Исповедь - Автобиографическая книга -Отрывок 7-

/фото 1 - Премьера детского мюзикла «Сокровища капитана Флинта»/
/фото 2 - Репетиция комической оперы Т. Хренникова «Доротея»/
/фото 3 - Я с маленьким Евгением, ему 8 месяцев (1991 г.)/
/фото 4 - Поздравительная телеграмма от композитора Игоря Ковача и Либреттистов Горина и Яворского/


     ...Проработав два сезона в этом театре, наш зам. министра прислал мне телеграмму с приглашением вернуться в Кишинев, чтобы заняться открытием театра оперетты. Но сразу приехать мне не удалось, потому что не отпускали ни директор театра, ни министр культуры. Всех нас вызвали в Обком Партии Мордовии на разборки, но так как я не был членом партии, меня не смогли заставить остаться. Я провел театральные гастроли, как были поставлены условия, и мы с женой отправились на Родину. Почти половина коллектива провожала нас. Расставаться было не легко.

     Пока мы приехали, в нашем министерстве произошли перемены. Бывший зам. министра уехал в Румынию в молдавское посольство. Однако спустя два месяца, министр культуры г-н Кушнир пригласил меня и поручил открыть детский музыкальный театр, с последующим открытием театра оперетты.

     Мы с молодым дирижером незамедлительно начали прослушивание солистов для приема в труппу театра, составляли репертуар… Но… Опять это “Но”. Поменялся министр – г-на Кушнир заменил г-н Собор, который сказал: “Зачем нам детский музыкальный и оперетта, если есть оперный театр.” И детский музыкальный театр, приказом новоиспеченного министра, был закрыт. Так детей лишили своего музыкального театра.

     Вся беда в том, что руководители государства не заботятся о культурном уровне будущего поколения, о его духовном богатстве. В настоящее время их заботит первенство в политике и портфели в правительстве. Я обращался с письмом, в котором подробно изложил проект создания детского музыкального театра, в парламент и президенту Республики. Но реакции никакой не последовало. Почему в Румынии, в Бухаресте, существует Театр Детской Комической Оперы, а у наших детей такого театра нет? Потому что “дядя министр” не хотел иметь лишнюю головную боль? А может он и не знает, что такое “Детский музыкальный театр”, или он просто не любит детей?

     Так как я не мог сидеть без работы, я принял приглашение Томского (ныне Северского) музыкального театра, где поставил два спектакля – детский мюзикл Бориса Савельева “Сокровища капитана Флинта” и комическую оперу Тихона Хренникова “Доротея”.

     В начале 1990-го года получил телеграмму от министра культуры из Ижевска с приглашением на должность главного режиссера музыкального театра. Я подумал, что это подходящий повод чтоб обратиться к нашему министру. В то время министром культуры был Ион Унгуряну, известный актер и режиссер. Кому как не ему не знать каково человеку далеко от родного дома. Я предъявил ему телеграмму из Ижевска и спросил: “Почему я должен уезжать из дома, я ведь учился в Ленинграде по направлению Республики? Мне квартира не нужна, у меня все есть”.

     Министр вызвал к себе директора Театра Оперы и Балета, г – на Паламарчука, и коротко сказал:

     - Это наш молодой специалист и будет работать в нашем театре.

     - Но у нас нет свободной единицы, - возразил директор.

     - Ничего, пока ты пешком дойдешь до театра, я тебе вышлю единицу, - отпарировал министр.

     Мы с Петром Михайловичем учились вместе на факультете режиссуры в Кишиневской консерватории. По дороге в театр он предупредил меня:

     - Ты понимаешь, Миша, тебя устраивают в театр силовым способом, так что…

     - Ничего, - ответил я, - прорвемся.

     Так 18 апреля 1990 года я был принят в Государственный Театр Оперы и Балета на должность режиссера.

     В театре я познакомился с главным режиссером театра Евгением Платоном:

     - Очень приятно, молодой человек, но в нашем театре для вас нет никакой перспективы, - сказал он с хитрецой.

     - Поживем – увидим, - с такой же хитрецой ответил я.

     Прошло некоторое время, и мы подружились. Был такой смешной случай – мы репетировали вместе оперу “Баттерфляй” для выезда на гастроли в Англию, и Евгений Григорьевич неправильно подсказал одну из мизансцен:

     - Не верно, - с наигранной строгостью сказал я, - еще одна такая подсказка и я сниму Вас с репетиции.

     - Все-все, понял, - подыграл мне Евгений Григорьевич.

     Не могу сказать, что меня встретили в театре с распростертыми объятиями. Конечно, были люди, которые меня уже знали – учились вместе или раньше встречались. Вообще-то в каждом новом театре, в котором приходишь работать или просто на одну постановку, все начинаешь с начала – выстраиваешь взаимоотношение с труппой, зарабатываешь авторитет. Я испытал это ни один раз. Но в нашем театре я чувствовал себя увереннее, потому что я был ДОМА.

     Начал я ассистентом у Евгения Григорьевича. В это время он ставил оперу “Петру Рареш”. Но в конце октября я начал работу над детским мюзиклом “Гадкий утенок” белорусского композитора И. Ковача. Чуть позже в театре появился молодой дирижер Николай Дохотару, с которым мы поставили этот спектакль для детей.

     Для меня этот период был трудным и физически, и морально. Днем репетиции детского спектакля, ночью ремонт в квартире. В ноябре умирает мама, похороны, жену отвожу в роддом. Состояние не для постановки комической оперы. Но в декабре у нас рождается сын – Евгений. Это как компенсация моему горю. Сын родился необычный – с длинными волосами и большими глазами. Можете сами убедиться.

     Премьера “Гадкого Утенка” состоялась 28 декабря 1990 года. В этот же день мы получили поздравительную телеграмму от композитора, в которой он пожелал участникам спектакля больших творческих успехов.

     На зимних каникулах с 1 января 1991 по 10 января мы играли для детей по три спектакля в день. В спектакле были заняты солисты, артисты хора и балет. Спектакль получился веселый, озорной. Художник Ирина Пресс придумала очень смешные декорации и костюмы для “Птичьего двора” в первом акте. Особенно смешной костюм получился у Индюка – Императора, которого с большим юмором играл народный артист Иван Кваснюк. Наряду с опытными артистами в спектакле были заняты и молодые – Елена Герман, Анастасия Буруянэ (Гадкий Утенок), Игорь Макаренко, Василий Микуша (Индюки – Гвардейцы) и др. С 1993 года присоединилась Лилия Шоломей, затем в 1996 в спектакль вошла Ирина Щеголева. Молодые артисты балета украсили спектакль и внесли светлую романтику. С артистами хора не пришлось долго возиться. Я только показал один раз движения “Полонеза”, и они сразу подхватили. Работать было легко и весело.

     Прошло почти 20 лет, и мы восстановили спектакль. Уже дети 90-х привели на спектакль своих детей. И та же атмосфера радости и веселья царила в зрительном зале, как и на премьере в 90-м году.

     Следующей моей постановкой стала опера Г. Доницетти “Лючия ди Ламмермур” в 1993 году. Прекрасная музыка, интересное либретто по Вальтеру Скотту. Я с большим азартом взялся за работу над партитурой и выстраиванием спектакля. С художником спектакля Ириной Пресс, мы решили использовать минимум декорации. Во – первых этого требовала эпоха и страна, в которой...(продолжение следует)


Рецензии