Идеология России

        Глядя на окружающих людей, я удивляюсь, как могло быть в СССР столько сделано за первые 50 лет советской власти. Ответ нашел у Курашева В.И., который написал:1 «Человеку свойственно планировать свое будущее как продолжение состоявшего прошлого и переживаемого настоящего. В таком случае «лучшее» - это просто нечто, лучше известного. Русскому человеку свойственно ожидать лучшее, которое не вытекает из его наличного опыта, это и есть метафизическое стремление к лучшему».
        Коммунистическая партия предложила создавать новый строй, тем самым активизировала метафизическое стремление россиян к лучшему.
        Главная проблема Российской Федерации не в экономике и не в социальной сфере. Главная проблема идеологическая.
        Россия ждет новый проект.

         Россия обладает богатым политическим опытом. Она была и великокняжеской и самодержавной и социалистической и пережила шоковые либеральные реформы. Это обогатило Россию реально пережитым идеологическим многообразием. Из этого идеологического многообразия надо синтезировать новую идеологию и предложить ее всему миру.

         И когда Россия после жизни-подвига преподобного Сергия Радонежского осознавала себя как Святая Русь, и когда была первым в мире социалистическим государством, она вдохновлялась своей мессианской ролью.
         Москва – Третий Рим. Москва – Третий Интернационал.
         Москва – центр синтеза трех идеологий: традиционной, социалистической и либеральной.
          Идеологический лозунг России: «Правда, творчество, созидательный труд».
         Правда – это ценности традиционной идеологии.
         Творчество – это ценность свободы, ценность либеральной идеологии.
         Созидательный труд – ценности социальной справедливости и мобилизационного развития, ценности социалистической идеологии.
         Цель – гармонически развитый, созидательный, свободный человек,
придерживающийся традиционных ценностей.

          Бузгалин Александр Владимирович сказал2: «Изменения, которые происходят в настоящее время – это экстенсивная и интенсивная экспансия творческого по своему содержанию труда».
          Творчество – это самовыражение. Человек реализуется через творческую деятельность. И чем больше человеку предоставляется свободы, тем больше и самобытней может быть результат его творческой деятельности. 
          Можно испытывать потребность в творческой деятельности, получая удовлетворение от самого творческого процесса, не нуждаясь в материальном вознаграждении за его результат. Тем более что современное развитие техники особенно коммуникационных технологий привело к тому, что во многих случаях стоимость распространения произведений творческой деятельности может стремиться к нулю.
      Протоирей Андрей Ткачев написал3: «Ценные мысли и интуиции должны быть добыты и сказаны. Будучи сказанными, они начнут приносить пользу всем вообще, поскольку великие дела одного народа являются достоянием всех народов, желающих учиться».
      Но творчество может проявляться не только в трудовой деятельности. Искренняя улыбка, приветливое слово, к месту сказанная шутка, вся жизнь может стать сплошным творчеством.
      Жить творчески – это не быть потребителем, а быть творцом, стараться созидать что-то новое, стремиться к красоте и гармонии.

       Все виды трудовой деятельности, без которых нельзя или на данный исторический момент практически тяжело обойтись, будем называть созидательным трудом. Остальная трудовая деятельность, обсуживающая в основном развлечение и роскошь, должна облагаться дополнительным налогом.
       Созидательный труд должен быть высокопроизводительным и его продукция должна быть высококачественная и востребована.
      Надо использовать опыт святого праведного Иоанна Кронштадского по созданию «Дома Трудолюбия», чтобы предоставить возможность всем желающим заниматься созидательным трудом. Кто не хочет трудиться, того надо принуждать. Гражданин должен или служить или трудясь платить налоги. «Кто не работает, тот не ест».

      «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф.5:6).
      Не убей. Не укради. Не лжесвидетельствуй. Это минимальный набор нравственных норм, при которых возможна совместная жизнь.
       Патриарх Кирилл обращаясь к теме правды, написал4: «Господь не призывает нас быть пассивными созерцателями зла и неправды. Он благословляет нас выступить на стороне поборников истины и справедливости, с тем, однако, чтобы мы при этом всегда памятовали о необходимости сохранять чистоту души, оберегать наше христианское достоинство и не марать свои ризы грязью лжи и зла».
       Жить правдиво – это выбирать традиционные ценности, избегать лжи, слушать голос совести. И самое главное не лгать самому себе. 
       Воцерковленный православный человек не нуждается в идеологии.  Но  Российской Федерации являющейся  защитницей Правды, защитницей Православия нужна идеология. Сорокин В.В. написал5: «Государственная идеология является одним из тех универсальных механизмов, которые смягчают конфликты в обществе без привлечения мер организованного насилия».

