Музыкальное резюме
Современная классическая октава 7/12, имеющая 7 основных нот до, ре, ми, фа, соль, ля, си и 5 дополнительных нот (чёрные клавиши) является универсальной музыкальной «единицей», принадлежащей в целом музыке, используется для разных музыкальных инструментов, у клавишных инструментов она является повторяющейся частью их звукорядов (клавиатур). Называется такая универсальная октава – октавой фортепианного или органно-фортепианного типа, преподаётся в музыкальных школах ученикам, обучающимся игры на разных инструментах (учеников игры на гитаре, скрипке, флейте учат общему фортепиано).
В формуле изобретения невозможно было написать «Способ модификации октавы фортепиано», так как получилось бы только модифицированное фортепиано. Необходимо было указать, что октава принадлежит разным инструментам, имеющим в своей основе универсальную октаву фортепианного типа. С другой стороны, если бы я написала «Способ модификации октавы клавишных инструментов», то такой вариант формулы лишился бы указания источника (прототипа), он, как бы, перескакивает через первичное понятие, т.е. упоминание той музыкальной «единицы» (октавы фортепиано), которая принята в теории музыки как универсальная. Поэтому предпочтительным является тот вариант указанный в формуле, который отражает принадлежность универсальной октавы всем клавишным инструментам (во множественном числе), но рассматривается такая октава (и называется) как принадлежащая клавишному инструменту – фортепиано (по прототипу). По этой же причине в модифицированную октаву было удобно объяснять и показывать на примере повторяющейся части клавиатуры клавишного музыкального инструмента с условным названием «октаримо» (инструмент, напоминающий пианино).
Способ модификации октавы разработан автором с использованием десятичной системы счисления как матричной основы. В формуле дано краткое определение идеи. Я могла об идеи в описании изобретения вообще не писать (не раскрывать её суть), но тогда бы не был понятен ход мыслей изобретателя.
На основе идеи (концепции, открытия) предложено техническое решение. Оно отражено способом. «Способом являются процессы осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств». В формуле такие действия с целью модификации классической октавы предложено осуществить прежде всего путём добавления необходимых нот в определённом порядке и количестве.
В части формулы в независимом пункте 1 конкретно сказано о том, как изменяется октава. Речь на первом этапе модификации идёт о количественном и качественном (тоном) измерении. Количественное измерение – это количество и порядок добавления новых нот в октаву фортепиано. Качественный аспект рассматривается в условно-музыкальных единицах (тон/полутон), а не в конкретных значениях частот нот в герцах. Способ, как таковой, это объяснение этих двух главных критериев. Звук не отражается на клавиатуре. Можно по предложенной схеме модификации октавы взять то или иное значение для камертонной ноты, выше или ниже сделать диапазон, т.е. наполнить ноты конкретными значениями частот нот в герцах вариативно. А наличие определённого количества нот (8 в первом и 8 во втором ряду), их порядок в модифицированной октаве – единственный и не может быть изменён согласно заявленному способу.
В белой диатонике (белые клавиши первого ряда) октава октаримо в количественном и порядковом отношении имеет после 7-ой ноты – 8-ую добавленную ноту, названную условным названием «йо». Это главное отличие октавы октаримо от октавы фортепиано. Добавление 8-ой ноты после основных 7-ми нот современной классической октавы это следующий шаг наполнения исторической музыкальной основы октавы как набора нот.
Принятые 8 основных нот, предложено в хроматическом ряду сделать в удвоении, т.е. каждая нота имеет полутоновое повышение, которое в описании выражается знаком альтерации диезом. При осуществлении этого удвоения рассматривается не прототип, а новое количество основных нот октавы (8 нот) и получается 16 нот в модифицированной октаве. Такое рассмотрение свидетельствует о том, что новая октава – это новая система и должна рассматриваться как таковая. Удвоение подтверждено открытым автором законом ДМ (Десятичная матрица), в котором есть порядок и следование основных и дополнительных этапов в циклах, в результате получена компактная, удобная для исполнителей, октава.
