Берёза, лиственница - символы России
Во второй день Лесного конгресса, продолжая начатое (о первом дне повествует сказка «Я живу на земле в лесной красоте»), продолжилось распределение деревьев по лику Земли.
Старик-Годовик, приветствуя собравшихся, обратился к почтенной комиссии с загадкой:
– Дерево то – в зелени одеяние; в нём сокрыто кладезь щедрых даров. Первый дар – здоровья страждущим отрада. Второй – тьму прогоняет, свет даря. Третий – от жажды знойной избавление. Четвертый – босому ногам простая защита. Пятый – для писем, где сердце изливает душу («где сердце говорит» А.С. Пушкин). Шестой – кисть художника вдохновляет, поэта пером правит… Седьмой…
– Довольно, довольно! – в один голос воскликнула комиссия. – Ведомо нам, о каком дереве речь ведешь. Коль столь ты полезна роду людскому, выбирай себе страну! – обратились они к берёзе.
И заговорила берёза о земле далёкой, северной:
– Есть на Севере таинственная и чудная страна, где всякую жизнь чтут – и людскую, и птичью, и звериную. Нет там ни кота бездомного, ни пса осиротевшего, а уж человека без крова и подавно не сыскать. Там, коль птичье гнездо при строительстве метро отыщут, стройку на долгие месяцы отложат, дабы птенцы на свет явились, крылья расправили, и лишь после того кипела работа вновь. В той стране не только законы об охране лесов свято чтут, но и дружбу с лесом крепко хранят. Там десятки тысяч озер кристальных, рек чистых, словно слеза небесная. И хотя страна та северная, но дыхание тёплого Гольфстрима лютых стуж не допускает. Там «белые ночи» – солнце 73 дня за горизонт не скрывается, а в долгую ночь, что 51 день длится, колдовские переливы Северного сияния в небе пылают. На самом севере, в Лапландии, средь снегов искрящихся, волшебная деревня Санта-Клауса возникнет, где сказка с былью сплетутся воедино, и в новогоднюю ночь Санта на оленьей упряжке чудеса и подарки по всему миру развезёт.
– Что ж, коли так приглянулась тебе северная сторона, – изрекла комиссия, – отправляйся в Финляндию.
– И станет берёза там деревом национальным, – добавил Старик-Годовик, прощаясь взмахом руки с белоствольной красавицей.
Но не спешила берёза покидать Лесной конгресс.
– Есть у меня к вам просьба, – обратилась она к комиссии. – Осматривая Землю, приглянулась мне ещё одна страна, соседка Финляндии.
Старик-Годовик, обращаясь к членам комиссии, промолвил:
– Согласен я с вами, что берёза не столь сильна и могуча, как дуб, коего две страны национальным деревом нарекут. В той же стране, что берёзе приглянулась, лиственница национальным древом станет. Но и к берёзе там особое отношение будет. А пока послушаем, что же так берёзу в ту страну манит?
– Раскинулась страна та широко и вольно: от морей Атлантики на западе до Тихого океана на востоке; от студеных вод Ледовитого океана на севере до жарких степей Каспия на юге. Не счесть богатств её, и любоваться ими можно вечно. Зима там – сама блестящая краса! Сколько белоснежных, искрящихся перин и покрывал расстелено зимой по полям да лугам!
Добродушно усмехнулся Старик-Годовик:
– Подглядел я, как берёзка зимний наряд примеряла – в инее сверкающем до чего ж она хороша! Да и в весеннем наряде хороша: ажурная листва свежей зелени, изумрудные серёжки. Летом – платья ясно-зелёные и лёгкие сарафаны. В знойный день дарит прохладу, а в пасмурный – кружевная тень белоствольных сумрак прогоняет. Осенью – в золотом шитые наряды облачается. Зеленокудрая красавица, стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной привлекательна во все времена года и в любую погоду. Вскружит голову не одному поэту и художнику, писателю и музыканту в той удивительной стране. О берёзе там сложат предания и былины, песни, создадут живописные полотна.
– Да, – согласилась берёза, – по нраву мне все времена года в той стране: и стужа зимняя, и желтеющие колосья ржи осенью, и земляничный дух полян в летний зной, и тихое журчание лесной речушки, и величавый, плавный ход глубоководной реки. Нигде в мире нет столько снега зимой, а весной – столько талой воды в говорливых ручейках! Там я видела, как в тёплые ночи жаркие звёзды спешат окунуться в тёмные воды глубоких рек и задумчивых озёр, а искупавшись и охладившись, по лунным дорожкам ввысь, в небеса, спешат вернуться. И озорной ветерок прошептал мне секрет: в звездопад можно загадать желание! А желаний у меня много, – нараспев промолвила берёзка. – Одно из них – грибы выращивать в своей роще.
