Небо подвластно сильным... Люди твои, Евпа

 


  Недоумение… Я просто удивляюсь... тайнам  нашей памяти... Человек что- то помнит, а что- то вдруг взрывается воспоминанием...

Сидим на пляже с одноклассницей: -"Слушай,ты не помнишь: мы собирали по рублю в первом классе  ...у кого - то папа погиб"…

-"А почему ты спрашиваешь?"

-"Да снится мне этот рубль всю жизнь, как какой- то кошмар…"


14 октября 1961 года... В класс заходит встревоженная учительница  Фрида Григорьевна Герман…

-"Дети! – обращается она к нам. - В нашем городе случилась трагедия…разбился самолёт над Черным морем. Погиб отец вашей одноклассницы. Всем надо срочно принести по рублю. Закажем венок от нашего 1-Б класса.

Папа погиб!!! Папа!!! Как страшно!!! Разбился...

Дом наш был рядом со школой .Городок  маленький, приморский...многие знают друг друга. Я бегу домой… Мамы, как оказалось, дома нет…

Соображаю, как попасть в дом… Через форточку! Маленький квадратик в правой стороне окошка...  Должна пролезть!.Прыгаю на скат под окошком…раз! -  и я в доме…Быстро нашла копилку, там целых семь металлических юбилейных монет, по одному за год рождения... В голове, как зуммер..

...Папа погиб!.. Папа!...

Скорее!..   Теперь надо назад…  Лезу опять к форточке, берусь за верхнюю фрамугу…И вдруг...она разложилась, как складной метр... И я -  ногами в стекло... Очнулась от боли…  Вокруг всё в крови.. Хорошо, рядом кровать…Пытаюсь поднять ногу, снять с острия  стекла…
Получилось! Кровь… Мама купила белые гольфы, надеваю все на одну ногу и -  опять к окну… Подтянулась.. . Опять к форточке, повернулась… и - на откос…Всё!
Гольф один уже красный…Надо идти в больницу… Выхожу, на улице никого… поворачиваю за угол соседского дома и вижу: идёт мама…Почему- то плывёт, как в молоке… Очнулась в больнице… нога уже зашита…

Мама плачет:-"Как я вовремя оказалась рядом!..»

Конечно..она жа мама!
-"Обещай  так никогда не делать!"…Я разжимаю  ладошку, там лежит окровавленный рубль…  Я его часто вижу во сне…

-"Мама, его надо срочно отнести в школу!"

Представляешь? Кто же это был? Вот такая история – это я однокласснице.

И вдруг Людмила говорит:"Это был мой папа!!!"

Сидим с Людочкой обалдевшие: надо же!  прошло столько лет…и  я узнала, кто погиб…кто этот папа…Раскрыта страшная  тайна моего ночного кошмара…

 Книги памяти:

– 14.10.1961г. при заходе на посадку на гидроаэродром Донузлав из-за ошибки летчика самолет БЕ-10, пилотируемый майором А. Г. Гордеевым, зарылся в воду, при этом у него отломилась хвостовая часть. В катастрофе погиб помощник штурмана эскадрильи капитан Тазетдинов.

Для полетов на этом самолете требовались летчики высочайшего класса, которых отбирали индивидуально. К тому же в этом самолете не имелось второй системы управления и места для летчика-инструктора, что крайне затрудняло переучивание.
Основная функция самолетов БЕ-10 – быть на воде.

"Скорость -  это жизнь, чем больше, тем лучше."
Личный состав к самолету доставляли и забирали катером, и большая часть всех задач была связана с морем. В 1961 году на самолете БЕ-10 установили 12 мировых рекордов по классу летающих лодок. Самолет стоит на поверхности моря «на бочке», рулит по морской или озерной глади, взлетает с воды над морем, производит посадку в акватории залива…

Вот он, единый сплав неба и моря!

Все это требовало выучки, тренированности, мужества, любви к своей профессии и познания ее тайн и красоты. Люди прекрасно знали особенности авиационной техники. Готовили к полетам самолеты так, чтобы летчики выжимали из них максимум технических и боевых возможностей.

Если идти в армию, то только в авиацию, если в авиацию - то только в истребительную, если в истребительную, то только в летчики.


  Тазетдинову Амбарбик Кабировичу было всего 32 года. Вся жизнь только на взлёте… ещё жить и жить…

Все инструкции для лётчиков написаны кровью испытателей…

У него осталась семья: жена – Анна Георгиевна и двое детей. Дочери Людочке – семь лет, сыну Герману всего два годика…

Тяжёлая и мужественная профессия мужа, но для их жён – это
испытание на всю жизнь.

Вдова в 32..а дети в один миг сироты...

Дети выросли, они состоялись, и, глядя с небес, отец гордится ими...

Люда рассказывает, что погиб не один экипаж…были потом ещё...

