Гойя. Пинтор де камара - первый живописец короля

Дай, Бог, мне силы, ясность выражений,
Поведать всё, что точно знаю я,
Об этом ярком мировом явленьи,
Его зовут Франсиск Хосе Гойя!
 
Село Фуэндетодос... Сарагоса,
Над ним лютует ветер бочаррос,
Среди родных полей с маисом, просом,
Франсиск Хосе Гойя-и-Лусиентес рос.
 
Сын арагонского простолюдина –
Батурро, так крестьян у них зовут,
Но край родной прославит это имя
И высоко таланты вознесут.
 
Душа испанцев – пламя, честь и твёрдость.
Чего мы только не находим в ней?
Там ненависть и злость, любовь и гордость
Переплелись в гармонии страстей.
 
Франсиско Гойя не был исключеньем –
Душа была открыта всем страстям…
Навстречу самым разным приключеньям
С младых ногтей он устремлялся сам.
 
Франсиск всегда был цельною натурой –
Имел свой взгляд на всё, тверда рука,
Не пасовал пред сильною фигурой,
Он усмирить мог дикого быка.
 
Всё это в будущем, а ныне Франчо –
Так ласково звала его лишь мать,
На белых стенах собственного ранчо
Пытается свиней изображать.
 
Прекрасный силуэт свиной особы
Заметил гранд – богатый меценат.
И понял – этот юноша особый,
Подарен Господом  большой талант.
 
И в Сарагосу Гойя вмиг отправлен,
Постичь премудрости больших наук.
Он в школе у Мартинеса оставлен,
Учитель был канонов верный друг.
 
Канонам – нет! Он  учит серенады,
Гитару в руки с нежностью берёт.
И в живописи свежим, новым взглядом,
Нежданно совершил переворот.
 
Он с яростью сражался на дуэлях,
И с  наглостью  выигрывал пари.
Не обратив и взгляд на крик дуэний,
Он у синьор дежурил до зари.
 
Одним из первых начинал он драку –
Со всею силой пламенной души!
В сердцах хватался часто за наваху –
В делах любви все средства хороши!
 
Без крови это редко завершалось –
Пришлось, оставив всё, бежать в Мадрид,
В тот город, о котором и мечталось –
Столица и ристалище коррид!
 
Презрев отцов своих святой обычай,
Гойя тореадором знатным стал.
Франсиско де Лос «Торос», значит, «Бычий»,
Он на корриде именем блистал.
 
Дороги жизни все ведут нас к Риму,
В столице мира сходятся пути.
С бродячей труппой, странствуя по миру,
Он сделал всё, чтоб Рим не обойти.
 
В чудесном Риме труппой верховодит,
Взлезает на купол «Священного Петра»,
В гробнице христиан он тенью бродит,
Девицу выкрал из монастыря.
 
Испанскому послу вдруг сообщают:
В тюрьме сидит испанский арестант!
Сей мудрый гранд прекрасно понимает,
Что перед ним – громаднейший талант!
 
Из папских рук забрал Гойю-повесу,
Решил отправить сразу же домой.
Он инквизиции не дал  повесить,
Тем, сохранив, душевный свой покой.
 
Вернувшись, наконец, в страну родную,
Характер, волю Гойя воспитал
Художника железною рукою –
Создал талантом мощный капитал.
 
В его ушах всегда слова звучали:
«Ты луком был рождён, не розою умрёшь…»
Когда-то в детстве мать ему сказала,
А материнское чутьё не проведёшь.
 
Вся жизнь его – одно большое рабство,
Честь мастера  довлеет надо всем.
Свободе не способствует богатство –
Франсиск не ценит звон монет совсем.
 
Его работы – блеск, триумф гротеска,
Как в сказке «Новое платье короля».
В обычных рамках Гойе душно, тесно,
Он задыхается, не шут он: «Тра-ля-ля!»
 
Те, кто у власти, шарж не замечают,
В  большом восторге от его работ.
Поклонники короною венчают:
«Франсиск! Гойя! Герой!» – Кричит народ!
 
Законы улицы, махо и махи –
Герои главные  живых картин.
И без стилета, крови и навахи,
Сюжет не создаётся ни один!
 
Приплюснут крупный нос и пухлы губы –
Нам памятен такой «Автопортрет».
Черты лица Гойи – просты и грубы,
Лишь жгучие глаза –  струится свет!
 
Писал ли гобеленов он картоны
Для украшенья мраморных дворцов,
Пред ним была природа Арагоны,
Ключом бурлила кровь его отцов.
 
Оливы Арагоны, рощи, блики,
И в хоте пляски дикого огня…
Увидев  всё, Делакруа воскликнул:
«Весь Гойя трепетал вокруг меня!»
 
На избранных картинах безупречных
Гойя писал, как правило: «Тружусь!»,
«Я это видел!» – И шагнул он в Вечность…
И старика на костылях: «Я всё ещё учусь!»


Рецензии