В этой стране россыпи алмазов – солнечные лучи играют с капельками росы на зелёных травах.
Там очаровывает душу мелодичное многоголосье птичьих песен. А какие просторы: радужно-полевой, вольно-степной, безбрежно-морской, серебристо-речной, жарко-песчаный, холодный бело-голубой! Ни в одной стране мира нет таких необъятных просторов! Там два Белых моря: одно – холодное на Севере, другое – ромашковое поле. Белые лучи-капельки с жёлтой звёздочкой внутри под солнцем купаются, нам улыбаются. Мы – двоюродные сестрицы с ромашкой: она – белоснежная, я – белоствольная.
– Коли так, – зашептались почтенные старцы, – пусть ромашка станет национальным цветком той удивительной страны. Белые лепестки – символом чистоты, а золотая серединка – одухотворённости.
– Очень подойдёт для той страны, для её жителей, – заметил Старик-Годовик.
Берёза продолжила:
– Там горы дивные: заоблачно-гордый Кавказ с седым двуглавым Эльбрусом; причудливо-живописный Урал, что с севера на юг протянулся и разделил материк на две части света; задумчиво-уникальный Алтай, хранитель тайн вековых. Там, на её северных землях, можно будет наблюдать полюбившиеся мне Северные сияния. Только там, в снежно-ледяных просторах, завораживающие картины ярких переливов поражают своей грандиозностью, ощущается холодное дыхание космоса, мерцание мироздания. Огромная протяженность Северного Ледовитого океана влияет на климат той страны. Волны холода, не встречая гор-препятствий, проникают далеко на юг. Там находится «полюс холода».
– Да, – подтвердил Старик-Годовик, – и что удивительно, в самом холодном месте удивительные люди построят поселок Оймякон и будут там жить! Жителям тёплых стран это покажется невероятным – жить в таких холодах! Но в той стране – особые люди. Не зря берёзке приглянулся тот край.
– И мне по нраву пришлись крепкие сибирские объятия, – смущённо призналась берёзка и продолжила:
– Я не буду страдать от весенних заморозков. Одна из моих родных сестриц, карельская берёза, сможет переносить вечную мерзлоту и порадует жителей своей красивой древесиной. Другой моей сестрице, берёзе каменной, полюбился восточный край той страны: Камчатка, Сахалин, берега Охотского моря. Древесина у берёзы той плотная, тяжёлая – в воде тонет.
– Берёза может расти везде, на любой почве – влажной и болотистой, сухой и каменистой, – кивнул Старик-Годовик. – И не только вечные снега полюбят горы, что шапками укроют гордые вершины, но и деревья полюбят горы. Правда, не смогут они так высоко забраться, к тучам, но горы украсят. И нарядные горы полюбятся людям.
- Эта страна так велика, что там есть где разгуляться и другим океанам: Атлантическому и Тихому, - продолжила рассказ берёзка.- Они смягчают т зимнюю стужу и летний зной.
Здесь 10 климатических поясов, от снежно-ледяной арктической тундры, до раскалённых пустынь и нежных субтропиков. И везде, кроме зыбучих песков, я могу расти, словно даря тихую песню жителям. В местах, где влаги мало, кора моя светлеет, словно умывается утренней зарёй, а там, где влаги вдоволь, на коре проявляются тёмные отметины, словно таинственные письмена.
– Воистину так, –поддержал Старик-Годовик. – Со временем берёзка станет не просто украшением этой дивной земли, но и праздничным нарядом каждой деревушки и шумного города. В парках и скверах, в лесах и рощах, она будет радовать глаз, услаждать взор. Малые речушки, широкие реки, синие озёра – все полюбят её, и, глядя в зеркало спокойных вод, берёзка будет расчёсывать свои шелковистые зелёные кудри.
Ко всем несметным богатствам и дивным красотам Россия, эта удивительная страна, обретёт особое очарование с появлением берёзки. Здесь она станет больше, чем просто деревом. Она станет душой, символом, самой сутью этой земли. И это богатство, скажу я вам, не каждому дано. И дело не в природных ископаемых, коих здесь тоже не счесть. Богатства совсем иного рода заключены в русской душе: совесть, душевность, духовность.
Берёзке придутся по нраву миролюбивые помыслы жителей, отсутствие злобы и агрессии. И прославится эта страна своими богатырями, своими защитниками, и останется Россия вовеки свободной и могучей.