        Основные ценности России можно сгруппировать по времени их возникновения: на ценности до революционного периода, ценности социалистического периода, и  сформировавшиеся в период Российской Федерации.
        Ценности до социалистического периода сформировались под сильным
влиянием Православной Церкви, которое наложилось на суровые климатические условия России, огромность ее территории при малой
плотности населения и почти постоянную внешнюю опасность.
       Ценностью социалистического периода являлось то, что почти не тратились средства на роскошь и поездки для отдыха за границу, а национальный доход СССР направлялся в основном на развитие и оборону.
       Ценностью Российской Федерации является свобода. Даже представители Церкви говорят, что никогда Русская Православная Церковь не была так независима как сейчас.
        Российская Федерация должна объединить ценности: традиционные,  ценности социальной справедливости и мобилизационного развития и ценность свободы. Между этими ценностями есть противоречия. Преодоление этих противоречий нахождение гармонии наша задача.

        Плохо то, что нет четко сформулированной перспективы того, к чему власть хочет привести Российскую Федерацию.
         Есть несколько вариантов развития России:
 преимущественный синтез традиционных и либеральных ценностей;
 преимущественный синтез традиционных и социалистических ценностей;
 преимущественный синтез социалистических и либеральных ценностей;
 равномерный синтез традиционных, либеральных и социалистических ценностей.
        Преимущественный синтез традиционных и либеральных ценностей – это то, что сейчас осуществляется в  Российской Федерации.   
        Преимущественный синтез социалистических и либеральных ценностей осуществлен в некоторых странах Западной Европы.
        Преимущественный синтез традиционных и социалистических ценностей был осуществлен в СССР во время Великой Отечественной войны.

         Чтобы России вновь стать идеологическим лидером, ощутить свою мессианскую роль ей необходимо осуществить синтез трех идеологий: традиционной, либеральной и социалистической. Сейчас же в Российской Федерации в загоне социалистические ценности: ценности социальной справедливости и мобилизационного развития. Политическому руководству и хозяевам экономики надо разрешить это противоречие и вооружиться идеологическим лозунгом: «Правда, творчество, созидательный труд».

         Все необходимое для жизни людей, функционирования государства и обороны страны надо стараться  производить в Российской Федерации. Все остальное желательно закупать за границей. Это надо регулировать налоговой, таможенной и кредитной политикой не нарушая свободу предпринимательской деятельности.
         Неважно сколько Генри Форд заработал денег, важно на какой уровень он поднял автомобильную промышленность.
         В Российской Федерации огромные возможности для предпринимательского творчества. Надо не выкачивать из страны сырье и деньги, а творить, вдохновляясь примерами лучших предпринимателей творцов.
         Какие у большинства пенсионеров мизерные пенсии, какие плохие  материальные условия во многих многодетных семьях, сколько нищих и бедных. Но в первую очередь нужно исцелить идеологический надлом, который произошел в конце прошлого века.
         Россия должна быть не только политически независимым государством, но и быть независимым от западных идеологических догм и начертать на идеологических знаменах лозунг: « Правда, творчество, созидательный труд».

        Основные противоречия в предложенной идеологии:
противоречие между развитием и  стабильностью;
противоречия между свободой предпринимательской инициативы и социальной справедливостью;
противоречия между свободой человека делать, что ему захочется и традиционными требованиями, предъявляемыми к человеку. 
         Противоречия между развитием и стабильностью – это противоречия между ценностями социалистической и традиционной  идеологий.
         Противоречия между свободой предпринимательской инициативы и социальной справедливостью – это противоречия между ценностями либеральной и социалистической идеологий.
         Противоречия между свободой человека делать, что ему захочется и традиционными требованиями, предъявляемыми к человеку – это противоречия между ценностями либеральной и традиционной идеологий.
          Три группы ценностей между ними три основных противоречия и преодолевая эти противоречия, мы получим новое общество.
           Нельзя абсолютизировать ни развитие, ни стабильность, ни свободу. Мир многомерен и сложен. Надо правдиво, творчески, созидательно подойти к решению всех проблем стоящих перед Россией.

           Некоторые экономисты предлагают способы ускоренного развития экономики Российской Федерации. И руководство России на словах за развитие, но на деле предпочитает не рисковать. У нас 2% населения планеты и 10%  мировой пашни, огромные запасы природных ископаемых, леса, пресной воды, так что нет особой необходимости напрягаться и рисковать. Да и настоящее руководство Российской Федерации не способно осуществить развитие. Александр Анатольевич Звягин написал6: «Нужна элита развития!». Но чтобы соблюсти равновесие между развитием и стабильностью нужно не всю, а половину правящей элиты, заменить на элиту развития.
            Я работаю в  Российской Государственной библиотеке, и прочитал несколько сотен современных российских книг, статей, докладов по вопросам экономики, политики, идеологии и свидетельствую, что есть много ученых со своими стратегическими разработками. Считаю, что половина руководителей должны составлять люди, приходящие во власть со своими тщательно разработанными программами развития.

