Познавательная ценность примечаний

         

               

                ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ  ЦЕННОСТЬ  ПРИМЕЧАНИЙ
                (Предисловие)


       Сегодня,  на некотором спаде тревожно-депрессивных состояний и пандемии, когда  после  кромешной  Смуты 90-х и  безыдейных "нулевых годов" в советско-буржуазное олигархическое общество  снова  вернулась радость Познания и  тяга к душеполезному  чтению, пришла пора поговорить не только о культуре  чтения, но и о  чтении  как средстве  самообразования и даже самовоспитания. Здесь    многое зависит  от выбора  темы, от жизненных ценностей и  увлечений  молодого человека, от степени  его природной любознательности, от его  склонности к умственному труду и логическому, сравнительному  анализу.  Молодой читатель по примеру своих  славных предков не должен бояться больших текстов (не всякую тему можно полно и внятно  раскрыть в нескольких абзацах). Поиск истины требует от нас много времени и огромного  труда  души,  труда ума и сердца.  Для этого уже мало  энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, Большой Советской  энциклопедии, Википедии и Циклопедии. Для поиска  Истины нужно  знать  не только накопленный жизненный опыт  людей прошлого, но и  "философию жизни" своих современников, "собратьев по юдоли печали и слёз". Не все тексты, опубликованные  в  социальных сетях и на порталах Интернета, несут читателю   полезную информацию. Во многих  виртуальных, электронных текстах  содержится  много информационного мусора культуры повседневности  самого низкого, сиюминутного, рекламно-пропагандистского   пошиба. Ничего общего с Радостью Познания Непостижимого они не имеют, а посему для    человека, обладающего логическим интеллектом,   отделить  зерна истины  от  шелухи  не составит особого труда.  Рекламно-пропагандистская  задача современных манипуляторов  сознанием  — привлечь  читателя к себе, усилить  его интерес к просматриваемому тексту, вызвать желание прочитать его, обнаруживает себя  своей вульгарной навязчивостью и  наглой  бесцеремонностью в духе циничного  сына библейского Ноя – Хама.      Такие  тексты адресованы, как правило,  ленивому читателю и  "грамотному" массовому потребителю, который довольствуется историческими анекдотами и комиксами, виртуальными и реальными военно-патриотическими  играми, "историческими реконструкциями" победоносных битв прошлого.
       Интересный научно-популярный текст  очерка, статьи, эссе или отдельной главы из книги, привлекает  глаз  молодого читателя,  как правило, своей "особой темой", связанной с тайной природы человека и Мироздания, со  всем  тем, что было в прошлом  известно, но вскоре  забыто, или было "навечно" засекречено спецслужбами  от современников и потомков. В этом случае каждая из тем большого (или малого) по объёму текста, может стать предметом самообразования и  ОБЪЕКТОМ  САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧИТАТЕЛЬСКОГО ПОИСКА и началом самостоятельной  (изначально  чисто дилетантской)  научно-исследовательской  работы.
     Ценность текста зависит  не только от  его интригующего названия, броского дизайна иллюстраций, оглавления, содержания и  объёма  книги или статьи, не только  от предисловия, послесловия и вступительной статьи известного  научного авторитета,  но и от  информационно-пояснительного аппарата, авторского  затекстового  примечания и комментария. И не только  от авторских примечаний, но и от примечаний переводчика иностранного научно-популярного и художественного  текста, из которых читатель узнает многое   из быта, нравов и культуры других народов и цивилизаций, не прибегая  к помощи специальных справочников, энциклопедических словарей и Википедии. Носителем такого рода информации (подстрочных примечаний)  является сегодня  документально-художественный роман-хроника Джорджии Хантер «День, когда мы были счастливы» (М.: Издательство АСТ,2020) в переводе Марии Максимовой. В  этом романе,  основанном на истории одной семьи,  подстрочные примечания  переводчика знакомят читателями с нравами и  религиозными обычаями и традициями еврейского народа.
     Молодой читатель не должен страшиться громоздских затекстовых  авторских примечаний и дополнений, ссылок на источники и литературу. В мировой культуре  накопилось множество изданий, информационно-пояснительный аппарат которых иногда   для нас сегодня интересней,  чем  основной  текст.  Комментарий, как составная  часть аппарата  основного текста,  объясняет,   разъясняет,  толкует факты, смыслы, фразы, девизы,  имена, понятия, знаки  и символы  с нескольких точек зрения, в том числе и с  позиций авторов  разных времён и народов. В комментариях  можно встретить   дополнительные  сведения  об исторических событиях, о фактах, именах собственных и  географических понятиях глубокой древности…   или  о  секретных делах недавнего советского прошлого.      
        Без  пространных авторских  текстов, без развёрнутых, подробных авторских комментариев и примечаний к ним   невозможен  КОМПАРАТИВИЗМ  — сравнительно-исторический  метод  социально-политической  историографии, который основан на  сравнительном изучении и сопоставлении фактов  и событий, происходивших в данную эпоху у  других народов. Сравнительное изучение исторических фактов,  событий и обществленных явлений нужно и полезно хотя бы  для того,  чтобы  наглядно и зримо представить свою страну в историческом развитии,  рассматривать её как один из  множества  субъектов мировой культуры на одной бесконечной  исторической  ленте пространства-времени. Путём сравнения,  сопоставления   схожих по форме и внутрнней  сути  явлений  разных эпох и народов, можно виртуально "реконструировать" многие утраченные (или умышленно вычеркнутые)  факты отечественной истории, заполнить многие её лакуны и зияющие ниши, представить  настоящий интеллектуальный и моральный дух эпохи.
