2. От короны к вирусу. Пушкиногорье и Псков

Не могу миновать Пушкиногорье. В незапамятные времена мне там очень понравилось, хотя была зима. А теперь разгар – сентябрь. И вот я уже пробился сквозь ливень и с последней его каплей установил машину на парковке возле монастыря Святогорского. Тут же в боевой раскрашенной машине сидят пацаны – росгвардейцы. Иначе, по-моему, ВэВэшники. Помощь полиции. Или замена. Ставлю машину боком к ним, чтобы не видели иностранные номера. Жду пока потоки воды схлынут в овраг и по поребрику добредаю до ворот монастырских. В нём стоит побывать! Каменные ступени сложены уже давно из дикого камня.

Стены белёны, как все церковные того времени. Иду к могиле А.С. Пушкина и его родных.

Потом в церковь. Она нынче действует. Раньше была музеем и было интересно – помню вериги, маску посмертную Пушкина …. Теперь сплошной опиум для народа …. А людей нет. И только торговка свечками спит в уголку. На улице, возле деревянной звонницы беседую с Домиником.

Монах он. Двадцать лет как тут прозябает. Уже так прозяб, что запах то ли тлена, то ли немытости мужской исходит от этого «святого». От меня, путешествующего, тоже наверное аромат похожий, но держусь с наветренной от него стороны. Вот подходит трудник – тоже житель монастыря, только бесправный, и они готовятся к священнодействию – звону, то есть. Каждый ухватывает по две - три веревки и начинают перезвон. Малиновый!

Долго снимаю их на видео и потихоньку выдвигаюсь к воротам и там на выход. По пути прохожу мимо разбитого немцами колокола и памятной доски о том, что здесь погибла группа минеров. Как Доминик поведал, они сидели на лавочке и перекуривали, когда выпрыгнула шпринг мина и рванула. Уцелел только один.

На мой вопрос: а не слышал ли он о том, что мигила Пушкина была заминирована русскими? Ответил отрицательно. Да кто ж теперь докопается для чего и почему, к примеру, Крещатик с жителями взлетел на воздух?


Зашел в антикварную лавочку и долго любовался. Мог бы еще, да хозяин засобирался закрывать, видя что я не покупатель. А было что посмотреть – несколько картин местного художника в стиле Водкина,

бронзовая миниатюра Алексея Романова и предметы быта тоже заслуживали….

У машины моей уже дежурило две росгвардейцевских «Дачи». Но не придрались, и я был рад и укатил по добру. А к вечеру был уже в Пскове и долго искал в зажелезнодорожье дом своего однокурсника Васи. Район этот с виду первого запутан не по-городски и не по-русски. Однако в нем тихо и зелено. Чего нет на главных улицах города. Пока были открыты магазины мы съездили и купили мне карту России. По ней мне лучше ориентироваться при прокладке маршрута.

А уж вернувшись хорошо посидели и повспоминали! Жена Васина наготовила и наливала. Только пить было особо некому. Мне в дорогу, а им обоим на работу и здоровье к тому же…. Но помыться и постирать я не забыл. Порадовался за Васю – всё у него есть и даже работа. А памяти можно позавидовать! Помнит мельчайшие подробности из прошлого тысячелетия. Пятидесятилетней давности то есть.

Утром Васе выгуливать собачку и провожать меня. И сразу на работу. Она у него рядом! Что еще человеку нужно – дом тёплый и работа близёхонько.


Великий Новгород

Чуток проехав на север, повернул направо – на Новгород. И тут началось! Дорога закончилась. То есть просека есть и грейдер отсыпан, и даже ранее асфальт был, да вот закавыка – ехать быстрее двадцати км в час не можно.Дыры и ямы. Никто меня не догоняет, никто навстречу не едет. Километров двадцать или более крался, пока не выехал наболее-менее. По обочинам видел хорошо если две деревни в разрушенном состоянии, а как дорога улучшилась – и дома похорошели. У одного заметил мужика и подъехал поговорить. Он тут родился и всю жизнь провёл. Зубы съел. Натурально. Их у него один.

Усадьба не огорожена и на ее территории несколько яблонь белый налив био – черви любят значит без химии растут. Вкус бесподобный!

Жена у него была фельдшер и уже на пенсии. Сам, тракторист и ваще механик, в следующем году идет на отдых – в 62 года. Будет 14 тыров получать. 1тыр, это тысяча рублей. Машина у дома новенькая жигулятина. В Новгороде две квартиры. Двое детей живут самостоятельно. У дома огромная экскаваторная яма- это для полива воду собирает. В яме насос и кривая труба в огород. Квакают лягушки. Ляпота!