           Противоречия между  свободой предпринимательской инициативы и социальной справедливостью разрешаются такими действиями, которые называются социальной ответственностью бизнеса. Не только благотворительные акции, но желание сделать для страны что-то реально полезное. У нас есть исторический пример династий Строгановых, Демидовых и других предпринимателей.
            При этом рост благосостояния не надо возводить в культ. Даже рождаемость менее 20% зависит от материального достатка, она более 80% зависит от идеологических установок. Обрести веру, любить, быть милостивым легче бедным, чем богатым. «Трудно богатому войти в Царствие Небесное». Поэтому надо установить равновесие между свободой предпринимательской инициативы, приводящей к богатству, и бедностью.

            Противоречие между свободой человека делать, что ему захочется и традиционными требованиями, предъявляемыми к человеку – это основное противоречие человечества. Свобода является основой человеческого творчества. Как написали Леонтьевы7: «Творческим человек становится в результате развития игровой фантазии, игровых навыков, через приобретение опыта экспериментирования с объектами окружающего мира». Традиционные требования, предъявляемые к человеку, защищают его от саморазрушения и причинение им вреда другим людям. Между свободой человека делать, что ему захочется и традиционными требованиями должна быть установлена гармония.

           Сейчас в продаже много некачественных относительно дешевых продуктов, что является спасением от голода малообеспеченных людей. Но некачественные продукты не только разрушают здоровье людей, но и наносят вред их душам. Духовный отец сказал мне, чтобы я старался успокоиться и посоветовал успокаиваться при помощи еды, но уточнил, что продукты для этого должны быть качественными. И я считаю, что все нацпроекты надо заменить двумя: «Качественные продукты» и «Качественная медицина».
 
             Патриотизм должен быть не на словах, а деятельным. Не патриотично уклоняться от службы в армии. Не патриотично покупать иностранные товары, когда есть отечественные аналоги. Не патриотично ездить на отдых за границу. И так во всем.
             Меня не радуют победы российских спортсменов. Мне не нужно никакого шоу. Мне нужны реальные дела. Реальная безопасность. Качественные продукты и медицина. Правосудие в судах, соблюдение законности и создание условий для всестороннего гармоничного развития человека.

             Много ли таких, кто в молодом возрасте что то открыл, изобрел, создал, сделал из себя самовластного человека. В молодости много потенциальных возможностей, много сил, но не надо стремиться к комфортной мещанской жизни. Нужна борьба.
   
              Национальной идеей России является борьба. Борьба за выживание и независимость. Борьба с суровыми климатическими условиями. Борьба с самим собой. Борьба за Правду.
               Россия, обладая огромной территорией и мощной армией, может позволить себе борьбу. Находясь между Европой и Азией, открытая для всех идей, Россия является ареной сплошной борьбы.
               Надо развернуть во всем мире идеологическую борьбу за Правду, начертав на  своих знаменах лозунг: «Правда, творчество, созидательный труд».          

             Как написал Михаил Смолин8: «Подражатель всегда сомневается в том, что какая-то личность одна может быть права…», и Я считаю, что России надо начать масштабное наступление на идеологическом фронте и поднять на знамена идеологической борьбы лозунг:
             «Правда, творчество, созидательный труд».



                Список литературы:

1       Научные основы развития патриотизма в современной высшей школе России: монография/ В.И. Курашев, А.П. Тузиков, Р.И. Зинурова; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань: Изд-во КНИТУ, 2015. Стр. 17.

2       Бузгалин Александр Владимирович
Технологический и социально-экономический прогресс: взгляд сквозь призму классической политической экономии ХХI века. Труды вольного экономического общества России. Том 218.  М., 2019. Стр. 392.

3      Ткачев Андрей, прот.
О мире и человеке: сборник статей. – 2-е изд. –
М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. Стр. 214

4       Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси
Пасхальная весть. – М.:АНО Центр «Никея», 2016. Стр. 71.

 5      Государственная идеология: историко-правовые и теоретико-правовые аспекты. В 2т. Т.1/ под ред. А.А. Васильева. – М.: Юрлитинформ, 2019. Стр.7.   

 6        Звягин А.А.
На пороге перемен. Часть 2. Элита развития. Преображение. – М.: ООО «Первое экономическое издательство». – 2020. Стр. 106.

7       Леонтьев Б.Б., Леонтьева В.Б.   
Интеллектуальная природа. Системное мышление. Интеллектология. Идеология. – М.: Изд-во РИНФО, 2019. Стр. 288.

 8       Смолин Михаил
Энциклопедия имперской традиции русской мысли. М.: Имперская традиция, 2005. Стр. 376.


Рецензии