       Комментарии помогают  юному читателю (будущему историку-археографу, археологу, культурологу  и краеведу) глубже вникнуть в тему, составить  личное ясное представление об эпохе, точнее понять её смысл и целеполагание людей.
      Затекстовые примечания  как элемент  аппарата  основного текста,  содержат для особо любознательных и пытливых читателей  дополнения  к основному  тексту, уточнения,  разъяснения и даже  ссылки на  иных авторов,  выдержки из их  сочинений по данной теме.  Примечания отличаются  от комментария тем, что они     не содержат толкований текста, но сегодня разница между ними размыта научной публицистикой.
      Затекстовые примечания и комментарии  иногда  содержат   такие сведения, которые   могут быть использованы  читателем    независимо от основного  текста для  дальнейшего  развития главной темы, или для развития  новой, параллельной.  Именно в  затекстовых авторских примечаниях и дополнениях содержится больше всего неизвестных широкой читательской аудитории умышленно скрытых, затёртых, забытых, оставленных без особого внимания, уничтоженных при помощи умелой дезинформации,    фактов.
       Без    примечаний, пояснений и кратких толкований текста  автору  трудно быть  понятым читателем.  Пояснения необходимы в любом случае —   при обилии  документальных источников и тем более при  их остром дефиците  в стране засекреченной правды и торжествующей  официальной лжи.  В стране, где  в течение века засекречивалось почти всё, даже сама  жизнь (суровая  действительнось и культура повседневности), где  (в силу  шпиономании и  откровенного невежества  "компетентных  органов") строго  засекречивалась   всякая  чепуха, авторские пояснения в свою  очередь  требуют  дополнительных пояснений  и ссылок  на дополнительные (малоизвестные, недавно рассекреченные, косвенные) источники. Иногда (в зависимостим от темы) авторские пояснения становятся  для читателей  своеобразной  "расшифровкой"   главного  текста  статьи или эссе, неким  идейным тайным посланием  автора  своим будущим  читателям.  И  это  вполне понятно. У каждой эпохи свои  историки, писатели  и философы. И у каждой эпохи свои  цензоры-идеологи, своя борьба с инакомыслием.   
        Особенно ценными в этом отношении  являются авторские примечания,   к  академическим изданиям "Истории Государства Российского" в 12 томах Н.М. Карамзина и  к "Истории России  с древнейших времён" С.М. Соловьева в 29 томах.  В них   имеются ссылки на многие исчезнувшие (уничтоженные людьми и огнём)  письменные источники, которыми пользовались  русские историки Михайло Ломоносов, Василий  Татищев  и князь Михаил  Щербатов, когда  пытались  полнее осветить культуру,  общественный  строй (уряд)    древних славян.   Из этих пояснений и примечаний становится ясно,   откуда и почему, по  чьей вине и откровенной глупости, в истории отечества возникли те или  иные лакуны, мифы и легенды,  неправда, ложь и клевета. Из авторских примечаний и пояснений перед читателем предстаёт совершенно иная  история народа и страны, и, соответственно, своё  особое понимание  своего прошлого.    
     Авторские примечания и  пояснения порой помогают  читателю увидеть то,  чего раньше  вообще  никто  не замечал и даже то, что не заметил сам... автор. Они порой бывают для читателя,   как кончик  той волшебной нити Ариадны, помогающий   добраться  по  историческим лабиринтам до  Истины и  благополучно  выбраться из  тьмы массовых  заблуждений обратно на белый  свет.  Авторские примечания в отличие от основного текста, дают читателю право самостоятельного поиска истины, независимо от  мнения автора и вообще от  мнения официальных авторитетов, опираясь на  опыт своих близких и на  личный жизненный опыт,   на  свою морально-нравственную позицию.  Они помогают нам (зрячеслышащим) в "белом шуме" и бестолковой, повседневной   суете  социума  увидеть и услышать то, что способны уловить всеми фибрами  души  только  слепоглухие.  Авторские ссылки на источники, дополнения, пояснения и комментарии читателю  надо всячески ценить  и уважать, ибо в них   в соприкосновении  на первый взгляд  с  непостижимыми загадками,  заложен огромный опыт поиска истины в  густом лесу  былых массовых заблуждений, идеологических легенд и мифов. Ведь каждый, уважающий себя и других людей автор, стремится ссылаться  на авторитет  лучших людей своего времени, которые черпали свои  душевные и интеллектуальные силы  в КОСМИЧЕСКОМ  РЕЛИГИОЗНОМ ЧУВСТВЕ. (Альберт Эйнштейн)
     Из авторских пояснений и примечаний читатель  может  узнать и догадаться  о том, чего нельзя  было узнать  из-за   традиционной  табуированности темы, тотальной засекреченности неприглядных  фактов мира и войны, преступлений власти против человечности  вообще  и против  своего народа  в частности. Только в авторских примечаниях, дополнениях и комментариях, в ссылках на источники и литературу   можно обнаружить   много негласно утаённых фактов, противоречащих  официальным версиям  событий и явлений.