Новую октаву надо воспринимать как единое целое, а также как повторяющийся цикл звукоряда (с учётом связи в звукоряде циклов-октав). Такое понимание является главным для понимания сути изобретения и всех остальных частных вопросов.
Октаву нельзя рассматривать как составленную из разных частей (как механический перенос нот, сборку из частей, взятых из разных источников, патентов, октав музыкальных инструментов), и, соответственно, готовая октава/лактава не может «препарироваться», «раскладываться» на чужеродные, взятые из разных источников, части. Октаву также нельзя рассматривать в отрыве от повторения октав (циклов), чтобы не получить соединение неполных циклов-октав как у фортепиано.
Закон ДМ является универсальным. Октава и музыкальный интервал лактава соответствуют матричному принципу построения систем основанных на ДМ. Таблица Менделеева тоже в своей основе имеет аналогичную систему. Таблица известного химика содержит классификацию химических элементов из которых состоит материя - земля, планеты, межпланетное пространство и в органической форме - живая материя. В описании изобретения дан анализ сопоставления принципа построения новой октавы и звукоряда с модифицированной октавой и «Периодической таблицы химических элементов» Д.И.Менделеева:
- музыкальный звукоряд организован в порядке повышения звучания нот. Таблица химических элементов организована в порядке возрастания веса атомов элементов;
- аналогом музыкальных октав в таблице являются ряды;
- аналогом 8-ми нот октавы в таблице являются восемь групп элементов;
- термин «октавный принцип», т.е. совпадение звучания одноимённых нот, используется и для таблицы химических элементов с целью обозначения похожих свойств химических элементов в столбцах таблицы.
О заявленном применении способа по определённому назначению можно сказать следующее. В формуле указано назначение изобретения как способа применяемого с целью увеличения спектра звучания октавы и большего благозвучия для клавишных инструментов.
На скрипке талантливый музыкант может извлекать намного большее количество звуков (недаром считается, что скрипачи имеют самый совершенный слух) в отличие от количества дискретных нот октавы фортепиано. На гитаре, смещая зажим струны пальцами в стороны от порожков, тоже можно извлекать большее количество звуков. Изобретение предложено для клавишных инструментов с фиксированными значениями частот нот и даст в октаве большее количество дискретных звуков, чем у прототипа и, соответственно, возможность иметь большее количество интервалов, аккордов. Большее благозвучие связано с бОльшим количеством нот, с новой звуковой соразмерностью.
Тип звукообразования и способ извлечения звуков – это не буквально клавиатура, а, например, струнный механизм или меха. Новая модифицированная октава предложена автором для использования в большом количестве клавишных инструментов, имеющих любой тип звукообразования и способ извлечения звуков.
О техническом результате относительно новой октавы, характеризуемой полнотой (8 основных + 8 дополнительных нот), можно говорить только в терминах новой звуковой соразмерности (новые акустические значения нот и новые отношения в интервалах, аккордах звукоряда).
Я предложила модификацию той, на сегодняшний день устоявшейся формы классической октавы фортепиано, которая проверена временем. Необходимо было бережно сохранить то, что нельзя было менять, например, наличие пятитоники в основе октавы, количество основных нот и их названия, наличие первого и второго ряда, РТС, базовый интервал 1:2, наличие камертонной ноты. Но и предложила внести изменения: дополнение нужного количества нот для полноты комплекта нот октавы; назначение камертонной – ноту до1, так как исторически октаву уже давно принято начинать с ноты до1 (не с ля1); выбор нового внешнего вида клавиш второго ряда для того, чтобы октава была функциональной, удобной в использовании для исполнителей во время игры; авторское предложение мастерам-настройщикам нового способа настройки инструментов (по таб.2 – таб.5 описания изобретения).
Камертонной нотой можно назначить любую ноту. Это будет та отправная нота, от значения частоты которой начинают рассчитывать остальные ноты звукоряда по логарифмическим формулам. От неё также обычно начинают настройку инструментов. Это обще принятые факторы. Является ли назначение камертонной ноты существенным признаком? Да. Наличие в звукоряде камертонной ноты – это необходимость. Выражать камертонные ноты принято целым числом.
