Павел Корчагин. Фильм - эпоха

Я не знаю, стоит ли сегодня нам, толстокожим и хамоватым пересматривать подобные фильмы? Ведь мы всё привыкли оценивать с точки зрения расчёта, живых денег и полученного товара, а здесь история живых людей показана. В 1956 году был создан этот фильм - всего вторая работа тогда молодых, а ныне знаменитых режиссёров А.Алова и В.Наумова и актёра В.Ланового. Как известно, киноленты стареют мгновенно и более шестидесяти лет для кино срок огромный. Но думаю, что именно сегодня "Павел Корчагин" может оказаться по-своему интересным для многих зрителей.
  Ведь в этом фильме показано было общество вновь зародившееся, так сказать в зародыше получившаяся страна, которая испытывала новые отношения как в общественной, так и в личной судьбе каждого отдельно взятого человека. И вот это "первородное значение" новой жизни рассматривалось авторами картины в показе трагизма судьбы их героя, сознательно жертвовавшего своим чувством во имя долга, жизнью - во имя идеалов. Применительно к эпохе гражданской войны и первых лет строительства нового общества это "первородное значение" виделось авторами ещё и жёстко-реалистично, без розового цвета они показали грязь, голод, лишения, кровь, через которые проходили герои в стремлении к идеалу.
  Молодые режиссёры были убеждены в правоте именно такого показа той эпохи, и когда на обсуждении картины тогдашний худрук студии М.Донской, очевидец гражданской войны и человек, от которого впрямую зависела судьба картины, категорически потребовал изменить концепцию фильма в сторону безоблачного оптимизма и радостного мироощущения, Алов и Наумов упрямо настаивали на своём. Но тучи над картиной сгущались, Донской был не одинок в своём правильном видении, как ему казалось и тогда... Тогда постановщики просто досняли "оптимистический" эпизод, в котором один из героев говорил Корчагину: "А ведь найдутся подлецы, которые скажут, что ничего этого не было: не спали вповалку, не кормили вшей..." "Ну и пусть говорят, чёрт с ними", - отвечал Корчагин.
  С этим эпизодом картина и вышла на экраны, лишь "подлецы", по требованию начальства. были заменены на "люди".
  Сегодня трудно себе даже представить такую лакировку, которая требовалась от творческих людей в показе некоторых образчиков. А этот фильм, всё-таки выходит за рамки простого копирования литературного произведения. Кстати, очень многие сейчас отказываются от своих постановок и даже от своих ролей в картинах прошлых лет. Вот это я по-настоящему считаю подлостью. Не должны творческие люди так поступать. А то выходит, что всех заставляли делать то, что они не хотели, снимались в фильмах идеологически от них далёких и ничтожных, а премии-то, в том числе и Сталинские все получали и с удовольствием с улыбчивыми и довольными лицами стояли в зрительных залах, наслаждаясь своим успехом и всеобщей любовью...   
  Любое произведение искусства, а кино особенно, неизбежно является отражением царящих в обществе умонастроений, своеобразным индикатором господствующей системы ценностей. И пафос в дискуссиях о фильме в 50-х годах состоял в выяснении вопроса "Так ли закалялась сталь?", "Не так закалялась..." (таковы были подлинные заголовки статей о ленте). И вот сегодня, спустя шестьдесят с лишним лет, зрители скорее всего зададутся совсем другим вопросом: "Предположим, что сталь закалялась именно так, но что произошло с ней, с закалённой потом? .. А главное - зачем нужны были такие жертвы и, что потом из всего это "закалённого" вышло?"
  Ведь мы, сегодняшние, лишены таких понятий, о которых показано в этом фильме. И тем не менее, из этой стальной эпохи мы все и вышли. Мы все родом оттуда. Стальными и закалёнными вошли ровесники Корчагина в эпоху "рубки леса и летящих щепок..." и... разделили трагическую судьбу многих романтиков революции, делегатов первых съездов комсомола, которые сгинули потом в лагерных болотах на Колыме. Что, так тоже нужно было? Подумать есть о чём.
  Правда о нашем прошлом неразрывно связана с правдой о нас сегодняшних. Какие мы? Как далеко продвинулись мы, сами, по пути к истине, каким шагом двигались и движемся?
  Нет, всё таки любопытно сегодня, именно сегодня, посмотреть эту картину.


Рецензии