Урок-притча от буддийского монаха

В Корее много удивительно умных людей. Если встречаешь буддиста, то в разговоре он непременно поведает тебе какую-нибудь полезную историю. Ну а уж если начнешь говорить с дзенским монахом, то будь уверен – к концу беседы перейдешь на новый уровень познания мира. Так не раз было и со мной.

Однажды я была по делам в Инчхоне. Не помню почему, но к середине дня ноги сами привели меня к буддийскому храму. Я присела на траву отдохнуть и через минуту услышала голос:
– Тот, кто смотрит в чужие головы, забывает наводить порядок в своей…

Я обернулась и увидела монаха в соломенной шляпе. Может быть, он поделится со мной знаниями, подумала я и спросила:

– А я могу так навести порядок в своей голове, чтобы стать мудрой?

Он рассмеялся и сказал:

– Сейчас ты показала мне, что твои мысли уже пришли в порядок. Не хватает лишь капли масла, чтобы они лучше шевелились.

– Ты дашь мне эту каплю? – спросила я.

– Да. Только она войдет в тебя вместе со словами притчи. Слушай:

Однажды к одному монаху пришел молодой человек и попросил научить его мудрости. Монах согласился и сказал:

– Иди мости дорожку, ведущую от моего дома до колодца.

Молодой человек трудился два дня и две ночи, он очень старался угодить своему учителю. Наконец, когда работа была завершена, он пришел к монаху и сказал:
– Все готово, учитель! Посмотрите.

Монах задумчиво посмотрел в небо и спросил:
– Вчера был красивый закат, помнишь, как он освещал ветки того дерева, что растет у реки?

– Но учитель, - удивленно ответил молодой человек, – я не мог видеть заката и дерева, потому что был занят работой. Посмотрите, как ровно я уложил все камни.

Старый монах стал ходить по новой мощеной дорожке от дома до колодца, и внимательно рассматривал каждый камень.

– Не умеешь ты строить дороги, нет от тебя толку, – строго сказал он ученику. – Иди лучше на берег реки и наблюдай за птицами, но смотри, ничего не пропусти, а вечером расскажешь мне о том, что ты видел. 

Молодой человек весь день провел у реки. Он не ел, не пил, боясь пропустить что-нибудь важное. И вечером вернулся обратно.

– Я видел так много интересного… – начал он говорить своему учителю.

Но тот сухо прервал его:
– Ты все время смотрел на реку?! Что сделал ты полезного за весь прошедший день?

– Но учитель, – начал возражать ученик, – я теперь так хорошо разбираюсь в птичьих повадках, знаю…
И он подробно рассказал все, что теперь знал о птицах.

Старый монах терпеливо дождался окончания рассказа, а затем, покачав головой, сказал:
– Нет, не умеешь ты наблюдать за птицами. Скажи лучше, обучен ли ты грамоте?

– Да учитель! – радостно воскликнул молодой человек.

– Тогда иди в мой дом и читай книги, в которых содержится мудрость, о которой ты так просишь.

И ученик, не помня себя от радости, приступил к чтению. Каждый день с рассвета до заката он читал и не замечал ничего и никого вокруг. А через неделю старый монах неожиданно прервал его занятия:
– Оставь книги и поговори со мной.

– С удовольствием, о учитель! – воскликнул ученик.

– Ответь мне, – сказал монах, – красивой ли тебе показалась та девушка, что два дня назад спасаясь от разбойников, прибежала в наш дом?

Ученик улыбнулся:
– Но учитель, я был так увлечен чтением, что не заметил никакой девушки.

– Жаль, – сказал монах. – Но расскажи мне, что ты почерпнул из этих книг.

И молодой человек стал подробно рассказывать о том, что он прочитал.
Внимательно дослушав до конца, монах грустно сказал:
– Нет, ты не умеешь читать. Уходи! Тебе не достичь той мудрости, о которой ты так просишь.

Молодой человек горько заплакал и ушел от монаха. Он переправился через реку и в ближайшей деревне нанялся работать каменщиком.

И вот как-то раз, когда он мостил двор одного дома, он увидел на дереве птицу. Крылья ее освещались красными сполохами закатного солнца, и молодой человек залюбовался этой картиной.

В то время мимо шла соседская девушка с кувшином воды, и молодой человек окликнул ее, чтобы показать красивую птицу. Девушка замерла, пораженная этим зрелищем, а молодой человек посмотрел в ее глаза и понял, что встретил любовь. А в голове его пронеслось несколько строчек из тех книг, что он читал у своего учителя:
«Река течет и несет на своих водах лодку, в которой сидит одинокий монах и смотрит на солнце. Почки набухают на деревьях, пригретые весенним теплом, земля оживает».

И тут молодой человек понял, что ту мудрость, о которой он так мечтал, старый монах уже давно ему дал.


Рецензии