Спросил его как он оценивает свою и мирскую жизнь. Отлично по всем показателям оценивает. И дети тоже довольны и жена. Оптимист такой.

Рассказал мне, что еще 13 км плохой дороги, а потом очень плохая, но по обочине рекомендовал не ездить – там, мол, еще хужее. Нужно свернуть у кучи мусора налево и объехать тогда эту совсем плохую.


И поехал я, с трудом преодолевая последние предсказанные километры. Не возвращаться же к Пушкиногорью!

В пути увидел трех мужей лет по 65. Все со скандинавскими палками. Умора! Представьте – глушь древнерусская, заброшенная дорога без движения и три деда с импортными палками! Им бы с посохами и торбами за грибами-ягодами…. А один-то даже в светоотражающей майке.


Поухмылялся я, и вот уже та кучка мусора – ориентир – пора поворачивать на хорошую дорогу. Вскоре и поселок показался. На 300 жителей. Но интернет присутствует, а также есть магазин, два фельдшерских пункта и дорожный знак с ложко-вилкой и койкой. Значит отель и покормят там. Жильё называется Уторгош.


А вот и Великий Новгород! Скорее к Кремлю. Вначале конечно снаружи прогуляться, потом внутри вдоль стен проникнуться русским духом. И уже пройдя вдоль церквей и храмов, имея в боковом поле зрения памятник Тысячелетия России, свернул в ворота и вышел на мост через великую русскую реку Волхов. Физически река не велика, но в каждом русском есть память о волхвах и этой реке с русским именем. Это становая жила, одна из жил Руси. Здесь окрест названия мест и городков каких нет больше нигде во всей России. Это суздальская и допрежняя Русь!


Вслушайтесь: болота – Примша, Оттенский мох, Яменский мох, Замошно, Мамовщина. Реки – Холынья, Плотница, Волынь, Вишера, Спасская, Полисть, Хрепёлка, Велогощи….

Больше нигде в России нет такой древности! Вдоль Волги все татарско и чувашско и новодельно русское – николаевки, сидоровки, аполлоновки и 1, 2, 3 отделения совхоза имени Ильича.

Все что на юг от Москвы молодое. И только тут на Владимирщине, Ярославщине и окрест тянет русским посконным духом! Онучами, лаптями, бородами….

А вот и стрелец прогуливается у старинных ворот близ Успенского собора. Я к нему – ведь явно же историк и любитель – поговорить.

- А скажите, здравствуйте, где же здесь площадь малая для народного новгородского Веча?

- А не знаю.

- Да не может быть, чтобы Вы, наряженный стрельцом и не знали о самой главной достопримечательности Новгорода. Великого!

- А спросите там, за рекой….

И начал я расспрашивать всех идущих навстречу и нагнанных мной людей, по виду могущих знать ответ на мой вопрос. И никто! Ни один человек мне не показал – иди туда и обрящешь!Все были неместные или местные, но недавно - понаехавшие. Вот уже и Волхов перешел я по отличному мосту

и углубился в сквер. Но ни одного указателя на Вече не увидел. Один мой ровесник сидящий на лавочке и тихонько посасывающий коньячок из бутылочки ответил мне грубо – вон там щиты какие-то, там и ищи, а я такой же как ты Новгородец.

И на щитах я прочитал, что предположительно, в районе Аркады собиралось пресловутое Вече.

Сходил и я туда. Потоптался. Новодел. Не понравилось мне там. Да и не поверил я, что вече было не на берегу где Кремль стоит. Плюс новохроноложцы Фоменко и Носовский утверждали, что Новгород на Волхове не так уж и древен как бают учебники истории.

Но мне пора в Кремль и к памятникуТысячелетию. И побывал и восторгнулся и порадовался, что немцы не вывезли в Германию этакую громадину. Чугунный колокол украшенный изображениями известных государственных деятелей, людей искусства, науки, просвещения, военных стоит напротив Собора. Есть на что посмотреть издали и всмотреться и узнать вблизи. В частности поискал я Т. Шевченку. Не нашел. Говорят, царь велел убрать его изображение.

(замечу в скобках по секрету – автор памятника Милешин, а соавтор-то Шрёдер)

Погуляв еще по парку возле Кремля оседлал свою «шестёрку» и ринулся в настоящий Великий Город – Ярославль.