      В государствах авторитарно-тоталитарного типа, всё, что  касается политической и социально-экономической  рентабельности правящего режима, его антинародной тайной дипломатии,  преступной внутренней политики и предательства национальных интересов страны, все представляет  собой государственную тайну.       Сегодня Россия – это страна  засекреченной правды, где государственной тайной являются «секреты родного колхоза», весьма низкая  социально-экономическая и политическая рентабельность и КПД  правящего режима,  все наше позорное, невероятное и очевидно безобразное, нездоровое бытие. В СССР, в XX веке,   к государственным тайнам военного, геополитического и экономического характера  добавились  тайны, связанные  с сотрудничеством германских  спецслужб (гестапо) с советскими  спецслужбами (НКВД) в 1938-40 гг. в борьбе  с «общими врагами».   Строго засекречена была и  являлась  государственной тайной   деятельность  советских спецслужб внутри страны и за её пределами, связанная   с  убийствами агентами НКВД неугодных политических  оппонентов –  видных военачальников, общественных деятелей и учёных  с помощью ядов, холодного и огнестрельного оружия. В России, в  XXI веке,  к  этим   государственным секретам  добавились секреты, связанные с планами «приватизации» чекистами  всех советских ценностей и с  реальной рейдерской атакой чекистов на золотой запас страны и на пресловутое «золото партии».
       Государственными  секретами стали   и  совместные  советско-американские проекты (во главе со специалистом в области управления Д.М. Гвишиани,  «архитектором перестройки»  А.Н, Яковлевым и начальником  советской разведки  В.А.Крючковым) по «перестройке» и   «переобустройству»   постсоветского пространства на капиталистический лад  «по стратегической разработке Юрия Андропова и с одобрения Лэнгли».
      К традиционным военным тайнам, связанным с производством секретного оружия и обороной страны, сегодня добавились «секреты родного колхоза», коммерческие и банковские тайны, личные счета и личная жизнь правящей элиты.  политические убийства депутатов Государственной Думы, видных деятелей оппозиции (генерала Рохлина,  Галины Старовойтовой, Бориса Немцова), внезапная смерть «полового гиганта» Анатолия Собчака, «самоубийство» демона и беса эпохи ельцинизма Бориса Березовского и   совсем недавнее    «самоубийство» Сергея Хрущева, автора незавершённых воспоминаний о брежневизме и горбачевизме. Об истории разграбления богатств России в эпоху  путинизма, о тесном сотрудничестве правящего кремлевско-кэгэбисткого режима со спецслужбами Финансового  Интернационала  могут многое поведать ссылки на блок рассекреченных Михаилом Полтораниным архивных документов под общим названием «Особая папка». Этим ссылкам уже сегодня нет цены, а завтра они  станут полноценными документальными источниками по истории треьей кромешной  русской Смуты. Дело в том, что документы из «Особой папки», касающиеся экономических преступлений Владимира Путина и его питерской команды, доведшей  в начале 90-х город Санкт-Петербург почти до голода, были уничтожены, но часть из  них была использована в аналитических трудах экономистов-публицистов и в журналистских расследованиях.  По сути,   теме тотальной секретности, определившей  упаднический  моральный дух трёх поколений советских людей,    посвящен весь этот  сборник историко-публицистических статей «Страна засекреченной правды».  Такое всеобщее засекречивание государственной и общественной жизни сложилось в нашей стране ещё в  «просвещённое» правление императрицы Екатерины II, которая  всячески стремилась скрыть от иноземцев все неприглядные  и тёмные стороны   российского бытия («голимого реала»). Эту страсть к засекречиванию внутренней жизни страны  через двести  большевики довели  до полного  абсурда –   ими было засекречено всё самое  очевидное и невероятно возмутительное, самое бесчеловечное и  разрушительное зло, которое лишает страну и её народ нормального развития.
         Только в авторских  примечаниях можно  обнаружить дополнительные доказательства антропного принципа науки о Мироздании и обо всём живом  на свете.    Только в ссылках и в авторских комментариях можно обнаружить истинную   философию эпохи и драму  человеческого общества, одиночество, усталость людей  от унылой  жизни и косного  правящего режима,  услышать и прочувствовать  мотивы беспомощности  мыслящего  человека  перед судьбой, историей, временем и властью.  Этой теме  посвящён  ряд статей и эссе, таких как «Народ, утомлённый  величием  Зверя», «Прогулки по лунной дорожке». 
       Только в авторских дополнениях можно встретить утешительные слова немецкого драматурга  Готхольда Лессинга для всех юных, ищущих истину: «Стремление к истине ценнее, дороже  уверенного   обладания  ею». Авторские примечания, дополнения, пояснения и комментарии помогают пытливому читателю  иногда найти  то, чего не смог, не сумел и/или не успел  найти  автор. Увы, не всех людей Бог  щедро насыщает  долгой жизнью,  и "нельзя не признать, что дьявол  добросовестно  ведёт счёт  прожитым годам". И об этом трагическом бессилии слабого  человека перед временем и пространством мы чаще всего встречаем не в основных текстах, а в примечаниях  к ним, где сомнений индивида  в себе  самом содержится  гораздо больше, чем  гордыни и высокомерия.   
        Только  в авторских примечаниях и ссылках на источники внимательный читатель может обнаружить характерные  для исторической науки  явные несуразности, отыскать  ответ на многие  "щекотливые", неприятные и политнекорректные вопросы,  сделать «выправление имён», подвести окончательный итог частных и коллективных деяний.         