 – 22.05.1962г. на взлете с гидроаэродрома Донузлав потерпел катастрофу самолет БЕ-10, пилотируемый капитаном И. И. Муравьевым. Погибли заместитель командира полка майор А. Н. Белов и заместитель командира 2-й эскадрильи И. И. Муравьев.

 – 16.08.1963г. на взлете с гидроаэродрома Донузлав из-за ошибки летчика в технике пилотирования потерпел катастрофу самолет БЕ-10, пилотируемый капитаном Ф. Ф. Кузьменко. Штурман корабля – начальник ВОС полка майор П. С. Даниленко (отец бывшего мэра Евпатории А. П. Даниленко), ВСР – начальник связи полка майор И. В. Терешин – погибли.

 Боль таких трагедий невозможно исцелить или развеять. Невозможно смириться с гибелью молодых людей, замечательных профессионалов и специалистов. Все это вызвало у летчиков недоверие к самолету БЕ-10, в результате самолет так и не был принят на вооружение…

С момента первой трагедии прошло 59 лет…

14 октября помяните погибший экипаж...

Светлая, незабвенная память вам, ЛЕТЧИКИ.. Вы в царстве небесном..

   Небо это ваша стихия!!!



"Нет, не будет душа безучастна –
Справедливости светят огни...
За любовь, за великое братство
Все вы отдали жизни свои".
Любовь Донич

На фото- капитан Тазетдинов Амбарбик Кабирович, из архива дочери.

Архивные данные взяты из газеты «Евпаторийская здравница» №46(18828)






С большим интересом прочитал эту историю, и воспринял её, как свою.
С Герой Тазетдиновым мы жили в одном дворе на улице Фрунзе, много лет учились в одном классе в 13 школе. Гера учился отлично, но держался немного особняком, особо ни с кем не сближаясь. Нам с мальчишками-одноклассниками казалось порой, что он задирает нос, но наша учительница, Лидия Тимофеевна, тактично указала нам, что его отец - летчик-испытатель, геройски погиб при выполнении летного задания, и у него есть только мама и сестра. Мы все это восприняли как нашу общую драму, и к Гере уже никто не задирался.
Однажды на 23 февраля нам наши девчонки сделали подарки, а я болел и не был в школе. Мой подарок - немецкий конструктор Сборная модель самолета МИГ-21 - попросили передать мне Геру, так как мы жили в соседних домах. Через пару дней я поправился и зашел к Гере домой забрать свой подарок. Он вынес мне мой МИГ, но тот был полностью собран! На крыльях и хвостовом оперении были наклеены переводилки с опознавательными знаками, и казалось, он прямо с подставки взмывает в небо. Красавец!
Его мама, Анна Георгиевна, как бы извиняясь, улыбнулась мне: - Гера влюблен в самолеты, ты уж извини его!
- Понятно, всё в порядке! Спасибо за помощь по сборке! - ответил я.
Много лет этот МИГ прожил на моей книжной полке, и мне казалось, что в его кабине сидит герой, летчик-испытатель, живой отец Геры.

Андрей Филиппов, Москва
 


 Прочитал о лётчиках.
 Всё это прошло через чувства и восприятия... Всё прошло через боль... Я лично  знал дядю Ваню Муравьёва. Это друг моих родителей.Когда он приходил, он шутил, болтал, смеялся с Сашкой, который его тоже любил.
 Необычный человек.
 Даже для меня, молодого и глупого это была страшная трагедия... Я не мог понять, что дядя Ваня погиб, умер, что его больше нет. Я был на его похоронах с мамой.Я  даже нашёл бы место, где он похоронен на старом кладбище..За железкой...
 Теперь о Люде.
 Мне врезался в память день,. когда в класс вошла Фрида Григорьевна...
 По- детски мы может не понимали того горя, что не стало человека, его  уже нет. Всё казалось, что дядя Ваня сейчас придёт,также засмеётся.Надо знать и видеть этого человека.Тётя Сима похоронила первого мужа лётчика,по имени не помню, по фамилии Туев. Он тоже погиб страшно, когда в в кабине что- то взорвалось и он сажал самолёт полностью не видя ничего.
Мои родители ходили к ним в .гости.У них я увидел телевизор который был тогда чудом.И вдруг ....
Туева не стало.
Есть Вовка Туев, есть Ирка Муравьёва,но нет ни Туева,  ни дяди Вани.Кстати, страшная история.Тётя Сима приходит на кладбище, к ней  подходят мужчина и женщина, которые говорят, что они живут на кладбище и рассказывают, что ночью приходит военная санитарная машина, из которой достают мешок с останками одного из членов экипажа.
Бросили в могилу, и закопали.
Насколько я помню и знаю, труп дяди Вани не нашли сразу, гроб для веса закидали камнями.Потом патруль нашёл тело, выкинутое волнами:само тело ,голова ,одна рука и одна нога. Страшно,но ЭТО - память действитеьности ....
Александр Степанов.
г. Волжский (Волгоградская область)































 от 23/4/2013http://arch.e-zdravnitsa.ru/news.php?idart=1882811


Рецензии