Пространство без любви

         Пространство «тёмного царства» и пространство иное.
  (По произведениям А.Н.Островского)
Глава первая «Пространство»  без любви»
Пространство – что вкладываем мы в это слово?! Разве только стены дома или улицу,                на которой живём? А то, что внутри человека или семьи и очами не зримо?!
А «тёмное царство», если по самой сути,  являет собою беспросветность жизни без любви и уважения к человеку – оно вне времени. Тоже некое «пространство», границы которого                не очертить...
  Итак, перед нами столь присущий Замоскворечью середины позапрошлого века купеческий дом. Хозяин, его супруга, дочь  - одна почему-то, что для русской семьи непривычно.
 Сразу оговоримся – речь пойдёт не совсем о сюжете – тем более, что произведения,                к которым   будем мы обращаться,  многим хорошо известны.
 Пьеса, всколыхнувшая умы и принесшая известность драматургу, - «Свои люди - сочтёмся». Всё происходит в одном доме – в одном пространстве – и не потому, что живущие в этом доме никогда и никуда не выходят. Всё – начиная с изображения бальных фигур мечтающей о женихе из благородных Липочкой, заканчивая поздним осознанием Большовым того, что «мы совесть продаём», как «Иуда Христа за деньги продал».
Так  он сам первый и «продал», когда сделку заключил и дочь принудил  против воли                за приказчика замуж идти. Её согласие соединить свою жизнь с «дураком необразованным» очень напоминает «сделку» на получение бархата, шёлка, орловских лошадей,  дома в каретном ряду и т.п. За это, получается, и у алтаря солгать можно... А воспитание  чьё?!...
Основой жизни человека всегда была семья, в которой закладывались нравственные ценности. А если превратилось пространство семьи в пространство власти самодура, который «как не пьян, так молчит, а как пьян, того гляди прибьёт»?! Ему близким людям сказать нечего - ничего хорошего на ум не приходит?!
  Если начинать день с танцев – грех, то почему же  совершённое отцом преступление воспринимается в этой семье как   некая «норма» жизни?! Почему «нормой» отношений с самыми близкими людьми  становится то, как  дочь  была замуж против воли её выдана - потому лишь, что отец так хочет, потому что он «на то и отец, чтобы приказывать»?! Кстати, тоже как «следствие» совершённой сделки…
И при этом из уст чуть ли не всех персонажей звучат слова Священного Писания…
  Николай Первый, посмотрев  нашумевшую пьесу, назвал её клеветой на русский народ.
Конечно, русскому народу свойственно незлобие, умение прощать, готовность прийти                на помощь.  Но всё же, наверное, великий русский драматург вольно или невольно показал, что родители за детей своих в ответе – за то, как и кем их воспитали.
«Вам за неё ответ перед Богом держать»  - прозвучит в более поздней пьесе, к которой мы несколько позже обратимся.
А если о непреложной истине сей забыто – и судя по всему, давно, то трагедия неизбежна.       
 «Свои люди - сочтёмся» - нет, не «сочлись». А иначе порочность семьи  была бы писателем оправдана. А это невозможно. Великий наш драматург словно говорит  читателям и зрителям, что не могут люди быть соединёнными грехом, преступлением – ни юридическим, ни нравственным – последним, особенно.  Не может на преступном «договоре» семья зиждиться…
 Большова в финале очень жаль – и, может быть, удастся всё-таки Подхалюзину в старом сюртуке  «умилостивить»  кредиторов. Но требовать  - вернее, взывать к порядочности,к уважении, к состраданию, которые из пространства этой семьи изгнаны изначально и «заменены» «поклонением» капризам, прихотям «верховного божества»  в виде хозяина –самодура,  абсурдно. 
  И словно приговор звучат слова дочери  о том, что «больше десяти копеек дать                не могут»; о том, что она «до двадцати лет света белого не видела» и о том, что матери Бог за злобу других детей не дал. Вот уж, поистине, духовное «бесплодие» людей, для которых  все нравственные нормы перестали существовать.
Всё разрушено до основания – а потому в этом пространстве нет и не может быть положительных героев – взяться им неоткуда. А одно зло, невольно другое породившее, жертвой его и пало.
А.Н.Островский показывает то, чего быть в жизни людей не должно. Показывает, что                в таком «пространстве» нет добра, любви, света.
Это – нравственный урок и для самих персонажей пьесы, и для читателей...
Но всё же есть и пространство иное, о котором будет сказано далее…
(Продолжение следует)