Со временем понятия «Россия» и «берёза» станут неразделимы. Невозможно будет представить русский пейзаж без её белоснежного ствола и трепетной зелени.
И хотя берёза станет национальным деревом и в Финляндии, именно здесь, в России, о ней сложат больше всего песен, загадок, пословиц и поговорок. А песню «Во поле берёзонька стояла» будут петь от мала до велика всем миром. И народ щедро наградит это дерево самыми ласковыми словами и эпитетами.
Берёзке полюбится задушевность русских песен, в которых гармоничная вибрация отсекает всё лишнее – мирскую суету, злобу и печаль. В них – красота и чистота, радость и грусть, светлая печаль и тихая тревога, духовная сила и оберег, проникновенность и искренность, добрая шутка и озорство, вера и память, нежность и теплота, величавость и наивность.
И она отдаст себя человеку до последней капли. За особенную любовь к этому дереву, славяне издревле встречали Новый год весной, с русской берёзкой, а не с колючей елью. Но придут лихие времена, и чья-то властная рука подпишет указ: «Повелеваю встречать Новый год 1 января…». Но русский народ всё равно не оставит свою красавицу без праздника. Нарядная ёлочка будет провожать старый год и встречать Новый год, а белоствольная красавица – провожать весну и встречать лето в прекрасный православный праздник Святой Троицы. Берёзовые ветви в доме в этот день – символ новой жизни.
Уютно будет берёзке на русской земле. Дышится легко и светло. Полюбится ей крест старинной церквушки и золотые купола, взлетающие ввысь, и малиновый перезвон колоколов.
– И лиственница, другое дерево, которое вы назвали национальным, не станет ей соперницей. В этой огромной стране места под солнцем хватит всем, – закончил свой рассказ Старик-Годовик.
Берёзка согласно кивнула своими зелёными листвами:
– Я уступаю лиственнице бОльшую часть российской земли.
– Леса из лиственницы займут 40% лесного массива страны, – Старик-Годовик с уважением представил комиссии лиственницу.
– Я, как и берёза, нетребовательна к почве. Расту легко в горах и на болотах. Так же, как и берёзке, мне по нраву крепкие сибирские морозы. Полюбилось мне и Северное сияние, поэтому расту и за Полярным кругом, – немногословно поведала лиственница о себе.
– Жители России полюбят это дерево и за ценные свойства древесины, – поддержал лиственницу Старик-Годовик. – Два удивительных факта сохранились в истории: один на краю света, другой – ближе к нам, здесь, в Европе. На краю света Атлант держит небо. А два прекрасных города, Венеция и Санкт-Петербург, держатся на сваях из лиственницы. Держать на себе города – какая это тяжкая ноша! Сколько нужно терпения и выносливости! Скромница-лиственница, я знаю, будет справляться с этим делом веками.
Особую долговечность и прочность древесине придаёт смола. Удивительное свойство есть у этого дерева: при долгом нахождении в воде, как в солёной, так и в пресной, древесина приобретает особую твердость, словно становится металлом.
Поэтому древесину лиственницы будут использовать в судостроении. Русская флотилия в Архангельске в XVII веке была построена из неё. Прекрасна она и для причалов, мостов, плотин.
Прочна у лиственницы не только древесина. Краска, получаемая из коры, надолго окрасит ткани в жёлтые, розовые, коричневые цвета.
Это дерево очень любит свет. Иногда её называют дочерью Солнца. В доме, построенном из сибирской лиственницы, сохранится собранное летом тепло. А жарким летним днём в таком доме будет прохладно.
Лиственница подарит людям искусственный шёлк, полезное эфирное масло, целлюлозу, канифоль и ещё множество полезных веществ.
Отварами и настоями из хвои лиственницы на Руси будут успешно лечить многие болезни. В лекарственных целях будут использовать кору, почки, молодые побеги, смолу и даже древесину.
Лиственница, точнее её сера для жевания, поможет в период эпидемии вирусных и инфекционных заболеваний и гриппа.
Так что не зря лиственница будет носить гордое звание национального дерева России.
Это дерево не только уникально, но и загадочно. И далеко не все загадки люди разгадают.
Почему пень срубленного дерева продолжает расти ещё многие годы?
Почему шишка лиственницы похожа на чёрную розу?
Лиственница – хвойное дерево. Ни сосна, ни ель не сбрасывают иголки на зиму, а это дерево сбрасывает?
-Я могу объяснить, почему я сбрасываю иголки на зиму, - смущенно взглянув на Старика-Годовика, сказала лиственница.
