, значит они позируют фотографам».
В начале XX-го фотография начала завоевывать широкую популярность в мире. Многие издательства в те годы соревновались в издании художественных альбомов и каталогов музеев и выставок. В Лувре уже работал штатный фотограф, который кропотливо создавал фото-каталог произведений всемирно известного музея.
Луи Беру вышел из здания Лувра и, сидя в небольшом бистро за чашкой кофе, обдумывал какими приемами он попытается передать на холсте мгновение улыбки Джоконды, её удивительное спокойствие и загадку.
Когда он вернулся не спеша к 11 часам в музей, картина все ещё отсутствовала. Художник попросил смотрителя узнать у фотографа, когда тот собирается вернуть картину в зал. Встревоженный смотритель запыхавшись вернулся и сообщил, что фотограф с картиной не работал. …Вскоре в Лувр экстренно прибыли 60 полицейских во главе с префектом полиции Луи Лепином. Паника и суета охватила работников Лувра - стало понятно, что всемирно-известное полотно гения эпохи Возрождения Леонардо да Винчи было похищено.
С 22 августа во Франции началась операция полиции по поиску шедевра живописи. Все мировые информационные агентства с пометкой «Молния » разнесли тревожную весть по странам и континентам. Похищение в Лувре стало главной темой заголовков и материалов ведущих мировых изданий: «Вашингтон пост» вышла со статьей под названием «Мировая культурная общественность находится в состоянии оцепенения», лондонская «Таймс» напечатала заголовок : «В Париже царит переполох». Французский журнал «Иллюстрация» задался вопросом: «Кто этот дерзкий преступник, мистификатор, маньяк-коллекционер или безумный поклонник совершил это похищение?» Это издание назначило награду в 40 тысяч франков любому, кто принесет картину в редакцию. Итальянские газеты сообщили, что была похищена картина великого Леонардо в Париже « Rittratto di Monna Lisa del Gioconda” и очень сожалеют, что французы не смогли уберечь шедевр. Появилась даже версия , что картина была украдена раньше и на её месте повесили копию, которую и украли, для какой-то махинации властей в Париже.
«Нью-Йорк Таймс» в своём комментарии о краже в Лувре отметила, что жители французской столицы, были настолько шокированы кражей картины, что даже на время забыли о дискуссиях, во время которых обсуждали сценарии возможной войны в Европе…
Следствие по поиску картины вёл опытный комиссар Альфонс Бартильон. По его приказу экстренно были отпечатаны 6,5 тысяч фотографий «Джоконды», которые были отправлены в полицейские участки, на вокзалы и порты страны. За неделю полицейские и эксперты-криминалисты тщательно исследовали все помещения Лувра. Были взяты отпечатки пальцев у всех 257 сотрудников музея и проведены специальные антропогенные исследования. Были занесены все данные о работавших в Лувре сотрудниках, включая директора. Но ни один отпечаток не совпал с найденным, а все исследования не дали результатов - картина пропала, словно испарилась, скандал разрастался. Директор национальных музеев Франции Теофил Омоль, известный археолог, который находился во время кражи в отпуске вынужден был уйти в отставку. Парижане ему не простили ранее сделанных заявлений, что портрет «Моны Лизы» похитить невозможно, как нереально украсть колокола Собора Парижской Богоматери. Французы шутили, что после кражи века в Лувре на очереди у воров в Париже - Эйфелева башня.