Рецензии
Рецензия на статью Нины Гайковой

«Пространство без любви»

Нина Гайкова, как автор данной литературоведческой статьи, на мой взгляд, берёт на себя весьма сложную, если не сказать непосильную, исторически-социальную задачу. Она пытается в короткой статье не столько осветить, сколько, опять же, на мой взгляд, интерпретировать сверхсложные вопросы русской народной жизни, которые занимали великие умы России. Они представленны, в данном случае, выдающимися русскими драматургами, написавшие свои пьесы более полтора веков назад...

Как инструмент вышеуказанной интерпретации тяжких проблем и преобладающих тёмных сторон этой самой народной жизни используется наличие или отсутствие в семейных отношениях основополагающей человеческой эмоции – Любви…

Автором утверждается весьма простая и очевидная аксиома – Русская семья в изображении классиков драматургии того времени есть «Пространство без любви»…

И далее по тексту статьи,если отбросить частности, вся трагедия непонимания, лжи, боли и грязи в «пространстве русской семьи» кроется именно в отсутствии Любви…

Что же?

Трудно спорить с очевидным… Да вот только, как мне кажется,всё таки это не совсем так…
Памятуя известную народную поговорку,а также одноименное название великой и вечной русской пьесы: «На всякого мудреца довольно простоты»…

Руководствуясь вышесказанным,не станем глубоко уходить в топкое, «истинно-русское» бытовое болото, столь красочно выписанное в классических пьесах, а попробуем, как говаривал профессор Преображенский, порассуждать «о вещах космических без космической же глупости»…

По моему мнению, «Пространство без любви» - это не национальная русская семейная черта… Совсем нет… Эта штука общечеловеческая и совершенно вненациональная… Такая же, как и отчуждённость поколений, как и проблема Отцов и детей…

Что поделать! Человек есть существо крайне противоречивое и совершенно несовершенное…

Впрочем, не могу не согласиться с автором в главном:

Сверхзадача человечества,(предположим,что умозрительная, или даже, заданная «высшими силами») состоит именно в минимизации этого самого, весьма талантливо и ёмко сформулированного автором понятия - «Пространства без любви»…

Я думаю, что «Пространство без любви» - это не что иное, как русский, татарский, еврейский, да хоть и китайский, но, однако же, наш общий, человеческий, рукотворный, прижизненный... Ад…

Решение же этой вненациональной и вневременной сверхзадачи человечества состоит в следующем: В наполнении наших близких (семейных) и дальних (социальных и общественных) отношений «пространством наполненным любовью»…

Задача эта поистине вселенская, требующего от человеческого существа огромного труда. Имеется в виду переход от первой ступени просветления,то есть от разумного животного,существа осознавшего своё Я и начавшего задавать Мирозданию вопросы, к новой, более высокой ступени Духа и Разума,то есть к существу начинающему получать и правильно понимать ответы этого самого Мироздания. Всё это следствие неизбежного на наше счастье, духовного развития пусть не большинства, но вполне значимой части разумного Человечества…
В этом и есть глубинный смысл нашего земного пребывания во временном,ограниченном нашими пока ещё лишь пятью примитивными чувствами пространстве Жизни…

И в помощь нам лишь наша вечная и бессмертная душа…

Впрочем, эта помощь доступна, увы, не всем… Ибо сказано: «по Вере твоей тебе воздастся»…

И в заключении данной рецензии, (возможно слишком оторванной и отдалённой от темы классической русской пьесы) практически застольный тост:

Да наполнится наше жизненное пространство Любовью!...

Владимир Гораль   23.10.2020 09:45     Заявить о нарушении