Продление жизни

В моём детстве у нас на рабочем поселке в бараке умер человек. К нам зашла соседка и поговорила о житье и перед уходом сказала.
       -Так рано умер, жалко.
       После её ухода я спросил у мамы.
       -Мама, а сколько люди живут*.
       Она засмеялась и ответила, что по-разному. Кто-то и до ста лет доживает. Я ответил, что хотел бы до ста лет дожить и отпросился на улицу. Это были дошкольные годы.
       Рос быстро тянулся вверх, пожалуй лучше многих сверстников играл в лапту в мушку. Отец был удивительный человек. Он много читал и самостоятельно освоил бухгалтерское дело. Много советовал и много помогал до окончания техникума.
       Осенью, на втором году моей жизни, мы перебрались в Поволжье. Там я заболел дифтеритом, а пока везли на лошади в районную больницу, прихватил и воспаление лёгких. Мама дважды поднимала крик; «Спасите, у него сердце остановилось!». Спасали и я выкарабкался из лап смерти. А в 1935 году мы вернулись на Урал, в Среднеуральск. Там Отец устроился работать штукатуром на ГРЭС Государственная Районная Электро Станция.  Я как хвостик ходил за отцом. И вот не помню, как начал собирать разноцветную кварцевую гальку в четыре неполных года! Однажды потянувшись за галькой в воде, одна ножка у меня поехала в воду, а за ней и я хорошо рядом был отец и еще один мужик вытащили меня. Я даже не простыл, но не будь они рядом не жить бы…

       Наверное, те детские болезни сказались на моём здоровье. В первый класс пришёл хилым.  Мне всего восемь дней не хватило, до  восьми лет, серьёзная дама сказала отцу: «Не лишайте сына детства», Это замечательно, что он умеет: писать, считать, читать. Через год мы его зачислим, а пока пусть резвится. Так я еще год предавался  детским развлечениям. А через год попал к замечательной учительнице Елизавете Александровне Якобсон.  В первом классе она вручила мне бесплатный билет, как отличнику, на новогоднюю Ёлку в дворец культуры Уралмашзавода, где я впервые увидел театрализованное представление. На котором мне должны были вручить приз за отличную учёбу, но пропустили и "учительница первая моя" встретила возле раздевалки и вручила. Там был детский бильярд и новогодний пакет с вкуснятиной. Я возвращался домой. Немного смущённый.

       Ещё до школы, я начал ходить с отцом в лес. Это он преподал мне первые знания о сторонах света, об ориентировке по солнцу, а потом и устраивал, проверки Скажи ка Вова, как нам к дому направиться. После второго класса, мне опять достаётся бесплатная путевка в пионерский лагерь, он располагался за городом Берёзовский в бывшем военном городке. Однажды наш девятый отряд уходит в лес за ягодами, задача набрать по кружке, черники для столовой, а остальные в живот. 
Я вспомнил совет отца и заметил по солнцу направление. Увлекшись сбором, я не заметил, как отряд исчез. Набрав, кружку ягод пошел назад встретил двух девчонок в слезах. Они тоже отстали и не знали куда идти. Я потащил их за собой, пока не вышли на поляну с косарями.  Я спросил у них, где военный городок одна женщина засмеялась и показала рукой, вон видите между деревьев забор. Это и есть ваш городок.. Когда вернулся отряд, пионервожатая ворвалась в домик и устроила мне такой нагоняй и резюме, «Завтра отправлю тебя домой за нарушение дисциплины», но наказания не последовало.

       1943 год март немцы бегут от Сталинграда. После обеда появляется мой дружок Герман Суздалов, с книгой Александра Ферсмана, «Замечательные минералы».
Теперь я знаю, многие поколения геологов воспитаны той книгой, вот и мы приняли её без сомнений и критики мы упивались, читая вместе текст, разглядывая фотографии. Это было первое и подарочное издание.  Прочитав, мы наметили и два первых маршрута: в город Берёзовский и на Медный Рудник, Так ранее называлась Верхняя Пышма. Увы, в день похода моросил дождь.  Поход пришлось отложить.  Географ Алексей Михайлович Сельменский на последнем занятии прочитал нам лекцию о пользе изучения родного края и посоветовал путешествовать, для закалки наших детских организмов. Я и Герман решили ещё и пойти работать . Он учеником токаря я учеником слесаря ТВ гараж, где работал отец, шесть часов в бухгалтерии и шесть часов в бригаде слесарей. Мы всё же совершили те два похода и обзавелись Первыми минералами, а это было и досрочное изучение химии. Отец повалил наше увлечение
 
       В это время еще один мой друг Ваня Шитиков сообщил, что  Туристический кружок школы получил добро на поход по южному Уралу. Тут и мы с Германом ринулись на предварительное собрание, где рассматривались и подготовительные маршруты. Однодневные на Чёртово Городище в семи километрах от станции Исеть и вокруг озера Шарташ. Трехдневный на гору Хрустальную, с выходом к обелиску Европа-Азия, штурм горы Волчиха, переход через реку Чусовая и возвращение пригородным поездом в Свердловск теперь Екатеринбург. Я принял участие  в походе на Чертово городище , и был в восторге.  Пополнил свою коллекцию школы прекрасным образцом пегматитовой жилы из валунов за городищем. С тревогой ждал медицинской комиссии. Наверное, тут сыграли роль старые болячки, о которых знала врач.

