Сильфида, антикварный балет

 "Сильфида", балет, Мариинский театр, историческая сцена, 9 октября 2020 года
Музыка Левенксьольда,
Хореография Бурнонвиля.
Дирижер Борис Грузин.

"Сильфида" - самый старый балет на современной театральной сцене, фактически он подлинный предок современного классического балета, ведь именно в нем балерина - легендарная Мария Тальони - впервые встала на пуанты, чтобы усилить иллюзию лёгкости обворожительной девы воздуха Сильфиды. Правда, мы можем увидеть вторую версию балета, датскую, созданную на основе первой, французской. В Парижском театре балет увидел свет в 1832 году. В Королевской опере в Коппенгагене тоже собирались его ставить, но парижане заломили за партитуру огромную цену, и датчане написали свою, перенеся действие в Шотландию и использовав для нее шотландские мелодии. Французскую версию, кроме Парижа, показали только в театре Ковент Гарден в Лондоне в 1832 году, в Петербурге в 1837 и в театре Ла Скала в 1841 году. И все, после она исчезла с театрального небосклона. Премьера датской версии "Сильфиды" с прекрасной музыкой Левенскьольда, которую мы сегодня знаем, состоялась в Коппенгагене в 1836 году.  Основой для хореографии Бурнонвиля стала французская версия, созданная Филиппо Тальони. Именно она и торжествует на театральных сценах уже более 180 лет, лишний раз подтверждая, что жадность никогда ни к чему хорошему не приводит.
Люблю я этот милый старинный балет с бесхитростным сюжетом и необычной музыкой, в которой по большей части мелодию ведут духовые инструменты, а не струнные, как чаще всего бывает в других случаях. Вероятно, сочное сочетание валторн, фаготов, гобоя, кларнета, флейты на фоне струнных   должно имитировать звуки волынки. Очень мне нравится такая оркестровка, особенно в танцах Сильфиды во втором действии, когда акценты в каждом пируэте ставит валторна или труба.
Грациозная  и лукавая Анастасия Лукина (Сильфида) летала по сцене словно лёгкий ветерок, увлекая мечтательного Джеймса  в круговерть слишком сильных для него страстей. В темпераментных виртуозных танцах Филиппа Степана (Джеймс) ощущается и его одержимость очаровательной Сильфидой, и тщетное нетерпение приручить ее. Его крепко стоящая на земле невеста Эффи (Татьяна Ткаченко) безуспешно пытается вернуть его к реальности. Как хороши эти харАктерные шотландские танцы! Основательные, полные  степенного веселья, увлекательные в своей необычности. Яркие шотландские костюмы, мужские килты и женские юбки в клетку, красочные жилетки и камзолы, береты и причудливые женские головные уборы! Одно удовольствие смотреть, а также наблюдать как мелькают ножки в черных балетных туфлях, ведь на пуантах в этом балете танцуют только девы воздуха сильфиды! Прелестная картина! Запоминается и злая обиженная Джеймсом кондунья Медж (Игорь Колб), отомстившая ему смертью Сильфиды.
Балет немного назидательный. В нем словно воплощаются две мысли: клони берёзку по себе (или ищу себе подходящую пару, если тебе нужна земная женщина, не гоняйся за Сильфидой) и не дерзи старшим (тебе могут за это больно отомстить). Но подано это в увлекательных красивых танцах и захватывающей музыке антикварного балета! Как хорошо, что он и остался таким старинным, как картины Эрмитажа, как полотна Рембрандта и Рафаэля. Замечательно, что балет сохраняют именно таким! Ведь никому же не приходит в голову осовременивания гениальные картины мастеров прошлого. История балетного искусства, полагаю, заслуживает такого же уважения. Как, впрочем, и оперного.


Рецензии
Видела я этот балет,прмню.Правда давно уже.

Юлия Грицай   13.10.2020 11:28     Заявить о нарушении