Мировая пресса продолжала выдвигать все новые и новые версии, заставляя трепетать деятелей культуры, и сеять панику среди обывателей. Так, в те дни неожиданно появилась версия, что за наглым похищением шедевра стоит германский кайзер, другие газеты и журналы сообщали сенсацию о еврейском заговоре… Дошло до того, что в Лувр выстраивались очереди парижан и приезжих, чтобы посмотреть на место, где висела картина, созданная гением Леонардо да Винчи. Многие удивлялись, что известное полотно было столь небольшого размера и высказывали версию, что история с похищением весьма тёмная и возможно пропала лишь её копия … Тема великого портрета активно использовалась вскоре поэтами, певцами и артистами из парижских кабаре…
Каждое утро французы, открывая газеты в ожидании очередной сенсации и вскоре она произошла: через две недели после похищения. В Париже был арестован 31 –летний поэт, российский подданный, поляк Гийом Аполлинер (Вильгельм Вонж-Костровицкий) и под подозрение попал 25-летний начинающий испанский художник-авангардист Пабло Пикассо.
Несколько лет у поэта помощником и секретарем подвизался бельгиец Жери Пьерэ. Отличающийся эпатажным поведением, любивший приврать и не раз замеченный на воровстве он явился 28 августа 1911 году в редакцию газеты «Пари-Журналь» со скульптурой «Голова женщины» и громогласно сообщил, что он похитил её в 1904 году, в Лувре. После публикации в газете, украденную скульптуру вернули в музей, но полиция заинтересовалась и самим вором и его связями. За несколько лет до кражи «Моны Лизы» Ж.Пьерэ продал Гийому Аполлинеру и Пабло Пикассо также украденные из Лувра древние финикийские статуэтки. Поэт и художник могли не знать о путях появления статуэток у бельгийца. Но когда они прочитали о его истории со скульптурой «Голова женщины» они запаниковали: скупка краденного – это также серьёзное преступление. Вначале они хотели выбросить приобретенные статуэтки в Сену, но вскоре Г. Аполлинер передумал и решил анонимно отослать их 6-го сентября в редакцию «Парижского Журнала», где работал его друг искусствовед Андре Саммон. В редакции, получив финикийские статуэтки не медля передали их в музей.
Посылкой заинтересовалась полиция. Сняв отпечатки и изучив упаковку, полицейские быстро вышли на Гийома Аполлинера. У него в доме прошел обыск, а сам поэт был арестован и отправлен в тюрьму «Санте». Вскоре был допрошен и Пабло Пикассо. По Парижу поползли слухи, что поэт-авангардист и художник могли специально уничтожить картину великого Леонардо.
Парижская богема была встревожена и известные деятели культуры выступили с требованием об освобождении Г. Аполлинера. Через пять дней нахождения за решеткой поэт вышел на свободу. В свою очередь Пабло Пикассо сумел убедить следователей, что он использовал древние статуэтки только для написания своей картины «Девушек из Авиньона» и не знал об их краже в Лувре. Произведение художника, где он изобразил пятерых проституток в виде примитивных масок, стало предтечей кубизма в его творчестве, когда он стремился конструировать фигуры из геометрических форм, пытаясь совместить плоскость и объём. Финикийские фигурки помогли ему в написании картины.
Полицейским было ясно, что ни поэт , ни художник не были причастны к исчезновению «Джоконды». Но в процессе расследования выяснилось, что кроме великой картины из Лувра было украдено около 300 различных предметов культуры и искусства. Скандал в Париже разрастался.