       -Малых, без осмотра  заговорила, она я ещё не забыла твои поездки в Шарташский санаторий и последняя болезнь три года назад, что там было пневмония, а теперь горные походы. Ну, раздевайся. Она дольше других крутила меня, потом был рентген, ещё что-то. И заключение отказать. Герману было отказано из-за двойки на экзамене по математике. Готовиться нужно ежедневно, посоветовал ему географ.  Но мы с ним совершили две экскурсии На Елизаветинский карьер и на Мало - Сидельниковское  месторождение родонита. Туризм стал неотъемлемой частью моей жизни. 
В 1946 году я и еще один товарищ по походам, Лёня Анискин, решили поступать в техникум, геологии там не было и мы решили стать маркшейдерами, у них в программе учебы была и геология. Вот тут я едва не вылетел из списка принятых. У меня был очень неплохой набор оценок. Пятерки и две четвёрки; по математике устно и Литературе, хотя и у Анискина были такие же отметки.  Мен зачислили в На курс РРМ-разработка рудных месторождений, я в комиссию. Мне объяснили, что при всех равных  оценках у вас в аттестате  была тройка. У маркшейдеров более  высокий проходной бал.

       -Тогда позвольте я по вашему совету сбегу сразу. Потому как с теми, кто мне делает плохо и идёт на нарушение законов, я не уживусь. Я в мои четырнадцать лет имею два года рабочего стажа. Пусть не на руднике, но я работал на победу. Я прошу немедленно выдать мне документы.
       -Зайдите завтра, я скажу чтобы Вам их подготовили.
       Завтра в техникум поехал отец его принял директор, выслушав, пригласил председателя приёмной комиссии с документами на меня. Но посмотрел их, и спросил: «вам достаточно моего устного распоряжения, зачислить по заявлению».
       -Да, конечно.
       Во время учебы я узнал, что председателем был довольно молодой его заместитель по учебной части.

       Наверное любому организму с детства или с юности нужна большая цель в жизни, и не жалейте себя. В каждом человеке есть скрытые резервы и возможности для её достижения. Не выбирайте специальность, лишь бы выбрать. Посмотрите и попробуйте полюбить дело, которому будешь служить.

       Мы получаем при рождении гены, но  в процессе роста нарабатываем свой капитал и возможности развивайте свой организм, гимнастическими и умственными  упражнениями или, как говорил нам преподаватель маркшейдерского искусства: «На всю жизнь рецепта не выпишешь». Нужно научится думать.

       Современная цивилизация диктует ускоренные темпы жизни, а значит и организм устаёт быстрее. Нужно необходимо сделать жизнь интереснее, ищите в работе пути улучшения её элементов или целых разделов производства. Это путь и к росту вашего рейтинга на производстве и материальной составляющей. Не останавливайтесь, если завистники будут вас тормозить. Учитесь постоять за себя.

       После пятидесятилетнего возраста я занимался бегом трусцой, чтобы легкие получали дополнительную вентиляцию от вредных примесей, главным образом от пыли и газа. Бегал с горнячком. Начали с трех км довели до десятки. Закончил бег в девяностых, когда работал В партии рудничной геофизики, На теме "Минеральные ресурсы Кривбасса" в горном институте и на автостоянке по графику, день, ночь 36!
 
       Ищите отдых на природе у моря, озера, в тайге, в лесах, это позволит сменить специфику вашего занятия, обстановку и «Изголодаться по любимому делу».  Первое открытие я сделал, приняв геологический отдел, и изучая работу подчиненных. Я был голоден и по новой работе, и  по масштабному анализу, «Последний причал».

      Не наказывайте подчинённых сгоряча, а при случае не бойтесь их и защитить от не обоснованных наказаний. «Последний причал».
      Не старайтесь приобретать многих друзей, непременно будут ревность, моральные потери и сбои ритма жизни. Приобретайте, как можно больше, положительных эмоций.  Больше всего оберегайте Любовь.
Мне пошел 90-ыый год, к тому же я 41 год отработал в рудных шахтах. Дважды попадал под взрывы, которые гремели метрах в 20-ти, их производил горный мастер, который один раз должен был выставить охрану, а второй дождаться меня, к тому же ему напомнил об этом взрывник. На комиссии в 1989 году врачи предлагали мне освобождение от шахты. Легкие изрядно запылились, "пылевой бронхит" в начальной стадии.
                11.10.2020.





      


Рецензии