       Только там  молодой читатель может найти информацию о том, что все современные эксперты — мэтры дезинформации, что все  великие и малые народы  — жертвы больных  властолюбием  политиков-параноиков,  что главными преступниками   XX века  стали в основном коммунистические вожди.      
       Не всякий автор  желает быть в своём лице истиной в последней  инстанции и  от своего имени  осмелится   утверждать, что политическое убийство — это совершенное убийство, что связь между ядерной  политикой  и терроризмом  сегодня очевидна,  что ядерное оружие  всегда  находится  в руках  политических  животных и  несведущих невежд-милитаристов. В любом случае и при любом  правящем  режиме безопаснее всего для  автора —  ссылаться  на  свидетельства других людей, размещая  их  в своих примечаниях.
      Не всякий  автор   мнит себя  пророком в своём отечестве  и знатоком всего на свете.  И  далеко  не  каждый  автор спешит причислить себя к тем великим политическим животным, кто перед смертью думал, что мир не переживёт разлуки  с ними. Но почти у всех (за исключением немногих)  есть дети, внуки и даже правнуки, и каждый автор  стремится их ПРЕДУПРЕДИТЬ О СТАРЫХ-НОВЫХ  ИСКУШЕНИЯХ, СОБЛАЗНАХ ЛУКАВОГО МИРА И СМЕРТЕЛЬНЫХ ЗАБЛУЖДЕНИЯХ  МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ.  В жизни есть ценности и вещи, которые не должны интерпретироваться идеологий и тем более пропагандой.  Идеология, как правило, их объясняет, оправдывает или в угоду власти их замалчивает, а пропаганда – нагло  лжёт, обманывает, манипулирует людьми, и ни в  коей мере не просвещает. В  отечественной  истории есть факты, обработка которых и обяснение с идейно-пропагандистских позиций, является кощунством, преступлением перед  культурой исторической памяти.  Факты должны  говорить сами за себя, а статистика должна быть честной и добротной. Сегодня нужен документально-исторический роман, нужна документальная, интеллектуальная проза, ибо чисто художественная литература  больше  не принимает, не выдерживает ту  правду, которая не принята,   невыносима  и оглушительна для уиа и сердца. Чтобы не утратить в себе остатки человечности и эмпатии  шок от правды должны  пережить все  наши граждане.    Больному обществу для ориентации в ноосфере  нужна сегодня не просто информация,  а ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ  ДОКУМЕНТАЛИСТИКА.  Правду о жестокой схватке двух миров, об ужасах войны, терроре и голодоморе  описывать художественным слогом бесполезно. Нет ничего  на свете убедительней, кроме  обжигающего сознание и душу сухого   языка документа. Он пробивает души самых толстокожих, бьёт ниже пояса, потрясает тех, кто почти утратил чувство  милосердия  и эмпатию.
      Увы, история планируется и пишется не нами,  а теми, кто хочет с её  помощью   тотально  манипулировать людьми. Каждая эпоха, каждый  правящий режим     пишет свою историю  для   своих сиюминутных выгод, где он выступает в роли главного носителя прогресса и величает себя  венцом  политического творения, идеалом  государственности. Что это далеко не так, мы узнаём из авторских примечаний и пояснений, из своих умозаключений и выводов, сделанных из попыток логически соединить ряд косвенных источников в одно целое и восполнить ими утраченный или  строго засекреченный официальный подлинник.   Из авторских примечаний, пояснений и толкований, становится  ясно, почему  и по каким причинам автор не уделил должного внимания  тому или иному событию, той  или иной исторической  фигуре.
       Особо ценными в этом  плане для  всех любителей истории являются авторские   ссылки на мемуарную литературу и отдельные  выдержки из  неё. Там иногда  содержатся такие сведения о недавнем нашем прошлом,  которые  ещё долго будут находиться   под грифом   строгой  секретности.  Никогда не надо забывать, что в СССР открыто вспоминать о пережитых страданиях,   было строго  запрещено, публикация личных воспоминаний и свидетельств в самиздате преследовалась властями в уголовном порядке. Мемуарная проза, написанная  по дневникам и записям автора,  по подлинным документам эпохи не приветствовалась в Советском Союзе.  Воспоминания о  войне советских маршалов и полководцев подвергались строгой цензуре и переписывались (дополнялись "нужными фактами") в угоду очередного генсека. Существует огромная разница между  подцензурной мемуарной литературой и так называемой, свободной, независимой, между мемуарами победителей и горькими воспоминваниями побеждённых, например, между  мемуарами  красного маршала Георгия Жукова и мемуарной прозы  белого офицера барона Владимира  Герлаха. (Герлах Владим. "Изменник". М. Издатель  Словохотов А.А., 2013).
       А между тем, записанные на магнитную ленту в частном порядке  устные свидетельства участников событий, оказываются более ценными  источниками, нежели печатные  воспоминания исторических лиц.  Приведённые в авторских примечаниях подлинные   дневники и дневниковые  записи и личная  переписка, забытые имена, до сих пор не разобранные и  неисследованные домашние архивы, и фотоматериалы это    ценнейшие  и малоизвестные  документы эпохи. Они  рассказывают нам  не только  о борьбе нашего народа с внешними  врагами, но и  о  природе большевизма,  о  его войне  с собственным народом. В этих честных документах обманутых и без вины виноватых  людей, попавших под колёса  страшной русско-советской истории, отображена  своя   страшная     правда о XX веке-людоеде.  И обо всём этом и многом другом, связанном  с тайной природой   человека  можно узнать не только в текстах гуманитарной научной публицистике и в популяных исторических очерках и эссе, но и в некоторых содержательных авторских комментариях и примечаниях к ним. Внимательно читайте, изучайте авторские примечания и дополнения, источники и использованную литературу, не ленитесь искать истину,  ибо в этих поисках заключена вся  Радость  Познания мира  и  весь смысл жизни.