«Дорога». Вышний Волочёк

и Углич

Новгород на Волхове стоит очень удачно нынче. Рядом с дорогой Москва – Питер. Это раньше он был никак и нигде. Среди болот стоял и без путей к нему, а сегодня не успел я из города выбраться как уже на трассе скоростной. И вскоре подобрал автостопщика Данилу. Ему 19 лет и он из города Бердска! Вот свезло! Первый же автостопарь о котором я мечтал, оказался земляком. Причем он уже возвращается на родину. Я ему и предложил ехать со мной. А пока он раздумывал, узнал о нем всё. Он студент кулинарного техникума и очень любит готовить. Я проверил его – он правильно ответил, что фаршированные блины вкусны когда их фаршируют рисом с мясом. Ответ меня устроил более чем, у нас с женой споры на эту тему. Ей нужно фаршировать блины мясом со следами риса. Еще оказалось, что он умеет готовить винегрет!!! Это умение начисто отсутствует у поваров русских ресторанов. А если они и делают, то обязательно режут ингредиенты мелко-мелко. Данила осудил такие методы – куски картошкидолжны быть в меру велики. Наш человек!


В общем, мы родные души, хотя моя уже и потёрта внушительно. Выяснилось, что он с другом путешествует уже целый месяц и с увлечением и умением, на хорошем русском языке рассказал мне о виденных городах. Я позавидовал! Конечной целью их путешествия был Кольский полуостров и пара дней у моря. Там он нашел пульку времен войны и бережно вложил в пузырёк из-под пенициллина. Добавил щепоть песка и вот у него ценный сувенир с другого конца страны и есть что вспомнить. Будет. Так мы ехали пару часов и нам было хорошо. Немного царапало то, что его напарнику не хватило места у меня в машине, хотя если постараться, то можно было, наверное, и его присунуть. Лёжа, хотя бы. Но вот уже и Вышний Волочёк и я высаживаю Данилу возле музея валенок. Музей закрыт и парнишка уходит по шоссе на подъем, чтобы к вечеру быть в Москве и там встретиться с другом.


А я вижу женщину со шваброй у входа в музей и напрашиваюсь на экскурсию. За плату в 50 р. она водит меня по сапоговаляльне и рассказывает о своей работе. Оборудование старое и изношенное, запах шерсти и влажный воздух дают представление о нелёгком труде пимоката.

Именно работая пимокатом, мой дед в шестнадцать лет заболел чахоткой. Пимы катали в те времена в бане. Вручную. Теперь вот машины…. А валеночки очень красивые делают в Вышнем Волочке. Я видел партию красных!

Еще славен был Волочёк техникумом для подготовки специалистов по хранению продуктовых государственных резервов.


Увидев всё, я попрощался с городком и поехал в Ярославль, чтобы по пути увидеть Углич. Вначале можно было ехать, но потом только идти. Машину бросить жалко, поэтому еду. Переваливаюсь с кочки на кочку, виляю от одной обочины к другой, преодолеваю огромные лужи с полупрозрачной водой. Это говорит о том, что тут никто не ездит, а если бы и я не проехал, то завелись бы в тех лужах лягушки.

Деревни встречаются, но полузаброшенные. Страшно смотреть порой, на окна с наличниками без стёкол и проваленные крыши.

В деревнях дороги лучше и висят знаки – 30 км/час.Блюду закон.Вот уже и тьма сгустилась и пора искать ночлег. Но угол этот медвежий и как-то неуютно…. Редкие огни в деревушках и мрак лесной гонят меня к цивилизации. Но гонка не получается и я ползу со скоростью 39 километров за 2,5 часа.

Вот, наконец, вижу заправку перед деревней, кажется, Шипилово. Заправщица благосклонна и я укладываюсь в машине в уголке парковки. Ужин дошираком, стакан, чай, немецкая колбаса, серия фильмеца и мертвый сон. Утром жуткий туман помогает вспомнить романс.

Интернет есть, и я рассылаю вид туманных окрестностей под собственный запев «Утра седого». Корреспонденты сибирские уже проснулись и тут же присылают мне ответы с поднятыми большими пальцами. В Германии спят.

А мне бриться тёплой водой и позавтракав ехать по бездорожью в Углич. Хочется в Мышкин. Хочется в Холм, Демянск – там столько полегло наших! А я никак их не проведаю…. Но непременно я туда поеду. В следующий раз. А пока в Углич.