Но комиссара А. Бартильона интересовала только одна картина. Он уже знал время, когда вор смог похитить всемирно-известный шедевр, - это произошло утром в понедельник 22 августа 1911 года между 7.25 и 8.35 часами. В этот день музей был закрыт для посетителей и там проходили профилактические работы. Следователи понимали, что украсть мог только тот , кто вел работы в тот день в здании музея или проник, выполняя чей-то заказ, или имел свои планы на шедевр живописи. Поиски продолжались, проверялись все версии. Так, среди подозреваемых оказался аргентинский коллекционер живописи Эдуардо де Вальфьерно. Незадолго до пропажи «Джоконды» он заказал шесть копий великого произведения. Но эта версия вскоре отпала…
Когда во Францию на бальнеологический курорт Экс–ле-Бен приехал американский миллионер Джон Морган, известный своей страстью к коллекционированию живописи, репортёры, выяснив ряд фактов, заподозрили и его. Французские газеты сообщили, что к американцу приходили двое подозрительных мужчин и, якобы, предлагали купить пропавшую картину. А когда вскоре миллионер появился на встрече с журналистом, который брал у него интервью, и в петлице его пиджака был виден Орден Почетного легиона, прошел слух, что он был тайно награжден за возвращение «Джоконды» в Лувр. Но шло время картина не возвращалась на своё место. Следователи и искусствоведы, деятели культуры и обычные люди теряли надежду на то, что гениальная картина будет найдена. Так в поисках картины прошли долгие два года…
В декабре 1913 года известному флорентийскому антиквару и знатоку живописи Альфреду Джери пришло письмо из Парижа, подписанное Венченцо Леонарди : «Творение Винчи в моих руках. Мне кажется Италия имеет право получить обратно этот шедевр. Моя мечта-возвратить «Джоконду»…» Он сообщил, что готов продать картину. Изумленный антиквар, обдумав ситуацию, обратился за помощью к Джованни Поджо, директору галереи Уффици.
И вот однажды открылась дверь антикварной галереи и вошел скромно одетый человек. Он сообщил, что он А. Джери и торопливо объяснил, что картина в гостинице «Триполи-Итальяна» на Виа Панцани во Флоренции, где он остановился. Они договорились, что вскоре встретятся и расстались. Не теряя время они спешно пошли в гостиницу- антиквар едва успел сообщить в полицию о приезде похитителя.
Когда состоялась встреча в номере гостиницы, А. Джери не спеша открыл свой потертый чемодан, в котором оказалось двойное дно, и достал оттуда полотно, положив его на стол. Не вызывало сомнения - перед ними было великое полотно Леонардо да Винчи. Через несколько минут полиция арестовала похитителя. Выяснилось, что его имя Винченцо Перуджа.
Комиссар Бартильон, сравнив отпечаток пальца на стекле рамы похищенной картины и задержанного, обнаружил полное совпадение. Мировые информационные агентства сообщили долгожданную новость: «Найдена пропавшая «Джоконда».
Выяснилось, что арестованный увлекался живописью, пытался сам писать картины, жил недалеко от Милана, но в 1910 году уехал в Париж. Там он жил на улице Сен-Луи, где проживала колония итальянских мастеров: реставраторов, плотников, моляров, специалистов по обработке мрамора … Он устроился плотником и стекольщиком в Лувр, где проходили работы по обновлению и реставрации рам и установке защитных стекол и экранов на картины. За время работы он научился хорошо ориентироваться в залах музея и помещениях, изучил систему охраны.
На суде В. Перуджа рассказал, как он влюбился в картину, которую много раз видел в Лувре и признал свою вину. Он рассказал подробности, как смог спрятать и вынести картину под одеждой. Одев белый халат, он вместе с другими сотрудниками музея вошёл в Лувр. Выбрав момент, когда в зале ещё никого не было , он смог снять полотно размером 77 на 53 сантиметра и, спрятав его под одеждой, вынес из здания музея. Массивную раму со стеклом он предварительно отнёс на лестницу здания.
Рабочий объяснил свой поступок не банальным воровством, а стремлением вернуть шедевр итальянского гения Леонардо да Винчи на родину, в Италию. По его мнению Наполеон Бонапарт во время Итальянской кампании в начале 1796 -1797 годов обокрал его страну, вывезя тысячи произведений искусства во Францию. Поэтому он и решил вернуть лучшую картину на её родину. Планировал он осуществить свой замысел безвозмездно, передав бесценное полотно государству и итальянскому народу, но возникли сложные обстоятельства и ему понадобились деньги. Он решил продать картину за 500 тысяч франков, что для такого шедевра не было астрономической суммой по тем временам.