        В истории СССР было несколько периодов, когда спецслужбы стояли над партией,    и когда партия в лице генсека контролировала органы безопасности.  КПСС  обеспечивала эффективную работу внешней и внутренней пропаганды,  а органы государственной  безопасности проводили беспощадную борьбу с инакомыслием и антисоветизмом, строили подземные города для дубль-правительства СССР, бункеры-погреба для  высшей партийной знати страны, спецособняка «Волынское-3 по  секретному распоряжению Совмина №2833 рс («Особая папка»)
       При Сталине и после него  подлинный документ переставал быть  основным отражением и продуктом  реальной повседневности  и уступил  своё место двум магическим искусствам —  киноновостям и  так называемому документально-хроникальному кино.   В   эпоху Гитлера  и Сталина эти «синематографические источники»  через  зрение и слух стали замещать собой  всю нашу грубую и  жестокую  реальность  бытия. К бумажным носителям лживой информации  в ХХ  веке  добавились другие носители информации — киноплёнка и магнитная лента.  Кроме газет и журналов появились  более убедительные и наглядные аудиовизуальные информационные  поделки и рекламки-анонсы на исторические ("эпохальные") сюжеты — кинофотодокументы, которым тоже суждено стать  историческими источниками вместе с  политическими передовицами и хвалебными статьями в честь двух гениальных вождей  в газетах  "Известия" и "Правда", в "Ангриф"  и "Фёлькишер беобахтер".
         Оба  диктатора, подмяв под себя все средства  массовой информацмм и кино,  впервые в мире сумели  УПРАВЛЯТЬ  РЕАЛЬНОСТЬЮ, манипулируя  потоком  пропагандистской информацмм, выдавая художественный фильм  (и постановочное, "документальное" кино)  за новости,  а новости за кино, за сказку,  которая становилась былью и  ДОКУМЕНТОМ  ЭПОХИ.
      Тоталитарное кино  показывало то, чего на самом деле не было, а новостное, хроникальное кино ("Новости дня") показывало то, что  было, но  происходило  совсем не так, как на экране.  Эти  магических искусства в ХХвеке стали главныыми  источниками информации (историческими документами эпохи), были  по существу энциклопедией  советских людей, навевали  им "золотые сны" и деформировали  их сознание "красивой"", оптимистической ложью. Ложь сопровождала новости с войны и трудового фронта, фильмы лгали о войне и мире, а люди  в целях безопасности или по своей природной наивности воспринимали  эту ложь  как правду. История последних трёх веков  —  это история массовых дезинформаций и массовых заблуждений, гнусной лжи,  обмана и насилия, героических мифов и строго засекреченных преступлений против человечества  монстров власти. Этой теме посвящены статьи «Тайная  встреча в спальном вагоне» и «Народ,утомлённый величием Зверя», снабжённые авторскими примечаниями, ссылками на источники и литературу.
        Необходимо знать, что  в больших, объёмных авторских примечаниях и комментариях  заложен  огромный  интеллектуальный труд –     заблуждения, открытия  и находки нескольких поколений исследователей. В некоторых случаях обширные  авторские комментарии и примечания полезно   перечитывать ещё раз, уже   внимательней и пристальней. Это вынуждает читателя повторно обращаться к отдельным местам основного текста, содержащего  авторские  интерпретации того  или  иного события и факта, позволяет читателю иметь свой взгляд  на  заданную в тексте тему.
        Порой случаются настоящие открытия.  Иногда через дотошное изучение  авторских примечаний и приведённых в  них отрывков из архивных источников, удаётся  опредедить  истинные координаты конкретного   человека в структуре бытия. В стране строго засекреченной правды жизни,  не всем удаётся своим особым  зрением  увидеть первые искры сознания реликтового человечества и   феномены ВИДОИЗМЕНЁННОГО  СОЗНАНИЯ.    Не всем читателям  до сих пор удаётся самостоятельно   узреть   вывернутые наизнанку   веком-людоедом  человеческие души, и  тем более   мистический ОБРАЗ ЗВЕРЯ  В "СУМЕРКАХ БОГОВ". Увы, не всем дано в багровом безумии земетить  закат истории,  осознать  её вселенский  круговорот, провести самостоятельно  "выправление имён", свою  ревизию  новым и морально устаревшим понятиям и терминам, сделать личные обобщения, предположительные выводы, прогнозы и комментарии.
         Подробные, обильные  затекстовые  авторские примечания — это своеобразные дедовские ветхие чердаки или глубокие подвальчики, где  продолжают неслышно  витать тени незаслуженно забытых предков. Это  некий  чулан,  в котором автор  бережно   хранит исторический  хлам ушедших эпох и культур, Там, в в картонных коробках и папках,  среди никому ненужных  вещей и груд исписанных бумаг можно отыскать  настоящие перлы, редчайшие   раритеты и бесценные  артефакты, с помощью которых атрибутируются  имена  бездумно и легкомысленно забытых героев  и злодеев,  в очередной раз раскрывается очередная историческая тайна.