Продолжение:http://proza.ru/2020/10/13/1811


Рецензии
Не знаю, по какой дороге Вы ехали из Пскова в В.Новгород, но в 2019 году мы ехали через Порхов. Дорога - прекрасная, по всем правилам строительства дорог! Катили бы на 120, да "лягушачьи бега" на протяжении 50 км заставили притормозить.

Напрасно Вы думаете, что артефакты Древней Руси сохранились только севернее Москвы. Юго-восток - это, конечно, не северо-запад России, но историей изобилует. Причём, здесь ещё более древняя история, со времён Хазарского каганата и Второго великого переселения народов.

Причём, если В.Новгород был разрушен и там сегодня на исторических местах много новодела, то восточнее Москвы множество таких мест, где не было войны, всё в полной сохранности. И таких городков с древней историей восточнее Москвы - множество. Например, Кадом (12 век), что на границе с Мордовией - http://proza.ru/2023/11/21/45.

Кстати, проехав Европу вдоль и поперёк, древние артефакты встретились только в Португалии. На краю света. Да и войной не были разрушены по причине того, что на её территории войны не было. А так во всей Европе - артефакты 17-19 веков.

В Ирландии, например, всё со времён Оливера Кромвеля в руинах. Сохранилось кое-что из исторических ценностей с середины 19 века.

Дорога до Углича, которую Вы описываете, второстепенная, местного значения, мы тоже по ней проехали. Зато от Углича до Ярославля прекрасная. Вообще дорогами сейчас занимаются основательно.
Интересный город Углич, сюда любят приезжать европейцы: "Углич на стыке веков" - http://proza.ru/2017/09/27/902.

Валенковаляние - наряду с кожевенным, кирпичным и железнорудным производством (ширпотреб - иголки, утюги, гвозди) вдоль рек европейской части России -
один из древнейших промыслов на Руси. В любом мало-мальски населённом месте были валяльни. Есть они и сегодня. Новое оборудование, валяют для армии и для любителей тёплой зимней обуви. На любой вкус и цвет. С вышивкой в русском стиле и с галошами или на подошве.

Благодарю за репортаж, он напомнил и о своих впечатлениях из путешествий по нашей необъятной России!

Татьяна Сергеевна Дмитриева   06.02.2024 11:54     Заявить о нарушении
PS А всяких там исказителей русской истории лучше не читайте - это новодельцы.

Татьяна Сергеевна Дмитриева   06.02.2024 11:58   Заявить о нарушении
"Кстати, проехав Европу вдоль и поперёк, древние артефакты встретились только в Португалии."
Если под древними артефактами понимать древнеримские постройки, то они сохранились по всей Западной Европе. Что касается Португалии, то там велись войны с древних времен. В Средние века воевали мавры с христианами. В 16 в. Испания вела войну с Португалией и временно включила ее в свое королевство. В 18 в. на территорию Португалии снова вторгалась испанская армия. В начале 19 в. Португалию захватили французы, против которых выступили англичане. Так что войн там тоже хватало, но они не были такими разрушительными, как в других частях Европы.

Алексей Аксельрод   06.02.2024 18:31   Заявить о нарушении
Я веду речь о Португалии во времена 2-й мировой войны. На её территории войны не было. Потому и разрушений в этой войне не было.
Касаемо участия Португалии в других военных конфликтах Древнего мира - читайте мои очерки о Португалии.

Татьяна Сергеевна Дмитриева   06.02.2024 18:40   Заявить о нарушении
Уважаемая татьяна сергеевна хочу вас поправить я 22 года живу уже в европе и много по ней попутешествовал хочу сказать что артефактов здесь просто немеряно на расстоянии 30 40 километров от места моего проживания Есть и экстертайы и крепость древнейшее неизвестно какого века но явно более 10 веков назад она построена а то что В нашем городе в котором я живу есть свидетельство того что ему более 1200 лет разве это Не древность совсем недалеко от меня и камни с письменами неизвестными никому очень и очень много тут интересного и оно здесь весьма плотно Посеянно извините пишу микрофоном поэтому наверное будут ошибки спасибо вам за прочтение моих текстов

Юрий Игнатюгин   29.03.2024 23:49   Заявить о нарушении
http://www.youtube.com/watch?v=nNeLGftwf7s&t=81s

Вот Вам древность! И у меня еще кучка видео о красотах Германи. Эктерштайн советую посмотреть. Это рядом с крепостью. Денкмаль Герман. И его раскопки. Падерборн с Родниками........

Юрий Игнатюгин   30.03.2024 11:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.