подросток

Тему юношества затрагивали как классики, так и современники в бесчисленных произведениях. На память в первую очередь приходят "Над пропастью во ржи" Д. Д. Сэлинджера, "Вино из одуванчиков" Р. Брэдбери, "Труп" С. Кинга. Одни истории были действительно качественными и красивыми, другие - шаблонными и написанными через пень-колоду! Так что, чтобы иные прочитать, великие усилия приложить приходилось. Поддался всеобщему новомодному течению и любимый классик всея мира нашего - то есть Фёдор, любимый и дорогой наш, Достоевский. Не Ф.М. какой-нибудь! Да, он классик, а не радиоволна! Правда, подался он моде в девятнадцатом веке, изъясняясь другим языком и прибегая к иному текстосложению.

Роман-исповедь – так охарактеризовал любитель казино и по молодости поклонник революционных движений, за что чуть и не был казнён. Дважды на одни грабли! Ну, Фёдор Михайлович, как же так? А с другой стороны, не наступай классик на грабли, не подступился бы читатель к великим вещам автора: их просто бы не было. (N.B. могу всякое наплести, когда пишу отзыв с «волшебным» чаем и, наверно, и зря не скажу). Не раздевай кредиторы бедного классика за долги, не стал бы наш Великий поистине Великим! И не залез бы автор в шкуру двадцатилетнего подростка (не по возрасту, а по складу характера и состоянию души). Но долги и кредиторы пришли, раздели, а чтобы играть в казино, надо было использовать Великий Дар, коим наградили писателя свыше. Да и не однажды пришлось, а в итоге получилась занимательная классика, которую вот уже на протяжении многих десятилетий изучают в школах и перечитывают книголюбы. Да и больше скажу: читая произведения Достоевского, становишься другим человеком, потому в его текстах в полной мере раскрывается круг человеческих страстей, любовь, честь, подлость, ревность, себялюбие и многое другое. Фёдор Михайлович заставляет читателя задуматься и понять, кто же он в данном произведении.

Завязываю с балагурством и философией. Скажу пару слов о романе, который совсем не маленький и не худой, а на цельных 574 страницы разлёгся – раскинулся привольно, как великие полотна Моне, Дега, Гогена. Короче, как читатель понял (а ведь он понял?), речь пойдёт от лица двадцатилетнего «подростка» Аркадия Макаровича Долгорукого (которого путали с графом, а он на это злился) - внебрачного сына помещика Версилова (в сериале играл его Олег Борисов и, по-моему, роль идеально ему подходит, образ был подарен при чтении этому актёру, а пацанёнка пришлось выдумать самому, в сериале играл какой-то неандерталец...да и сериал - швах. Спасала игра Борисова и Гундаревой). Юноша через свои многотрудные записи показывает, как тяжело проходило его взросление, борьба за идею (стать Ротшильдом не так-то и просто, как ни крути), первые любовные отступления в пользу роковой красоты (попенять Федору Михайловичу! Любил, батенька, роковых красоток! Ох, любил! Одна такая в "Идиоте" , да-да, Настасья Филиповна от горя вынесенного уничтожала и испепеляла всех вокруг и игралась по своему усмотрению. Блин, опять я не в ту степь уехал. Эдак не напишу я отзыва ни-ко-гда), принятия важных решений, от которых зависела судьба целого общества. Ну, и конечно, соприкосновение отца с сыном. Аркадия с Версиловым. Раздражения и доказательства, что зря нерадивый батенька бросил сына, а за этим всем великая любовь сыновья, которую Версилов может и не в силах оценить.

А ещё Достоевский показал, как труден подростковый возраст - от взрослых, кроме скулежа и обмана, нет ничего и если у тебя доверчивое сердце, то под их многолетним слоновьим топотом недолго юной душе в омут сгинуть и тьмой укрыться, получить травмы, о которых взрослые понятия не имеют (ну, никак не задумываются, а знаете почему? Они сами всё ещё по песочницам лазают!). А когда обращают внимание, поздно становится, и никакие психологи не помогут, никто не поможет.

Об этом роман Достоевского. И о роковых страстях (как всегда сумасшедшей) с тайным письмом и даже с шантажом.

Много высказано писателем о боли России, о её месте в Европе: почему, как ни старается русский
народ остаётся нелюбимым заграницей. В романе найдётся даже притча от святого мудреца - очень умная.

Как всегда великий классик, пусть игрок, писавший чтобы избавиться от долгов, сумел великим свои Даром на страницах книги заключить всех представителей России 19 века, нарисовать огромное количество психологических портретов. Но к произведениям классика в ближайшие полгода я не вернусь: слишком больно чувствовать персонажей хаотически построенной страны.
11.10. 2020 р.


Рецензии