     Удивительным является и то, что авторские примечания и комментарии иногда отвечая на многие вопросы  прошлого, настоящего и будущего, порождают в свою очередь  новый ряд  трудно разрешимых мировоззренческих  вопросов.  Почему Генрих  — не Хайнрих,  Хайне — не Гейне, а Луи — не Людовик? Почему одной идее суждено быть  вечно живой и актуальной, другой же  —  оставться вечно в тени? Почему на первом месте Нобелевский лауреат Альберт Эйнштейн, а не  Нобелевский лаурет Вернер  Гейзенберг? Почему Бородинская битва для Наполеона и Кутузова  одинаково завершилась  победой?  Почему и зачем люди  ищут  Истину путём чистых  спекуляций, и упрямо не желают увязать воедино великое число отдельных, неопровержимых,  прямых и косвенных фактов? Почему не всякий автор может взять на себя  весь этот груз жестоких истин, не опираясь на свидетельства былых времён и своих авторитетных современников.
     Почему  русская  душа    не желает  больше  вольного сибирского  простора, покорения природы и освоения земель, а всё чаще и чаще она "покоя просит" (А.С.Пушкин), стремится  больше к  мудрой  благодати, стабильности и  гармоничному развитию? Почему  современного  рядового  человека  (всех  советско-буржуазных простолюдинов и обывателей)  перестало  вдохновлять и   радовать  могущество Державы, имперское величие Вождя  и его хищной  стаи «дорогих товарищей» и  верных  «слуг  народа»?     Почему самое прекрасное   и  самое глубокое из всех переживаний человека  —  радость  познания  и ощущение таинственности, способность воспринимать  непостижимое — легло в основу всех религий и идеологий, стало  оружием политических жрецов,  одним из  средств «чёрной  магии» манипуляторов массовым сознанием? И почему  для отдельных представителей  толпы  ошущение таинственности "музыки  Вселенной" дошло лишь    в виде косвенного и слабого звука? Почему  Природа,  щедро наделившая  нас  Радостью Познания и высокими стремлениями, обделила  многих из нас умственными способностями, логическим интеллектом, природной мудростью  и состраданием? Именно с такого рода дотошного  прочтения исторических текстов и вырастают  в стране новые поколения Просветителей, учителей-наставников, психологов, «мнженеров человеческих душ»,  краеведов, любителей истории,  молодых историков-исследователей и культурологов. Без  авторских дополнений, приложений и примечаний  сложно  узреть  все символы эпох, бесконечное множество  бирок  и ярлыков  предметов и вещей, предствавить в виде некой черно-белой кинохроники  всё древнее, давно отжившее и забытое, узреть   на умопомрачительной  кромке будущего зарю нового дня обновлённой жизни и образ Зверя в «сумерках богов».
      Приведённые ниже в этой книге  тексты, посвящены одной теме — засекреченной исторической правде. Объем  этих тестов разный —  от нескольких  стандартных печатных страниц до одного условного печатного листа и более. Я не разделяю известного всем утверждения, что краткость — сестра таланта, ибо то, что необходимо  жанрам художественной литературы, не годится для  серьёзной пропаганды исторических знаний.  Ведь миссия моя  в конце жизненного пути сейчас иная — культорологическая и просветительская   и    только в диапазоне культуры исторической памяти. Коллективная память требует огромного объёма  достоверной  информации, как той, которая была  уже  упомянута в СМИ, так и той, о которой официальная    пропаганда предпочла умолчать вообще. Обилие мелких тем и кратких текстов часто заслоняет  не упомянутые в эфире  важные события, превращая их в  рядовые, не заслуживающие  пристального общественного  внимания. Краткие тексты  светских  хроникёров, политических обозревателей-колумнистов содержат,  в основном, больше личных впечатлений  авторов, чем  конкретных фактов и веских аргументов. 
     Краткие тексты на отдельные  мелкие темы  мгновенно воспринимаются  молодыми  людьми и так же мгновенно улетучиваюся из их памяти  под трескучий шум суетливой повседневности. Я стараюсь писать объёмные тексты и снабжать их такими же объёмными примечаниями, которые   в свою очередь снабжаю  ссылками  на малоизвестные, забытые источники, редкую, уникальную, специальную литературу и те публикации в научных и научно-популярных  журналах, которые произвели  когда-то на меня НАИБОЛЬШЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ.
      Из всех тем, которые  больше всего волновали и тревожили   меня за последние двадцать лет, я бы  выделил те, которые касаются «белых пятен» и тёмных сторон  мировой истории, психологии и педагогической антропологии (психология толпы и психика  авторитарных  властителей, воспитание человека человеком и морально-нравственное здоровье народа). Особо важными для меня в последнее время являются темы, лежащие вне рамок грубой физиологии  и условных рефлексов академика Ивана Павлова –  всё, что касается      таинственных явлений психики человека, философии Вечности, смысла жизни и смысла  истории. Столетие Февральской революции и большевистского Октябрьского  переворота 1917 года значительно расширил  выбор тем, касающихся  многих тайн  в мировой и отечественной  истории  XX века,  в частности многих тайн  и  скрытых фактов    второй (1917-22) и третьей (1991-2000) кромешных русских Смут. Одной из статей на эту тему можно назвать статью «ЭТА   ТРЕТЬЯ  КРОМЕШНАЯ     СМУТА», которая явилась заключительной главой  основного цикла статей, посвящённого столетию Октябрьского переворота –   «ДЕМОНЫ И  БЕСЫ  РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ».