– Однажды в начале сентября я увидела, как озорной Ветер, притаившись за утёсом, засмотрелся на берёзки. Те возле пруда любовались своим отражением в зеркальных водах. Расчесав свои кудри, берёзки пустились плясать в хороводах. Зеленокудрые, белоствольные словно зачаровали ветер. Через несколько дней я увидела его вновь. Ветер задумчиво перебирал в небесной сини солнечные лучи и играл с цветами радуги. Ещё через пару дней я видела, как он шептался с Осенью, гостившей в наших краях. Богатая Осень, поглядывая на деревья, согласно кивала ветру.
На следующее утро я видела, как зарница роняла в тишине алмазы, как хрустальный перезвон рождался в безмолвной тишине, в небесной синеве.
А потом появились они – неукротимый Ветер и яркая Осень. Ветер безжалостно растрепал зелёные платья на деревьях, а Осень следом набрасывала на них золотые одежды.
Под звуки пленительных мелодий Ветер ласково подхватывал деревья и кружил их в лиственном вальсе. Восхитительная картина: осенняя година, серебро паутины, красивые наряды, танцы-маскарады, листьев радужное круженье и моё волненье.
В отчаянном порыве я устремилась в круг: «Закружи меня в своём ветреном вальсе, подари и мне золотистый наряд!». Ветер шутливо сбросил с меня мой зелёный наряд, а Осень накинула золотое платье. Сосны и ели, видя такой разгул, такую свистопляску, тоже устремились в круг. Ветер, уколовшись об их острые иголки, вытолкал хвойные из танцевального круга. Хмуро сосны и ели наблюдали за светопредставленьем. У меня-то иголки мягкие, а у ели и сосны иголки колки.
С той поры я осенью и меняю наряд с зелёного на жёлтый. Правда, закончилось всё не так радостно и весело, как начиналось в сентябре. Через месяц-другой ветер переменился. Стал он прохладным, промозглым и колким. А яркая Осень превратилась в тоскливо-туманную серую слякоть и сорвала с деревьев подаренное ею же дорогое золотистое убранство. Обнажённые, мы холодной и студёной зимой ждём весну. Тепло и свет подарят нам новые ярко-зелёные наряды.
– Лиственница, как и берёзка, хороша во все времена года. И зелёный, и жёлтый наряд ей к лицу, – Старик-Годовик с доброй улыбкой взглянул на дерево. – Зимой видна её благородная, чёткая и стройная крона. Мне особенно нравится весенняя картина. Иголочки только начинают выглядывать из почек и не закрывают на ветках-побегах светло-зелёные колоски и малиново-розовые шишечки, похожие на маленькие розочки. А осенью тёмные и твёрдые шишки раскроются, выпустят на волю маленькие семена с прелестными крылышками. Ну, а то, что лиственница сбрасывает осенью свой наряд… – Годовик на мгновение замолчал, а потом продолжил:– Нет худа без добра, – улыбнулся он.
Её полюбят города. Сосны и ели не смогут защитить себя в задымлённых и загазованных городах. А лиственницу спасёт листопад. Накопившиеся в хвое за лето вредные для дерева вещества, опадут осенью. Но придёт весна, и опять оденется она. Своей неприхотливостью к месту произрастания, лиственница будет помогать людям, очищая воздух в городах.
И зимнее иссушение в сильные морозы, когда вода при промерзании почвы не поступает к дереву, ей не грозит. Поэтому она не боится сильных сибирских морозов и выживает там, где ели и сосны обычно гибнут.
Лиственница подружится со многими деревьями. Поэтому её часто будут использовать в групповых и аллейных посадках. Красиво она будет смотреться и на каменистой горке, и вдоль садовой дорожки.
И вредители лиственнице будут не страшны. Смолистая древесина, крепкая и толстая, будет ей надёжной защитой.
Старик-Годовик замолчал.
Лиственница и берёза, прошелестев листьями, скрылись за горизонтом. А в этих краях, на российской земле, они растут и по сей день.
От автора.
Этим летом мы отправились в путешествие на машине по нашей стране. Сотни километров пролегли от холодной тундры до жарких степей, от уникального Байкала до холмистого Болдино.
Россия – велика и прекрасна. Её воздух – чистый, свежий, вольный. Спасибо, деревья, за лесную красоту, в которой я живу на Земле.
Вспоминаются слова Николая Старшинова, которые я перефразирую:
"Сохраним леса – и сохранимся сами на Земле."
Россия – велика и прекрасна.
Однажды утром я увидела на зелёной травинке капельку росы. В ней отражалось солнце – огромное, горячее, уместившееся в этой маленькой капельке воды.
И так же, в моём маленьком сердце, поместилась вся великая Россия.
Свидетельство о публикации №220101100323