Почему я выбрала камертонной нотой ноту до1? В старину октаву начинали с ноты ля1 с обозначением её буквой «а». Позже октаву стали начинать с ноты до1. Логично было её в модифицированных инструментах сделать камертонной.
Вторая причина. Выбор ноты до1 в качестве отправной был сделан согласно логике ДМ: первый этап в цикле – это начало цикла, в октаве – это первая нота до (вторая – это ре, третья – это ми и т.д.).
Третья причина. Нота до1 находится практически в середине звукоряда, на одну ноту правее самой центральной ноты «йо#» Малой октавы. Напротив до1 сидит исполнитель, от неё удобно мастерам настройщикам попеременно в обе стороны настраивать инструмент.
В модифицированной октаве сохранён равномерно темперированный строй (РТС), но с новым, отличным от фортепиано коэффициентом полутонального измерения q = 1.044273, так как в новой октаве имеется 16 нот. РТС у звукоряда с октавой 8/16 будет более совершенный, чем у фортепиано.
Музыкальные произведения, написанные для октаримо, не подойдут для инструментов с другими октавами по причине разных акустических значений нот (разное звучание отдельных нот, интервалов и аккордов), разного расположения нот первого и второго ряда, разного способа музыкальной нотации (нотной записи), которая зависит от внешнего вида расположения нот первого и второго ряда. Тем более, большинство аккордов, которые можно будет комфортно взять на клавиатуре октаримо с компактной октавой, невозможно будет сыграть на клавиатуре с более длинно расположенной октавой.
Пропуски во втором ряду чёрных клавиш у фортепиано сделаны исключительно для функции различения, чтобы исполнители видели где находятся те или иные октавы, начало октав, ноты октав. Ещё раз можно ответить на вопрос каким образом у октаримо получилось отсутствие пропусков во втором ряду. К 7-ми основным нотам фортепиано была добавлена в октаве как наборе нот – 8-ая нота «йо», а во втором ряду ноты удваиваются. Получается отсутствие пропусков в компактной октаве.
Слова «Способ… разработанный с использованием десятичной системы счисления как матричной основы» являются частью формулы. В них сказано об использованной автором концепции, идеи для построения октавы. Нет ничего в мире изобретений дороже идеи (имеется в виду значимость идеи).
В описании изобретения о ДМ (Десятичной матрице) сказано достаточно коротко, но для понимания того, как на основе ДМ построена октава, вполне достаточно. Но в построении октавы я также учитывала и другие факторы, исторический аспект, а идея ДМ лишь объективно подтвердила правильный ход образа, способа модификации октавы.
Мною предложена модификация исторически сформированной на протяжении тысячелетий музыкальной основы. Для того, чтобы понять, в каком направлении далее может развиваться октава фортепиано (фортепианного типа), мне надо было сделать ретроспективный взгляд, понять, как она исторически формировалась и тогда уже предложить способ её модификации.
Почему более 2-х тысяч лет (с небольшими изменениями) просуществовала классическая октава фортепиано? Она проверена временем.
Почему сформировалось 7 основных и 5 добавочных нот и не были сделаны следующие шаги: например, не появилось 7 основных и 6 добавочных нот, или 7/7, или даже 7/8? Потому-что в этих последующих вариантах нет пятитоники. У октаримо она имеется в музыкальном интервале лактавы в первом, втором и хроматическом рядах.
Пятитонику никто почему-то не замечал, не придавали этому значение, она не была важна. А теперь я предложила её выделить внешним видом клавиш второго ряда. Такое выделение пятитоники есть только у октаримо. И подтверждено оно также понятием ДМ. Выделение пятитоники в октаве с 17-ю ступенями (названа условным названием "лактава") сделает музыкальную теорию (грамоту) более простой и понятной, даст новую нотную запись (вариант нотации).