       Все проблемы, связанные с  большевизмом и другими тоталитарными режимами, их метафизикой и мистикой, силой и бессилием зла всегда вызывали читателей  живой   интерес и остаются  актуальными и  сегодня.  Эта тема настолько обширная, что  всегда нуждается  в пополнении  новыми дополнительными  источниками, которые до сих пор в нашей стране  остаются засекреченными или уничтоженными по указанию Никиты Хрущёва  в начале  60-х годов XX  века во время "генеральной чистки" партийных и ведомственных  архивов,   компроментирующих большевистский  режим. В  связи с этим  автору  поневоле приходится  использовать "документальные следы и отпечатки" уничтоженных оригиналов, ибо каждый уничтоженный  документ, связанный с насилием и убийством,  обязательно оставляет  за собой   свой кровавый  след, свою бухгалтерию смерти,  свой  особый зашифрованный  словарь,  ведомственные неологизмы  и  ту  нечеловечечскую лексику  советской  деловой и отчётной  документации.  Не только  мы, дети войны и ГУЛАГА, но и многие  непосредственные  участники тех  событий,  и  живые  свидетели  эпохи   могли  знать, что конкретно  имелось  в виду  —  предметы или  люди —  в секретной документации  военного и мирного (созидательного)  времени. Когда   доставка очередной партии заключенных взамен  умерших от недоедания и болезней  на "стройке коммунизма" в Заполярье или на БАМе, обозначалась  в документах, как подвоз  «новых шпал», а  потери в живой силе после очередной  атаки  противника «в лоб» обозначались красными командирами  числом «сгоревших спичек».
       В этом плане авторские примечания значительно восполняют отсутствие подлинников, подкрепляют  основные  выводы  автора  своими отгадками, гипотезами и аналогиями, вовлекая тем самым читателя в совместное  (в основном дилетантское) историческое расследование.  В некоторых случаях  авторские примечания помогают читателю  отличать честную  статистику от угодной начальству  поддельной отчётности. Чаще всего  расхождения в данных открытой (доступной) и секретной (служебной) статистики случаются во время социальных катастроф (тотальных репрессий, гражданских войн и  голода), когда властные структуры  пытаются скрыть  от широкого  общества   свои ошибки и просчёты в экономике и  политике, свои  преступления и злодеяния против собственного  народа.
      Во время голода официальная открытвя  статистика значительно (на порядок) преуменьшает численность людей, умерших голодной смертью и  старается  как можно  реже фиксировать случаи  бытового каннибализма на почве голода. Правдивая же информация становится государственной тайной и её разглашение объявляется  тяжким государственным преступлением и наказывается в уголовном  порядке. Так было в СССР в мирное время  до советско-германской войны (во времена коллективизации и голодомора 1932-33 гг.).  Работая над каждым текстом, я исходил из желания обратить внимание любознательного юного читателя на  ключевые, основательные и значимые документы и свидетельства современников, старался   сохранить между текстами внутреннюю тематическую и логическую связь, чтобы из множества отдельных текстов можно было легко собрать мозаичной полотно отдельно взятой эпохи или эпохального события.
      Конечно всё, что было написано мной,  обращено  в будущее. Основной объём работы был   выполнен мною  на эпоху кромешной Смуты 90-х и нулевых годов, в период острого духовно-нравственного  кризиса в России, когда в стране стал исчезать   массовый читатель.      Моими читателями за  последние  двадцать лет  являлись  ЖАЛКИЕ ОСТАТКИ НАЦИОНАЛЬНО  МЫСЛЯЩЕЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ,  профессура и преподавательский состав  гуманитарных вузов, а  также  узкий круг  любознательной учащейся  молодёжи (студенты и аспиранты), любители истории, социальной психологии, педагогической антропологии и  футурологии.   То, что отдельные мои тексты представляли интерес для читателей, что  некоторая часть их было использовано для  написания курсовых работ, дипломов и  диссертаций,   я знал давно,  и это никогда  не огорчало меня, а даже радовало  и радует сегодня. 
     Если мои тексты читатели используют в своих личных  целях, не цитируя, значит, их внимально  изучают. Если кто-то читает мои тексты, значит, в моих текстах есть что-то ценное и новое.   
         Но в основном мой  настоящий вдумчивый читатель (постоянный посетитель библиотек и творческих литературных  вечеров) стремительно вымирает. За эти 30 лет  умерло около 25 миллионов советских читателей (Александр Минкин).  Книгу на бумаге вытесняет её электронный вариант, но, увы, объемный текст  популярного очерка, научной статьи и тем более повести или романа не для современного здорового и молодого  читателя, а скорей для лиц среднего и пожилого возраста, прикованных к постели. Но и  век электронной книги недолог, он ещё короче, чем  бумажный вариант, – он существует до тех пор, пока жив автор, пока  в данном регионе есть электричество, интернет и мобильная связь. Пока ещё не началась война, революция, гражданская война, тотальный массовый  голод,  или очередные шулерские выборы, такие как в России и  сегодня в Беларуси.