Итальянец В.Перуджа плохо знал историю. «Джоконду» во Францию привез не Наполеон, а сам автор, Леонардо да Винчи , приглашенный на работу французским королём в 1514 году. Свои последние годы Леонардо да Винчи, получив от французского короля Франциска I пенсию и приглашение жить и творить во Франции, провел в Амбуазе. За его сотрудничество с французами, на родине художник и мыслитель подвергался критике.
Леонардо не расставался со своей картиной до самой старости. Незадолго до смерти творение гения было продано его учеником Меци французскому королю Франциску I-му. Портрет «Моны Лизы» много лет находился в королевском замке Фонтенбло, где стал украшением Золотого кабинета. При Людовике XIV она переехала в Версаль и позже в конце 18 века была передана в Лувр.
Судили Винченцо Перуджу в Италии. Общественность страны , да и сами судьи были тронуты его патриотичными мотивами воровства шедевра и эмоциональными выступлениями в защиту интересов Италии в зале юстиции.
Поступок итальянца вызвал даже симпатию среди представителей аристократии и общественности Европы, как например, в королевском семействе Великобритании нашлись те, кто поддержал В.Перуджу.
Его признание и мотивы были приняты во внимание судом как смягчающие вину и вынесенный вердикт был предельно мягок :В. Перуджу осудили на
один год и 15 дней тюремного заключения. С учетом предварительного заключения ему предстояло провести за решеткой всего около полугода. Находясь в тюрьме, он узнал, что картину вернут Франции. Это известие повергло его в шок о он вначале не хотел этому верить.
Великая картина, после того как была выставлена в залах музеев Флоренции и Рима, 4-го января 1914 года вернулась в Париж, где в Лувре её ожидал торжественный прием в специальном зале, украшенном гобеленами и цветами. Сотни собравшихся на торжественный прием встретили её возвращение аплодисментами и поздравили «Прекрасную даму» с возвращением и пожелали счастливой жизни. Картина вернулась, став ещё более известной и загадочной и по –прежнему имеет два имени: »Джоконда» и «Мона Лиза».
Известность шедевра Леонардо да Винчи в мире возросло во много раз. С этого периода «Джоконда» стала главной целью для просмотра и встречи для всех приезжающих в Париж. Миллионы людей мечтают увидеть легендарную картину, чтобы вернувшись домой заявить : «Я видел «Джоконду». Сегодня в столице Франции трудно найти очереди куда-либо , но самая длинная и постоянная очередь приезжих со всех концов света в Париж-это к великой картине Леонардо да Винчи…
+++
После успешного возвращения «Джоконды» в Лувр и окончания расследования, флорентийский антиквар Джери получил, причитающиеся ему от французского государства 25 тысяч франков.
+++
Винченцо Перуджа выйдя из тюрьмы вскоре ушел служить в итальянскую армию и участвовал в Первой мировой войне. После её окончания он вернулся во Францию, пытался торговать красками для художников и писать картины. Умер он в пригороде Парижа 8 октября 1925 года.
+++
Гостиница «Триполи-Итальяна» вскоре после возвращения картины в Лувр, была переименована владельцами и получила название «Джоконда». Она существует и сегодня. В 20-м номере этого старинного, пятиэтажного отеля на двери висит небольшая металлическая табличка, на которой выгравировано по-итальянски :«В этом номере находилась картина «Джоконда», украденная в 1913 году Перуджей в Лувре».
+++
В 20-м веке великая картина выезжала за пределы Франции и покидала Лувр только три раза: в 1963 году она была выставлена в США. В 1974 году «Джоконда» посетила СССР и была представлена в Пушкинском музее изобразительных искусств, где её смогли увидеть свыше полутора миллионов человек, включая автора этих строк. В 1974 году она нанесла визит в Японию. Гениальное творение великого Леонардо продолжает привлекать к себе людей «великим удивлением и наслаждением», как и задумал художник...
Свидетельство о публикации №220101101557