Почему в октаве с 7-ю основными нотами 5 чёрных клавиш вынесены во второй ряд? Между всеми ближними нотами звукоряда фортепиано – полутон, равные расстояния. Октаву из 13-ти нот можно было бы расположить в один ряд. Но для удобства игры, для реализации функции различения, было принято историческое решения расположения 5-ти нот во втором ряду. Во время игры видно где какая октава и где какие ноты.
Почему, именно, сделали две и три чёрных клавиши? Напоминало, видимо, символически Золотую пропорцию, связанную в сознании людей с красотой, гармонией. Не хватало гармонии?.. В октаримо вариант Золотой пропорции не был принят автором. Победила функциональность, которая не менее красива, проста и удобна.
Автором, после ознакомления с книгой «Орнамент всех времён и народов», Эксмо, 2009, авт. Н.Ф.Лоренц, был предложен в описании определённый вид орнамента для срединной ноты как дань Древней Греции, Пифагору – родоначальнику цифровой гармонии. В наш цифровой век октава может получить своё усовершенствование по внешнему виду и количеству нот, звукоряд – усовершенствованный РТС, электронные музыкальные инструменты – бОльшие возможности для исполнителя, слушатели – новое качество звука. Человек не может жить без музыки, она интернациональна, и должна быть хорошо оформлена во всех смыслах. Но надо не забывать об основоположниках.
У фортепиано имеется 2 вида клавиш (белые и чёрные). Цвет чёрных клавиш второго ряда и два пропуска используют для функции различения. Октава октаримо несколько другая по содержанию, требует выделения 4-х видов клавиш и их необходимо было обозначить каким-то образом. Сама суть лактавы октаримо подсказала способ выделения клавиш второго ряда для различительной и определительных функций.
Выделение во втором ряду крайних нот чёрным цветом, центральной ноты – рисунком на белом фоне и серым цветом – трёх клавиш с обеих сторон от центральной ноты выполняет 7 функций (ср. у фортепиано у чёрных и белых клавиш одна функция):
а) показана пятитоника;
б) вид клавиш, как и у фортепиано исполняет функцию различения нот и октав звукоряда для удобства игры на инструменте;
в) вид двух крайних клавиш чёрного цвета показывает рамки в которых осуществлялась модификация и символически отражает суть музыкального интервала 1:2, как говорят музыканты, «священной коровы музыки». То, что можно описывать на долгих страницах текста, символами отображается одномоментно;
г) две крайние ноты и центральная нота лактавы показывают способ нахождения консонантных интервалов (даны в таб.2 – таб.5 описания);
д) внешним видом клавиш второго ряда показана симметричность в построении лактавы, у звукоряда тоже есть внешнего вида симметрия (3 октавы + 3 октавы);
е) отображение клавиш второго ряда в том же количестве, что и клавиш первого ряда, показывает «равенство» и попеременность нот первого и второго рядов, имеющие оттенки в звучании;
ж) при взятии аккордов, если их художественным образом отобразить не нотами, а видом клавиш, каждый аккорд будет иметь свою уникальную «одежду», составленную из разного вида нот (от одного до четырёх видов клавиш). При обучении музыке это может помочь более быстрому запоминанию аккордов, покажет их структуру.
Цветовые варианты нот второго ряда могут зависеть от цвета корпуса инструмента (чёрный, белый, красного дерева, коричневый, бежевый и т.д.) Мои предложения по цветовому оформлению и орнаменту условны, вариативны.
Материал по модификации классической октавы фортепиано 7/12 прорабатывался автором на протяжении десятилетий (с учётом предварительного этапа). Музыкальному миру предложен следующий шаг в развитии исторической музыкальной основы. Техническим результатом произведённых действий по способу следуют: выбор значения частоты камертонной ноты, новые акустические значения частот нот звукоряда, полученная в интервалах и аккордах с целью большего благозвучия новая соразмерность в условиях РТС, новые различительная и определительные функции в звукорядах клавишных инструментов в результате наличия в них модифицированной октавы.
Свидетельство о публикации №220101100297