        А вообще, пока кузнечик «пиликает на скрипке»  – он существет и его все слышат.  А когда он замолчит – то  нет его на свете, его никто не слышит, никто его не помнит. Так сложилось в мире, что человек жив, пока его помнят живые. Я не хочу сказать, что наша жизнь – это жизнь насекомых, что  историческая память – это  дым и утренний туман, но что-то в этом есть, и недаром логик,социолог и философ А.А.Зиновьев которого я лично знал) назвал  мировое сообщество «ЧЕЛОВЕЙНИКОМ» 
      Я знаю, как хрупка и недолговечна   человеческая память, какой у неё порой нелепый  выбор – серийного убийцу Чикатило помнят до сих пор, а его земляка, замечательного ростовского поэта Бориса Примерова, кроме меня и сотни, таких как я  читателей, никто не помнит. Сколько должно  пройти десятков лет и  сколько  должно  одновременно произойти  разных случайностей, чтобы кто-то вдруг  вспомнил  какого-нибудь забытого поэта и ученого, философа и просветителя? Например, Брюсова, Блока, Белого? Очень много. Почти вечность.
    Увы, уровень исторической памяти  во всём зависит от  морально-нравственного  и  физического  здоровья  нации, от природы самого человека и от весьма сомнительного долголетия человечества. Я  почему-то  продолжаю  не верить в то, что все мои тексты НАВЕЧНО останутся в  ПАМЯТИ  УНИВЕРСАЛЬНОГО  ВСЕМИРНОГО КОМПЬЮТЕРА. А вот в очередную третью мировую войну, по вине какого-нибудь  тщеславного правителя-дегенерата, сумасшедшего диктатора и людоеда,  мне почему-то  верится легко. Почему? Может, потому что такое  уже было с человеческой памятью? Было, было и не раз на глазах одного поколения? Или потому что это уже  мною пережито, пережёвано и выблевано  вместе с кровью? Не знаю. И в то же  время, когда  я слушаю волшебную музыку Грига и Сибелиуса, читаю новости науки и техники, космические новости, я продолжаю верить в  могучий интеллект и мудрость  Человека,  и мне по-прежнему  мучительно хочется быть человечным. И  тогда  уже не  хочется  мне быть  безвольным, полурастоптанным  насекомым, опрокидываться на  спину и  беспомощно поднимать  лапки к небу.   И тогда хочется бросить вызов самой смерти и быстротекущему  времени: остановись, безумный  бронепоезд, не стучите на стыках колёса! Смерть,  где твой яд и где твоё жало? Подойди ко мне, и я   вырву его! И хочется,   преодолев свой главный Страх, остаться добрым светом в темноте, не оказаться после смерти  на свалке для падали   близ мыловаренного завода. 
      Никто не знает, как ведут себя  после нашей смерти во вселенском информационном поле все  наши бесплотные квантовые  мысли и духовные порывы.  И никто не скажет,  как  повлияют наши тексты, дневниковые записи и мемуары, вся  наша исповедальная литература   на  молодых людей  «оцифрованного» завтрашнего дня.  Что станет настоящим  музейным раритетом, а что  станет ветошью и пойдёт  в  утиль на переработку? Кому из молодых и юных нужны наши ветхие и смрадные одежды? Увы, даже самые великие идеи и учения о  мире и войне ветшают и отмирают.  И почему нас на пороге  смерти должна волновать дальнейшая судьба  своего жалкого наследства? Не нам ли ещё две тысячи  лет назад было  сказано: «Пусть мёртвые хоронят мёртвых». Нам давно известно,  что по всем законам Мироздания мертвым от живых ничего не нужно, а  живым от мертвых. Но кроме этих вечных  истин, есть иные, как благотворные, так и губительные.   Например,  правда о том, что «вечно зеленеет древо жизни», что «никто не хотел и не хочет умирать», что «каково семя,  таково и племя»,  что больное общество не может рождать здоровых полноценных граждан и героев.  Трезвый расчёт и преступная мысль  становятся из поколения в поколение навязчивой идеей и порождают   опасные отклонения в психике и в поведении подростков и юношей, свой  "странный"  взгляд  на мир, где никому нет места, кроме самого себя любимого.

        Никто  до сих пор не знает, где лучше  жить, здесь или "там", и никто не спешит на свидание с Богом.  Мало кто из прагматиков  торопится  шагнуть в Бессмертие, большинство  предпочитает оставаться  в живых. Многие выдают себя за жертвенных  патриотов,  но  предпочитают  жить для себя,   призывая других людей  совершать гражданские  подвиги, "думать сначала о Родине, а потом о себе". Некоторые продолжают заниматься военно-патриотическим  воспитанием  молодёжи в боевом советском, коммунистическом духе,   забывая о том, что ленинская  сказка  о «социалистическом Отечестве» жалко и  позорно умерла ещё в эпоху сталинской коллективизации  сельского хозяйства и великого голодомора 1932-33 гг. 
      Никто из нас не может знать,  что будет с нами завтра, и что сегодня с  происходит с нами  и нашей психикой. Но некоторые из  тонко чувствующих людей, "голубей целующих в уста" (Сергей Есенин),  на уровне животного, пещерного  инстинкта, заранее предчувствуют грядущую социальную и природную катастрофу, являются на своё утлом  судёнышке  "вперёд смотрящими матросами" и пытаются дать ответ себе и своему потомству  на трагически неразрешимые   проклятые вопросы бытия и  глубинной человеческой натуры.   

11.10.2020


Рецензии